Вы не можете отрицать, что любите проблемную музыку. Именно поэтому существовали Смитс, Моррисси и, ближе к теме этого обзора, АйФиона Эппл. Только потому что вы любите послушать про темы, которые не принято затрагивать не то, что в рок-музыке — в жизни вообще, Моррисси продал миллионы песен вроде «We Hate It When Our Friends Become Successful». Фиона Эппл из той же серии того же сезона того же сериала «Проблемная Тёлочка Пытается Открыть Бутылку с Кетчупом, У Неё Не Получается, и Она Идёт Писать Гневный Альбом По Этому Поводу».
Эго-психологам будет очевидно, что вся дискография Фионы связана с мужским пенисом. Чуть конкретнее, с тем, что её в 12 лет изнасиловали. 12 лет — слишком маленький возраст, чтобы получить удовольствие от изнасилования, поэтому в своих обзорах я постараюсь избежать шуток на эту тему, но одно бесспорно: вся горечь, настороженность и стрёмность песен Фионы идёт как раз с того самого случая. По сути, в метафорах и образах, весь процесс изнасилования описан в песне «Sullen Girl» с этой же пластинки. Что примечательно, после выхода альбома насильник подал иск против Фионы за то, что она не включила его в соавторы песни, а также за то, что она травмировала его, рассказав всему миру подробности его частной жизни, и отсудил половину роялти с продаж альбома. Это Америка, детка!
Вы знаете, что это будет проблемный альбом, если он называется как-нибудь нетипично, вроде этого «Приливного» (шутки про ПМС). В сопровождении недоумения боссов Сони Мьюзик альбом взорвал чарты, и на вручении премии MTV Фиона выдала знаменитую реплику про то, что шоу-бизнес говно, и никто не должен копировать свою жизнь со звёзд и их повадок. И если внимательно (морща лоб и задумчиво кивая раз в минуту) послушать этот альбом, становится очевидно, что Фиона не давала мудрый бесплатный совет, а как всегда трещала про себя. Эта пластинка наполовину — компромисс между тем, что хотела сделать Фиона и тем, что ей в итоге разрешили, — тем, подо что она прогнулась.
Может быть, это не так очевидно сейчас, но «Tidal» звучит, как типичный пианинный альт-рок альбом 90-ых. Вспомните Ben Folds Five, Тори Эймос и прочих расхитителей грува ранних пластинок Элтона Джона. Музыкальный вкус Фионы, её любовь к фанку и джазу просвечивает сквозь все эти стереотипы, но под конец дня «Tidal» запоминается, как ещё один альбом с пианино вместо гитары, во многом благодаря цепким синглам «Criminal» и «Sleep To Dream». Мне неприятно говорить об этом, Фиона, но пришли результаты анализов и, судя по ним, вас только что изнасиловала музыкальная индустрия.
Прямота и открытость всегда будут в цене, поэтому все заморочки Фионы, которые она вываливает на нас, имеют такой сильный эффект. К тому же, когда это акцентируется талантливой мелодией и аранжировкой, как в «Carrion» — это бесценно. «The First Taste» удивительно совмещает самокопания с эстрадной лёгкостью беззаботного зимнего поп-хита, и да, «Criminal» и «Sleep To Dream» — отличные песни, несмотря на свою сшитую для радио униформу. Но, и я очень надеюсь, что я не изнасилую тебя этой ремаркой, Фиона, около 4-5 песен здесь отличаются только драмой в тексте. «Sullen Girl», «Slow Like Honey», «Never Is a Promise» — в музыкальном плане они отличаются лишь номером трека.
Игого, это очень ладный дебют, берущий в первую очередь не бронебойными хитами, а тем, что Фиона знает, что именно выделяет её из сотни других музыкальных актов. А такая творческая смелость стоит никак не менее пяти звёздочек.
Ну, или трёх с половиной.