logo

мужской разговор
о музыке

Joanna
Newsom

то, что слушают в Капотне после того, как перечитают томик Ахматовой

album

Milk-Eyed Mender

2004

Знаете, почему у Т-34 фронтальная броня чуть больше 30 сантиметров? Чтобы я не пробил её своим пенисом!

Простите, думал, что пишу на свой сайт обзоров танков.

Дубль два! Знаете, почему у коробочки этого диска толщина чуть больше полу-сантиметра? Чтобы я не

Простите, думал, что пишу на свой сайт обзоров коробочек из-под дисков.


Альбомы Джоанны Ньюсом — это находка для тех, кто пишет рецензии. Тут можно писать про что угодно, только не про музыку. Можно про какой-то нео-фолк, про арфу, на которой играет Джоанна, про какую-то милую наивность, ещё раз про арфу, про её винтажные платья, про то, что на альбоме она явно делает что-то там такое, не очень понятное что, но вообще ничего, на три с половиной звёздочки вполне. Но какое это имеет отношение к обзору на коробочки из-под дисков?! Никакого! Хотя и к музыке это тоже не имеет никакого отношения, потому что такое перечисление фишичек есть мшелоимство второй степени, а не музыкальный обзор. Когда в зале Славы соберутся Скотт Уокер со своей работой «Drift», Брайн Вилсон будет похваляться тем, как он записывал «Pet Sounds», а Мик Джаггер будет петь лучший белый соул с альбома «Exile On Main Street», что вы скажете? "Э, подождите-подожите! Я думал вы тут из-за того, что носили прикольные тапочки!", да?

Выйдете на улицу, возьмите электричку до Арзамаса-14, идите на окраину города, откройте уши, и вам тут же начнут жужжать, что «Milk-Eyed Mender» — это тебе инди-поп, замешанный на нео-фолке американского толка, да к тому же не без толики, хотели бы заметить, сингер-сонграйтер стиля, но не верьте этой лжи! Верьте моей лжи! Которая заключается в том, что пластинка «Milk-Eyed Mender» — это обычная фолк-музыка, записанная необычно для фолк-музыки, но всё-таки обычная фолк-музыка. Если бы песни «Bridges And balloons» и «Swansea» спела Джони Митчелл на гитаре в эпоху Вудстока, никто бы не подумал, что эти песни написала Джоанна Ньюсом. Хотя бы потому, что она ещё не родилась к тому моменту.

На пластинке, действительно, основной инструмент — арфа, и потому что мы все очень редко слушаем арфу, её звук кажется магическим. Но ещё неожиданнее вступает резкий голос Джоанны, которым она звонко берёт высокие ноты. Эл Грин изошёлся бы завистью по такому диапазону [тут следует отметить, что в оригинале было "...Al Green would go green...", но так как я сначала пишу обзоры на английском, а затем перевожу их на русский с помощью заморского попугая, искромётные игры слов теряют свой шарм], но даже такое необычное сочетание голоса и инструмента через три-четыре песни может надоесть. Поэтому для разнообразия три песни спеты под пианино, орган и клавесин. Но дело совсем не в клавесинах и арфах, а в том, насколько необычно на альбоме представлены серьёзные темы в обличии простых песенок с приятными мелодиями: творческие муки, которые никогда не приведут к шедевру в «Inflamatory Writ» и творческая затхлость провинции в «This Side Of Blue». Впрочем, мелодии не всегда приятные и песни вроде «Three Little Babies» и «Cassiopeia» звучат как творчество The Hollies, если бы те назывались The Лоххиз. То есть, не очень хорошо. Впрочем, мало что сравнится с шоком, когда вы ставите диск в первый раз и — бац — слышите голос Джоанны.

И что касается прозвучавшего "бац", это был звук меня, всё-таки пробившего фронтальную броню Т-34. Своим фауст-патроном, хе-хе. С этой, с ядреной боеголовкой, хо-х (*продаёт эту шутку Комеди Клаб на 12 сезонов вперёд*)
писано 09.01.2007
album

Ys

2006

Самый амбициозный альбом года, — это написано на любом заборе. С этим мне придётся согласиться, потому что «Ys» — это действительно самый амбициозный альбом года, но тут следует иметь в виду, что значит "амбициозный". Для меня "амбициозный" означает "не оставляющий среднего мнения". Новый альбом Дидьё Маруани и Спейс — амбициозно. «The Wall» Пинк Флойд — амбициозно. Кусок дерьма — тоже амбициозно. И вот теперь «Ys» — вполне амбициозно. Но не кусок дерьма.

Сейчас я не хотел бы вдаваться в родословную дерьма, иначе бы мы с вами тут всю жизнь будем выяснять, что было раньше: дерьмо или Роджер Вотерс. И, если это читают пламенные поклонники Роджера Вотерса, я ни в коем случае не имел в виду, что Роджер Вотерс — дерьмо.

Впрочем, если это читают не пламенные поклонники Роджера Вотерса, то я всё-таки имел в виду, что Роджер Вотерс — дерьмо. Но, как бы там ни было, я хочу сделать официальное заявление: этот альбом Джоанны Ньюсом — точно не Роджер Вотерс.

Альбом ещё до выхода получил лестные сравнения с работой Вэна Моррисона «Astral Weeks». И хотя я не разделяю эту позицию (как вообще два альбома могут быть похожи друг на друга?! это же неповторимые творения Бога! Только взгляните на череду разнообразных и непредсказуемых пластинок Роджера Вотерса!), я согласен, что после хорошего, но неуверенного дебюта, «Ys» ошеломляет точно так же, как в своё время всех потрясла божественная музыка «Astral Weeks» после топорного и последовательного ритм-н-блюза «Blowing Your Mind». Мировое интернет-сообщество нарекло жанр альбома "нео-фолк". То есть, не "о, фолк!", как я думал раньше, а "нео-фолк". Но не особо развешивайте уши. Скажу вам правду, альбом записан в моём любимом жанре "шедевр".

Увы — мне это самому не нравится — но то, как написана музыка на пластинке, заставляет употреблять слово "искусство". Слово "искусство" многим чревато: когда начинаешь его употреблять, то моё любимое слово "говно" уже просто так не скажешь. "Говно" превращается в "фекалии", а "тошнотворный" в "головокружительный", но этими словами я владею не так искусно, чтобы описывать всякие головокружительные фекалии.

Однако, это не имеет никакого отношения к «Ys». Пластинка длится минут 50 и представляет пять песен, из которых только про одну можно сказать, что она песня (шестиминутная «Cosmia» в самом конце). Что до остальных — это сюиты с нетипично хрупкой для продюсера Ван Дайк Паркса оркестровкой. Каждая сюита начинается как сказка, но заканчивается драмой, и нет смысла описывать в рецензиях все повороты и сюжеты этих сказок: они были записаны как песни именно потому, что никаким другим образом передать их было невозможно.

Поэтому я искренне полагаю, что альбом должен нравиться абсолютно всем, кто ценит, акхм, искусство. У вас есть друг, которому этот альбом не по нраву? Приведите его на нашу передачу, и мы попробуем понять причину такого неестественного поведения!

— Добрый день, это шоу Серхио. Нам отрекомендовали вас, как человека, которому не понравился альбом Джоанны Ньюсом «Ys». Это правда? Как вы можете защитить свою позицию?
— Что?
— Это правда, что вам не нравится последний альбом Джоанны Ньюсом?
— Что-о-о? Говорите громче, я глухой!


писано 10.01.2007
album

Joanna Newsom And The Ys Street Band
EP

2007

Если бы я был Львом Николаевичем Толстым, я ... был бы мёртв! И пока, мы находимся во вступительном абзаце, в котором я по традиции ничего ценного не говорю, я хотел бы сообщить вам что-то ценное. Понимаете, я не вижу выгод от реюнионов групп. Только посмотрите на последний альбом Студжис — какая от него польза? Это как если бы Достоевский, Марк Твен и Уильям Фолкнер объединились вместе, чтобы написать по буквам слово "Ktnthfnehf", да ещё и забыли переключить раскладку!
(По правде сказать, я не слышал этот новый альбом Студжис и не собираюсь. Понимаете, так как я слепой, я не могу слушать новые альбомы. То есть раньше, когда альбомы выпускались на виниловых пластинках, я мог вести пальцем по бороздкам, наслаждаясь замечательными звуками, которые появлялись у меня в голове. Но теперь, когда диски стали гладкие, как младенческая попка, по которой двадцать раз прошлись туда-сюда шкуркой, что мне остаётся делать?)

И пока мы находимся во втором абзаце, в котором я по сложившейся традиции делаю ровным счётом дерьмо, чтобы сказать вам хоть букву об альбоме, я хотел бы заявить, что не считаю, Льва Толстого мёртвым. Он может плохо пахнуть, забраться в могилу и превратиться в скелет, его одежда может разложиться, но ради всего святого, почему человек не может выражать себя так, как ему этого хочется?! Он, в конце концов, творческая личность! Что плохого в том, чтобы быть другим??!!?!!!

Да, кстати, по традиции в третьем абзаце я спрашиваю идиотский вопрос, и сам же даю не него идиотский ответ. И сейчас я сделаю то же самое. Или не сделаю? Давайте почитаем.
Вопрос: Как критики окрестили Уильяма Фолкнера, когда он спел под арфу пару песен?
Ответ: Уильям Нео-Фолкнер!

Это плавно подталкивает нас к теме нашего обзора — новый мини-альбом от звезды нео-фолка Джоанны Ньюсом под названием «Joanna Newsom And The Ys Street Band». В самом названии, разумеется, скрыт юмор — Джоанна намекает на группу Брюса Спрингстина E Street Band, и что может быть смешнее, чем едкое издевательство над кучкой инвалидов, пытающихся выжать из своих инструментов пафосные ноты?! Ничего!!! Увы, Джоанна, не издевается над группой Eagles на данной пластинке.

Стихи. Вы знаете, я не очень люблю стихи. Особенно после того раза, когда меня не приняли в клуб великих поэтов двадцатого века: все писатели нахаркали в стакан, а я должен был выпить это и не поморщиться. Таким образом сложилось, что я не провожу своё время в поисках рифмы к слову "казашки". Именно поэтому я не могу воспринимать восторг по поводу лирических изысков молодых групп вроде Kasier Chiefs, Dresden Dolls и Arctic Monkeys, стихи которых идут прямо, строчка за строчкой, одинаковым ритмом цепляясь за концы друг друга. Но вдруг появляется Джоанна, я смотрю на тексты её песен, и не понимаю, как это вообще можно спеть, как это можно уложить в ритм, как можно спасти экономику России?

Данный EP представляет три песни, сыгранные вживую в студии. Две из них были представлены на предыдущих альбомах. Здесь они сохранили свои мелодии, однако спеты не таким резким голосом, который за годы стал чуть ниже и увереннее. «Clam, Crab, Cockle, Cowrie» с первого альбома осталась прежней, зато больше не звучит, будто записана на многофункциональный мобильный телефон, которым помимо прочего можно подтереться. Что касается «Cosmia», то припев этой песни ещё больше стал походить на колыбельную, а инструментальная концовка, которой почти не было на альбоме «Ys» здесь растянута на 5 минут. Это оставляет нас с новой песней «Colleen», ради которой и был выпущен EP. И что можно сказать по поводу этой дивной сказки, которая чудесными словесными узорами преподносит историю о девочке, выброшенной на берег моря? Сложно сказать что-либо, потому что просто невероятно, как такие сюжеты, свойственные ирландским и уэльским сказам, могут рождаться в Сан-Франциско, где живёт Джоанна. И музыка, о Боже, эта музыка — здесь должен быть какой-то обман, потому что невероятно, как что-либо новое, написанное одним человеком, может звучать оригинально и столь похоже на народную музыку одновременно.

Ах, да! Последний абзац, в котором я по традиции говорю наконец что-то действительно умное, отменяется, вы слышите? Отменяется! Последнего абзаца не будет! Это мой единственный обзор, который заканчивается предпоследним абзацем!
писано 24.04.2007
album

Have One On Me

2010

Иногда я думаю о дерьме. Не, ну, не в том смысле, как искоренить проблему говна или хотя бы уменьшить его количество, а в том смысле, что блииииин, почему последний альбом Энимал Коллектив такое дерьмо? В этом отношении очень здорово, что новый альбом Джоанны Ньюсом придумывали, пели и записывали не Энимал Коллектив.

По правде сказать, мои штаны несколько высохли от восторгов по поводу пластинки «Ys», и я больше не в настроении слушать длинные сюиты про воображаемых друзей Джоанны. Новый альбом Джоанны Ньюсом? На это нет времени! (*пропагандируя здоровый образ жизни, грациозно играет в теннис со стенкой; стенка выигрывает, выходит в финал и играет с потолком; протагонист валяется, накурившийся*)

Самое ужасное, что альбом состоит из трёх дисков: первого, второго и четвёртого, который жидомасоны гадким образом выдают за третий. Будьте бдительны: каждый третий диск, который вы покупаете — четвёртый! На каждом диске по шесть песен, что в итоге, складывая все песни, даёт нам 666! Именно поэтому я купил православное издание пластинки с седьмым бонус-треком на третьем диске, на котором православный батюшка завершает повествование пластинки хэппи-эндом: "А затем всю свою оставшуюся жизнь Джоанна Ньюсом и её группа горели в аду, потому что играли на арфе вместо гуслей". После короткой паузы раздаётся реклама: также слушайте в этой серии альбомы-лекции ведущих священников — «Led Zepellin: Что Получится, Если Прочесть Название Задом Наперёд?», «Kasabian: Мученики Гаражного Рока» и «Tortoise: Пост-Рок Или Скоромно-Рок?».

Все те, кто пытался установить рекорд по задержке дыхания, знают, что три диска — это до хрена. И, да, мы все знаем стандартную претензию к трёхдисковым альбомам — лучше бы сократили до двух дисков. Удивительным образом, этот трёхдисковый альбом длится в сумме 124 минут, что позволяет уместить его без обрезаний на двух дисках! Как раз то, что мы хотели. Такая двухдисковая версия, вне сомнений, гораздо более качественная, нежели стандартная. Рекомендовано к прослушиванию ведущими собаководами (купите собаковода и прослушайте им этот альбом).

Но давайте рассмотрим альбом таким, каким его задумал создатель. Итак, перед нами редиска (рыночно-базарное от "три диска") и редиска (стандартно-нормальное от "редиска" — да, я пропагандирую здоровый образ жизни в своих обзорах (*закуривает морковку*)). Для упрощения понимая своей мысли я изложу её в виде круговой диаграммы, показывающей процентное соотношение аспектов каждого из трёх дисков (каждый диск символично представлен диском):

newsom_diagram.gif

Как видно из диаграммы, самым лучшим диском бесспорно является первый. Потому что к его началу вы ещё не успели устать от альбома и ваши уши полны энтузиазма. Под конец диска ваши уши полны ренессансного фолка под хрупкий голосок Джоанны, который продолжится на оставшихся двух дисках. В среднем, все песни одинаковы (вообще все, на всём земном шаре, я имею в виду): они приятные, в них есть мелодии, не столько запоминающиеся, сколько узорчатые и изящные, аранжировки не такие резкие, как на «Ys», — более пасторальные, и в целом песни звучат ровнее. Из них своей динамичностью выделяются «Easy» и «Good Intentions Paving Company». Остальные проиллюстрированы на диаграмме выше.

Итого, я понимаю, что после «Ys» народ (ну, эти на корточках с семками) ждал от Джоанны ещё более масштабного задниценадирательного магнум-опосума с кучей песен, но это был не лучший выход. Помните, что было с The Clash после 3-дискового альбома «Sandinista!»? Разумеется, не помните. Никто не помнит! Да их вообще перестали слушать!
писано 28.03.2010
album

Divers

2015

Сейчас мне стыдно за то, что я одновременно: - поставил предыдущему альбому 'Have One On Me' 3 с половиной звёздочки - не помню ни одной песни оттуда

Это заставляет меня думать, что я скорее всего понадкусывал каждую песню, не прожевав целиком, потому что их слишком много, а альбом при этом заслуживает гораздо более высокой оценки. Но потом я думаю — сука, переслушивать три диска нытья Джо, Анны и ещё какого-то Ньюсом (это же трио, да?) — да ну нафиг, лучше компенсирую это излишней любовью к новой пластинке.

На самом деле я пытаюсь хоть как-то объяснить свою чрезмерную симпатию к 'Divers', настолько большую, что мне кажется, что я не смогу объективно что-то рассказать про альбом. Обозревать пластинки с таким настроем — это как оперировать собственного отца, понимаете? С учётом, что я к тому же ещё и не умею оперировать. Но с 'Divers' это была любовь с первого трека, когда внезапно всё звучит ново, свежо и при этом ровно так, как я ожидал.

Разумеется, этот альбом включили в топы 2015 года абсолютно все. В топах-то что главное — уметь считать до 10, а то включишь 11 пластинок в ТОП-10 и все будут долго показывать пальцем. В случае с 'Divers' всё понятно — это пластинка от музыканта, который при этом является "которой"" — то есть женщиной! Которая при этом поёт как инвалид, что лишь добавляет политкорректности, а так как итоговый результат звучит совершенно шизануто, то если включить это в свой топ, из претензий останется лишь «А где рэп?», а вполне можно закрыть Канье Уэстом, который обязательно что-то выпускает каждый год — если не альбом, то хотя бы кроссовок.

Соблазн в том, чтобы хвалить 'Divers' за утончённые аранжировки, за все эти тысячи чуть ли не народных инструментов, которые тут просвистывают то слева, то справа, за всю мозговитость, за то, что это редкий альбом, который полон аналогового звука и при этом не записан человеком с бородой, за то, как он инкорпорирован в современность (на ритмы 'Leaving The City' и 'Goose Eggs' мозг обычно настраивается перед прослушиванием The Dirty Projectors), за стихи, даже просто читать которые одно удовольствие (я уж не говорю про то, чтобы выцарапывать их задом наперёд на спинах белых рэперов!), но я хочу счистить всю эту прекрасную шелуху и указать на главное, что очень легко упустить — даже если бы эти песни были спеты под одну акустическую гитару или пианино, эта пластинка уделывала бы своих сверстников, просто из-за богатых на повороты мелодий, которые стоят в фундаменте каждого из 11 треков. Если арфы помогают Джоанне писать столь прыткие вещи, как 'Waltz Of The 101st Lightborne', или нащупывать средневековые ноты в заглавной 'Divers', у меня нет с этим никаких проблем.

Многие музыкальные критики (только что придуманные мною, потому что я не читаю других музыкальных критиков) сравнивают альбом с acid-folk-группами из 60-х, которые внезапно решили снизойти Средневековьем на наши ушки, вроде Fairport Convention и The Incredible String Band. И ключевая разница в том, что Джоанна при всех этих арфах и свистульках, сделанных из пенисов хрюшек (исключительно моё представление об экологически чистых музыкальных инструментах из Средневековья) остаётся современной привлекательной девушкой, а не проблемной волосатой ВЕЗДЕ хиппи на кислоте. Ах, да, доказательства:

dat_ass.jpg

Признайте, с такой задницей она могла бы быть лучшей R'n'B-певицей.
писано 07.09.2017