logo

мужской разговор
о музыке

Sufjan
Stevens

от создателя шокирующий обзоров на последний альбом Боба Дилана и первых трёх пластинок Лед Зеппелин: <font size=4><i>СНОГС</b>ШИ<b></i>Б<u>А</u><i>Т<font size=6>ЕЛ</b>ЬН</font>Ы<b>Е</i></font> РЕЦЕНЗИИ НА <font size=3><u>СУФЬЯНА СТИВЕНСА</u></font></b>

album

A Sun Came

2000

И перед тем, как вы спросите меня: "Эй, это что? Очередное инди-дерьмо с названием, заканчивающимся на 's' и начинающимся на 'Suf'?", я скажу вам: да.

В принципе, я допускаю существование обзоров где-то в мире, смысл которых идёт следующим образом: "Мне нравится этот альбом, очень нравится, но я не могу объяснить почему (*виляет хвостом*)". Это совершенно нормальный подход, который достаточно очевидно выражает вашу позицию, правда ничего не говорит о самом альбоме. Я же действую более уверенно и говорю с апломбом: "Я ставлю этому альбому три звёздочки". Разумеется, такие противоречивые обзоры звучат не особо убедительно, но я добавляю слово "Радиохед" и все маститые музыкальные критики тут же начинают кивать головой: мол, да, сказал, как отрезал, ни добавить, ни прибавить — я, мол, в свои былые дни и не такие фразы отпускал.

И чтобы поддержать репутацию маститого музыкального критика, я специально для этого обзора изобрёл новое ёмкое слово в своей секретной лаборатории! И вот оно:




(Вы его не заметили, потому что это супер-слово, обладающее сверх-свойством невидимости)

И теперь, описывая этот альбом всего одним словом, можно сказать, что «A Sun Came» — это . Но я забыл, что вы простые смертные и не видите моё супер-слово, поэтому мне, похоже, придётся расписать его в трёх абзацах.

Альбомы вроде «A Sun Came» раньше выпускали в самом конце карьеры музыканта, чтобы собрать деньги за посредственный ранний материал исполнителя с его самых преданных слушателей. Выпускать такие альбомы в начале карьеры не имеет никакого смысла — у тебя нет фанатов, которые бы с радостью расхватали горячие пирожки, выползающие из твоей задницы. Но, тем не менее, альбом выпущен и мне предстоит его анализировать. Потому что я — анализатор. Анал-лизатор. Что в толковом словаре Даля означает "лижущий задницу начальству".

Пластинка «A Sun Came» содержит в себе слишком много всего, в частности: 21 песню, 78 минут, около полдюжины музыкальных стилей, 55 секунд и забавную обложку. Как ни странно, в целом все песни звучат законченными и достаточно хорошо записаными, но мало какие из них содержат запоминающуюся мелодию. Поэтому каждый раз я слушаю пластинку, как в первый раз, и это очень захватывающе.
Впрочем, при прослушивании этой записи, творческий прорыв альбома «Illinois» не кажется таким уж неожиданным. Здесь присутствуют зарисовки фри-джаза («Satan’s Saxophones»), христианские мотивы («Joy! Joy! Joy!»), трейдмарковые запутавшиеся гитарные соло («Demetrius», «Rice Pudding»), копирование стиля раннего Марка Болана («Super Sexy Woman»), имитация Соник Юс («Jason»), классический американский фолк («Wordsworth Ridge»), примитивные развлечения со звуковыми эффектами калькулятора Касио и много чего ещё («We Are What You Say», «A Winner Needs A Wand», «Rake», «Siamese Twins», «Dumb I Sound», «Belly Button», «Loverless Bed (Without Remission)», «Godzuki», «Oracle Said Wander», «Happy Birthday», «Kill», «Ya Leil», «A Sun Came», «You Are The Rake»).

А теперь расистский анекдот!
Учитель младших классов спрашивает: "Это чей карандаш? Ванин?", и все дети отвечают ему , мол, да, Ванин.

Кстати, сегодня 1 декабря — Международный День Борьбы со СПИДом! Я уже замочил одного хача и двух молдаван, больных СПИДом. Подумываю на счёт какого-нибудь грузина, чтобы день борьбы можно было назвать стопроцентно международным.
писано 02.12.2009
album

Enjoy Your Rabbit

2001

Второй альбом! И под словом "второй" я понимаю "неожиданно хороший", а не "Всемирная Торговая Организация 'Рой [Орбисон]'". Самое смешное в этом то, что имя Орбисона — Рой — является частью слова ’второй’, и, когда я сказал в одной из своих обличающих статей, что Крис Иисак — это Второй Орбисон, получилось достаточно смешно. Как в тот раз, когда я заявил, что Дэвид Боуи — это Гомик Джаггер. Или как когда я сказал, что

Да, извините, что перебиваю (да нет, всё в порядке (нет, мне правда неудобно (я же говорю, всё нормально не беспокойтесь (вы правда не обиделись? (господи, ну нет конечно! (это очень хорошо, потому что мне показалось, что всё-таки немного обиделись (я же вам говорю, я не обиделся!! (ну, вот, вы всё-таки обиделись (простите, вам не кажется глупым извиняться, когда вы перебиваете самого себя))))))))) [получает приз за самый длинный смайлик в мире], но что касается музыкальных знаменитостей — хотите посмотреть мою подборку последних высказываний великих музыкантов?
"Аааааа!!!!" — Марк Болан.
"Ыыыыых..." — Джонни Кэш.
"Ыэыээыооыыоы..." — Джонни Рамоун.
"Эй, я ещё не мертва!" — Дорис Дэй, заживо погребена в мини-опере Пита Тауншенда, 2006-ой год
"When I’m riding in my car, and a ma" — Мик Джаггер, умер во время турне Роллинг Стоунз «Бесконечный Рокенролл Лизок» 2043-его года.

Предыдущие два абзаца были недостаточно вежливы по отношению к заслуженным легендам музыки. Но я исправился и теперь, повышая вашу бдительность и культуру вежливости, хочу сказать: если на горнолыжном курорте вы увидите человека с белыми палками и в тёмных очках, пожалуйста, помогите ему скатиться. Но, чу! Это не обзор на все альбомы Стиви Вандера за десять секунд!

Альбом Суфьяна Стивенса «Enjoy Your Rabbit» является достаточно неожиданным продолжением того, что было записано на предыдущей пластинке (краткое содержание предыдущего обзора: пара шуток про анал, валяние дурака, куча названий песен, анекдот про молдаван). Данная пластинка обитает в жанре электроники, как в том анекдоте, когда чувак звонит на завод и говорит:
— Мне нужен Эл Ектроник.
— Его нет на рабочем месте.
— Овцехуева тоже нет?
— Нет, в цеху его тоже нет.
— Понятно. Аможетонпошёл есть?
— Нет, вряд ли, он даже не приходил.


Суфьян Стивенс официально причислен к лику сингер-сонграйтеров. Обычно такие люди действуют в одиночку, хотя есть знаменитые исключения, вроде группы "Кросби, Стиллс, Нэш и Йанг", в которой играли Кросби, Стиллс, Нэш и Йанг соответсвтенно. Эти люди с детства прикипели к натуральным инструментам, поэтому ожидать от них хорошего электронного альбома — это то же самое, что ожидать хорошего электронного альбома от электронщиков: ХОРОШИХ ЭЛЕКТРОННЫХ АЛЬБОМОВ НЕ БЫВАЕТ В ПРИРОДЕ!
Не то, чтобы «Enjoy Your Rabbit» была полностью электронной пластинкой. Это инстументальная запись, но кроме шумов, синтезаторов и разных Atari-пуков, всё остальное (ударные, электрические гитары, клавишные) натурально, как новозеландская овца. Поэтому пластинка ’электронна’ не столько из-за инструментов, сколько из-за стиля обработки звука, в котором отслеживается влияние Стива Райха и немецкой электроники 70-ых годов. Лучшими композициями я бы назвал одни из самых длинных «Year Of The Rat» и «Year Of The Dragon», которые пунктиром прочерчивают путь к последующему шедевру «Illinois».

И это совсем неудивитльно, что мне понравился электронный альбом. Ведь в музыке, как и в еде, я люблю абсолютно всё. Кроме восточных лепёшек. Каждый раз, когда я слышу словосочетание "восточная лепёшка", моё воображение рисует узкоглазых коров.
писано 07.12.2006
album

Michgan, Greetings From The Great Lake State

2003

Первый альбом из серии альбомов про соединённые штаты Соединённых Штатов Америки посвящён штату Мичиган, как в той песне Клэш «Томми Ган», если бы вместо "Тоооооомми" они тянули "Миииичи". Или как в той песне Секс Пистолз «Сабститьют», если бы вместо "Сабститьют" они орали "Мичиган". Или как на том альбоме Рика Фэйк-мана «Шесть Жён Короля Генриха Восьмого», если бы он догадался пригласить на запись вокалиста.

Да, и пока мы ещё не начали обзор, я хочу дать вам дельный совет: мои обзоры специально ограничены пунктирными линиями, чтобы вы могли их вырезать и прикреплять магнитиком к холодильнику. Как ни странно, эта идея пришла ко мне в голову, когда я справлял малую нужду. Поэтому можно даже сказать, что от этой идеи я просто обоссался.

И пока обзор ещё не почат, я хотел бы сказать, что фармацевтическим компаниям давно пора прекращать называть свои лекарства длинными названиями «Бромгексилберлинхеми» и перейти на что-то более броское и понятное народу. Вроде «Сникерс». Например, ну, не знаю, «Дриxxx» — лекарство от СПИДа (читается "Дрикс", разумеется). Хотя теряется некая солидность и внушаемость, что ли.
— Доктор, а правда поможет?
— Детка, эту штуку не называют хломидогексидоботисцидоброл за просто так!


Так же и альбомы пора называть более эффектно. Конкретный альбом, на который я сейчас пишу обзор, называется «Michigan, Greetings From The Great Lake State», и вы думаете это эффектно? Нет, вы умные, и я знаю, что вы не думаете, но Суфьян Стивенс — глупый и думает! Назови свой альбом «Херакс», и народ потянется.

Однако, перед тем, как я перейду к обзору, надо отметить, что я скучаю по тем временам, когда пластинки длились 40-45 минут. Теперь формат диска позволяет записать до 80 минут музыки, и нам, музыкальным критикам, приходится слушать больше, чем раньше, однако наши зарплаты остались неизменными со времён фонографа 1910-ого года! Я как получал за обзор трёх девственниц, двух рабов-негров и стадо мустангов, так и получаю до сих пор!

Этот альбом сделан по формуле 1 + 2 = 3, что означает "смешай первый альбом со вторым и получи третий совершенно бесплатно". Дебют «A Sun Came» показал, что Суфьян умеет писать неплохие фолк-песни, последовавший «Enjoy Your Rabbit» открыл неожиданные композиторские таланты Суфьяна, и вот на третьем альбоме это всё слилось воедино. Кроме того, стиль игры на пианино с этого альбома породил множество сравнений с джазовым пианистом Винсом Гюральди, но так как это сравнение уже является зарегистрированной маркой, мне остаётся сравнить звук клавишных только с Финзом Гэральде, если это сравнение ещё не зарезервировано.

За 66 минут и 15 песен Стивенс успевает пройтись по своим родным местам штата Мичиган, вспомнить неурядицы, безработицу, бездомных, природу, Детроит, и это окрашено любовью во всех её проявлениях: радость жизни, единение с природой, близость к Богу, меланхолия, мужчина писает сверху, она в костюме Бэт-вуман и так далее. Очевидно, что эту пластинку Суфьян готовил не два года, а всю свою жизнь, и для того, чтобы завершить проект альбомов по каждому штату Америки, нам потребуется ещё около двадцати-тридцати Суфьянов. Или сократить число штатов.
Но это будущее, которое "назад в", а настоящее заключается в том, что перед нами запись, разнообразная и крепкая, не нравоучительная, но чётко представляющая убеждения своего автора, и мне она нравится хотя бы за это. В неизвестном смысле этого слова можно даже сказать, что альбом «Michigan» вполне ыпгыврпоыорный.
писано 09.12.2006
album

Seven Swans

2004

Я придумал футболку для всех мальчиков и девочек с надписью "Я хочу быть таким же, как Элвис Пресли (мёртвым)". Если вы заинтересованы в такой футболке, позвоните моему агенту, и он продиктует вам эту фразу по буквам.

Да, и перед тем, как изложить вам своё мнение в лучшем виде, следует сделать предупреждение: я только что съел тарелку бобов. А после бобов, как вы знаете, очень хочется высокопарно рассуждать о политике и искусстве. Пердеть, проще говоря. Поэтому если вам не нравится, как я высокопарно рассуждаю об искусстве тонкой струйкой прямо вам в рожу, следует немедленно закрыть эту страницу.

У каждого альбома по Конституции есть права. У каждого альбома есть право быть услышанным, право быть восхваленным и право быть обосранным. Обычно я пользуюсь правом альбома быть обосранным, но в данном случае я хотел бы похвалить пластинку. Тут, правда, возникает незадача: очень сложно хвалить альбом, который тебе действительно нравится. При этом, хваля альбом, ты в принципе должен поставить себя ниже автора и его пластинки, короче говоря, превознести автора и расписаться в том, что ты говно, поражённое услышанным. Я не принимаю средние варианты, когда музыкальный критик, почёсывая задницу, пишет в таком снисходительном тоне: "Пой, раб! Давай, пой мне свои песни, раб!... Ну, да, ничего так, вот тебе пять звёздочек. И чтоб я тебя ещё год не слышал".

Поэтому сейчас мне предстоит сделать один из важнейших выборов в своей жизни: альбом — говно или я — говно? В общем, мы тут в редакции посовещались и пришли к компромиссу, что говно — это ты, дорогой читатель. А лично я настолько слился с этим альбомом, что не могу отличить его от себя. Я смотрю на обратную сторону компакт-диска и кого же я там вижу?! Себя!

«Seven Swans» — пластинка христианского толка. То есть, фолка. То есть, полка. То есть, полька. Хотя одним словосочетанием тут не обойдёшься. С музыкальной точки зрения, альбом продолжает аранжировки предыдущего «Michigan», но теперь звук стал объёмнее на 54% и в паре-тройке песен у Суфьяна получается остановить время (и я этим пользуюсь, чтобы незаметно проскользнуть в туалет, вколоть себе порцию кокса, и выбежать, как ураган: ’Так, всё, кокаиновая смена начала работу! Сейчас мы этот обзор напишем, да, мать его, я сказал — напишем, и когда я говорю ’напишем’, я имею в виду ’напишем’ - высечете эти слова на моей могиле!!!!’). Композиция «Sister», расположенная в середине пластинки на ребре между первой и второй половиной, — это один из образцов того, как можно сделать что-то эпическое без нотки пошлости.
Что касается тем, которые охватывает пластинка, то в них нет ничего атомно-христианского. Иногда Суфьян пересказывает сцены из Библии, иногда вспоминает свои религиозные переживания, чаще всего не вылезает за обычные границы фолк-музыки.

Хотя, подождите, раз это христианский альбом, я лучше проверю свой текст. На всякий пожарный.

This site is certified 68% GOOD by the Gematriculator

Да, порядок.

Но оценить такую пластинку — не такая уж и простая задача. Ангелочек справа от меня нашёптывает: "Поставь этому альбому четыре с половиной звёздочки!", а чёрт слева: "Прыгни из окна! Кому говорю, сука, прыгни!", и я, разумеется, в раздумьях, что сделать первым.
писано 11.12.2006
album

Illinois

2005

прямиком из Ночного Обзора номер 1110!
(и под словом "1110" я, разумеется, понимаю "14")

По сути своей, этот ночной обзор был своего рода предварительным этапом выборов лучшего альбома 2005-ого года. По его результатам мы узнали, что самым популярным альбомом на Земле в 2005-ом году будет альбом «Illinoise» Суфьяна Стивенса — за него проголосовало аж 44 землянина!!

Я как настоящий мажор-сноб, проживающий в ритме высокие отношения — коньяк — классическая музыка, не могу не хмыкнуть, когда передо мной лежит вот такой вот альбом акустической музыки. Вообще, что такое акустическая музыка — тьфу! Как можно выразить хорошую мелодию всего на одной акустической гитаре? Мне для жизни нужна совсем другая музыка. Музыка, под которую приятно двигать телом; музыка, под которую можно заниматься любовью в ритме танка, тьфу, фанка... или танго.

Так вот, Суфьян Стивенс — это не то, это совсем не то, что нужно настоящему мужику. В прошлом в его песнях преобладала акустическая гитара, а вы знаете каким страшным словом называют чуваков, играющих на одной акустической гитаре? ЭМО! Их называют факинг эмо, потому что чаще всего, так как мелодии они писать не умеют, эти эмо-ребята выставляют напоказ наготу своих чистых незапятнанных эмоций!! И чаще всего это очень грустные эмоции.

Вот пример тру-эмо песни, текст которой я нашёл на листочке использованной туалетной бумаги:

     куплет:
     :-(  :-(  :-(  :-(  :-(  :-(  :-(  :-(
     >-(  \-(  |-(  ;-(  *-(  #(  !-(
     ((((((((((((((((((((((((((((((((((
     8-(  7-(  [-(  [:-(  :«(
     :-{  ;-{  /-(  Ж-(  ж-(  ((((((((

          припев:
          i-(  o-(  *-(  ((((
          (((  !-(  ?-(  \-((((
          .-(  ,-(  ((((((

Эмоции, мою задницу!!

Этот альбом Суфьяна очень сильно отличается от его предыдущего материала и от всего, что принято называть, агхм, (* очень снобным голосом, будто у этих людей прав не больше, чем у негоров*) современной фолк сценой. Жаль, что эти фолкстеры не чёрные — тогда бы у нас были все законные основания зарезать их гильотиной, чтобы искоренить этот занудный вид современного, агхм, искусства.

Но Суфьян Стивенс совсем не такой. На этом альбоме он почти отстраняется от своего "я" предыдущий пластинок и переходит к более созерцательному режиму написания стихов. И музыки тоже! Кроме акустической гитары здесь можно встретить ещё две такие же акустические гитары, кучу клавишных, трубы, тромбоны, а также всякие мелкие штучки вроде треугольников, свистков и барабанных палочек. Несмотря на то, что альбом называется «Illinoise» (третий альбом из серии "Альбомы, посвящённые соединённым штатам" — предыдущими двумя были «Greeting From Michgan» и «Seven Swans»), проамериканской пропаганды американских ценностей тут нет — большинство песен написаны про понятные всем человеческие чувства — «Hamburger, I Love You», «I Miss You, My Cheeseburger» и «All My Best Friends (Hamburger, Cheeseburger & Apple Pie)» посвящены любви, разлуке и дружбе соответсвенно. И хотя бессмысленно выделять лучшую песню, я всё-таки назову её. Это — «Jacksonville», как совершенно правильно угадал Пал Палыч из села Верхние Бочонки Урюпинской области, где уже как год нет электричества, ПРИЗ в студию — тостер!!

Чёрт, кто-то просто обязан начать писать концептуальные альбомы, посвящённые республикам Российской Федерации. «Мудмуртия», например, а?

Всё вышесказанное не отменяет того факта, что альбом, агкхм, принаиотличнейший, да. Представляете, Ворд подчёркивает слово "принаиотличнейший" красным и предлагает заменить его на "мультик анальный", хаха!!

Всё вышесказанное не отменяет того факта, что альбом, агкхм, мультик анальный, да. Ненавижу говорить фразами "этот альбом похож на смесь рэпа и класической музыки", но на этот раз удержаться сложно. Если этот альбом на что-то и похож, так только на смесь фанка и кантри музыки, если такая штука вообще существует.
Хм, да теперь я понимаю, почему меня тошнит от таких высказываний.
писано 10.10.2005
album

The Avalanche

2006

Пластинка «Э, Воланчик!» посвящённая штату Avalanche продолжает серию аль

В самый последний момент перед тем, как я был готов поставить точку после слова "аль" и закончить обзор, мне позвонили из вышестоящего органа и сообщили, что это не очередная пластинка, которая продолжает серию аль

Напротив, сообщили мне, это есть сборник так называемых "аут-тейков" из пластинки «Ilinois», который в своё время продолжал серию аль

бомов, посвящённых штатам. Тут, конечно, возникает вопрос: "А что же такое аут-тейки?". И это очень правильный и своевременный вопрос, потому что в вашем возрасте задавать такие вопросы — совершенно нормально для современного общества. "Аут-тейк" в музыкальном бизнесе, ведомым Робертом Поллардом, означает песню, записанную для одного альбома, но в итоге на него не попавшую и вышедшую на каком-нибудь леваке. Это есть воплощение идеи безотходного производства: вы исписываете черновой лист с двух сторон, но не выбрасываете его, а подтираетесь им с обеих сторон, и это не конец — затем он висит в галереи современного искусства Метрополитэн Мьюзиэм.

Иными словами, «The Avalanche» — это ьфырпгрцщопы рпцоркщкзн твоапц, но эти "иные слова" не несли в себе много смысла, поэтому я, пожалуй, переформулирую для вас: «The Avalanche» — это выпущенные невыпущенные песни. А также три версии центральной темы «Chicago» с предыдущего альбома, но я вам этого не говорил, тсс. Если кто-нибудь будет интересоваться, откуда у вас такая информация, спойте ему первый сингл The Killers «Somebody Told Me». От вас тут же отстанут, потому что поймут, что вы идиот, ведь только идиот может петь эту идиотскую песню.

Well somebody told me
You had a boyfriend
Who looked like a girlfri—
Эй-эй, я не пел эту песню, это недоразумение чистой воды! Как в том научном эксперименте, когда уважаемый профессор утром открыл канализационный кран, но оттуда полилась чистая вода:
— О, простите, произошло недоразумение, я ошиблась трубой!

Как, возможно, вы знаете из осведомлённых источников, предыдущий альбом «Illionis» намечался быть двойным, то есть на двух дисках и в двухдисковой коробочке. А вы знаете, что они говорят про двойные альбомы в двухдисковой коробочке: "Лучше бы сделали из него одинарный, а всё не вошедшее выпустили бы отдельно". И именно так они и сделали! И сделали очень правильно, потому что прослушать два часа божественной музыки за раз может только Бог.

Эти два альбома, «Illinois» и «Avalanche», никак не удаётся слить вместе. Получается в два раза больше вступлений, интермедий и финалов, чем нужно. Из-за этого «Avalanche» по своим структуре и звучанию похож на «Illinois», как две капли китайца, но в целом вышел отдельным законченным альбомом. И хотя ему никогда не избежать сравнений с «Illinois», он содержит одни из лучших песен Суфьяна «The Henney Buggy Band», «Pittsfield» и заглавную композицию.

Да, кстати, мы заплатили около миллиона долларов Майклу Стайпу, чтобы он переделал свой хит специально для этого обзора:
"It’s the end of obzor as we know it and i feel" (на последнее слово нам не хватило совсем чуть-чуть денег).
писано 16.12.2006
album

Songs For Christmas

2006

Суфьян Стивенс — замечательный парень. Нет, правда: он ходит в католическую церковь, читает умные книжки, знает историю своего штата, заботится о родителях, и, если верить мол ве, гитарианец (или как там называют тех, кто играет на гитаре?).

Я, кстати, тоже вегетарианец, правда второго порядка. То есть я ем мясо, но только мясо тех млекопитающих, которые не едят мясо. Что, в общем, подразумевает вегетарианцев первого порядка.

Мне не надо прыгать с Импайр Стэйт Билдинг, чтобы доказать, что Суфьян Стивенс — замечательный парень. За меня это сделает кто-то другой, и, когда падающее тело подхватит летающий Стивенс с обложки альбома «The Avalanche», мы все поймём, что он действительно замечательный парень, хотя некоторые уважаемые музыкальные критики отметят: "Ну, мог бы всё-таки пользоваться поворотниками". И если этого не достаточно, я придумал рекламный ролик, после которого вы точно уверуете в замечательность Суфьяна.
Итак, Суфьян Стивенс едет в абсолютно пустом вагоне метро. На остановке в вагон заходит одна только дряхлая старушка. Стивенс встаёт и уступает место.

[Хотя, в общем-то, в этом есть смысл, потому что бабульки предпочитают нагретые места. Поэтому в рекламе придётся снять бабульку с подогревом задницы, чтобы зритель понял, что ей всё равно, где сидеть]

Католическая церковь — это такое место, где можно найти кого угодно, любого возраста, цвета кожи, профессии, нации, культуры и, э-э, вероисповедания (наверное). Поэтому в том, что Суфьян оказался одновременно католиком и музыкантом, нет ничего удивительного. И так как Рождество — второй по популярности праздник у христиан, становится понятно, почему Суфьян каждый год с 2001 по 2006 записывал двадцать-тридцать минут рождественских песен и гимнов (кроме 2004-ого года, в котором он и так выпустил христианский альбом — ну скока ж можна?).

Рождественские альбомы обычно делаются по принципу "На тебе, Боже, что нам негоже", и Джонни Мэтис с Бич Бойз и Дином Мартином очень удивятся, когда будут гореть в аду только за то, что в своё время наделали лажовых рождественских альбомов. Однако, пятидисковый бокс-сет Суфьяна Стивенса «Songs For Christmas» содержит 16 оригинальных композиций (из 39), некоторые из которых (если бы не тематика текстов) смогли бы расположиться на его лучших альбомах.

Мне, правда, не особо нравится идея рождественских альбомов. Я имею в виду, это же странно: представьте себе святое семейство после рождения Христа, и тут Дева Мария говорит: "Я бы сейчас с удовольствием послушала «Little drummer boy»", на что Иосиф отвечает: "Жаль в хлеву нет колонок". Но как бы там ни было, перед нами пять дисков, 2 часа музыки, 41 песня («O Come, O Come Emmanuel» повторяется три раза), музыкальный центр, и надо как-то срочно решить этот квест.

Тема Рождества предоставляет не так уж много сцен: звезда, волхвы и рождение в хлеву. Поэтому около половины песен посвящены празднованию Рождества (включая «Jingle Bells») и зелёным человечкам («Come On! Let’s Boogey To The Elf Dance»). Первые четыре диска записывались в декабре, когда как последний — в июне. Как ни странно, этот последний диск — самый цельный, который больше всего похож на отдельный завершённый альбом с весёлыми запоминающимися «Get Behind Me, Santa!» и «Christmas In July», а также "эпичными" в уже сложившемся стиле Стивенса «Sister Winter» и «Star Of Wonder». На первых 4 дисках тоже есть по две-три отличных песни, но постоянно менять диск в проигрывателе, чтобы послушать понравившиеся песни, — это не мой стиль отмечать Рождество. Впрочем, это никак не омрачает праздник. Счастливого всем Рождества! Я тоже собираюсь развесить свои мокрые носки сушиться перед камином! Или как они там за бугром это делают?
писано 17.12.2006
album

Songs For Christmas Vol. 8

2008

Этот рождественский альбом нелегально выложили в интернете и я скачал его 20 раз в знак протеста. Саму пластинку Суфьян раздал только своим близким и друзьям, один из них оказался спам-ботом, пославшим mp3 по миллиону почтовых адресов, среди этих адресов оказался музыкальный критик, и вот вы в моём обзоре. Признаться, я не испытываю никакого стыда по поводу того, что заслушал пластинку, не предназначавшуюся для меня и широкой публики вообще. Понимаете, раз оно было профессионально записано на плёнку, это автоматически означает, что это было сделано в конечном итоге для публики. Например, секс-плёнка Пэрис Хилтон. Сколько бы она ни орала о том, что это неавторизованная запись, очевидно, что именно это сделало её известной. Или секс-плёнка Мэг Вайт. Пускай она утверждает, что это просто похожая на неё девка, но почему тогда альбом «Icky Thump» продавался лучше остальных? К чему я это всё, дорогой читатель. Если у вас есть секс-плёнка, где вы придаётесь половым утехам и сексуальным извращениям, обязательно присылайте её к нам в редакцию, мы упомянем её в следующих обзорах на рождественские альбомы Суфьяна Стивенса.

Мне нравится манера Суфьяна различать свои рождественские пластинки порядковыми номерами. Именно так и следует делать! Кому нужен новый альбом Радиохед про радуги, когда нас вполне устраивали старые песни про компьютеры? Почему Радиохед настолько упиваются своей высоколобостью, что каждый раз изворачиваются придумать другое название новому альбому? Почему нельзя дать народу то, чего он хочет: «OK Computer-2», «OK Computer-2-2» и прочие сиквелы сиквелов? Господи, нам тотально нужны альбомо-сериалы. Тогда бы рынок смог наполниться дешёвыми подделками вроде китайской группы Rabi0head с альбомом «()K c0mputer».

Восьмая часть рождественских приключений Суфьяна Стивенса скрывает, что же именно случилось в частях 6 и 7, но что-то определённо случилось, потому что звук этого альбома не похож на логическое продолжение бокс-сета «Songs for Christmas» из пяти серий. 7 песен на протяжении 38 минут своим звуком возвращают слушателя к альбому «Enjoy your rabbit», своими вокалами — к пластинке «Illinoise». По этому поводу можно сказать только одно — ОСВиМ. К вашему сведению, я просто решил сэкономить нам немного времени и воспользоваться расхожей в редакции нашего сайта аббревиатурой: ОСВиЗ (Отличное Сочетание Вокалов и Музыки). Экономия места в обзоре является первоочередной задачей для нашей редакции, так как каждый год слишком много букв тратится на нерелевантные высказывания, не имеющие отношения к альбому и не приводящие к сколько бы то ни было стоящим высказываниям. 80% респондентов на улице ответили, что считают использование букв в обзорах сайта oldshipbar.ru крайне неэффективным. Именно поэтому моя важнейшая цель, как новоизбранного Серхио Жилхеса, коренным образом изменить отношение рецензента к клавиатуре. Помните: копейка рубль бережёт. Или, как мы говорим в редакции, просто П:КРБ.

Отличные песни, и это не пустые слова. Удивительно, но факт: все из 76 респондентов на вопрос "Не правда ли, новая рождественская пластинка Стивенса — отличный музыкальный подарок?", не задумываясь, ответили: "Отличный музыкальный подарок!". И это ещё не всё: на вопрос "А как вам нравится длинное гипнотизирующее полотно «The Child With The Star On His Head» — разве не удивительной красоты песня?" 100% тех же респондентов чуть ли не хором ответили: "Удивительной красоты песня!". Ах, теперь я всегда буду проводить свои опросы в попугайном отделе зоомагазина.

Но, хэй, детка, 76 попугаев со всего света не могут ошибаться — это первоклассный альбом. По сравнению даже с предыдущими рождественскими записями Стивенса восьмая часть выглядит куда качественнее и почти звучит завершённым альбомом. Красивые нетривиальные аранжировки, который раз перекликающиеся с Стивом Райхом и Джоном Кейждем, а также запоминающиеся мелодии «Do You See What I See?» и «Angels We Have Heard On High» не дают просто так сложить эту пластинку в корзину с надписью "сезонные радости". Возможно, не такая отточенная и сфокусированная, какой могла бы быть полноценная альбомная запись, эта пластинка всё равно слишком хороша для "всего лишь рождественского альбома". И всё-таки, раз официально это именно рождественский альбом, дорогой читатель, желаем тебе счастливого Рождества! Улётных походов в церковь, прикольных литургий, весёлых исповедей и забавных проповедей! Ура!
писано 31.12.2008
album

Run Rabbit Run

2009

Музыка меняет нас. Как перчатки. Но, если во всей серьёзности, музыка действительно меняет нас. Как перчатки.

Что я хочу сказать, это вот что: музыка тотально определяет вас. Вот посмотрите, допустим, сегодня вы слушаете гангста-рэп. Завтра вы начинаете воровать деньги у мамы. Послезавтра сажаетесь на тяжёлые наркотики. После-послезавтра начинаете давить невинных детишек на пешеходных переходах своим лимузином. И, наконец, ещё через день начинаете носить эти широченные джинсы, сидящие ниже жопы, чтобы было видно ваше нижнее бельё!! Напротив, возьмём академическую музыку. Сегодня вы ходите на современный авангард в консерваторию, завтра пишите трактаты на тему значимости струнного щипка в адажио темпе, послезавтра защищаете диссертацию на тему "Духовой флажолет на рояле: проблемы и задачи", после-послезавтра поднимаете свой IQ до 200, а позавчера изобретаете машину времени!

Но, увы, я не тот парень в очках, с которого ваша мама в детстве советовала вам брать пример, поэтому нет, сэр, я ничего не понимаю в академической музыке.

Что напоминает мне одну мою маму. Она тоже ни хрена не петрила не то, чтобы в академической, — классической музыке! При этом она постоянно орала: "Моцарт был послушным мальчиком, и всегда делал домашнее задание! Если хочешь стать таким же, как Моцарт, иди решай математику!". И несмотря на то, что я никогда не хотел стать таким же великим, как Моцарт, Красный Октябрь выпускает свои конфеты по форме моих какашек! Или вкусу. Не знаю. Никогда не пробовал (свои какашки на вкус).

Вопреки тому, что я петрю академическую музыку на уровне "Эй, выруби это говно!", я обозреваю альбом, полный академических аранжировок. И для начала его надо послушать.

Эй, вруби это говно!

Итак, эта запись принадлежит струнному квартету Оссо и является полной переработкой инструментального электронного полотна Суфьяна «Enjoy Your Rabbit», где каждый звук и шум воспроизведён струнным инструментом. Квартет Оссо состоит из примерно 4 музыкантов, которые отвечали за струнные на пластинке «Illinois», а также сотрудничали с группами Polyphnic Spree и The National, так что это, оказывается, сплошь свои в доску чуваки. Далее, если вслушаться, становится понятно, что академическая музыка тут не при чём — куда больше это похоже на модернистическую классическую музыку. И здесь возникает вопрос: каким хреном мне оценивать эту музыку? Каковы критерии? Увы, не имея музыкального образования, я не имею права говорить, что же плохого в этом альбоме. Удивительно, не имея музыкального образования, я также не имею права говорить, что же хорошего в этом альбоме. Моего образования хватает лишь на то, чтобы сказать, что мне нравиться этот альбом.

Тьфу. Нравится. Без мягкого знака. Моего образования не хватает даже на это!

Увы, я не помню оригинал пластинки, как это часто случается с инструментальными треками, где нет чего-нибудь цепляющего и насквозь пронизывающего сердце вроде "Оййй-йййёёёёё" или "Пусть лучше он прогнётся под нас / Однажды он прогнётся под нас / Когда-нибудь он прогнётся под нас / Обязательно он прогнётся под нас / И для тех, кто только к нам присоединился, он прогнётся под нас / Давай, заканчивай уже запись, он прогнётся под нас". Но этот альбом рассчитан не на сравнение с «Enjoy Your Rabbit». Это запись в своём праве, и вполне удачная запись она есть не так ли отнюдь о да. У меня классическая музыка никогда не шла дальше очарования перед звуком камерных инструментов, поэтому обычно через 20 минут мне становится скучно, но эта пластинка — крайне разнообразная, которая бьёт куда дальше этих стандартных трибьют альбомов Лондонского Симфонического Оркестра, исполняющего Роллинг Стоунз.

По большому счёту, «Run Rabbit Run» — это вежливое напоминание нам, инди-пидорам, что классическая музыка — не для нас. Сиропные струнные в счастливом сингле — да. Но что-нибудь серьёзнее? Даже не стоит и пытаться это описывать. Хотя я попытаюсь. Вся пластинка просто сдоблена аккуратными, точными, порой невесомыми, но одновременно напряжёнными, красивыми и холодными, как белые верхушки Эвереста, палитрами волшебных звуков. Мягкими и ласкающими. Тревожными и пугающими. Идеальный альбом для саундтрека к запоздалому солнцу в холодный ноябрьский день.

Эй, выруби это говно!
писано 29.10.2009
album

The BQE

2009

Есть два типа альбомов: альбомы и говно. Альбомы в свою очередь делятся на говно и альбомы, класс которых, если углубляться, чаще всего условно разделяют на два пересекающихся вида: говно и альбомы. Именно к последнему (альбому) и относится последний альбом Суфьяна Стивенса.

Альбоме является сопровождением к фильму, но, хэй, кто читает второй абзац с целью почерпнуть информацию о пластинке? Это же совершеннейший моветон, прошу внимания. Это как приходить на вечеринку вовремя! Никто не читает вторые абзацы. Все, деловито зевая, подтягиваются к четвёртому-пятому абзацу, как бы показывая, что они все такие творческие личности, что просто ну не могут вовремя начать читать обзор. А затем ещё отпускают комментарии типа "Ой, Серхио, я прочёл твой обзор задом наперёд и ничего не понял!", подчёркивая тонкость своего встроенного фен-шуя. Разумеется, ничего не поняли. В палиндромах обычно вообще мало смысла.

Итак, новый альбом. Не аут-тейки с пластинки «Illinois», не рождественские песнопения чёрной гадюки, не переработка старого альбома, а настоящий новый альбом. Но это в будущем, а сейчас — пластинка-компаньон к фильму со странным названием «Одноимённый», если верить моим кратким заметкам в блокноте. Фильм, который я не видел, посвящён скоростному шоссе, соединяющему районы Бруклин и Квинс — отсюда и название «Одноимённый», если продолжать верить моему блокноту. Наконец, и опять-таки это необходимо знать, артикул № Т5_7Бц_гр80 1794, 80 листов, ГОСТ 13309-90, ООО «БумИзделия», если по-прежнему верить моему блокноту.

Большинство обзоров на «The BQE» должны быть наполнены вопросом "Доколе?", но доколе? Разумеется, это не долгожданное продолжение серии альбомов Стивенса с этими, ну, вы знаете, песнями, и понятно раздражение тех, кто в силу своего скудного умишка и плачевного образования (тупые) не может понять (я, например), почему Суфьян (да, почему?) Стивенс (это его фамилия?) тратит (странное у него имя — Суфьян, да?) время (арабское что ли? странно, а на чурку не похож) на побочные (не стал бы я так своего сына называть — Суфьян — ой, не стал бы) проекты (а то бы над ним все издевались из-за дурацкого отчества — Суфьянович). ЭЙ, МЫ ТУТ ВООБЩЕ-ТО ОБЗОР ПИШЕМ, НЕЛЬЗЯ ЛИ ПОТИШЕ, А???!! (Ой, простите)

Но не следует уменьшать важность его очередной работы только по причине, что на ней нет синглов «Take Me Out», «Darts of Pleasure» или «Movement V: Self-Organizing Emergent Patterns». Потому что на этом альбоме как раз есть «Movement V: Self-Organizing Emergent Patterns», дорогие любители «Movement V: Self-Organizing Emergent Patterns».

Каждый раз, когда Суфьян берётся за инструментальный альбом, я жду что-нибудь в духе Стива Райха, с которого в общем-то все современные модные классические музыканты вроде Нико Махли и прут начала. Так было в случае пластинки «Enjoy Your Rabbit». Это был затягивающий альбом, который я даже не знаю что помогло сделать: может, тонны сильнейших наркотиков, может, полное воздержание от галлюциногенных средств, может, и то, и другое вместе, но получился удивительный альбом, который я переслушал час назад вместо того, чтобы слушать «The BQE» и должен сказать, что эта запись до сих пор звенит у меня в ушах звоном, подозрительно похожим на звук моей тревоги "Пора уже сказать что-то толковое про альбом!", хм...

И что же альбом «The BQE»? Сильно отличается от моих ожиданий, и я даже не знаю в какую сторону. Он более доступен человеческому уху (что, я полагаю, сильно разочарует поклонников Суфьяна из семейства дельфиновых) по сравнению с «Enjoy Your Rabbit» и, кажется, вообще выполнен без доли таланта. Это не обвинение — насколько я понимаю, в этом и есть задумка Стивенса. Помните главную тему Симпсонов, или инструментальное сопровождение к игре SimCity 3000? Именно таков этот альбом — его струнно-духовой оркестр состоит как будто из средней музыкальной школы Нью-Йорка, ученики которой затем никогда не будут заниматься музыкой. И вот они играют свое выпускное произведение, слаженно, отрепетировано виртуозно, динамично и размеренно там, где нужно, не пропуская ни ноты, красиво, но одновременно страшно пусто — в этом, видимо, и состоит метафора длинного одинакового шоссе.

К этому альбому, похоже, не придерёшься — и именно это есть моя главная претензия. Альбомы, посвящённые шоссе — очень неплохо. Но почему бы не мыслить более глобально? Как на счёт альбома про целый государственный штат, а?
писано 01.11.2009
album

The Age Of Adz

2010

Я знаю, как отучить россиян курить. Надо постепенно уменьшать число сигарет в пачках. Где-нибудь в месяц по одной сигарете, чтобы было не очень заметно. Сначала оставим 19 сигарет, через месяц — 18 и так далее. А затем, через 20 месяцев в пустую пачку сигарет положить яркий листок с надписью "Ура! Вы исцелены!". При этом табачные компании получат большие деньги за выпуск гораздо меньшего числа сигарет — только вообразите, впервые план по искоренению курения выгоден табачным компаниям! Разве я не гений? Разумеется, гений — так ещё написал мой педиатр, когда мне было всего 5. Или это был "понос"? Я никогда не понимал их почерк.

Суфьян Стивенс тоже гений, потому что он примерно такими же методами постепенно отучает нас от музыки. «Illinoise» уже содержал вещи, которые нужно было долго копать, но «The Age Of Adz» — это ещё круче. Это попытка вырваться из брачных уз творческого кризиса, где Суфьян старается прыгнуть выше головы. Но выше головы не могут прыгнуть даже лилипуты, а ведь у них голова находится так близко к земле!

Этот альбом хорошо отсеивает своих слушателей на два лагеря: тех, кто любит музыку, и тех, кто изучает музыку. И настало время мне выйти из клозета в голубых лосинах, розовом парике, с мундштуком и тонкой сигаретой, в банном халате, едва прикрывающем волосатую грудь, и манерно произнести "Я должен вам во всём признаться!... Я люблю музыку". Поймите, я не настолько сложный, как элитный чайник с электроподогревом. Я прост. Яркое чувство или мысль, сформированная в момент (именно момент!) написания песни, интуитивный подбор мелодии и как можно больше случайных придумок, брошенных на запись в самый последний момент, — вот моя идеальная пластинка. Я не хочу ломать голову за альбомом. Я не хочу казаться умным. На это у меня есть скальный молоток, которым я могу пробить себе бошку и затем ходить с гордым видом и говорить "А, это? Да так, вчера перенапрягся, когда сканворд разгадывал". Но я не хочу казаться умным. Меж тем «The Age Of Adz» кажется церемонией умников в четырёхугольных шапочках, спрашивающих друг друга на латыне "О, Юпитер, мудрость великих, как пройти в туалет?". Вы — лишний на этой вечеринке.

Будучи эгоистом, я с 17 лет ценил музыку только за то, что она вызывает у меня чувства. Господи, в таком возрасте это — самое главное, что вам может дать музыка. Моя жизнь полностью состояла из этого и если бы нашлась какая-нибудь девушка, которая разделила эти мои музыкальные чувства, я бы женился на ней, даже будь она мальчиком. Вообще-то, по правде сказать, такая девушка нашлась. Но на тот момент гомосексуальные браки были запрещены.

«The Age Of Adz» не вызывает никаких чувств. Альбом преследует какие-то научные цели, вроде разрыва современных шаблонов поп-музыки и заполнения освободившегося пространства классическим авангардом, и я верю, что есть люди, которые, осознавая всю эту задумку, испытывают оргазм в районе ушей, но не я. Выпускать такое рождественскими альбомами было бы забавно (примерно так же забавно, как выпускать рождественское издание учебника по квантовой физике), но как полноценный альбом без доли юмора эта пластинка абсолютно не айподит (я специально вставляю в свои обзоры слова-приметы времени, чтобы через столетия археологи, которые найдут этот обзор, смогли достаточно точно датировать его). Может быть, Суфьян просто заработался над ней (новые песни с живых выступлений в 2007 году, так и не проложившие путь на «The Age Of Adz», звучали грандиозно и изящно одновременно), но кроме чувства эпохального конца света и музыки заодно этот альбом не дарит вообще ничего.

Оптимист скажет, что этот альбом наполовину полон сносных песен, пессимист — что наполовину пуст, а я скажу, что наполовину полон. За что пластинка и получает 3 звёздочки с верой в лучшее прошлое, когда в будущем изобретут машину времени и вернуться назад, чтобы отменить запись этого альбома.
писано 15.11.2010