logo

мужской разговор
о музыке


Shoes

Что будет, если долго зырить на ботинки? Много неприятного звука.

album

Black Vinyl Shoes

1977

Группа The Shoes (названная так потому что все музыканты пришли однажды на репетицию в ботинках. Они изумились этому, посмотрели слово "ботинки" в русско-английском словаре и назвали себя The Shoes) из Иллиноиса издала свой дебютный альбом «Black Vinyl Shoes» в 1977-ом году тиражом в 1000 экземпляров, которые они продавали по почте (схема была такая: главарь заводил друга по переписке в какой-нибудь развивающейся стране третьего мира, затем предлагал выслать материалы фотосессии своих щиколоток, жертва, разумеется, соглашалась, но вместо обещанного товара получала виниловую пластинку). Более того, двумя годами ранее у них было сделано аж две неплохие пластинки, тиражом 300 штук, но у меня их нет, потому что в то время я ещё не интересовался щиколотками.

Что удивляет меня в музыкальной критике, это примитивность арифметических действий, используемых при обзоре. Посмотрите на все эти современные рецензии и сравнения, к которым прибегают журналисты. "Сложите звук групп Radio и Head вы получите звучание Radiohead" и тому подобное. Сложение! Ничего кроме сложения! Именно благодаря своим знаниям из отдела математики я так выделяюсь среди всех остальных. Вот, например, как бы я описал эту группу: возьмите логарифм по основанию The Kinks от The Raspberries, продифференцируйте по dTelevision, возведите в степень The Knack и вы получите, сейчас, подождите, посчитаю,... The Zjpuyqws!... О'кей, наверное где-то ошибся со знаком.

Не знаю, каким образом, но всем нам вдолбилась в голову следующая эволюция жанров: бит, психоделия, хард-рок, металл, панк, синти-поп, альтернатива, электроника. Но всё чаще я встречаю записи, которые показывают, что ни один жанр никогда не умирал — просто в силу изменения моды пропадали группы, которые делали на определённом стиле какие-то деньги, оставляя на поле самых энтузиастов. Поэтому семидесятые годы — лучшее время для обскурных гаражных чуваков, которых было немного, но каждый из которых после того как основал группу, послушал первый альбом Velvet Underground. И понял, что хочет играть что-то другое.

«Black Vinyl Shoes» — это нежный юношеский экспириенс трепета перед лёгким гитарным звуком. Запиcанный в домашних условиях (мама на ударных, бабуля на трещётке) альбом продолжает то, что группа делала на своих самых демо-записях двухгодичной давности. Потребовался 1977-ой год для того, чтобы группа стала актуальной и кто-то стал следить за ней ней. Но это уже другой альбом, а на этом группа выдаёт всё лучшее, что она накопила, ожидая дебютной записи.

Даже идиот (говорят, организм компенсирует какой-нибудь недостаток другими способностями — именно поэтому идиоты обычно такие громкие и сильные) поймёт, что обложка отсылает нас ко второму альбому The Raspberries, но на этом связь со всеми ретро-группами кончается. Юркие фуззовые гитары с эхо-вокалом по всей пластинке проходятся по множеству DIY-жанров — сейчас бы эту запись назвали инди, но в те годы её назвали «Black Vinyl Shoes». И она реально клёвая. На ней группа вся такая умная и молодая, понабравшаяся всякого разного и неряшливо выдающая идеи одна за другой. Первая же «Boys Don’t Lie» звучит как счастливые Suicide, вступительный рифф из «Captian Gain» Serena Maneesh затем растянула на всю свою «Drive Me Home The Lonely Nights», остальные песни — мелодичные, не передёргивающие с ностальгией по 60-ым, а порой тёмные и выходящие в какие-то космические просторы номера (типа «Do You Wanna Get Lucky?»).

И после всего этого пластинка не имела коммерческого успеха! Впрочем, как сказал один китайский мудрец, «Лучше жить богато в хорошем особняке со слугами, чем не иметь никаких средств к существованию и голодать в лачуге».
писано 05.09.2010
album

Present Tense

1979

Этому альбому, как и нашему автопрому, не хватает всего-навсего правильного маркетинга. Оцените мой новый трюк: я предлагаю продавать Ладу Приору во всего двух комплектациях: «Вонючая Жопа» и «Люкс». Причём «Люкс» стоит на 80 тысяч рублей дороже и от «Вонючей Жопы» только названием, чтобы владельцу было не так стыдно.

Но вернёмся ко второму официальному (если не считать минус второй и минус первые альбомы, записанные в домашних условиях, а также нулевой альбом, про который ) альбому Шузов, который я скачал в комплектации «Люкс» (расширение файлов ".mp3" заменено на ".flac"). И перед, собственно, обзором я хочу сказать, что в последнее время я стал крайне предвзято относиться к пауэр-поп группам, поддавшись очарованию юных сердец и лёгких аккордов молодых гитар. А теперь — обещанный обзор. ОХ НУ СУКА И КАК ЖЕ ЭТОТ АЛЬБОМ БЬЁТ МОЮ СЛАДКУЮ ЗАДНИЦУ ЕГО-ТО МАТЬ ЭТО ПРОСТО НУУУУУУ Я ДАЖЕ НЕ ЗНАЮ, КАК ПЕРЕДАТЬ ЭТО СЛОВАМИ, ПОЭТОМУ ПОКАЖУ ЭТО ПАНТОМИМОЙ.... ВОТ, ВИДЕЛИ???

Так как мои обзоры всегда слыли туманными аллюзиями и сложно сплетёнными отсылками к средневековым балладам, после вышенаписанного я считаю неминуемым привести комментарии к обзору, так же заботливо составленные лично мною. Итак, что же именно я имел в виду своим обзором? Скорее всего, то, что этот альбом бьёт мою сладкую задницу (на это указывает восклицание "сука"), и здесь следует сказать, почему же именно. В конце концов, Shoes остались в истории, как приятная находка для любителей пауэр-попа — не более того. Их сравнивают через запятую с более известными актами 70-ых вроде Cheap Trick и Dwight Twilley Band, но, простите мой французский, il ne faut pas se monquer des chien avant qu'on ne soit hors du village. Я к тому, что сравнивать Cheap Trick и Shoes — это абсолютно то же самое, что сравнивать говно и Shoes. И альбом «Present Tense» показывает, в чём же именно разница.

Шузам невероятно повезло. Они выскочили на волне панк-рока и его более радио-дружелюбной стороны — той, которую затем назовут пауэр-попом. Более того, одновременно с этим появилось MTV, которое от безисходности обильно крутило клипы Shoes. Всё это дало группе большие возможности, и они использовали их на 99,99%. Остаётся только мечтать, что произошло бы, используй они их на все 100!

Вообще, такого успеха не должно было быть, и то, что сейчас группа наполовину забыта (люди только и помнят Sho, но что дальше — в упор не знают) доказывает это. Дело в том, что Шузы были слишком мягкими, чтобы заполучить бронебойный хит типа «Ша Ла Ла (На На На, Хэй Хэй)». Их рок-музыка никогда не херачила по башке и одновременно опередила моду лет так на 12. Одна только «Tomorrow Night» до ноты определяет культовых брит-попперов The La's. Куча остальных песен намекают на инди- и джэнг-поп. И я молчу про такие мелодии, как «Your Very Eyes». Даже если бы её пел Антонов, она всё равно бы поражала своей красотой. Вообразите — песня, которую не может испортить даже Антонов.

В конечном итоге единственный минус (причём такой жирный, со знаком минус) альбома в том, что для него надо быть подготовленным к этому молодому гитарному звуку, который был рождён тьмой групп конца 70-ых в противовес панку. Но если брать по кусочкам, «Tomorrow Night» и «In My Arms Again» вштыривают моментально.

Хе-хе, слышали — вштыривает. От слова "штырь". Дошло? Мой сайт такой порочный! Сейчас расскажу, почему. Типа, штырь похож на болт. А болт, хе-хе, наводит мысль о разводном ключе. А разводной ключ похож на палку. А палка, простите за прямоту, похожа на банан. А банан в свою очередь похож на средний палец. А средний палец, раз уж мы об этом заговорили, похож на высокую башню. А высокая башня, миг-миг, похожа на трубу. А труба похожа на микроф—

Ну, уж, знаете ли! Это слишком даже для моего сайта!
писано 13.09.2010
album

Tongue Twisted

1981

Сколько альбомов нужно, чтобы записать третий? Вы не поверите — всего два. Да, бесстыже мало, но что вы хотите? Таковы реалии современной России! Не я, в конце концов, голосовал за Медведева!

Также вашему вниманию предлагается материал, не вошедший в Твиттер-версию обзора:

Записанный летом 1980 и промаринованный на полке до 1981-го года (из-за противоречивых, обогнавших своё время и не понятных простой массе на момент записи песен вроде «1981 – Это То, Где Я Хочу Быть», «В Году 1981» и «Твоя Мама Сучка 1981») третий альбом Шузов (от англ. Shoes) продолжал направление второго и был задуман для лёгкого поскрёбывания низов Топ-20 в чартах, но, увы, мода на юркий пауэр-поп ушла и всё, чего добилась группа на третьем альбома — это синдром третьего альбома. Знаете, когда ребята записали уже две пластинки, и вдруг выясняется, что группа получила грант на исследования возможности записи третьего альбома, а все участники в отпуске.

Знаю, звучит не очень привлекательно, но это — неплохой альбом. Да-да, как будто я втюхиваю вам в магазине на диване пачку сухариков, аргументируя "С пивом потянет", но пластинка правда из разряда тех, что упоминают через запятую. Например, так: слив, отстой, говно, «Tongue Twisted».

О'кей, это было преувеличение. Если говорить напрямую, открыто, без всяких там, то надо сказать, что я люблю обмазываться говном, предварительно обтянувшись в латексные штаны и маст—

О'кей, это было преувеличение. Если говорить напрямую, открыто, без всяких там, то надо сказать, что альбому всего-навсего не хватает хита уровня «Tomorrow Night» с предыдущего альбома. Потому что все остальные песни — это просто песня! Добротные, качественные, мелодичные. Единственный минус — недостаточно цепкие и для их исследования нужна стартовая точка, которой нет. Возможно, именно поэтому нынче этот альбом можно найти только в паре с предыдущим. На котором есть такая стартовая точка — «Tomorrow Night». Она же первая песня на пластинке. Согласитесь, это вполне логично начинать слушать альбом с первой же песни.

А сейчас я напишу предложение, от которого вы не сможете отказаться. На альбоме из 12 песен примерно 8 штук достойны вашего внимания. Вот оно это предложение — подлежащее, сказуемое, всё на своих местах, красота! Разумеется, всё это имеет смысл слушать только если вам нравятся рок-музыка без надрыва. В этом, кстати, главная, как говорят завсегдатаи казино, "фишка" группы. Они играют рок-музыку, не используя её клише. Я не к тому, что всё это звучит крайне инновационно, но необычно — да. Ослабляя гитарный напор, братья Мёрфи (да, в группе два брата, но я не говорил об этом, чтобы не шокировать их — вдруг они не знают об этом? вдруг между ними уже возникло некого рода хэнки-пэнки и тут я такой "Ха, мужики, а вы в курсе, что вы братья"?) оголяют мелодии, которые на этом фоне просвечивают ещё сильнее. И это правда неплохие мелодии, что-то в духе The Kinks из конца 70-ых, The Kinks из конца 70-ых и The Kinks из конца 70-ых — список можно продолжать до бесконечности. То есть, не очень вдохновляющий для тех, кто не в теме, но, поверьте, были бы вы глухим, посчитали бы за счастье вдруг услышать такой альбом.

Не знаю, поняли ли вы это из моих рассуждений выше, но вот лучшие песни с пластинки, чтобы вы сэкономили своё время — «Your Imagination», «Karen» и «Girls Of Today». Ой, не благодарите меня — я даже не слушал альбом: все эти песни просто-напросто вошли на сборник «The Best Of Shoes». Это элементарная логика!
писано 16.09.2010
album

Stolen Wishes

1990

Есть две группы групп: те, которые состоят из музыкантов, и те, которые состоят из музыкальных критиков. А теперь давайте почитаем текст моей новой песни, которая называется «Когда Сталкиваются Две Эпохи (Ду-ди-ду-ди-ду)»:

Единственная причина, по которой мне нравится консервативный звук этого альбома, заключается в том, что Shoes — это группа из тех самых музыкантов, которые принимают правила игры: песня должна длится 3 с половиной минуты, иметь цепкий припев и доступный каждому смысл. Не потому что они не могут ничего другого (о, вы бы слышали, как они вибратят эти модерато диминуэндо флажолетами на духовых), но просто потому что этот жанр всегда жив, и кто-то должен писать такие песни. Это лишь сравнимо с подвигом молодых чистых душой высокоспиритуальных альтруистов, которые идут в ПТУ, чтобы затем стать сантехниками и ассенизаторами.

Между «Tongue Twisted» и «Этим Альбомом» у группы был выпущен диск «Silhouette». Но я не слышал его, так что отступите пару строк в вашем конспекте, мы вернёмся к нему позже. А что касается этого альбома «Стоулен Сид Вишес» (на обложке которого музыканты делают вид, что в упор не видят объектива) — это гораздо более интересный случай, потому что вышел в период, когда везде уже вовсю назревал альтернативный рок. Помните такую штуку? Если да, пожалуйста, оцените альтернативный рок по шкале от 1 до 10, где 1 — отвратительно, 10 — лучше не бывает, а 2 — альтернативный рок.

О’кей, если я правильно помню этот сериал, то колледж-рок познакомился с дрим-попом и между ними возникло кое-что некого сорта, однако он при этом одновременно изменял ему с нойз-попом, а нойз-поп в свою очередь ходил налево к гранжу. Во втором сезоне появился брит-поп, который быстро переспал с шугейзингом, а под конец у них у всех случилась групповая оргия, породившая на свет этот неуклюжий термин "альтернатива". Побочным продуктом всего этого оказался такой субтильный жанр, как джэнгл-поп, но откатимся на 10 лет назад к альбому «Present Tense», и мы поймём, что новое — это хорошо забытое, это, как его... неважно в общем. Именно поэтому нам (мне и моему брату-близнецу, которого я клонировал, для того, чтобы он слушал дерьмовые пластинки) так любопытны Shoes, которые ни разу не поменяли своего направления, но продержались долго и поэтому периодически то входили, то выходили из моды.

То есть в тот момент, когда некоторые музыкальные акты только приспосабливались к новому гитарному звуку, Шузы были полностью экипированы для того, чтобы надирать наши сладкие попки (в том случае, если вы слушаете альбомы задницей) натёртыми до блеска безупречными джэнгл-поп-номерами. Поверьте мне, это не просто слова! Это ещё и мелодии. Мой краткий курс прохождения альбома выглядит следующим образом: «Love Is Like A Bullet», «Feel The Way I Do», «Never Had It Better» и «I Knew You'd Be Mine», но не забывайте про остальные 12 песен. Если забудете — всё, кранты. Вы не сможете упомянуть их в своём обзоре, прям как я.

Короче, я понимаю, для того, чтобы выковыривать шедевры с этого альбома нужна некоторая подготовка традиционной радио-поп-музыкой из 70-ых. И это может быть скучно для вас, о юный ценитель ещё не вышедшего, не записанного и даже не придуманного альбома Энимал Коллектив, но не спешите выбрасывать эту пластинку Shoes. Растяните удовольствие: разбейте диск на мелкие кусочки и выбрасывайте по одному в день на помойку.
писано 19.09.2010