logo

мужской разговор
о музыке

Shintaro
Sakamoto

Аутсорсинг американского рока в Азию

album

How To Live With A Phantom

2012

Сказать «хороший альбом» про эту пластинку — значит, сказать ничтожно мало. Увы, для того, чтобы написать полноценный обзор и пойти валять дурака, нужно написать больше, гораздо больше.

Начнём с того, что у меня просто встаёт колом на эту белоснежную тёлочку с большими глазами и аккуратными сисечками, от этих тонких запястий, худой шеи и невинного взгляда прям гульфик моих галифе разрывается... Хотя, секундочку, это у меня стояк на укуренного япошку позади, оказывается! Что ж, вот мы и подобрались к теме нашего обзора — дамы и господа, позвольте вам представить, Шинтаро Сакамото, многократный победитель популярнейшей японской телеигры «Напиши Прикольную Песню, Пока Ряженые Карлики Засовывают Тебе В Жопу Зажжённые Свечки, А Гаргулья Рядом Распевает Гимн СССР». Шинтаро —настоящий талант, в отличие от остальных участников этих соревнований, у которых чаще всего выходил гимн СССР.

А теперь я выкручиваю ручку «серьёзность» в крайнее положение, и буду говорить только факты, без приколов. Во-первых, у меня нет никакой ручки «серьёзность». Во-вторых, Шинтаро Сакамото (также известный, как 坂本慎太郎) — трудолюбивый япошка, который трудолюбиво япошит клёвый музак на протяжении всего альбома. Но перед тем, как объяснить, отчего же это такой клёвый альбом, позвольте немного занудства. Возможно, вы никогда не задумывались, откуда у стольких волосатых рок-групп из 70-ых так много живых альбомов, записанных в Японии (с пикселями на обложке там, где гитары, потому что они напоминают длинный член ср струнами, колками, грифом и резонатором). Также вы, скорее всего, никогда не задумывались, почему же столько альбомов классического рока имеют японское издание с бонус-треками (в действительности, бонус-треки банальным образом стимулируют японцев покупать японские издания, вкладывая деньги в собственную экономику). Короче говоря, мало кто понимает, почему именно японцы так повёрнуты на американской музыке. По одной из версий, это был один из шагов в послевоенной гонке США и Японии, когда курс был взят на «всё, как в США, только ещё лучше», в рамках которого японский агент Йоко была внедрена в лучшую рок-группу, чтобы узнать все музыкальные секреты.

Шинтаро до этой пластинки играл в какой-то уже развалившейся группе, и это — его сольный дебют, и под словом «сольный» я имею в виду сольный. А под словом «слово» — слово. Меня вообще нетрудно понять. Так вот, на этой пластинке Шинтаро играет на всех инструментах сам, быстро бегая от одного к другому, ну, или же просто записывая один поверх другого — я не музыкант, мне сложно судить. И от начала и до конца это прогулка по теневой стороне солнечной поп-музыки 70-ых, сдобленной кучей тонких американизмов, некоторые из которых очевидны: «Mask On Mask» повторяет юркий рифф Grateful Dead «Shakedown Street», и у меня стойкое ощущение, что я уже наслаждался ленивой мелодией «My Memories Fade», но только с другим названием.

Но дело не в том, что какой-то узкоглазый хрен дублирует то, что когда-то услышал в своей коллекции дисков. Его музыка может отсылать к куче чужих пластинок (и на мой вкус это лучше, чем когда современная инди-группа на каждом альбоме отсылает к другим своим же альбомам), казаться неоригинальной, но именно здесь я не могу устоять перед всей заботой и продуманности деталей, которую Шинтаро вкладывает в каждую песню. Серьёзно, в каждую — здесь вообще нет ничего проходного, и в итоге количество переходит в качество: за стремлением сделать так же, здесь рождается что-то неуловимо своё, что ставит этот альбом на этаж выше всех сезонных пластинок-подражаний.

Японцы могут быть на одно лицо, но их песни — точно разные. Это один из лучших альбомов, которые я слышал у Йоко Оно.
писано 03.09.2012
album

Let's Dance Raw

2014

Это точно японский альбом? Где писающие на осьминогов школьницы? Где дрифтящие по кольцу праворульные AE86 хачироку? Где Годзилла, которая женилась на Джонне Ленноне и пошла громить великие группы? Где изобретатели биткоинов со стеклянным взглядом маньяка? Где, в конце-концов,shintaro-pixel.png к которым мы так привыкли?

Итак, это второй альбом Синтаро Сакамото, труп которого красуется на фоне атомного взрыва в Нагасаки. Что обложка пластинки, что её название, вводят в заблуждение, потому что никакими танцами тут не пахнет, а тема смерти во всех этих ласковых лаунж-треках не слышна (если только эти смешные подпевки на японском не тянут что-то в духе «Перекопаем твою могилу кровавыми лопатами, ла-ла-ла»). И, наверное, именно поэтому я не могу смириться с этим альбомом и дать ему высокую оценку — мои ожидания обмануты, я купил чипсы со вкусом карамели в упаковке чипсов со вкусом чипсов. Я посмотрел «Секс в Большом Городе», не получив ни нормальных постельных сцен, ни экскурсии по достопремичательностям.

Что не означает, что 'Let's Dance Raw' — плохой или халтурный альбом. Как он может быть? Он же Made in Japan, примерно как лучший альбом Deep Purple, его проверяли роботы на роботизированных крысах в идеальных лабораториях. Плюс сам Синтаро — музыкант с авторитетом, который он заработал в своей группе Yura Yura Teikoku (на русский переводится как «Юра-Юра, ей-богу»). Коллектив поднялся на волне японской любви к 60-м годам американской музыки, поэтому, разумеется, 'Let's Dance Raw' — альбом с большой предысторией за собой и, разумеется, он полон качества как сумоист полон... из чего вообще состоят сумоисты? В общем, вот именно этого.

Ключ к понимаю японской музыки, которая ищет вдохновение в Америке, в следующем — копируя Electric Prunes, Nazz, The Seeds, Chocolate Watch Band, все эти японцы не догадывались о том, на чём изначально строилась эта музыка, что она цитирует, деконструирует и инкорпорирует — чёрный ритм-н-блюз и фолк. Это нужно отчётливо осознать и не требовать слишком много, потому что, в целом, лично я тоже не могу долго копаться в дискографии Биг Билла Брунзи или Вуди Гатри, как и почти во всём, что было выпущено раньше 50-х. Именно в момент этого копирования без осознания причин оригинала происходит мутация, апроприирующая чужой звук под японкое клеймо.

Это была история Yura Yura Teikoku, но на сольных пластинках Синтаро выбрал другую эпоху для этой мутации — 70-ые, и в случае с 'Let's Dance Raw' это попытка точно так же не разбираясь ни в чём глубоко ухватить за жопу звук Бразилии и Гаваи, смешать вместе, хорошенько потрясти и, кто знает, быть может, из этого что-то выйдет?

Нет, не очень. Звук, инструменты, ленивое настроение — всё при этой пластинке, но главного — запоминающихся мелодий — ровно две, 'Like An Obligation' и остальная, потому что без преувеличений оставшиеся 9 треков неотличимы друг от друга как 2 капли японца.
писано 23.12.2017
album

Love if Possible

2017

С этим по-коммерчески вылизанным альбомом вылезает нюанс, который очень сложно прочувствовать и следует просто запонмить. Важно понимать, что по своим локальным меркам, несмотря на выхолощенный звук, Синтаро Сакомото (да, я знаю, что он в английском пишется через Sh, которе по идее должно читаться как «ш», но я из тех задротов, который будет всем в компании напоминать, что в японском нет звука «ш», поэтому «суши» — это неправильно и надо говорить «суси», а потом примется есть их вилкой. Кстати, интересно, а где японцы находят настоящих якутов для работы официантами в своих ресторанах?) — это долбанное инди, потому его музыка некорпоративна — она разивается вне японских трендов, у неё нет команды продюсеров и, в конце-концов, да, она доставляет мелодии, но делает это без уважения по японским меркам! Где мой одзиги старудаст, Синтаро??!!

Это очень сильно отличается от того, что мы привыкли понимать под инди в западном мире, где это обычно означает посыл «Мелодии — для тех, у кого нет фантазии» — и правда, почему слушатель не может сам что-нибудь мычать под нос, пока ребята играют?

На 'Love if Possible' всё сделано невероятно тщательно — определённо лучше, чем на 'Let's Dance Raw', несмотря на то, что на пластике снова разбросаны тут и там эти долбанные гавайские гитарки (не получилось с курильскими, так теперь они посягают на гавайские острова?). Хотя бы потому что у 'Love if Possible' есть то, чего не было на предыдущей пластинке — ритмы. Здесь гораздо больше разнообразия, есть рэгги-ритмы (что? и ямайские острова вам тоже отдать?!) в 'Purging the Demons', фанк и диско в 'Disco Is', но если подумать, ритмы — это лишь половина успеха. Больше всего тут соблазняет эта самая безумная японская долбанутость (здесь представленная довольно мягко) и иррациональность, ради которой и хочется терпеть неизвестный язык (на котором, скорее всего поют что-то про тентакли, не так ли?). Возьмите ту же 'Purging the Demons' — что это за долбанные гномы на подпевках, будто долбанные гномы на подпевках у Боуи в 'Laughing Gnome'? Как Синтаро умудряется вести мелодии поверх голого ритма в 'Love is Possible'? Добавьте к этому 'Feeling Immortal', которая состоит из двух разных наложенных друг на друга половинок — ленивого тропического шаффла и бойкого ритма, который моментально начинает дёргать за ниточки жопного нерва и ты такой двиг-двиг сразу начинаешь делать.

Но при этом: а) все прелести пластинки Синтаро представляет настолько невозмутимо и даже отстранённо, что прочувствовать их можно лишь через 3-4 прослушивания. Нет, пункта «б» не будет, я просто очень люблю составлять: 1. списки.

Так вот, это очень сильно констрастирует с его деньками в Yura Yura Teikoku, когда он срывал свою глотку, чтобы будто дрелью засверлить в ваши ушки все свои музыкальные идеи. На этой пластинке он как старый дед, полный историй и бурчащий их себе под нос — из неё ты получишь ровно столько, сколько в неё вложешь. Лично я вложил 3 с половиной звезды, и давайте посмотрим, что получу в ответ... ЭЙ, ЖУЛИК, Я ВКЛАДЫВАЛ ШЕСТИКОНЕЧНЫЕ ЗВЁЗДЫ!
писано 25.12.2017