logo

мужской разговор
о музыке

Charles
Mingus

или что делать, если вы застряли с контрабасом в лифте

album

Mingus Mingus Mingus Mingus Mingus

1963

Это очень хороший джазовый альбом.

Вашу мать, я сидел тут три часа и... Простите, ваша мать тут совсем не причём, поэтому скажем по-другому. Мать того чувака, который отвернулся и сейчас не читает этот обзор, я сидел тут три часа и думал, что же можно написать про этот хороший джазовый альбом, и вот я собрался с мыслями, и первой же фразой явил всю плоскость своего умишка: "это хороший джазовый альбом"! Пожалуй, надо сходить на сайт anekdot.ru для вдохновения.

(*через пять минут*)

Итак, слушайте все!
Возвращается муж из командировки, и застаёт свою жену в постели с любовником.
М: Как ты могла? После всех тех лет, что я был верен тебе!!
Ж: Дорогой, я тебе сейчас всё объясню!
Л: Это хороший джазовый альбом!

Эй! Как вы меня узнали?!! Я же был в маске!! И цепях!!! И наручниках!!!! И розовых насосниках!!!!

Название альбома «Mingus Mingus Mingus Mingus Mingus» слишком длинное для того, чтобы я при каждом упоминании пластинки вот так откровенно и не урезанно писал его в своём обзоре, поэтому отныне и до следующего абзаца я буду сокращать название этой пластинки до «Mingus Mingus Mingus Mingus M». Или ещё проще: «Mingus, Ctrl+C, Ctrl+v, Ctrl+v, Ctrl+v, Ctrl+v»! Или, убирая всего одну букву из третьего слова, до «Mingus Mingus Minus Mingus Mingus»! Что в итоге даст нам, по сложной математической теореме Большого Ферма, просто «».

Но довольно сокращений, пренебрежений и унижений названия альбома! Лучше я буду сокращать свой текст, чем название этого бессмертного альбома! Поэтому, дорогие читатели, хочу вам сказать, это оч. хор. дж. альб. под назв. «Mingus Mingus Mingus Mingus Mingus».

Пластинка записана в конце 1963-ого года, уже после того, как Чарльз Мингус завершил свою гениальную работу «The Black Saint And The Sinner Lady», но звукозаписывающая компания не выпускала запись, так как боялась, что люди не смогут её трезво оценить и проникнуться её гениальностью.

Кстати, как всегда, постоянный гость нашего обзора — тупой контекстный анекдот.
Два друга Генри и Стью изобретают велосипед.
С: Смотри, я собрал его!
Г: Гениально, Стью!

Так вот, альбом «The Black Paint And The Sexy Sady» поразил бы всех своею гениально, стью так сильно, что люди не смогли бы его трезво оценить, поэтому лэйбл Impulse! ждал пока не появится связыующее звено между предыдущими работами Мингуса и новой концепцией джаза, которую преподносил альбом с тем длинным названием, что я написал выше.
И как только пластинка Битлз «Пожалуйста, Пожалуйста Меня, Как Я Пожалуйста Тебя» увидела Божий свет, революционный для джаза альбом «The Black Ain’t The Sinner, Lady!» Мингуса был смело выпущен для публики, которая уже была к нему готова.

Впрочем, возможно, что моя клавиатура нагло бздит и связующим звеном между Мингусом Старым и Мингусом Новым является не дебютная пластинка Битлз, а как раз этот самый альбом с названием, которое мне запрещено печатать, так как оно содержит матероное слово "Mingus" (на "кунилингус" слишком похоже).
Данная пластинка, вмещает в себе 43 минуты музыки, которые растянуты на 8 треков. По каким-то причинам Мингус решил пересмотреть все плоды своей карьеры и записать их заново. Не то, чтобы они звучат совершенно по-другому, но у них сильно поменялись названия — это точно. Единственная песня, которая сохранила своё имя — это «Better Get Hit In Yo’ Soul» с альбома «Ah Um» — чересчур готовый для радио джаз-хит с запоминающейся фразой и хаотичными трубами, которые путаются, извиваясь одна по другой. Возможно, моя любимая джаз композиция из биг-бэндовых тем. Если моё ухо не бздит, версия на данном альбоме предлагает более чёткую запись инструментов, более различимые и поэтому ритмичные хлопки в середине, а также новую коду, которая, как ни странно, идёт сразу после старой коды. Моя вторая любимая композиция — «II B.S.», которая в прошлом была известна под именем «Haitian Figh Song», для этого альбома перезаписана в стиле, близком к теме для очередной серии Джэймс Бонда. А пальму третьенства занимает «Freedom», в которой даже участвует хор. Но раздавать пальмы для такой пластинки дело неблагородное, потому что по сути эти песни суть лучшее из Мингуса на тот момент.

Я ставлю этому альбому 4 и 5 звёздочки соответственно.
писано 27.06.2006
album

The Black Saint And The Sinner Lady

1963

Сейчас в Москве жара. Раньше в жару я постоянно слушал Бич Бойз или всякую летнюю музыку. Я вообще очень люблю подбирать музыку под ситуацию. Если сегодня меня ждёт свиданка с горячей красоткой, я уже заранее выбираю какой-нибудь поздний диск Принца. Или, бывает, выхожу из дому, и думаю, какая музыка звучала бы актуальнее и минут 10 вожусь с выбором пластинки. Или когда мою посуду, тоже включаю музыку посоответсвеннее. Я ем и слушаю «Digsy’s Dinner» Оазис. Я еду в машине и слушаю «Roadhouse Blues» Doors. Я порезался бензопилой, то место, где была нога истекает кровью, но я таки достаю пластинку Ника Кейва «Murder Ballads».

Но что же гениальный альбом Чарли Мингуса «The Black Saint And The Sinner Lady», который был выпущен после «очень хорошего джазового альбома», хоть и записан до? Для чего подходит этот альбом, а? Конечно же, его обязательно нужно слушать в те моменты, когда вы пишите на него обзор!
Впрочем, он подходит и для других моментов. Я бы даже сказал, что альбому абсолютно наплевать, когда вы его слушаете и его можно даже слушать в такую жару, как сейчас. Кстати, простите, я первый, кто придумал носить тулупы с крупной надписью "Я пережил лето-2006 в Москве"?

Господа, этот альбом... Кстати сказать, я сказал "господа" очень кстати, так как этот обзор — сугубо для мужчин и содержит крепкое словцо парой строчек ниже. Я не говорю "дамы и господа", так как подразумеваю, что дамы почуяли запах непристойности, тонкой струйкой забирающийся им под юбки, и удалились ещё в первом предложении этого обзора. Однако же, если среди вас, господа, ещё остались дамы, попрошу вас закрыть глаза.

Итак, господа, этот альбом — горячий мазафакер в стиле "Холодный джаз", так что вы все просто обязаны слушать его в жаркое лето. Впрочем, я не особо разбираюсь в оттенках джаза, да и какая разница? Мне нравится джаз и точка. Мне нравятся Биг-Бен-ды и восклицательный знак! Но нравится ли мне засовывать трубу к себе в задницу и вопросительный знак? Не знаю — не знаю. Но джаз сам по себе, когда он не хочет отсодомировать трубой мою попку, мне нравится. Особенно эта песня Луи Армтронга «What A Wonderful World». И как жаль, что её нет на этом альбоме Чарли Мингуса — я бы сразу поставил ему 5 звёдочек, и не пришлось бы его слушать. Но так как этой песни тут нет, пришлось засунуть себе этот диск в задницу (у меня там встроенный диско-проигрыватель) и вставить два пальца в рот (у меня там кнопка "play").

Альбом, как мне сообщает бегущая строка, которую я перепечатываю сюда, выше всяких похвал. Он содержит всего четыре композиции: первые три длиною от 6 до 7 минут, а четвёртая — 18 минут. Все они написаны Чарльзом Мингусом, но его контрабас здесь играет далеко не первую роль. Начиная с этого альбома Мингус стал проявлять себя больше, как продюсер и аранжировщик, чем музыкант и надо сказать, получается у него это даже лучше. Разумеется, я уважаю и люблю его работы до 1963-его года, но никакой другой его альбом так сильно не повлиял на джаз, как этот. Во-первых, он одним из первых применил наложение записей в джазе, но что ещё важнее — он продемонстрировал насколько богатой и разнообразной может быть всего одна джазовая композиция. С одной стороны, это музыка биг-бэнда. С другой — это авангард, который гармонично вырастает из классического джаза. Слышнее всего здесь звучат трубы и альт-саксофоны, но в отличие от записей Майлса Дэвиса того периода, они играют свои соло не последовательно один за другим, а одновременно и вместе. Более того, в одной композиции темп меняется много раз и трубы выполняют порой что-то невообразимое, пытаясь обогнать одна другую. Выделить любимую композицию очень сложно, так как они все немного цитируют друг друга, но я остановлюсь на последней «Trio And Group Dancers», потому что она самая длинная.

И наконец, тонкий рекламный каламбур в поддержку этого альбома!!
Пластинка «The Black Saint And The Sinner Lady» — с ней ваш проигрыватель станет выигрывателем!
писано 24.06.2006
album

Let My Children Hear Music

1972

Этот альбом во многом похож на записанный 8 лет назад «Mingus, Mingus, Mingus, Mingus, Mingus», но он в разы лучше и называется «Let My Children Hear The Music», так что его не спутаешь с этим альбомом из 5 упоминаний Мингуса подряд. Если только, конечно, у Мингуса на тот момент не было 5 детей, унаследовавших его фамилию. Тогда бы альбом назывался «Let My Mingus, Mingus, Mingus, Mingus, Mingus Hear Music» и мы бы постоянно путали его с «Mingus, Mingus, Mingus, Mingus, Mingus», про который я только что сочинил стишок:

Ехал Мингус через Мингус
Видит Мингус: Мингус Мингус
Сунул Мингус Мингус Мингус
Мингус Мингус Мингус Мингус


По джазовым меркам Мингус очень редко записывал альбомы, и это объясняется тем, что его пластинки, как текстА в русском роке — со смыслом. Если много альбомов джазовых гениев пролистываются просто так, как наполнитель между шедеврами, то с какого-то момента Чарльз исключил этот наполнитель, упразднив работу музыкального критика на своей территории, и занялся исключительно пятизвёздочными пластинками, не снижая качества до самого гроба, который тоже был удивительно прекрасен. Некоторая ирония кроется в том, что он умер во время записи паршивого альбома с Джони Митчелл, который в итоге был назван «Mingus». Будем хотя бы надеятся, что Джони повела себя как истинная лэди южных штатов и, получив неприятное известие, окликнула помощника «Эй! Найди мне другого негра. Я же не могу играть музыку сама, в самом деле».

Но альбом, да, о, верно, альбом. Что за чудо этот альбом есть. Я не буду обозревать всю дискографию Мингуса, потому что времени у меня в обрез, но когда я устаю от дерьмовых пластинок современности, я расчехляю эту папку со старыми MP3-файлами, заботливо подшитыми в каталоге «Big Band». Это ошибка, которую я допустил в начале 2006-го года, зачем-то классифицируя свою коллекцию, — ниггер Чарльз попал в такую белую по сути штуку как «Big Band». Но в этой ошибке отчасти и зарыта вся суть Мингуса.

Представьте биг-бэнд. Это же охереть. Это, в целом, есть классический оркестр 20-го века. Дохрена людей с духовыми. Но теперь попробуйте устроить себе марафон из биг-бэнда, и, я ставлю, что вы сойдёте с дистанции уже через 15 минут. Потому что скучно. Потому что этой музыке не хватает красивых сцен кинематографа или залитого катка с россыпью катающихся барышень. Наблюдая за игрой музыкантов биг-бэнда, которые не дают и капли пота, мне хочется орать: «ДУЙ В СРАНУЮ ДУДКУ, СУКА!!», но этого не происходит: игра бэнда очень вежлива, она ни в коем случае не хочет пошатнуть ваши представления о музыке.

Но тут приходит Чарльз Мингус и выворачивает биг-бэнду кишки: его музыка вносит эту иррациональность в прямые линии. Точнее, это было в начале 60-ых, а через десяток лет Мингус вытворял уже нечто невообразимое и одновременно крайне доступное. И «Let My Children Hear Music» — самая масштабная его работа. Здесь 7 композиций, и угар начинается с первой же «The Shoes Of The Fisherman's Wife». Я, очевидно, не могу и начать раскрывать её бесконечные переплетения авангарда с биг-бэндом, то как звук, гранича с какафонией, передаёт чёткие мелодии и ритмы — это одно из лучших наслаждений, которое вам предстоит пережить. При этом больше всего я хотел бы посмотреть на то, как Чарльз создавал это всё, потому что 30 секунд звучания стоят 4-часового рабочего совещания с надутыми щеками и неуклюжими презентациями. Ровно то же самое можно сказать и про столь же десятиминутные «The I of Hurricane Sue» и «Hobo Ho», но я не буду повторяться, уподобляясь автору названия пластинки «Mingus, Mingus, Mingus, Mingus, Mingus».

Возможно, по вызываемому удивлению с Чарльзом сравнится только Стиви Уандер. То, что этот глухой от рождения человек мог создавать такую музыку — истинное чудо.

Что? Всего лишь слепой? Чёрт возьми, это сильно убавляет достоинства его песенки «Бап Шубап Динги Дэнгл Хоу-Хоу».
писано 24.10.2013