logo

мужской разговор
о музыке

Novos
Baianos

Хорошую группу The Antlers не назовут. Эту, например, не назвали.

album

É Ferro na Boneca

1970

Новые баяны? Название группы — один сплошной оксюморон!

В 1970-ом в Бразилии вовсю творилась тропикалия. Это не только музыкальный жанр — это было настроение во всём искусстве, в фильмах, поэзии и прочем, с помощью чего можно снимать клёвых тёлочек, а именно — фотографии (ах, невинный Серхио, если бы ты знал второе значение слова «трахать», в смысле «снимать»!). По сути тропикалия была сработавшей идеей хиппи, которая не остановилась на коммунах, в которых ты мог не бриться, не мыться и всё равно трахать тёлок. Дело в том, что бразильская музыка конца 60-ых — это одна большая тусовка из Каэтану Велозу, Жилберто Жила, Жилберто Жуана, Риты Ли, Джорджа Бэна, Тома Зэ и прочих имён, которые я могу выдумать на ходу. Поэтому все они звучат так похоже. Я про имена, которые я придумываю на ходу. У меня плохо с фантазией.

Но главное отличие тропикалии от хиппи было в том, что в Бразилии было гораздо меньше наркотиков. И для того, чтобы ловить те же глюки, как Джэфферсон Эйрплэйн, бразильским трудягам приходилось их воображать силой фантазии — именно поэтому их музыка звучит такой яркой, как будто в радуге было 30 цветов.

Но ближе к альбому. Настоящий музыкальный критик в своей жизни должен сделать три вещи. Вы думали, что я сейчас начну перечислять что именно, и как-то свяжу одну из них с пластинкой, но нет. Он просто должен сделать 3 вещи. Любые. Абсолютно любые. После этого можно пинать балду. Именно поэтому мы все такие ленивые твари.

А теперь действительно ближе к альбому. Он выпущен в 70-ом году, когда тропикалия прошла свой зенит, содержит 13 песен, которые длятся 32 минуты, 10 секунд и 754 миллисекунды. Обязательно пересчитайте их перед покупкой альбома, чтобы убедиться, что вас не обманули, недоложив добрый десяток миллисекунд. Новос Баианос теперь расцениваются как лучшая бразильская рок-группа, и если мои метафоры слишком сложные для вас, я поясню: рок-группа. С гитарами. Которые они используют по назначению. Да, фотографируют ими тёлочек. Ну, в смысле, снимают.

Корни пластинки идут не из самбы или босса-новы. В первую очередь здесь слышен бразильский фолк, но не думайте о скучных гитарных переборах про светлую пастораль лирики. Думайте о Бобе Дилане, который врубает свою гитару в розетку под крики классической школы «Не смей! Ты прогневаешь розеточного монстра!». Я совру, если скажу, что пластинка фантастическая, но, фак, это большой добротный кусок альбома, который по-свежему предлагает вам взглянуть на рок 70-ых. Он лишён похмельной грузности, которую вы ожидаете заслышав про 70-ые, он игривый в «Ferro na Boneca» и «Curto de Veu e Grinalda», эстрадный в «Dona Nita e Dona Helena», нежный и лёгкий в «Eu de Adjetivos», и при этом почти всегда мелодичный и немного наивный в своей жизнерадостности. О, и любители потных соляков не будут разочарованы — под них не выделяется отдельная секция в песне, но они начинаются сразу и идут задним фоном почти всё время («De Vera»). Соляки буквально повсюду! «Доброе утро, любимый! Соляк в холодильнике. Целую, жена.»

Пластинка не натворила революций, но её нельзя недооценивать. Как и любой другой альбом. Один раз я недооценил альбом Пинк Флойд, так теперь он является ко мне во сне в свадебном платье, кружится вокруг меня и приговаривает «А ведь у меня бы могла быть жизнь! Зачем ты так со мной?»
писано 14.05.2012
album

Acabou Chorare

1972

В 1972-ом году группа почти развалилась, но затем случилось странное. Им позвонили из профсоюза музыкальных критиков и запричитали «Ну, как же так! Мы уже пустили в прессу хвалебные обзоры на ваш второй альбом. Даже названия песен придумали — хотите вышлем треклист? Вам будет проще придумывать их!», и Новос Баянос всё-таки принялись за запись этой пластинки. Так музыкальные критики совместными усилиями подарили миру этот потрясающий шедевр, при том что сами остались в тени (как всгеда, впрочем), так как детали этой операции «Ромашка» были строго засекречены на 40 лет.

Вам не надо уметь видеть, чтобы понять, что на обложке куча сраных хиппи — достаточно просто прочесть это в моём обзоре. Подождите, сейчас будет. На обложке изображена куча сраных хиппи! Кроме одного. Он маленький, с короткими волосами и единственный не смеётся. Сраный коп под прикрытием, а как на младенца похож, иш!

Роллинг Стоун поместил этот альбом на первое место в списке лучших 100 бразильских альбомов, и тот факт, что Новос Баянос побили Радиохед — хоть и на своей территории, да — говорит о многом. Даже слишком. Этот факт чрезвычайно болтлив и хвастлив. И такое в своём обзоре я не потерплю! Это мой обзор, понятно?, и я не собираюсь толерантничать. Я собираюсь говорить, как есть. Резать правду-матку. Только правда, которая режет глаза, ничего меньше. Разоблачения прямым текстом безо всяких намёков. Нужно будет использовать резкие слова — я готов. Я ничего не стесняюсь. Начнём с педиков. Пора узнать истину: они друг друга тыкают колбаской в булочку!

Но тем не менее, 1-ое место в этом списке говорит о том, что это самый очевидный бразильский альбом, доступный фанатам Джими Хендрикса. Я сходу могу придумать 10 пластинок, которые уделывают «Acabou Charare» колбаской в булочку, но против этого не попрёшь: если вы хотите начать слушать бразильскую музыку, самый плавный переход с американских хиппи вам обеспечат только Новос Баянос. Кстати, хватит идеализировать образ хиппи! Они тоже тыкали друг друга колбаской в булочку! Повзрослейте уже, наконец!

Самое клёвое, что эту пластинку нельзя загнать в клетку тэгов. Своей каждой новой песней она рвёт шаблон, который вы ей успели навязать в своём воображении. Записью руководил Жуан Жильберто (тот самый, что сочинил песню про то, как девушка из Ипанемы ходит), и каждому участнику группы достался свой кусочек пластинки, поэтому здесь просто ящик Пандоры всяких удивительных и разнообразных вещей. Давайте приоткроем его... ХА! Теперь у вас СПИД!

Подождите, у меня есть небольшая сценка, про то, как у двух гомосексуалистов берут интервью: — Скажите, это правда, что вы тыкаете друг друга колбаской в булочку? — Знаете, мы ещё и вегетарианцы, так что мы предпочитаем говорить «тыкать морковкой в помидорку»

Это более акустический и тактичный альбом по сравнению с дебютом, несмотря на то, что здесь есть один из лучших примеров тропикалии «Trinindo, Trincando» (я не могу передать словами, как она меня вставляет — только тазобедренными движениями). Каждая песня начинается с акустической гитары, и вы не знаете, куда она вас приведёт: к психоделической коде, атональному оркестровому дисонансу или же ритмичному хоровому свингу, пока не дочитаете этот обзор. К ритмичному хоровому свингу. Чаще всего. Начните с «A Menina Danca» и «Preta, Pretinha», а потом у вас не останется выбора, как опуститься на самое дно зависимости от этого альбома. Он скромен, как инди-поп, и нежный, как лаунж-джаз, но при этом умный и мелодичный. Если вы когда-нибудь будете составлять список лучших бразильских альбомов для Роллинг Стоун, не забудьте пихнуть его на самую верхушку.

Кстати, я дурачился про СПИД там выше. Но если вам действительно дорого ваше здоровье, я бы на полном серьёзе посоветовал завязывать с колбаской в булочке. Много калорий и копчёного не полезно. Ешьте больше салатов и овощей. Тыкайте друг другу морковкой в помидорку!
писано 17.05.2012
album

F.C.

1973

Я не понимаю, почему многие парни впадают в гнев, когда их называют педиками. Посмотрите, на примеры великих людей. Фредди Меркьюри, Элтон Джон, Бой Джордж, Боуи и Джордж Майкл — никто из них никогда ни при каких обстоятельствах не обижался, если его вдруг называли гомосексуалистом. Быть может, нам стоит брать с них пример и спокойно относится к тому, что кто-то назвал нас гомиками, как вы считаете?

Впрочем, ладно, педрила, я знаю, ты ждёшь обзор на третий альбом Новос Баянос.

Свой третий альбом группа записала в студии возле футбольного поля, поэтому частенько наведывалась туда, чтобы погонять лысого (я имею в виду старый лысый футбольный мячик!! — группа просто играла в футбол, а не публично занималась той пакостью, о которой вы подумали), а также поиграть в футбол. Участники группы разделялись на две стороны и шли одна против другой. Отец шёл против сына, брат шёл против брата. Кровавое было время.

Этот альбом длится 45 минут — один футбольный тайм, и в тот момент, когда вы рассчитываете на дополнительное время — хер, пластинка заканчивается. Здесь 13 разнообразных песен, которые варьируются от первой до тринадцатой — любой из вас найдёт себе трек по вкусу. Наконец, мало кто знает: пластинка планировалась, как проплаченная пропаганда KFC, но изобретатель буквы «К», Кирилл, подал в суд на группу и им пришлось убрать её изображение с обложки.

Когда речь заходит про этнические перенимания рока, во мне просыпается более петросянский интерес послушать, как арабы неуклюже подбирают «Smoke On The Water» или советские рокеры лабают «Foxy Lady». Это более этичный вариант получения удовольствия, чем наблюдать за одноногим инвалидом, который забирается по верёвочной лестнице, поэтому я периодически грешу таким. Но тропикалия — другая история, настолько другая, что даже не «история», а «музыка». Гитары и бит пришли из США и растворились в Бразилии в своё время так же, как и английский с португальским языки. Вы слышите все полагающиеся корни, но они немного мутировали, вписываясь в латинский музыкальный пейзаж, и если Битлз для Америки были Британским Вторжением, то американская психоделия для Бразилии была Мягким Походом В Гости С Тортиком В Который Кто-то Положил Разноцветных Конфеток Подождите-Ка Это Не Обычный Конф——— Ха-Ха Смотри Какая У Тебя Смешная Шея Сзади Хе Хе Хвати Ржать Ты Же Её Не Видишь.

Но этот альбом даже чище на наркологический тест, чем предыдущий. Здесь много акустических номеров, не во всех из них находится место ударным и электрогитарам, но они по-прежнему прилипчиво мелодичны — особенно в середине пластинки. Если вам будет сложно въехать в альбом, начните с моей любимой искристой «Os 'Pingo' da Chuva» и «O Samba Da Minhra Terra». После них менее наэлектризованные номера идут гораздо лучше, хоть и не так интригующе, как предыдущий альбом.

Я ставлю альбому 4 звёздочки! Примите это от меня, Серхио Жилхеса, вашего личного музыкального критика 24 часа в неделю, 7 месяцев в году!
писано 22.05.2012
album

Novos Baianos

1974

Дорогие ребятки, соберитесь в круг, потому что я хочу рассказать вам про четвёртый альбом Новос Баянос. Лучше о нём расскажу вам я, чем вы узнаете об этом на улице. Чему сейчас вообще учат на улице! Пройдитесь по двору, и вся эта гопота на лавочках только и делает, что сидит, да делит на ноль, путает числа Фибоначчи и беспечно округляет Пи до 3.142. Мой Бог, нет! Число Пи может рассказать нам гораздо больше, чем это сухое 3.142! Только послушайте, как красиво и завлекательно: 3,1415926535897932384626433832795— и, да, как в классических сериалах, мы прерываем повествование на самом интересном.

Возможно, это первый альбом Бонос Воянос, который не вставляет меня, как в былые времена в 1972-ом, когда небо было ярче, солнце голубее, а трава была... просто была. Я думаю, именно в этом причина. Я представляю, как на ежедневном вечернем собрании лидер группы Бока дэ Кантор отчитывает остальных:
— Сегодня во время осмотра репетиционный базы я обранужил недокуренный хабарик с травкой. Куда это годится! Где дисциплина? Разве мы сможем записывать такие психоделические альбомы, как раньше, если будем не докуривать косяки? Помните, только на 100 процентов используя своё воображение мы сможем сделать что-то стоящее.

Также это первый альбом, внимание! спойлер! сейчас Серхио расскажет про то, что этот альбом записан без основателя группы Морэйры!! записанный без основателя группы Морэйры, который отправился— эй, какого хрена! Если вы уже читали этот обзор, не портите удовольствие тем, кто только сейчас открыл его для себя!

Альбом проседает в качестве материала. Не сказать, что предыдущая пластинка была музыкой сфер, но её песни складывались в интересный паззл из амазонского фолка, тропикалии и джаза. Эта пластинка делает абсолютно то же самое, но получается ли это у неё, да или нет? Подождите, сейчас я профессионально отвечу на этот вопрос, подбрасывая монетку.... орёл! Что мы загадали под «орлом», кстати?

Тут дело такое: если мне нужна смесь лаунжа, самбы, джаза и фолка, я выберу пластинки классического бразильского гитариста Бадена Пауэлла в любой день с 0:00 до 0:00. Ещё мне кажется странным, что 7-местный ансамбль играет ненавязчивую музыку, с которой справились бы 4 случайных гастарбайтера. Зачем ещё 3 человека? Не кажется ли вам, что в группу внедрён агент ЦРУ, радист и барабанщик, которые не имеют отношения к музыке, но следят за тем, чтобы группа ни в коем случае не спела про последние разработки в космостроении?

Просто на всякий случай, если вдруг нелёгкий шаффл занесёт вас на эту пластинку, имейте в виду заряженную олимпийской бодростью «Reis da Bola» и трогательные, немного наивные и все такая весенние «Eu Sou o Caso Deles» и «Bolado». Но избегайте совершенно отвратный изуродованный животным чтением поэзии кусок импровизации «Ao Poeta», а если всё-таки послушали, то не поленитесь откачать это говно из своих ушей вантузом.

Но пора и рейтинг знать. Я ставлю этому альбому увлекательнейшие 3.4999963905978497857897939759967378378673622167547940266—

(*продолжение следует*)
писано 26.05.2012
album

Vamos pro Mundo

1974

«Рэп — кал». Согласен ли я с этим утверждением? Определённо, нет. Рэп не может быть калом хотя бы потому что уже стал частью культуры, если не культурой сам по себе. Он просуществовал 30 лет и это достойно уважения. Причём это говорит вам человек, который вообще не интересуется рэпом. Утверждать, что рэп — кал, я не могу хотя бы потому, что не разбираюсь ни в одном, ни в другом. Вообще не разбираюсь. Для меня это одно и то же. Что рэп, что кал. Для меня между ними стоит большой знак равенства.

Немногие доживают до пятого альбома. На момент пятого альбома Нирваны Курт Кобейн вовсю уже разлагался в гробу, а Пинк Флойд к пятой пластинке стали ходячими зомби, поэтому, да, Новос Баянос есть что отметить на своём пятом альбоме, который они назвали «Выходя в свет (мы долго щюримся на электрические лампочки, потому что всю неделю до этого курили крэк в подвале дни напролёт)».

Этот и предыдущий альбомы были выпущены в 1974-ом году, и если бы группа преследовала не количество, а качество, они бы сделали не два средненьких альбома. Они бы сделали один маленький, зато качественный, крепкий, с вложенной душой и тактом, игрушечный домик из маленьких брёвнышек с витражными окошечками и таким маленьким-маленьким флюгером в виде петушка. Не, ну серьёзно, я думаю за год такое у 7 людей вполне получилось бы.

Ко всему прочему они забыли написать слова к 4 песням из 11. Если, конечно, считать «риги диги ди дага лага лонг» за слова на остальных. Как ни странно, эти инструменталы здесь самый жар, пламя, сияние, искра, пыл, костёр, горение, огнище, пал и вулкан — короче, я думаю, вы поняли на что я намекаю: огонь. Я обожаю эту тропическую смесь искажённой электрогитары, идущей вразрез с почти неоклассической акустикой, и здесь много похожих примеров — «Preta Pretinha no Carnaval» и «America Tropical». И если говорить об экзотике, возьмите «Um Bilhete para Didi» — во второй половине вступает басовитая виолончель. Да, разумеется, это не экзотика для нас, половине из которых родители давали эту огромную виолончель после школы, чтобы другим детям со двора было удобнее кидать в нас камнями, пока мы пёрлись по направлению к музыкалке, но услышать виолончель среди этого буйства цветов — удивительное зрелище. Ну, «зрелище», если вы смотрите на человека, который это слышит, я имею в виду. Да, лично я так и делаю. Сажаю в закрытое помещение со стеклянными стенами подопытного, включаю ему альбом, а сам начинаю наблюдение и пишу обзор. Я же не дурак уродовать собственные уши, право слово.

Куда меньше меня волнуют акустические песни с мелодиями настолько обычными, что они кажутся знакомыми. Но не доверяйте им! На завтрашнее утро ваши деньги и тачка пропали, а сами мелодии вы, разумеется, запомнить не успели.

Пластинка получает 3 звёздочки, и, кстати, почему подопытный не дышит?... Фак! Опять забыл! Подопытные любят воздух! Твою-то мать!
писано 26.05.2012