logo

мужской разговор
о музыке

Be Bop
Deluxe

Би Боп Делюкс и Рокстэди Элита

album

Axe Victim

1974

Почему я люблю альбомы со страшными обложками? У меня есть теория. Очевидно, что настолько страшную обложку, которая украшает альбом «Axe Victim», могли одобрить только слепые музыканты. Я думаю, они подошли с собакой-поводырём к макету обложке и спросили «Ну, что, собачка, скажи, что там нарисовано?», на что собака ответила «Гав! Гав! Гав!», а слепые музыканты почесали в затылке и подумали «Ну, вроде ничего так, наверное.» и утвердили обложку. Ирония ситуации заключается в том, что собака-поводырь пыталась произнести «Гавно!», но от природы была заикой (ну, а зачем на инвалидов тратить полноценных собак?).

Так вот, это научный факт, что слепые люди имеют более развитые другие чувства, чем у нас, зрячих. Слух, талант, игра на музыкальных инструментах — всё это у слепых спорится лучше. Этому нет никаких доказательств, но это научный факт. Именно поэтому я выбираю альбомы со страшными обложками.

Би-Боп Делюкс, как и многие другие образовавшиеся в 1972-ом году группы, образовались в 1972-ом году. Состав менялся каждый раз, когда барабанщик кричал «Я ухожу из группы!», а затем снова менялся, когда он появлялся на пороге со словами «Нет, я передумал!» и выкидывал в помойку метроном, который ставили за ударную установку. Борьба продолжалась долго, пока метроному это не надоело, и он ушёл в Крафтверк.

В любом случае, патроном в группе был Билл Нельсон. Он сочинял песни, придумывал аранжировки, пел в микрофон и доставал метроном из помойки. В 1972-ом в Британии утвердили закон, получивший в народе прозвище «Акт о Голубых Гитарах и Дэвиде Боуи», который снимал запрет с гомосексуалистов заниматься музыкой. Глэм-рок на высокой платформе в синтетических рубашках с блёстками охватил Британию, поэтому акустические симпатии Нельсона к глэму объяснит даже лоботомированный идиот. Ну, у меня во всяком случае, получилось.

Дэвид Боуи проторчал на глэм-роке чуть-чуть дольше, чем нужно. На пике славы его дело подхватил Марк Болан, на фоне которого последний набег Боуи на теорриторию глэма «Diamond Dogs» выглядел устало. К 1974-ому стал сдавать уже и Марк, и тут появляются Би-Боп Делюкс, у которых новый рецепт оживления подыхающего глэм-рока: страшные обложки.

Нет, не сработало.

Сразу после этой пластинки Би-Боп Делюкс распались из-за творческих резонов. Нельсон был единственный в группе, кто хотел уйти от глэм-рока, осознавая его скорую кончину. От «Axe Victim» ощущение, что он всю юность хотел записать громкий рок-альбом, но в процессе записи понял, что мечта изменилась. Эта пластинка — не тупое обдирание приёмов Боуи (хотя на главном сингле «Jet Silver» даже тон гитары слизан с «All The Young Dudes»), в ней чувствуется попытка сложить что-то своё и, самое главное, мелодизм. Пропорции соляков к припевам, риффов к мелодиям, гитар к клавишным — всё очень слаженно. «Jet Silver», «Third Floor Heaven» и заглавная — хорошие примеры того, как относились к созданию песен в 70-ых. Конфузные моменты лишь в попытках использовать труп из рокенролльных шаблонов и финальный апломб «Darkness» с альтернативным французским названием «L'Immortaliste», неуместно завершающий пластинку смесью юношеского максимализма и старческого маразма. В остальном — хорошая пластинка, оставьте её на чёрный день, когда нечего будет слушать.

Дебют Би-Боп Делюкс можно было бы заклеймить, как «Дэвид Боуи для бедных», но учитывая, что пластинка — редкость и стоит бешеных денег, придётся всё-таки навесить ярлык «Дэвид Боуи для богатых».
писано 12.02.2013
album

Futurama

1976

После первого альбома группа развалилась, но безработица в Англии набирала обороты, поэтому вскоре Билл Нэльсон нашёл басиста и барабанщика, готовых работать за орешки и Би-Боп-Ду-Ти-Ду-Ди-Ди-Ду Делюкс разродились очередной пластинкой. Кстати, вряд ли вы знали, но этот факт интересен: в группу попал басист Пол Джэфрейс, который ранее играл в моих любимых Cockney Rebel Стива Харли. Теперь вы знаете. Что этот факт интересен. Я, например, этого не знал и думал, что это самые заурядные мелочи рок-истории, никому не интересные. А вот нет! Век живи, век учись!

Мне кажется, многие люди понимают эту поговорку неправильно и сначала 100 лет живут развлекаясь, а затем, если ещё живы, начинают учиться.

Эту пластинку продюсировал тот же хрен, что занимался ранними пластинками Queen, поэтому вы можете себе представить, как это всё звучит. Но для тех из вас, кто глух от природы, я специально НАПИСАЛ ВОТ ЭТОТ ВОТ ОБЗОР. ОБЗОР, ГОВОРЮ, НАПИСАЛ. СЛЫШИТЕ, ДА? Э-ЭЭЭЭЙ!
bebop_sign_language.PNG

Здесь много гитар. И на всех из них играет Билл Нельсон, накладывая одну партию на другую до нелепости, и, в конце концов, именно это — главный аттракцион пластинки. В наши дни вы слабо представляете, насколько доисторические люди 1970-ых годов обожествляли гитары. Было слабое представление о том, что музыка вообще может быть без гитары в луче яркого прожектора. Я тоже был взрощён на этом и в своё время открыл рот, увидев, как чёрный гитарист на каком-то исполнении соул-хита убран в третий ряд и изредка чиркает аккордом в ритм. Затем я положил чипс в рот, закрыл его и начал жевать. Знаю, дурацкая привычка смотреть телик за едой.

Забавно, что Билл развалил прошлую группу из-за нежелания продолжать путь глэм-рока. Затем он собрал новую группу и продолжил путь глэм-рока. На дворе 1976-ой год, учёные придумали диско, СПИД, фэшн-журналы признали, что долбиться в жопу — это писк моды и неопытных юнцов, у которых это в первый раз, а Билл Нельсон продолжает раскручивать свою рок-штуку, заново изобретая барокко.

Здесь песни распирает от идей. Не все из них хороши (например, идея откопать трупы на индейском кладбище, перевернуть их, обоссать и закопать обратно, во-первых, не так уж и хороша, во-вторых, не так уж и нова, в-третьих, неоптимизирована: я бы ещё посрал на них, чтобы второй раз не откапывать), их слишком много, песня успевает поменяться как будто десяток раз из-за взбивок, вставок, мостиков и соляков. Это есть даже в самых коротких сингловых вещах «Maid In Heaven» и «Jean Cocteau». Это клёвый альбом, чтобы постебаться над 70-ыми, верой людей в Гитару и воскресными прослушиваниями Лед Зеппелин, но одна песня — «Maid In Heaven» — указывает к этому витиеватому поп-звуку их следующих пластинок, из-за которых группу и помнят все те, кто тренирует память малозначительными фактами.

С вами был обзор на второй альбом Би-Боп Делюкс. Я прощаюсь, а о погоде вам расскажет мой коллега, обзор на третий альбом Би-Боп Делюкс.
писано 12.02.2013
album

Sunburst Finish

1976

Не судите преступника по обложке уголовного кодекса, говорит старая пословица, но твою-то мать, насколько ужасна обложка этой пластинки. В целом, настолько же, насколько и обложки первых двух записей, но в этот раз вы имеете все шансы просрать отличный альбом исключительно из-за тошнотворной картинки. Шлюхи и горящие гитары? Кто вообще приходит с такими идеями? «Ээээй, чувак, горящие гитары — это круто! Ты будешь типа как Джими Хендрикс с той лишь разницей, что ты не умеешь играть на гитаре.». Нет. Если бы я когда-нибудь записывал рок-альбом, на его обложке была бы идеальная коллекция гитар в их первозданном состоянии без единой пылинки. Я бы создавал образ бережного заботливого гитариста, на которого можно положиться, который не будет оставлять шлюх в комнате со своей гитарой и жидкостью для розжига.

Между предыдущим альбомом и этим — пропасть, поэтому аккуратнее по пути. Сделанный меньше чем через год после «Futurama» «Sunburst Finish» звучит как совершенно другая группа, хотя в составе изменения минимальны: в ней заменили только клавишника, и знает ли этот хрен про клавиши, о, да, детка, определённо! Ткните своей слушательной палкой «Sleep That Burns» или «Ships In The Night» — это юркий богатый на изгибы олимпийски подтянутый рок с клёвыми синтезаторами. Да, знаю, глупо было призывать вас послушать эти песни, а затем моментально рассказать, как именно они звучат, но знаете, куда вы можете пойти со своими претензиями? В жопу!... Знаю, опять слишком быстро сказал, даже не дав вам подумать над вопросом, а теперь как вы знаете правильный ответ стало совсем неинтересно.

Билл Нельсон не был бы Биллом Нельсоном (а был бы, скажем, Терри Гудмэном или любым другим человеком с любым другим обычным именем и фамилией), не сохрани он своё старпёрское мастерство писать эти витиеватые песни. Я поясню: Биллу не повезло оказаться в старой школе в момент её заката. Он был новичком, запоровшим пару дублей, в тот момент, когда правила игры драматично поменялись, и «Suburst Finish» — это попытка приспособиться к новому укладу. В отличие от, например, Led Zeppelin, Нельсону не нужно было держать старую марку. В отличие от The Cars ему не нужно было постоянно удивлять, поэтому здесь блюзовые клише совершенно равноправно существуют с юркостью и свежестью готовящегося ударить нью-вейва, который пока скрывается под прикидом пауэр-попа. Но эта пластинка хороша не только жанровыми курьёзами. Не надо думать, что альбом только для высокомерных критиков, вскрикивающих «Чу! Я слышу пауэр-поп!» — в первую очередь здесь дохрена отличных песен. Настолько дохрена, что мне их приходится дополнительно ранжировать: отличные отличные песни, так себе отличные песни и говёные отличные песни.

В этом альбоме есть много ностальгии по светлому року, который отбрасывал все личные проблемы. «Heavenly Homes» или же «Fair Exchange» — это вещи, в которых нет немедленного посыла современной музыки. Они сделаны по канонам жанра, они не говорят с вами напрямую, и именно поэтому сегодня я ценю их особенно. Да, пластинка немного наивна, но сделана с любовью, напоминающую о тех прекрасных деньках, когда солнце было яркое, небо — голубое, а гомосексуалисты горели в аду.
писано 19.02.2013
album

Modern Music

1976

В какой-то момент Билл Нельсон задумался «Хээээй, у нас в названии есть Би Боп — почему мы этим не пользуемся!» и записал джазовый альбом. Джазовый — с точки зрения гитарного рокера, но витиеватость мелодий и то, как некоторые из них отпускают в свободный полёт ближе к концу, всячески намекает на большого чёрного джазового негра. Или джазового азиата, оукей, да, я не хочу быть расистом со стереотипами. Впрочем, почему именно джазовый азиат? Джазовый мексиканец! Кто угодно! Этот альбом намекает на человека любой национальности — вот самая точная формулировка. Образ человека любой национальности так и витает в этих песнях!

Оукей, если быть до конца честным, больше всего эта пластинка похоже на записи группы 10CC, если вы помните такую группу. Хотя весь прикол в том, что даже если вы не помните записи 10CC, эта пластинка всё равно похожа на них. Следует отметить, что предыдущий альбом записывался в студии Эбби Роуд — той самой легендарной студии, куда Битлз притащили самую настоящую наковальню, чтобы дать молотком по пальцу Ринго Старру, который вконец обнаглел и стал выкатывать свои авторские амбиции (именно это в конечном итоге и развалило Битлз). Так вот, «Modern Music» построен абсолютно по шаблону второй половины «Abbey Road»: песни, перетекающие одна в другую, с репризами и короткими темами, но всё это с немного сюрреалистичным звуком рок-музыки 70-ых.

Как ни странно, это оказался самый коммерчески успешный альбом Би Боп Деклюса — он поднялся до 12-ой строчки в чартах. «Как ни странно» — потому что тут нет материала для сингла. Эта пластинка как будто специально писалась для поколений вперёд, которым будет интересно копаться в говне прошлого века. Интерес к уходящей в космос рок-пластинке накануне анархии в ЮКей за гранью моего понимая.

Ах, да, песни. Читатель любит, когда я упоминаю песни. Моя любимая — «Autosexual» из серии бонус-треков: она крепче всего ухватила за жопу стиль Би Боп Делюкса — это клёвый джэм, вырастающий из тёплого гитарного риффа поверх немного сладковатой мелодии и, фак меня в задницу, как же я люблю эту фуззовую гитару! Что? Нет, руки прочь от моей задницы, это такой литературный оборот был, невежи!

Я не фанат коротких песен из центральной сюиты, поэтому остаюсь на стороне более полноценных вещей вроде «Forbidden Lovers» и «Bring Back The Spark». Эта пластинка может казаться одиозной для вашего кругозора, но почему мы должны избегать необычного и несвойственного нашей природе? Мыслите позитивно — всегда можно найти что-то интересное в том, что вам не близко. К примеру, лично я обожаю смотреть гей-порно — так забавно наблюдать за неуклюжими попытками этих идиотов дать потомство.
писано 19.02.2013
album

Drastic Plastic

1978

Вы знаете что будет, если прокрутить задом-наперёд «Stairway to Heaven». Но что если крутить задом-наперёд остальные вещи? Я провёл серию исследований, и могу сказать следующее:
- если прокрутить карусель на детской площадке задом-наперёд, центральный подшипник проскрипит «Детки Сатаны веселятся!»
- если прокрутить стрелки часов задом наперёд, можно услышать ехидное «Нет, молодость кожи так не вернёшь, ты старая навсегда!»
- покрутив ручку громкости усилителя задом-наперёд, можно услышать «Oh I will n’er be saved because I live with Satan» — разумеется, только в том случае, если вы одновременно с этим слушаете «Stairway To Heaven» задом-наперёд
- и, наконец, немного вне конкурса, но тем не менее: если надеть футболку задом-наперёд, перфекционистам захочется свернуть вам шею. Ровно на 180 градусов.

Это последний альбом группы, и он настолько ненормальный, что его не надо даже слушать задом-наперёд. Сейчас я говорю не совсем о его звуке. Просто вдуматься: Билл Нельсон начал группу, как дешёвый подражатель Боуи, а закончил, как... э-э-э, вообще-то этот альбом во многом копирует Боуи, но совсем другого Боуи — сейчас уже речь про берлинскую трилогию, ну, или с учётом этой пластинки — квадрологии . Между первым и пятым альбомами Би Боп Делюкса — пропасть, и мне следует отдельно отметить, что после этой пластинки Билл Нельсон сошёл с ума: он развалил группу, немедленно начал другую, затем развалил и её, после чего выпустил один сольный альбом юркого романтичного нью-вейва (увы, я скорее всего не буду обозревать охренительный «Quit Dreaming And Get On The Beam», хотя, если подумать, я уже сказал про него «охренительный», что квалифицируется, как микро-обзор) и вдруг окончательно долбанулся на теме футуризма и научной фантастики, записывая по 4-5 альбомов эмбиента в год до сих пор.

Я много времени уделил Би Боп Делюксу, но по большей части это была стартовая площадка для Билла. Я едва смогу набрать у группы 40 минут музыки, где не будет ни одной лишней песни, но вместе с тем я не могу достать все остальные альбомы Билла в их королевской полноте, поэтому обошёлся обзорами на Би Боп С Завтраком В Постель И Видом На Красную Площадь — или просто Би Боп Делюкс.

Эта пластинка начинается с офигенной «Electrical Language», которая прокладывает путь к темам научной фантастики, в которых Билл будет купаться все 80-ые и которые у него получаются куда лучше, чем натужные шаблоны любовной лирики. Удивительная песня, она звучит как нежная версия «Beauty And The Beat» Боуи, но на этот раз плагиата тут нет вообще — это первая самобытная и гениальная песня Билла. И, разумеется, ничего дальше не подбирается и близко к магии «Electrical Language». Цельные и крепкие «Panic In The World» и «Surreal Estate» идут далеко позади, а что на счёт остальных — не зря все они попали на сборник «Самые Незапоминающиеся Песни 1978», который лично я могу слушать снова, снова и снова и каждый раз открывать для себя что-то новое.

Как я говорил выше (выше на 17-ом этаже, прежде чем спуститься к вам — да, я несу слово своего обзора, стучась в каждую дверь с вопросом «Вы верите в рок-музыку?»), Би Боп Делюксу был положен конец этим альбомом. Что ж, группа может быть мертва, но слава о них будет жить вечно! (если вы поставите памятник этой интернет-страничке)
писано 04.03.2013