logo

мужской разговор
о музыке

Black
Grape

Чуваки изобретали велосипед, но у них получился брит-поп

album

It's Great When You're Straight... Yeah

1995

Этот обзор я хотел бы посвятить делу борьбы со СПИДом. Каждая минута, проведённая за чтением этого обзора, оттягивает тот момент, когда вы займётесь незащищённым сексом со спидозной проституткой с вокзала, и тем самым продлевает вашу жизнь. Не благодарите меня. Благодарите создателя букв. Если бы не он — что бы я делал? Наверное, пришлось бы загружать в обзор фотографии своих жестов руками. А это заняло бы гораздо больше времени, чем написание обзора. С другой стороны, чем больше времени я бы потратил на подготовку обзора, тем позже у меня бы случился незащищённый секс со спидозной вокзальной шлюхой и тем позже я бы подхватил СПИД. Дорогой создатель алфавита, почему ты хочешь заразить меня СПИДом, а?! Что я такого тебе сделал?!!

Обычно после оффтопика в первом абзаце, читатель ожидает, что во втором абзаце я перейду на серьёзный тон типа «Black Grape — британская группа, собранная в 1993-ем году», но — разрыва шаблона! — в этом обзоре я сделаю это в третьем абзаце!

Black Grape — британская группа, собранная в 1993-ем году из осколков Happy Mondays Безом и Шоном Райдером с наёмными рэперами Кермитом и Сайко. Оговоримся сразу по Фрейду, у меня очень длинн—

Оговоримся сразу, это не рэп в том смысле, который в него вложил неизвестный британский учёный, изобрёвший этот жанр, когда пытался выговорить «субстанционализироваться». Это тот коммерческий, псевдо-рэп, унаследовавший пару черт от своего родителя, удобный для массового радио-слушателя и, в сущности, безобидный. Знаете, рэп из серии «Владимир Путин провел вечер с рэперами», ну, или «Владимир Путин сходил в зоологический музей с рэперами» — такого сорта рэп, понимаете?

Чувак с обложки говорит вам: «Это так круто, когда ты не педик, йэээ!!», и это заклинание надо повторять до тех пор, пока не излечишься от недуга гомосексуализма. А когда излечишься, можно снова долбиться в жопу. Ну, типа, я ж больше не педик, я контролирую себя, поэтому мне можно разок натянуть петушка, я ж не сорвусь. В любом случае, это один сплошной отморозок альбома: 10 песен и на каждой из них творится крутецкая вечеринка, и группа срать хотела на счёт того, что вы думаете по этому поводу — они поливают говном вас, католическую церковь и звукозаписывающие компании слева-направо под качающий манчестерский ритм и насыщенные брит-поп аранжировки с посвистывающими органами и жирными гитарными риффами. В завершение, на обложке изображён Карлос Шакал, известный (благодаря обложке) террорист. Этот гад изуродовал не одну обложку!

Всё это намекает — Black Grape пришли не для того, чтобы подержать вашу руку. Они захватили в заложники вашу мамочку, и теперь вы в их руках. Танцуйте, ублюдки, я сказал, танцуйте, или я прострелю голову этой сучке!... Нет-нет, не так, сейчас подождите, покажу — значит, вот так, а эту ногу сюда, ага, и теперь снова сюда, а потом поворот, и снова — раз-два-три, раз-два-три, понятно, да?

Здесь сложно выделить лучший трек, но я бы остановился на бесконечно тянущемся закосе под Роллинг Стоунз «Shake Your Money». Или на «Submarine», или на мэдчестере «Little Bob», насыщающемся под самый конец чётким фанки-джазом. Но дело не в этом. Самый кайф пластинки — на всём её протяжении все в группе поют хором, пытаясь перекричать друг друга, как на вечернике, где ты не слышишь самого себя и постоянно переспрашиваешь соседа «Эй, что я только что сказал?».

Некоторые песни могут зашкалить своими яркими красками, но пластинка очень удачно лавирует между лаунжем («A Big Day In The North»), сочным роком («Tramazi Party») и укуренными обратными петлями гитары («Shake Well Before Opening»). Ничего удивительного в том, что эта вся такая из себя брит-поп-барокко пластинка вышла в 1995-ом году на пике популярности брит-попа. Чисто совпадение, бывает, я таких кучу могу вспомнить.

Всё, всем пока! Это был длинный обзор, и теперь мне пора — незащищённый перепихон с вокзальной проституткой ждёт меня!
писано 23.07.2011
album

Stupid Stupid Stupid

1997

Касательно шлюх, ещё один скетч. Шлюха получает направление на медосмотр, заходит в кабинет, там её встречает доктор.
— Проходите, сударыня, садитесь, так, давайте я вам всё покажу, это — черничный, а это — каштановый, видите какой насыщенный цвет, а это — гречишный, смотрите какой густой.
— доктор-доктор, я же пришла на медосмотр! зачем вы мне показываете мёд?
— А-ха, дорогая, видите ли, тут, вестимо, произошёл известный конфуз: я приглашал вас на мёдосмотр, но похоже просто по лени написал «е» вместо «ё», вот вы меня не так и поняли. Не обессудьте, милейшая! Давайте дальше, вот это кипрей, очень—
— да за что же вы так со мной?!! я думала, вы будете осматривать меня!
— А ТЫ СНАЧАЛА САМА НАУЧИСЬ ПИСАТЬ ПО-РУССКИ, ДУРА ТУПАЯ, КАК ЖЕ ТЫ ЗАДОЛБАЛА В АСЬКЕ ПИСАТЬ БЕЗ «Ё», ДА ЕЩЁ С МАЛЕНЬКОЙ БУКВЫ ПОСТОЯННО, А!!!


Не хочу ни на кого показывать пальцем, но некоторый второй (возможно) альбом группы с названием, похожим на Grape Black, а может совсем и не похожим, мне-то откуда знать, меня там не было, так вот этот предположительно второй альбом, а быть может, вовсе и не альбом, а подстаканник (кто знает!) очень и очень голимый (или шедевральный, я плохо разбираюсь в этих терминах) по сравнению с первым — впрочем, я просто так называю его «первый», но это ничего не значит, я вполне могу иметь в виду и третий альбом, хехе, кто ж меня разберёт, опять этот Серхио и его наркотики, скажут они. Иными словами, «Stupid Stupid Stupid» — говёная пластинка. Разница между этой и предыдущей пластинкой, знаете, как примерно между «Revolver» и «Sgt. Pepper's» Битлз. Они закопали Пола, поставили на его место сладкого мальчика и думают мы не заметим разницы?

Это скользкий момент. Обычно, когда я верчу нос от пластинки с бранными словами, все тут же называют меня ханжой. Послушайте, у меня нет проблем с, так скажем, матными терминами. Я люблю грубые слова! Они прекрасные! Например, слово «жопа»! Великолепное слово. Да я с помощью одного только этого слова мог бы написать целую повесть. Я бы назвал её «Жопа», но не суть. Мне не нравится этот альбом только по той причине, что он устало тянет лямку первой пластинки без таланта и вдохновения на паре трюков.

Слушайте, Шон Райдер по кличке «Шон» (кличка совпадает с его имем, чтобы её было проще запомнить) — клёвый чувак. Но все его дебоширные проекты захлёбываются самими собою, и «Stupid Stupid Stupid» — один большой похмельный ублюдок, на котором Шон «Шон» без доли воображения по-лодырьски пользует все трюки первого альбом (которые в свою очередь тоже были не первой свежести), при этом загоняясь экстази для тусовочного прикида. Хорошего материала — мизер. Все клёвые треки пластинки можно пересчитать по пальцам руки сороконожки.

Итак, клёвые песни — «Dadi Waz A Badi» и «Money Back Guaranteed». Фанковые, смешные и въедливые — всё как надо. И только вообразите, «Money Back Guaranteed» берёт сэмпл из открывающей темы Футурамы! То есть, да, разумеется, в 1997-ом не было никакой Футурамы, поэтому группе пришлось брать сэмпл из «Psyché Rock» Пьера Генри (которая использована в Футураме), но вы только подумайте — «Money Back Guaranteed» берёт сэмпл из открывающей темы Футурамы! Фантастика!

Есть ещё пара простых номеров, которые я бы возлюбил в более приличной компании, но из-за их соседей — сплошных качаний манчестерского ритма без намёка на мелодию типа «Squeaky» и «Rubber Band» — вся пластинка почему-то пахнет как потный небритый толстый хачик в протухшем спортивном костюме в 40-градусную жару. Нееет, такое мне не по вкусу. Пожалуй, надо сдать этот альбом обратно тому армянину на углу.
писано 24.07.2011
album

Pop Voodoo

2017

Через 20 лет после дебютной пластинки «Як Гарно, Колi Ты Не Жопотрах... Да!» Black Grape внезапно снизошли на фанатов туром по Англии (потому что наконец-то у этих оболтусов через 20 лет появились какие-то деньги, которые можно подоить), а ещё через 2 года — то есть через 20 лет после выпуска дерьмовой пластинки «Кацап Кацап Кацап» — группа выпустила альбом 'Pop Voodoo', и готовим свои простаты, пацаны, потому что это очень крутая пластинка с яйцами и здоровенным хреном, который ввозят на тележке по ковровой дорожке под фанфары на 4 метра раньше самого альбома!

Я напомню: в 90-е было дофига около-брит-поп-актов, которые записали классный альбом, потом дерьмовый альбом, потом распались (These Animal Men, Menswear, The Seahorses, Longpigs, Marion, и ещё 3914 наименования в категории «Кто помнит этих старпёров, поднимите руку, если вы сами ещё не парализованный старикан в кресле, конечно»). Какие шансы, что группа торчков из 90-х запишет что-то приличное через 20 лет перерыва после дерьмовой пластинки? Я не могу сказать, что я верил в Black Grape, но признаю — мне очень хотелось, чтобы группа с почти расистским названием («чёрные» и «изнасилование», если убрать букву 'g') в 2018 году засветилась на медиа-радарах хотя бы на пару недель.

И в дополнение к тому, что Black G. Rape не только выпустили пластинку, они выпустили фантастическую пластинку, под которую можно тусить и отрываться как в 2006! Да что там 2006! Я бы даже сказал как в 1995! Конечно, не настолько хорошую, чтобы как в 1977, но даже так — это отменный результат для туш, которые, решив завязать с наркотиками, внезапно поняли, что завязали и с музыкой тоже.

На самом деле я не хочу представлять пластинку через призму прошлого. Во-первых, это никому не нужно (что может быть тупее, чем брать обложку 'Dark Side of the Moon' 73 года и через неё смотреть на обложку 'Pop Voodoo' из 17?), во-вторых, 'Pop Voodoo' настолько хороший альбом, что заслуживает, чтобы его вкушали здесь и сейчас без каких-либо скидок на историю группы.

Эта пластинка выделяется из всего того, что выпускается каждый день по одной крайне простой причине: она никак не привязана к контексту 2017 года (несмотря на то, что первый трек сопровождается дебатами Трампа и Хиллари), и она полна любови к жизни причём без какой бы ты ни было попытки заставить тебя, дорогой слушатель, в это поверить, как это делает Фаррелл Уильямс на своём треке про СУКА, СРОЧНО ПОДПИШИСЬ, ЧТО ТЫ СОГЛАСЕН С ТЕМ, ЧТО Я СЧАСТЛИВ, СЛЫШИШЬ, СЧА-СТ-ЛИВ!!!! Ощущение, будто все эти 12 треков записаны за одную сессию без каких либо усилий — они бесшовно переходят один в другой, они полны отчётливых мелодий и они завёрнуты в полные стиля и такта духовые и клавишные. Ритмы? Есть. Липкие припевы? Есть. Фанковые саксофоны? Есть. Нравоучения Моррисси или нытьё Колина Мелоя? НЕТУ! Все эти эмоции и положительные вибрации идут от Шона Райдера, который в свои 60-или-сколько-ему-там-лет действительно счастлив от простых удовольствий вроде 'Whiskey, Wine & Ham', про что и поёт в этой песне. Всё просто и честно — здесь никто не пытается произвести впечатление.

Ах, да, песни. Несмотря на то, что я рекомендую просто начать слушать альбом с трека №1 и далее по треклисту до самого конца, самыми яркими вспышками запомнились 'Everything You Know Is Wrong - Intro', 'Nine Lives', 'Set The Grass On Fire', 'Whiskey, Wine And Ham', 'Money Burns', 'String Theory', 'Pop Voodoo', 'I Wanna Be Like You', 'Sugar Money', 'Shame', 'Losing Sleep' и 'Young And Dumb' — ПОДОЖДИТЕ-КА ДА ЭТОТ ШАРЛАТАН ПРОСТО ПЕРЕСКАЗЫВАЕТ НАМ ТРЕКЛИСТ АЛЬБОМА!!!
писано 30.09.2018