logo

мужской разговор
о музыке

Orange
Juice

Группа, созданная в рамках проекта пропаганды витамина C, но взлетевшая куда выше и теперь поющая про вред курения.

album

You Can't Hide Your Love Forever

1982

Я только что придумал жёсткую антисемитскую шутку!
— Сколько нужно евреев, чтобы растопить печь?

А также её продолжение, на случай, если вы рассказывали её Шмуле Левковицу.
— Один. Берёт дрова и начинает топить печку.

Сколько раз вы шутили про геноцид при евреях, не зная, что они — того, евреи? Конфузно, не так ли? Этого более не повториться, если вы воспользуетесь нашим специальным предложением — полная база евреев Москвы-2011, выкраденная из центральной синагоги Москвы! Только на Митинском рынке! Включает в себя поиск по размеру шляпы и пейсов! Только настоящие проверенные евреи! 100%-ый швель в тевете мишны полный шпойкинсов, ой вей!

Но ты не можешь прятать свой обзор на дебютный альбом Orange Juice вечно, и — вот он! И говоря про этот альбом, я хочу отметить, что это одна из самых витальных пластинок инди-сцены. Да, разумеется, то же самое можно сказать про череду синглов (начиная с 1980-го) на их собственном всём из себя независимом лейбле Postcard, но мы говорим про альбомы. И раз уж про это зашла речь, я хочу, чтобы вы знали: «You Can't Hide Your Love Forever» — альбом. Давайте говорить от этом!

Забавно слышать рассуждения про панк-революции с посылом, что если бы она не произошла благодаря Малькольму МакЛарену, то мы бы до сих пор слушали запилы Джимми Пейджа. Если не с помощью МакЛарена, она бы произошла всё равно, причём так же болезненно. Сейчас очевидно, что можно было совершить этот переворот более бархатно, с помощью того же повсеместного местечкового инди-попа, без всей аргрессии панка (я это пишу на случай, если вы вдруг изобретёте машину времени — тогда вы знаете, что делать). И не будем забывать, что панк немедленно превратился в тренд, против которого он якобы и боролся. Поэтому буквально через год после всей этой панк-заворушки человечество перешло в эпоху пост-панка, и здесь случилась реальная жопа — вся агрессия панка выветрилась, поборов при этом пусть и напускную, но всё-таки радость попсы и оставив нам полное ничего. Это одна из причин, почему мне так тяжело слушать The Raincoats, Birthday Party или Siouxsie and the Banshees. У них интересный звук, но я не могу смириться со всей этой пустотой, вокруг которой образовалась их музыка.

На фоне всего этого сингл «Falling And Laughing» про чувства звучит велосипедом посреди каменного века. Забавно, но выйди он на 8 лет позже, его бы списали как неплохую имитацию в рамках волны мод-ревайвала, однако в 1980-ом это было то, что нужно. После таких вещей вообще непонятно, как этих ребят с рабочих окраин Глазго перечисляют среди прочих участников пост-панка. Orange Juice в их компании похожи на чувака из банды, который на деле начинает капать на мозги «Эй, разбивать витрины — нехорошо, не делай так». Сейчас это кажется идиотизмом, но в 1980-ом вспомнить весь оптимизм из 60-ых было инновацией. Я не знаю, почему эта пластинка не получила нобелевской премии. Какой идиот выдвинул её в области математики?!

Это потрясающий альбом. Отполированный с чёткими звенящими юркими гитарными риффами, духовой секцией, частой сменой ритмов и всем разнообразием тонов гитары, с синглом-перепевкой «L.O.V.E.» Эла Грина, с фанковым басом («Satellite City» и «Wan Light»), с голосом Эдвина Коллинса, который извивается от баритона до почти фальцета, он примиряет ваш юный организм со всеми чувствами, что в нём происходят. Эта пластинка — полная противоположность The Smiths, которые тоже пели про чувства, но после которых хотелось просто убить себя. Изверги, если бы вы не дали Курту Кобейну послушать The Smiths, мы бы сейчас наслаждались дуэтом Курта и Коллинса на последнем альбоме последнего. Такая вот тавтологическая тавтология, да.

Иными словами, «You Can't Hide You Love Forever», полный любви и невинности, заставляет меня гордится своими нежными чувствами. Да, я хочу присунуть дельфину и горд этим! Чем дельфины хуже женщин? Почему мы не можем вступать с ними в брак?!
писано 24.02.2011
album

Rip It Up

1982

Пластинка принесла группе единственный хит — заглавную «Rip It Up». И помимо всех прелестей этой песни, есть удивительный момент. Итак, вы скорее всего не знаете про то, что у панк-пионеров Buzzcocks (предтеча панк-комсомольцев Dead Kennedys и панк-генсеков Blink 182) до их дебютной записи «Another Music» была дебютная запись «Spiral Scratch EP». По сути, это была первая (пусть и выпущенная после Sex Pistols) панк-запись во всех смыслах этого слова (слова «запись»). Если Секс Пистолз показали, что кто угодно может быть в группе, то «Spiral Scratch» доказал, что кто угодно может выпустить пластинку — группа тиснула её тиражом 500 штук на собственном лейбле за собственные деньги. То есть по сути, это означает, что Buzzcocks были первой инди-группой, которые придумали всю эстетику инди и молескин заодно!

«Spiral Scratch» записали за 3 часа, при этом центральная песня «Boredom» была пародией на клише рок-музыки, содержа в себе гитарное соло на двух нотах туда-сюда около 60 раз, после которого Говард Девото чеканил:

You know me, I'm acting dumb
You know the scene, very humdrum


Теперь я срываю одну за другой странички нашего отрывного календаря и переношусь на 5 лет и 9 месяцев вперёд, чтобы после второго припева «Rip It Up» услышать:

You know me, I'm acting dumb-dumb
You know this scene is very humdrum
And my favourite song's entitled «Boredom»


И, как будто этих намёков недостаточно, тут же следует офигенное двухнотное соло, что, как по мне, является ссылкой на офигенное двухнотное соло. Знаю, звучит как пост-модернистическое дерьмо (добавьте к этому как будто выдернутые из диско-хита Chic бас-линию и отрывистый лязг гитары), но в том и прелесть «Rip It Up», что она работает без всяких дополнительных знаний, как написанный с нуля стопроцентный хит.

К середине 82-го половина группы покинула группу, поэтому Коллинс нанял Малкольма Росса (за то, что он затем прославился в группах Atzec Camera и Blancmange) а также уроженца Зимбабве Зэке Маньика, которого все в группе звали просто Зэк (за то, что он мотал срок). И вы должны знать правду — Зэк был чёрным. Я имею в виду, многие библиографы Орандж Джус, скажем так, умалчивают этот факт. Они просто говорят, что де, да, было дело, Коллинс в 82-ом году нанял некого Зэке Маньика из Зимбабве на ударные, а дальше переводят тему, усыпляя вашу бдительность. Но я не такой. Я честен. И я говорю с вами открыто — Зэке Маньика был негром.

Очевидно, вы не нанимаете негра на ударные, чтобы получать льготы в рамках программы трудоустройства цветного населения. Коллинс тыкал в вас намекательной палкой в таких песнях, как «Satellite City» с первого альбома, но тут всё куда очевиднее — пластинка в половине песен вся из себя извивается в инородных ритмах и перкуссиях. Возможно это влияние Токин Хэдс с пластинкой «Remain In Light», но только у Коллинса всё получается куда человечнее. Что «A Million Pleading Faces», что «Hoyokoo» в конечном итоге можно слушать, как просто поп-песни. После них и таких шикарных саркастичных медляков, как «Mud In Your Eye», я понимаю, что именно такой инди-музыка должны быть: разнообразной, впитывающий множество влияний, умной и при этом доступной. Эта музыка не должны класть на слушателя или вытачивать свою узкую нишу в аудитории мерзковатых неудачников. За это я и люблю Оранж Джус — за способность развести эстраду в самых упёртых уголках инди и подружить жанры, которые всегда были против друг друга. Именно к такой музыке я буду приучать свою дочку. Иначе она придёт в один день и заявит: «Папа, это мой молескин, и он будет с нами жить!»
писано 26.02.2011
album

Texas Fever

1984

«Texas Fever» — это 6 песен, которые длятся всего 20 минут. Так как называть это оперой в 4 действиях у Эдвина Коллинса не повернулся язык, «Texas Fever» позиционировался в качестве EP. Короче, на этом альбоме Эдвин Колл. Что мне больше всего нравится в заглавн. А вообще пластинка отлично сочетае. Моя самая любимая песня — «Crazies. Особенно вставляет эта пружинящая гита. Теперь вы понимаете, почему меня называют королём Твиттера.

К этому EP может быть только одна претензия — он слишком короткий. Да-да, размер имеет значение. И не только в мире грамзаписей. Взять хотя бы постельные дела. Когда девушка в первый раз занимается с вами сексом, она прежде тайком оценивает размер вашего большого пальца на ноге — ведь известно, что его длина пропорциональна длине члена. А что до этой пластинки, она оставляет сладкое чувство неудовлетворённости, после которого хочется переслушивать её снова, снова, снова, снова и снова, до тех пор, пока не послушаешь её во второй раз — на второй раз приходит это чувство насыщения.

Как я уже говорил, на пластинке 6 песен, но я повторю это ещё раз — на пластинке 6 песен. Давайте узнаем грязные подробности про каждую из них!

«Bridge» — я помню, что недолюбливал эту песню. Почему? Во-первых, я совершенно не знаю, а, во-вторых, это я тут задаю вопросы. Итак, почему я недолюбливал эту песню, м? Но если во всей серьёзности, это потрясающий способ начать пластинку. «Bridge» соединяет джэнгл-поп гитару с танцевальным ритмом и крунерским вокалом Коллинса, украшая всё это охрененским гитарным соло! Ах, да, обещанная грязная подробность про эту песню: слушая её только что, я трогал себя внизу.

«Craziest Feeling» — если бы не глупая вставка под конец, будто взятая из «Monster Mash» 60-ых, я бы слушал эту песню до конца. Оцените этот гитарный трафарет под куплетом, который никак не вяжется с вокальной мелодией.

«Punch Drunk» — наименее сентиментальная песня Orange Juice с роботическим гитарным риффом. С одной стороны — безделица, а с другой — ничего особенного.

«The Day I Went Down To Texas» — сделанная так же, как и «Bridge», она содержит скрытый посыл. Вслушайтесь в строчку «Guess I'm lucky son of a gun». В ней «a gun» отчётливо слышится, как «Ваган». Son of Ваган. То есть автор сравнивает себя с сыном Вагана. Но кто такой сын Вагана? Ваганович, хахаха!

«A Place In My Heart» — тот самый хит, с которого надо начинать слушать пластинку, постепенно залипая на другие треки. Нежная, но одновременно ироничная, а главное — запоминающаяся. Про такие преисполненные безграничного тепла и души песни обычно говорят «Пятый трек с третьей пластинки Орандж Джус»

«Sad Lament» — плывущий на затянутом органе цепкий медляк с бархатистым вокалом Эдвина Коллинса. Как сказал бы выдающийся музыкальный критик Артемий Троицкий про неё, «Никогда не слышал этой песни, что вы ко мне пристали?! Эй, следите за руками!! Слышите?! Я сказал, отпустите меня!! Да как вы смеете?? Куда вы меня тащите? Стойте! Эй! ЭЙ!!!! А, ну! Живо меня развязали! Слышите?! Я вам сейчас одну звёздочку влеплю! Ай, прямо по яйцам!! Изверги!!!».

Итого, я не в курсах, что ставить этой пластинке. В своём роде она уникальна, и после неё сплав ритмов и британских гитар с культовой «The Stone Roses» звучит уже не так удивительно, но, ООО «Боги», как же она коротка! По краткости я бы сравнил «Texas Fever» с 20 минутами — вот, насколько она коротка. Но какая на хрен разница? У нас тут, что, равноправный портал объективного мнения? Разумеется, нет! Вы, дорогой читатель — гнойный петух, что жуёт ферзей у параши (это моё скромное ИМХО), а этот мини-альбом получает полноценные 4 с половиной звёздочки (опять-таки, это моё скромное ИМХО).
писано 28.02.2011
album

The Orange Juice

1984

Существует множество причин, по которой музыканты начинают играть в группах — например, потому что приходит время выпускать дебютный альбом. Давайте обратимся к самым великим деятелям поп-музыки, чтобы узнать как они начинали.

Ричард Эшкрофт, вокалист Вёрв: «Мы просто решили сколотить группу, чтобы играть каверы на Стоун Роузес, а потом выяснилось, что я — гений»

Ян Браун, вокалист Стоун Роузес: «Мы просто решили сколотить группу, чтобы играть каверы на Роллинг Стоунз, а потом выяснилось, что я — гений»

Мик Джаггер: «Я — гений»

Фредди Меркьюри: «Я сколотил бэнд, чтобы нам давали девки, а, когда мы стали известными, обнаружилось, что я — гей»

Дэйв Дэвис: «Мой брат был в группе, и у моего брата был брат, и этот брат — был я. Запутанно, но как-то так я и попал в группу»

Алекс Копранос: «Я начал играть в группе потому в институте было скучно, к тому же меня оттуда выгнали»

Пит Доэрти:«О чём вы говорите? Я играю в группе сколько себя помню, а это без малого три часа»

Тони Аллен: «Когда Фела Кути позвал меня в свою новую группу на ударные, я сказал "Брать меня на ударные только потому что я чёрный?! Чувак, не будь расистом!", на что он пообещал "Хорошо, не буду", и я стал стучать у него на концертах»

Грэм Нэш, The Hollies: «Мы понимали, что у нас есть, что сказать миру. Помните наш первый сингл "На-на-на (хэй-хэй)"?»

Джон Спенсер: «До меня вдруг дошло, что Jon Spencer Blues Explosion — такое офигенское имя для группы, что если я не создам такую сегодня, её соберёт кто-нибудь уже завтра!»

Кэни Вэст: «Когда тебя выпихивают из школы, у тебя есть всего два пути: либо идти читать душеспасительный рэп про то, как Иисус ходит, либо толкать крек в трущобах. И ты должен выбрать свой путь. И так как с толканием крека у меня не задалось...»

Гомер Флинн, The Residents: «Что? Я никогда не был в группе и вообще не занимаюсь музыкой, кто вам это сказал?»

Но я никогда не найду причину, по которой образовались Оранж Джус. Как будто созданные без всякой цели только потому, что Эдвина Коллинса переполняли эти мелодии, они не выпустили ни одной лажовой песни до конца своей карьеры. Их синглы — уникальное сочетания неизвестно откуда взявшегося музыкального опыта и молодых чувств, а их альбомы стоят особняком ото всех стереотипов 80-ых. На своих номерных пластинках они всегда были коммерческой группой, пытающейся угодить всем и вся, не используя при этом ни одного клише. Фак, здесь есть поп-хит, в котором 6 раз упоминается слово «лосось». Сколько вы знаете песен со словом «лосось», а? Эту пластинку надо давать слушать всем рокерам для расширения словарного запаса. И, быть может, тогда мы бы смогли услышать такие свежие для рока синглы, как «I Wanna Лосось You All Night Long» и «You Make My Heart Лосось».

Сайт олл-мужик утверждает, что к концу Оранж Джус сдулись, но такое они вообще пишут про любой четвёртый по счёту альбом. Если надеть шляпу горькой правды, только «Get While The Gettings Good» и «The Artisan» звучат плосковато, предвещая «папин рок», что последовал на пластинках Коллинса, но всё остальное — просто шик. Особенно «What Presence?!» (которая раскрывается до шаманской мантры под конец) и «I Guess I'm Just A Little Too Sensitive», посвящённая Морриссею. И да, запишите это в свои молескины, «All That Ever Mattered» — источник всего творчества Йенса Лекмана.

Я ставлю этому альбому 21 звёздочу из 5. Но так как у меня достаточно большая погрешность измерений — 16 с половиной звёздочки —давайте поставим оценку по минимальному значению.
писано 06.03.2011
album

Coals To Newcastle

2010

Помните это прекрасное солнечное время, когда инди-рок не был замкнутой на себе гитарной дрянью, где песни отличались друг от друга эффектами гитары, а чувак у микрофона (он называл себя вокалистом) тянул что-то надломленным голосом? Я тоже не помню. Потому что этого никогда и не было.

Исчерпывающий бокс-сет «Коалы в Ньюкасл» (выпущенный в рамках гранта WWF по привлечению внимания к проблеме занесения коал в локальную красную книгу Ньюкасла — послушайте, лейблам тоже надо находить деньги на такие дорогие издания) даёт нам представление о том, какой счастливой была бы наша жизнь, выйди он, к примеру, на 10 лет раньше. Здесь 6 дисков, в которые входят 4 альбома с сопутствующими би-сайдами, обязательные скучноватые БиБиСи-сессии и сборник первых синглов на лейбле Postcards. Альбомы я обозрел, БиБиСи-сессии тоже (словом «скучноватые») и это оставляет нас с самым нежным периодом группы, когда они даже не умели держать инструменты в руках, поэтому на всём протяжении своего мирового турне «Наследники Рока» показывали фокусы с перепрыгивающим пальцем и монеткой в ухе, чтобы как-то развлечь толпу. Разве это не мило?

Что тотально сбивает с ног на этих ранних записях — это их абсолютное счастье и дружелюбие. Я не особо удивлялся этому на их полированных номерных альбомах с большого лейбла — всё-таки улыбок и доступности требует формат поп-музыки. Но чтобы лоу-фай гитарное инди из пригорода Глазго? Я с ходу не назову ни одну другую столь беззаботную и добрую гитарную группу стана инди-пидоров. Кажется, что их песни идут из мира, где всё хорошо, и я не имею в виду «хорошо», как в буклетах Макдоналдса, с которых вам улыбаются сладковатые рожи под седативным. Большинство песен затем были перезаписаны, но Эдвин Коллинс оставил пару вещей для раскопок:

«Moscow Olympics» — спотыкающаяся сёрф-рок тема, которая звучит как будто из угла просторного спортивного зала, где атлетичные юноши упражняются на гитарах, делают подходы к ударным и тягают струны бас-гитары.

«Blue Boy» — здесь идеально вообще всё. Требующий хора припев, сочетания криворукого соло с отрывистыми очередями ритм-гитары и галлоп баса с ударными — причём всё это за 3 минуты. Идеальный саундтрек для коитуса. Я сужу только по хронометражу, разумеется.

«Holiday Hymn» — как Коллинс оставил этот шедевр в раритетах? Абсолютное бескомпромиссная любовь к жизни под лёгкую джэнгл-поп мелодию. И это я только начал превозносить песню. У неё милый текст. Всё, я закончил превозносить эту песню.

Помимо всего вышеуказанного на сборнике есть отличные аут-тейки типа «Move Yourself» и «Bury My Head In My Hands», но я не буду останавливаться на каждом из них. Скажу проще, если вам нужна полная антология всех записей Orange Juice, то полная антология всех записей Orange Juice «Coals To Newcastle» — ваш выбор. Не стоит доверять всем этим «The Best Of Led Zeppelin» или «Vangelis' Greatest Hits» — там нет ни одной песни Эдвина Коллинса!

Подводя итоги по поводу всего этого, я хочу ещё раз отметить актуальность проблемы популяции коал в Ньюкасле. Нынче, во втором десятилетии 21-го века, уже не встретишь этого милого зверька, свернувшегося вокруг ствола старого тенистого дуба. Прежде всего потому что старые дубы стали невероятно широкими в обхвате. А также потому что коалы всё больше предпочитают нелегально эмигрировать в более южные страны, где условия проживания превосходят север Соединённого Королевства (якобы). Всё это — следствия антигосударственной политики пятой колонны. Купите электромобиль!

Да, мои обзоры тоже пишутся на гранты WWF, службы безопасности Соединённого Королевства и компании General Electrics одновременно, что тут такого? Надо как-то кормить семью! Ведь семья — это самое лучшее, что может с вами произойти. Это люди, которые всегда будут с вами, которые всегда поддержат вас и чем больше детей вы нарожаете, тем больше этих людей будет! Ведь так здорово иметь 6 или даже 7 детей от русской женщины, будучи при этом тоже русским!

Да, грантов Фонда Русской Семьи я тоже не гнушаюсь.
писано 07.03.2011