logo

мужской разговор
о музыке

Sensational
Alex Harvey Band

Сенсация!!! У Алекса Харви группа!

album

Framed

1972

Если бы фотограф, делавший материал для обложки, не проспал и прибыл в полицейский участок на час раньше, мы бы увидели поразительную фотографию: рождённый в Глазго Алекс Харви на фоне отметок роста держит перед собой табличку со собственным именем и возрастом — 37 лет. Дебютный альбом в 37 лет, дамы и господа!

Я рад, что в Шотландии, наконец, приняли многие года лобируемый мною закон про то, что дерьмовым музыкантам надо давать абсолютно реальные тюремные сроки, но, твою мать, они схватили в Глазго не того Алекса! Алекс из клана Копранос до сих пор на свободе!

Я вам соврал. Разумеется, это не дебютный альбом Алекса. А, ну, и да, в Шотландии не принимали подобного закона. Именно поэтому Алекс из клана Копранос до сих пор на свободе. Но со вступлением закона в силу я первый буду трясти в суде новым диском Франц Фердинанд, и сицилийская мафия, кричащая судье «Take him out!» меня не остановит.

Алекс Харви достиг своего самого большого успеха в Sensational Alex Harvey Band. Но до неё были и другие группы, например, Alex Harvey Big Soul Band — да, чувак определённо любил вставлять «Alex Harvey» в названия своих групп. Именно поэтому его прозвали Алекс Харви. Но, тем не менее, для многих альбом «Framed» — это первая дебютная работа Алекса Харви по прозвищу Алекс Харви.

В начале 60-ых Алекс имел свою локальную долю успеха, играя ритм-н-блюз и рокенролл каверы, хотя больше запомнился за первое, чем за второе. Он выпустил 4 альбома этих каверов с несколькими своими песнями, 5 лет служил в волосатой труппе, игравшей в Британии музыку из «Hair» (вот, поглядите, скромняга в случайных кадрах), и никогда не получал большего, просто потому, что не стремился. Было бы неправильно давить слезу, что пока он не опустился до модного глэм-рока, честный ритм-н-блюз не сделал ему и гроша. В своих интервью он, лениво перебирая звуки, из которых, похоже, состоят слова (удивительно, что на записи он звучит куда понятнее), вспоминает: «Я просто хотел быть счастлив», и вся суета с большой группой явно этому противоречила.

Для того, чтобы сколотить настоящую рок-группу, у него был вагон возможностей. Его брат Лес Харви был отменным гитаристом, которого Алекс сосватал в Stone The Crows. В начале 1972-го Лес погиб прямо на сцене, похоронив возможность очередной британской группы из дуэта братьев (и дальнейшее будущее Stone The Crows тоже). Это, проблема пенсионных накоплений или просто желание помочь группе Tear Gas, которую он в полном составе возглавил, переименовав в Sensational Alex Harvey Band — неизвестно, что толкнуло Алекса на большой дебют, но что за дебют это есть, воу-воу, детка, срочно читай следующий абзац.

Пара моментов: Алекс очень неплохо управляется с гитарой (смотрите, как старательно он зажимает барэ на обложке своей сольной пластинки), но в составе группы всегда уступал место Зэлу Клменсону, потому что тот на 4 слайда и 3 биг-слэпа круче него (это меры гитарного мастерства, если вы не в курсе). Не каждый фронтмен готов это признать. Далее, Tear Gas были прог-рок группой. Достаточно узколобой, как показал альбом «Fourplay», записанный без Алекса, в это время отъехавшего надиктовать и собирать интервью для целой пластинки про лохнесское чудовище, и я сейчас не шучу — сравните уровень фантазии, что называется. Итак, ритм-н-блюз певец возглавляет прог-рок неудачников — вы готовы?

Здесь два эпохальных длинных блюзовых кавера, «Framed» и «I Just Wanna Make Love To You», и мне потребовалось 10 лет, чтобы их распробовать — ровно столько же, сколько Алексу, чтобы выточить финальные версии (обе были на его ранних пластинках). Их растянутость может раздражать по началу, но медленный свэг «I Just Wanna», подкреплённый залпами духовых, — это одна из лучших интерпретаций избитого номера. Здесь также два офигенных рок-номера: «St. Anthony» и «Midnight Moses», с вежливостью и таком рок-звезды разбивающих ваши динамики в говно. Оу, и, да, мы все любим веселиться над роком 70-ых, но нюанс в том, что рок 70-ых порой бывал сам весёлым: «Buff's Bar Blues» и «There's No Lights On The Christmas Tree, Mother, They Burning Big Loui Tonight» очень комичны, как и пародия на фолк-страдания «Hammer Song», исполненная затем Ником Кейвом на своём очередном альбоме. Мне до сих пор не нравится монотонная «Isobel Goudie», как и «Hole In Her Stocking», за что я и снимаю одну звезду, но в остальном это очень крепкая и живая пластинка.

И, да, дорогие авторы обложки альбома, я ни разу не поверил в то, что Алекса реально бросили за решётку. Вы допустили один серьёзный ляп: на форме арестанта вертикальные полоски, а не горизонтальные. Не пытайтесь разжалобить меня и клянчить 5 звёздочек для рок-узника.
писано 09.11.2013
album

Next

1973

2013 (и если вы знаете другие тэги пометки текста, срочно присылайте их мне)

Алекс Харви был великим музыкантом, и одна только его футболка предсказала существование группы White Stripes (в монохромном варианте), и я уж молчу про группы Dirty Sock Funtime Band и Pissed Jeans, но конкретно этот альбом — не фуршет из взбитых сливок, которые Руфус Вейнрайт заботливо собирает серебряной ложечкой со своего лобка, чтобы затем нежно опустить их вам в рот. 8 лет назад я уже писал обзор на «Next» в рамках «Ночного Обзора» — рубрика с еженедельным обзором, который я писал ночью, и которую потом упразднили, так как в силу обстоятельств я все обзоры стал писать ночью. Так вот, скорее всего обзор был дерьмовым, но теперь я возмужал, отрастил шевелюру в ноздрях, набрался опыта, а этот альбом? Пффф, да он там же, где и был. Но для начала вспомним обзор 2005-го года.


2005

В 82-м году наевший ряху Алекс Харви вполне мог написать песню «Жизнь, Когда Тебе За Девяносто (Килограмм)», но откатимся всего на 9 лет назад в 1973-ый год. На обложке альбома «Next» он стройный, улыбающийся и в своей фирменной полосатой футболке. Но я объясню, почему это так. На момент записи «Next», всего лишь второго альбома группы, Алексу Харви было около 38 с половиной лет. Значит, через 2 года, ему было уже 40 лет, возраст, когда нарушается обмен веществ и человека разносит. Надо сказать, что Алекс к тому же курил, и, хотя вы конечно пришли не на сайт МинЗдрава, мне следует показать разрез лёгких Алекса Харви, чтобы самые наши маленькие читатели никогда-никогда в жизни не сказали бы "да" сигарете! Когда вы курите, ваши лёгкие заполняются всякой дрянью, она оседает там тёмно серым налётом и больше никогда не смывается!!

alex_harvey_lungs.gif


Поэтому, даже если вы не курите, не надо кричать о здоровом образе жизни в полосатой футболке.

Стив Харли, Алекс Харви, Пи Джэй Харви - скажите, как будет называться фестиваль, где будут учавствовать все трое, а? "HarFEST"!!! (смысл в том, что английские 'падонки' таким же образом пишут слово HARVEST, то есть 'урожай'! Поэтому это смешно, get it? (Но что смешного в урожае?! Нельзя ведь смеятся над урожаем!! Мы опротестовываем продолжение этого абзаца———

Итак, условимся на том, что Алекс Харви - это глэм-рок или глиттер, я не очень понимаю разницу. Зато я точно знаю, что все глэм-рокеры - педики. И как же я не завидую этим педикам - по утрам выщипывать брови и брить подмышки, ФУ!! Вот у нас, настоящих мужиков, всё по-другому: мы бреем брови и выщипываем подмыш————

В самом начале 70-ых был бум глэм-рока, но далеко не все смогли добиться существенного успеха и увековечить себя. Алекс Харви запомнился тем, что со своей Senational Band разогревал публику перед концертами The Who в 1976-ом году, но даже этого хватило, чтобы кто-то помнил его сегодня.
Признаюсь, меня смущает название альбома. Ну, то есть, представим сцену на, скажем, предсмертном концерте Харви 1981-ого года: Алекс объявляет - «And now we gonna play songs from our "Next" album». Публика, виляя хвостом, ждёт песни с нового, ещё не выпущенного альбома, как вдруг все их надежды рушатся с первыми риффом старинной песни 1974-ого года.

Что касается этих старинных риффов, пара из них свежа до сих пор. Например, «Swampsnake» с пианино, как будто за ним сидит молодой Элтон Джон и третья часть «The Last Of The Teenage Idols» бессомненно бьют попу. Что мне не нравится так это, наверное, заглавная песня «Next» (кавер Жака Брэля, но лучшее исполнение принадлежит Скотту Уокеру) и то, что вроде хорошая идея «The Last Of The Teenage Idols» растягивается на три части. «Giddy A Ding Dong» проходит своим банальным рокенроллом мимо меня, а «Faith Healer» наверное не смотрелась в 1974-ом такой наивной в своей попытке удивить слушателя, но нас, людей 21-ого века, она конечно не сможет удивить абсолютно никак. Я имею в виду, что может удивить меня, человека который своими глазами видел сотовый телефон Nokia 2600, а? I'm the man of the world, всё видел и везде был, мне уже десять лет как наш мир кажется скучным и неинтересным, я слишком много знаю, я насытился чудесами и невероятны... Nokia 9500?!!!! ПАРЕНЬ, ГДЕ ТЫ ДОСТАЛ ЕГО?!!

Сказать по правде, мне предыдущий альбом («Previous», get it?) нравился больше, но это совсем другой обзор.


2013

Сейчас бы я хотели иметь длинную палку, длиной где-то в 8 лет, чтобы дотянуться до себя, сидящего перед клавиатурой, и хорошенько ударить самого себя по голове. Но так как очередной бюджет на изобретение машины времени попилен нашими министрами без всякого практического результата, мне остаётся только бить длинной палкой чурок в Бирюлёво.

Если конкретнее, я про свой комментарий о «Faith Healer». Это просто невероятная песня, которая звучит достаточно космически даже сейчас, не говоря уж про 1974-й год. Давным-давно меня бесило её минутное вступление из почёсывания одного риффа, но, познав краут-рок, вы начинаете оценивать эту песню по другому. Я понимаю, что Алекс был в передозе от таблеток тупости, когда записывал идущий следом рвотный глэм-рокенролл «Giddy A Ding Dong», но именно этот контраст помогает «Faith Healer» сиять. Это неординарная вещь для рок-группы и я приглашаю всех к просмотру укороченного выступления на Old Grey Whistle Test, которое породило поколение, страдающее страхом клоунов:



Именно такие вещи отличали Алекса Харви от всей плеяды глэм-рок посредственностей, которых стало слишком много в 1974-м, настолько много, что сцена провалилась, оставив лучших глэм-рокеров без работы (Дэвид Боуи, как всегда, сделал вид, что уволился сам). «Giddy», «Gang Bang» — это уровень того глэм-рока, и я не терплю эту гротескную перепевку балладу о принудительном лишении девственности «Next», посаженную рядом с расхлябанным глэмом про групповуху, но всё остальное сделано с задумкой, которая была невозможна в случае многих других.

Соу, йэ, зис из э самвот мидиокэ элбум (так пишут транслитом в США, неучи!), но у него есть много искупляющих факторов. Как у человека, который написал в лифте. Он хотя бы дотерпел и не сделал это в подъезде, правда ведь?
писано 09.11.2013
album

The Impossible Dream

1974

Ого, в титрах к альбому числится инженер Мартин Рашент! Инженер, сечёте? Ну, наконец-то, меня ждут песни, рассчитанные по логарифмической линейке, схемы которых с трёх разных точек начерчены на ватмане, мелодии имеют должный запас прочности и будут служить даже через 40 лет, а нагрузка на уши чётко дозирована и сбалансирована. Не каждый альбом может похвастать инженером!

На самом деле Мартин Рашент — удивительный человек. Он успел поработать при старой барочной школе солидного рока на пластинках Флитвуд Гей, ой, то есть Мак, Нежного Гиганта (так девушки называют моего нежного гиганта) и Ти-Рэкс (шутки про Ти-Рэкс не будет, так как Марку Болану досталось ещё при жизни — он был кудрявым) на низких должностях типа «Дай я сыграю тебе семь нот, а ты набросай из них какое-нибудь соло, пока я буду пить кофе». При этом, став продюсером, он не руководил записью ни одного «сложного» альбома — сплошные Stranglers, Buzzcocks и даже вторая пластинка The Pipettes. «Ха-ха-ха!!» — насторожился я, узнав этот факт. Быть может, из наследия динозавров рока Мартин ничего не вынес? Быть может, всю свою юность Мартин просто провалял дурака, и эта пластинка будет ярким тому примером?

О, нет. Это лучший альбом группы, и если вы хотите послушать всего одну пластинку Алекса Харви, то... вы идиот. Но если уж вы идиот, то я рекомендую взять именно этот альбом. Почему? Хо! Думаете, я не предвидел этого вопроса? Разумеется, предвидел. Что? И какой же ответ? Ну, хмммм... Эээээ, ну, тут не так всё просто, надо начать с того, что... СМОТРИТЕ, НОВЫЙ АБЗАЦ, ПРЯМО ЗА ВАШЕЙ СПИНОЙ!!

Чёрт, уловка не сработала — я как-то не подумал, что в новом абзаце мне всё-таки придётся передать вам все музыкальные прелести пластинки. Что ж, извольте! Но только в следующем абзаце, потому что этот оказался зашкварен словом «зашкварен».

Предыдущий альбом был не самым большим достижением. Даже я, услышав его 10 назад, записал группу в список любителей словить бабла, оставшееся у поклонников Дэвида Боуи. Про Харви мало кто осведомлён: лично я, не найдя на рынке пластинок Стива Харли, купил «Next» Харви только из-за созвучия (не спрашивайте) с Харли. Но именно с «Impossible Dream» всё то, что отличает Харви от сотни других Харви и Харли выпячено наружу с особым рвением.

По дурацкому сборнику выступлений «Live» вы хрен догадаетесь о том, какими крутыми были Сенсационные живьём. По сути это был последний алмаз рока до его свержения молодым панком, и песни на «Impossible Dream» делались с мыслями о сцене. Мой любимый кусок музыки (который язык не поворачивается назвать «песней», поэтому пните по яйцам того идиота, кто выше написал «песни», потому что мне неудобно, как ни пытаюсь изловчиться, всегда чуть-чуть не дотягиваюсь) – это часть «Hot City»-сюиты про «Man In The Jar». Ууууу, детка, я буду первым, кто замечу, что она начинается, как пародия на «Shaft» Айзека Хейеса (то, что это не поднималось ранее объясняется тем, что фанаты обоих слишком узколобы) - очевидная параллель, так как обе песни про частных сыщиков. Затем в неё врывается биг-бэнд, выливающийся в космическое гитарное соло и, наконец, после кульминации вас убаюкивают медленно тающим качающимся кабачным джазом. Между тем, слегка потеряв контраста инструментов (именно поэтому я не люблю слушать их живые записи), на сцене это выглядело вот так:



И, хэй, одно это по сути оправдывает существование KISS, арена-рока и прочих рококо- и ололо- изобретений рок-музыки. Вот, взгляните, это выступление в деталях копируют до сих пор копируют другие группы.

Пластинка полна таких номеров. Грузный рок с точёным риффами из первой части «Hot City» про монстра Вэмбо, комикс-альтер-эго Алекса, или роскошный медленный марш «Anthem» с волынкой — я не знаю, что из них выбрать. Тут, если бы мы были на зоне, я бы доверительно спросил вас – есть две песни: на одной риффы точены, на другой волынки дрочены — какую сам послушаешь, какую матери поставишь? И, да, я безумно люблю 4-е упитанное полотно на альбоме «Tomahawk Kid». Оно начинается, как таинственная сага о пиратах, отправляющихся за сокровищами, но в результате плюющих на клад и обретающих настоящую мужскую любовь в пассаже про "капитана" и волосатые руки.

Здесь есть пара минорных вонючек (особо раздражает «Weights Made Of Lead» своим дятлодолбящим риффом), но их покрывают короткие, изящные и цепкие «River Of Love» и «Sergeant Fury». В целом же «Impossible Dream» — редчайший пример гротескного рока с долей самоиронии, не пересекающей границу пошлости. Картинка на обложке может быть трешовой, но не судите обложку по картинке! Это один из моих пренаилюбимейших альбомов 70-х.

писано 28.11.2013
album

Tomorrow Belongs To Me

1975

Я обычно так к перекрашенным тёлочкам в баре подкатываю: «Хэй, красотка, завтрашний день за мной» и подмигиваю так, давая понять, что тоже слышал этот альбом. Разумеется, телочки не могут отказать такому музыкальному эрудиту и весь грядущий день мы валяемся с ними в любовной подливе. Алекс Харви делает примерно то же самое, и, оукей, я готов потратить грядущий день на жарку сосисочек на заднем дворе, если сегодня услышу хорошие песни. Утром — песни, вечером — мой подвал, причём именно в такой последовательности, ты понимаешь, Харви?

И что-что, а с песнями здесь явно похуже, чем на предыдущей пластинке, моей самой любимой пластинке за все века существования рок-музыки, пластинке, без которой я не мыслю самого себя, «The Immortable Sleep» или как там она называлась. Уже по обложке вы понимаете, что это будет сиквел, но не понимайте альбом по обложке! Послушайте его хорошенько, и поймите, что, оказывается, можно было всё-таки судить по обложке.

Это ситуация, как со стаканом с водой. Оптимист назовёт его наполовину полным, а пессимист скажет «Что? Опять какие-то тесты со стаканом с водой? Вас самих-то не достало? Боже, мы всё равно все умрём, кто-то раньше, кто-то позже, кто-то уродливым, кто-то бедным — какая разница, что в этом наполовину пустом стака——— Чёрт, вы меня всё-таки подловили!».

Здесь есть свои моменты, и что за моменты здесь есть! Оукей, моя попытка сымпровизировать палиндром не вышла, но это не отменяет присутствия эпохального трека «Give My Compliments To The Chef» — трек эпохальный присутствует. Чёрт, да как же люди сочиняют эти долбанные палиндромы???

Это не самое легко усваиваемое произведение Алекса, оно грузное, титульная фраза произносится зловеще и будто атонально, но эта итальянская барочная нагромождённость, сыгранная грубыми шотландскими парнями, поражает. И, да, выполненный на органе перелом в середине — один из лучших моментов в рок-музыке 70-х. Второго монстра «The Tale Of Giant Stone Eater» слушать ещё сложнее, и это путешествие не такое вознаграждающее, как «Комплименты Повару». Виляя от детской песенки через прог-рок к кантри, далее меланхоличному (и красивому как Афродита с 5-м размером сисек) пассажу на пианино, а затем обратно, Алекс рассказывает сюрреалистичную историю про кризис, связанный с нехваткой камня на Земле. Я думаю, живьём всё это звучало гораздо впечатляющее, поэтому, подходя к «Giant Stone Eater», не забудьте воспользоваться своей фантазией.

Это всё более короткие песни, что оставляют чуть смазанное впечатление. Они не более, чем «норм», если вы понимаете мои узкоспециализированные музыкальные термиты («термит» — это наш жаргонный термит для вашего «термина»). Стилизация «Soul In Chains» очень тактична, «Action Strasse» хороша своей тасовкой роботических/живых частей, в «Shark's Teeth» очень остроумно вставлено курортное соло на синтезаторе и я люблю «Shake That Thing» за то, что Роллинг Стоунз превратили бы её мелодию в качающуюся рок-балладу, но Алекс лепит из неё цепкую слегка пародийную игривую акустическую штуку про, собственно, то, что неплохо было бы «потрясти этой штукой». Все эти фишечки — заслуга Алекса (как показал лишённый их и оттого плоский, как Земля, держащаяся на черепахе, альбом «Fourplay»), но кроме них в этих песнях объективного ценного мало. Вы не сможете врубить одну из них, прорвавшись к пульту на дискотеке в Томске, и обратить весь танцпол в свою веру, о, нет.

Но в целом, это хороший альбом — передайте мои комплименты шефу.
писано 08.12.2013
album

Penthouse Tapes

1976

Ого, плёнки Пентхауса! Если вы, как и я, ожидаете, что Алекс на протяжении всей пластинки будет зачитывать вам негативы снимков с пышногрудыми красотками, то — ой вей, увы нам, увы! Давайте обнимемся, собрат по беде! Обнимемся, потрёмся друг о друга, может чуток пососёмся, и, глядишь, нам уже и не потребуются негативы этих сиськастых дур, с которыми и поговорить не о чем.

Итак, это — абсолютный надир задницы всей карьеры Алекса Харви. Даже сейчас, достань Алекса из могилы, если это уже не сделали какие-нибудь прозорливые кладбищенские осквернители («Ха! Да я выпотрошил могилу Алекса Харви ещё за 4 месяца до того, как этот Серхио высказал эту идею в своём обзоре!»), его разложившийся труп сможет спеть все эти песни гораздо лучше («Да нихера подобного! Если бы этот старый пердун из Интернета хотя бы раз попробовал свои идеи на практике, он бы понял, что несёт полную околесицу!»).

Это плохая, очень плохая пластинка, фу, пластинка, больше не делай так с моими ушами. Причём этот кулёк говна совершенно внезапен — представьте, что вы покупаете кулёк с жареными каштанами, а заглянув внутрь видите там говно — вот настолько внезапен этот кулёк говна. Причём вы бы никогда не ожидали этого, потому что повод для хренового альбома обычно виден заранее. Здесь же всё кажется чистым: это просто пластинка каверов.

Кто-то должен был объяснить Алексу, что «cover» — это не от слова «коверкать». Здесь 10 преступлений, совершённых в основном над американскими авторами. На предыдущих альбомах у Алекса спорная статистика по результатам перепевок. «Framed» и «I Just Wanna Make Love To You» были фантастическими, «Delilah» и «Next» — ужасными. Если бы на «Penthouse Tapes» сохранялась хотя бы такая пропорция, я бы сейчас занимался обзором песен, а не трансфигурациями слова «говно».

Что ещё хуже, те, кому Алекс Харви незнаком, могут начать (и закончить) свой короткий с ним роман, потому что психологически легче оценить, как он поёт «Runaway» Дел Шеннона или «School's Out» Элиса Купера, чем пытаться понять неизвестные альбомы. Я бы тоже хотел перед тем, как начать слушать очередных новых инди-талантов, всучить им список чужих хитов: «Вот, попробуйте для начала, спойте это и по результатам теста посмотрим, слушать ли ваш альбом»

Фак, это одни из самых ужасных перепевок, выпавших на долю моих ушей, и это при том, что я слышал запись того, как я сам пою «Can't Explain» The Who.

Я не знаю, может виной всему клоун на обложке, но половина песен спета по-петросянски. Сочный рифф Элиса Купера сыгран как если бы гитарист шинковал капусту, а цепкие вокальные повороты мелодий повторены будто с ненавистью к тому, что это не Алекс их сочинил. Было бы неправильно заключить, что у Сенсационных собственный звук, который несовместим с чужими песнями — тут нет ни одного фирменного таланта Харви, а всё, что есть, можно было оправдать разминкой перед настоящим дублем. Очень жаль, кстати, что мы его не получили.
писано 08.12.2013
album

SAHB Stories

1976

В 1976-м Алекс Харви или кто там в группе принимал решения (магическая монетка?) подумали записать коммерческий альбом. Знаете, с синглом и короткими песенками вокруг. Согласно моей магической монетке, которую я подбросил только что, им хотелось монетизировать (ну, не так, как я, подбрасывая монетку, а более прибыльно) все творческие успехи предыдущих пластинок, которые во многом были заготовками для концертных ковровых бомбёжек. Ведь на тот момент у группы был лишь случайный успешный сингл «Delilah», перепевка Тома Джонса, и, о Господи, кому бы хотелось иметь в своём зачёте хит-перепевку Тома Джонса? Да самому Тому Джонсу этого бы не хотелось, вашу мать!

Итак, было принято решение записать сингл по всем правилам. И, как ни странно, это дало свой успех: номер про бостонскую Чайную Вечеринку выстрелил вверх, хотя на мой вкус это один и тот же припев, повторенный и в куплетах, достаточно монотонная эксплуатация одной музыкальной фразы, цепкость которой обеспечивается её непрерывным повторением, а не какой-то музыкальной музыкальностью или как там муз-критики описывают вот это вот всё — я не до конца дочитал самоучитель по написанию обзоров.

Для меня здесь есть два специально схоронённых ещё лет 10 назад местечка: первая и последняя песни. «Dance To YOur Daddy» — юркая, в припеве почти нью-вейвовая штучка, рифф которой как будто слизан с имигрантской песни Лед Зеппелин, а «Dogs Of War» — пример рок-бомбаста, который после заката золотой эпохи рока уже никогда не появлялся на свет с тем же пафосом и грузностью.

В защиту того, что идёт в середине, я отмечу, что этот материал страдает не от отсутствия таланта, а от нехватки интереса. Алекс променял театральность ради доступности и где-то в середине понял, что во время этой сделки его крупно надули, как жабу из трубочки.

Позвольте завершить этот короткий обзор цитатой великого Тома Йорка, которая, на мой взгляд, идеально подходит под описание этой пластинки: «Фигня какая-то». Да, мой источник не подтверждён, но наверняка этот хмырь говорил что-нибудь подобное.
писано 18.12.2013
album

Fourplay

1977

Выстрелив хитом «Boston Tea Party», Алекс Харви записал невнятный альбом каверов, а затем отлучился из состава группы. Оставшись вчетвером, группа записала альбом «Fourplay» (игра слов, как если бы дуэт Пет Шоп Бойз выпустил пластинку «ОбаCрутся»), выпущенный за именем Sensational Alex Harvey Band (without Alex). И ради всего святого, почему нельзя просто было убрать имя Алекса из названия, если его более нет в группе, вместо того, чтобы упоминать его дважды? Sensational Alex Harvey Band без Алекса — это абсурд. Примерно как московский метрополитен имени Ленина, по которому не катают мумию Владимира Ильича — кому это вообще нахрен нужно?

Я понимаю, юмор и всё такое, но то, что вы получаете без Алекса — это ровно тот состав, который от нищеты спас Алекс, возглавив его в 1972-м году. Тогда они назывались Tear Gas, и SAHB (without Alex) — это именно те самые ребята, а «Fourplay» — именно та самая иллюстрация, отвечающая на вопрос, почему они были бедными и неизвестными. По сути дела, группа получает роскошное наследство в виде аудитории и известности, и то, что при таком раскладе они пролетают голой жопой по чартам, объясняется исключительно их возможностями. Все видные критики поставили пластинке 2 звёздочки. Разумеется, как очередному видному критику, мне не остаётся ничего другого, как сделать то же самое.

Всё не так плохо. Алекс Харви, уходя, не хлопнул дверью по столу — его отпуск был запланирован и согласован. Пока его группа (без него) точила «Fourplay», Харви собирал интервью очевидцев Лох-несского чудовища. В конце концов, он даже снялся для задней обложки «Fourplay» — привязанный к чемодану с заклеенными ртом Алекс стоит на коленях за остальными музыкантами, сладко распевающими что-то забойное в микрофон. Поэтому «Fourplay» — это просто внезапная шалость. Типа, знаете, как будто Алекс уходит из студии за сигаретами: «Эй, ребят, я ненадолго, через 10 минут вернусь, не творите глупостей хорошо?», все кивают, и как только Алекс переступают порог, давятся со смеху: «Слышь, давай говёную пластинку по-бырому запишем, хихихи»

В чём самая гадость «Fourplay» — это хороший альбом. В том смысле, что вы никогда бы не смогли сказать в лицо его музыкантам, что они схалтурили. Это на удивление добротная пластинка, но её кондовость перевешивает всю добросовестность. Примерно как когда к вам на экзамен приходит студент исправно ходивший на лекции, сделавший в срок все лабораторные и курсовые, и при этом ни бельмеса не понимающий, если копнуть чуть вбок от экзаменационного вопроса — что с такими делать? Если это была девушка, я просто приглашал её к себе переночевать и заодно впустить свою амурную стрелу в её шоколадный торт любви. Или провести Марио на секретный уровень. Или усмирить верного Пердинандо. Или добуриться до коричневого золота. Или окунуть сардельку в дижонскую горчицу. Или угля в топку набросать. Или погрузить батискаф в Марианскую впадину. Или обдать нефритовый стержень прохладой пещерки. Или пришвартовать сухогруз на угольный причал. Ой, да много ли чем ещё заняться. Но с сразу четырьмя волосатыми мужиками??? Ну, уж нет, извините, мой бур выходной по такому случаю.

Итак, да, это хорошие, напичканные топорными, но запоминающимися мелодиями и ладными риффами песни. «Big Boy» — как раз пример такой песни: очень качественный рифф, не очень качественная мелодия. 5 лет назад это могло бы стать большим хитом, не канона «Smoke On The Water» (построенной по той же формуле), но совсем чуть поменьше. Однако, в 1977-м группа поёт её немного извиняющимся тоном: «Да, мы в курсе, что хард-рок уже не тема, и сейчас модно трахать друг друга в жопу под диско, но уж простите нас, несовременных, мы вот привыкли рочком-с развлекаться». На контрасте с предыдущими работами виден весь талант отсутствующего Алекса, то, что в кроссвордах называют харизматичностью, а если букв мало, то свэгом. Алекс бы стоял над ними с кнутом: «Какого хрена! Сделай эту мелодию страннее! Ещё страннее! А теперь безумнее!» — именно так делались монументы вроде «Give My Compliments to the Chef».

Этот альбом — только для фанатов. Причём фанатов Nazareth или Judas Priest. Никак не Алекса Харви.
писано 08.12.2013
album

Rock Drill

1978

В 1913-м году Якоб Эпштейн создал скульптуру «Rock Drill». Изначально отражая оптимизм перед индустрилизацией и новыми возможностями человека, скульптура после первой мировой войны получила от самого же автора угнетающий посыл. При этом изменилась всего лишь бумажка с пояснением к скульптуре — вот она, сила искусства! И сила бумажек с пояснениями, да.

В 1978-м году Алекс Харви шлёпнул себя по лбу: «Офигеть! 65 лет назад якобы Эпштейн создал скульптуру "Rock Drill"! Надо срочно записать альбом по этому поводу». И вот вы держите в руках пластинку... Вашу ж то мать, срочно возьмите пластинку в руки, мы же репетировали!

Вернувшись из отпуска после сольной документальной пластинки про лох-несское чудовище — стоп-стоп-стоп. Что? Документальная пластинка про лох-несское чудовище? Это где-то после документальной пластинки про зубных фей? До тех пор, пока вы не плюнули на воск парочку интервью родителей лох-несского чудовища из серии «Нэсся всегда был таким непоседливым, мы говорили ему, сиди на дне, но нет, он постоянно всплывал на поверхность — вот, поглядите, он даже на Гугл Мэпс попал!», так, вот, до тех пор, пока у вас нет чего-то столь же убедительного, не смейте говорить про «документальные пластинки про лох-несское чудовище».

В любом случае, Алекс снова в группе, оправдывая одним своим именем половину названия группы. Но что насчёт «Sensational»? Увы-увы-увы, вот именного этого тут не так уж много. Позвольте потыкать в вас своей поясняющей палкой. Здесь было бы неплохо откатиться назад и подумать, что такого было в САХБ, что заставляло их слушать. И, увы, правильный ответ: доля ущербности — камон, у них в группе на гитаре играет Рональд МакДональд! Благодаря ей они могли быть альтернативной хард-року, оставаясь хард-роком. Но затем хард-рок прошёл (а это не так просто играть свою маргинальную роль на сцене, которой уже нет), лох-несское чудовище скрылось под водную гладь, и это всё оставило Алекса у разбитого корыта. И спасибо, что ему потребовалась одна только «Rock Drill», чтобы понять, что исследовать тупик не так интересно — вскоре группа распалась.

Тем не менее, здесь есть одна эпичная красота. «Dolphins» — неповоротливый монстр старой школы, потихоньку с помощью тупого топора вырубливающий гипнотическую мелодию. В остальном вы можете позабыть эту пластинку. Да, мне нравятся раздутый до комичности рокенролл «Who Murdered Sex?», «Nightmare City» остроумно передаёт параноидную суету города и «Water Beastie» (опять про Нэсси!) имеет свои моменты, но если вы упоротый фанат Алекса Харви, вы знаете это не хуже меня. А если предыдущие альбомы не сделали вас таковым, то мои ремарки не нужны тем более. Убирайтесь отсюда, это абзац только для твердолобых фанатов Алеска, кыш! Эй, охрана!

К слову, Эпштейн уничтожил через пару десятков лет свою скульптуру. Алекс Харви не дожил до момента, чтобы поступить аналогично со своей пластинкой, поэтому за него это сделаю сейчас я:

ДВЕ ЗВЁЗДОЧКИ! ВСЕГО ДВЕ СРАНЫЕ ЗВЁЗДОЧКИ!!!
писано 18.12.2013