logo

мужской разговор
о музыке

The Smashing
Pumpkins

Дед старался, выращивал, а ты ломаешь!

album

Gish

1991

Я никогда не любил Smashing Pumpkins, потому что (потерпите немного объективности) они все выглядят как уроды (в Америке это называется дайвёрсити, но тут почти вся группа как один diversity hire, будто лейблу нужно было выполнить план под конец года и его топорно закрыли одной группой), и потому что на первый прогон вся их музыка звучит одинаково, а потом читаешь Википедию, а там в графе «жанры» у альбома строчек больше, чем песен на пластинке.

Если точнее, мне никогда не нравились две гитары группы: Билли Корги и Джеймс Шибаину Иха, и я говорю сейчас исключительно про их внешний вид, потому что в рок-музыке гитарист — это как бы фаллос всей группы (а гитара — фаллос фаллоса). Он должен быть красив и могуч! На него должно быть хотеться быть похожим! А эта парочка лысого и узкоглазого в мешковатых шмотках — я не представляю, кто бы мог в этом разглядеть кумира, просто потому что каждый помятый студент после вечеринки выглдяит именно так. И вокалист Билли тоже средний. А вокал фронтмена — это как бы тоже фаллос группы. И ещё бассист(ка) у них тоже ниочом, какая-то странная и кривая, а в рок-музыке басс-гитара — это же фаллос всей группы, понимаете? А ударник? Вы вообще знаете, что символизируют ударные в рок-музыке?

Итого, вместо 4-фаллосного монстра Smashing Pumpkins предстали на дебютном альбоме как странное сборище меньшинств: американо-японец, американо-женщина, американо-лысый (в будущем) и американо-ударник.

О, и последняя причина, по которой я ненавидел всю группу — это то, что Билли представлялся музыклаьной прессой, как тиран, подчиняющий всё своему вкусу. С годами я понял, что хоть кто-то в группе, где половина японо-бабы, а остальные сидят на наркоте и алкоголе, должен принимать решения и выполнять работу. В конце концов, они свободные люди и могли покинуть группу в любой момент, а Корган что-то слишком долго их терпел для тирана.

Я сужу этот альбом с высоты славы, которую Smashing Pumpkins заработали под начало 2000-х, как золотой стандарт нового поколения рок-музыки, и, разумеется, это очень несправедливое расположение сил, потому что корни этой пластинки — в местной (чикагской) инди-сцене, и начало траектории группы сильно отличалось от её финальной точки. 'Gish' (названный в честь Лиллиан Гиш, актрисе немого кино, типа как когда порно без звука смотришь, чтобы соседи думали, какой прилежный мальчик, немым кино увлекается, но в реальности наверное группа имела в виду какой-нибудь наркотик, например, гашиш (рифмуется с плохиш)) довольно интересный по задумке для своего времени, и я думаю, что обожание среди задоумных любителей инди, ровно как и фырканье со стороны задоумных пуристов инди он получил в своё время именно за это — за довольно удачную попытку соединить небрежность и необязательность инди-сцены с классическим серьёзным хард-роком типа Queen и The Who.

Если Pavement или Sonic Youth для ваших ушей — слишком расхлябанно и непрофессионально, Alice Cooper и KISS — слишком тупо, то Smashing Pumpkins — идеальный кроссовер, это непрофессионально и тупо одновременно! Нет, разумеется, нет. Но я не могу отделаться от ощущения, что у этого альбома слишком много проблем, чтобы считать его чем-то большим, чем документ эпохи:

- звук. Билли Корган всегда был требователен к звучанию, но с этим альбомом он и продюсер Буч Виг только учатся. Ударные и бас звучат плоско и невероятно далеко от своих хард-рок ориентиров. Soundgarden уже в 89-м на 'Ultramega OK' звучали плотее, сбитее и громче.

- звук. Большинство партий баса и гитары Джеймса были перезаписаны Корганом, и вместе это всё звучит слишком технично и подчинённо одному видению. Из-за этого требуется время и много терпения, чтобы распутать все эти звуковые слои и докопаться до сути песен, что получается гораздо проще, когда они сделаны в акустической аранжировке, как, например, закрывающая 'Daydream' или 'Crush'

- мелодии! В синглах 'Tristessa', 'Siva' и 'I Am One', а также в явно сингловом материале 'Rhinoceros' они более заметны, но даже так это короткие рефрены, повторяемые много раз и соединяемые соляками и сбивками.

Из по-настоящему удачных аспектов — ударная работа ударника Джимми Чемберлина, который обучался на джаз и ничего не знал про альт-рок или инди или как вот это вообще всё называется, но быстро сориентировался на первых репетициях (потому что какая разница, играть с неграми или бабо-япами) и открыл Коргану возможность более динамичного использования гитары, и мой любимый трек со всей пластинки 'Bury Me' (видите какой я инди! Мой любимый трек не какой-то там сингл, а зарытая в середине альбома песня с просьбой зарыть себя!) демонстрирует это лучше всего.

Неплохой альбом! Умели ж в 1991-м делать неплохие альбомы. Не сравнить с неплохими альбомами 2024-го!
писано 14.12.2024
album

Siamese Dream

1993

Это, похоже, какой-то неприличный вопрос, потому что я не могу найти его в интервью, но зачем в группе вообще были японец Джеймс Ии-ха и женщина-поляк (а именно так звучит феминитив от слова "поляк", чтобы подчеркнуть, что тут 2 угнетённых меньшинства в одном флаконе, геноцид, разрыв в зарплате, аборты и женские права (это феминитив от слова "права")) Д'арси Рэцки, если бедный евгейский юноша Билли Коган должен был второй альбом подряд угнетаться и перезаписывать их партии, работая по 15 часов без перерыва и падая спать в одежде в течение недель? Нацисты хотя бы давали евреям принять душ!

Если забыть про то, что вместо гитариста и басиста в группе были 2 манекена, эти манекены ещё и встречались! А потом они перестали встречаться! Но вы про это никогда не узнаете из альбома, потому что они не писали песен. Зато вы узнаете, что Билли встречался, а потом перестал — ведь именно он писал песни, и именно про это тут его глубокие-глубокие чиркающие самое лирическое рок-днище песни.

К счастью, Джеймсу Ихе всё-таки не удалось зайокоонить группу своим разрывом с Рэцки. Не достаточно быть просто японцем, нужно ещё быть (меня упрекают, что я мизогонист и не использую феминитивы, но вот же он, феминитив от "мужчина", сейчас будет) тупой бабой, поэтому второй альбом The Smashing Pumpkins всё-таки появился на свет.

Вообще проблем было больше, чем просто просто басистска и гитарист, которые перестали разговаривать. Барабанщик торчал на героине, Билли не мог выдавить из себя песни, потому что расстался, но потом снова сошёлся, но потом снова расстался, но потом женился на Крис Фабиан (но потом развёлся), и тем не менее альбом всем своим бедам назло вовсе не так уж плох! Ну, как минимум его замысел (plot по-английский, дошло?).

А замысел у 'Siamese Dream' ровно как у первого альбома, только с бОльшим вниманием к мелодиями. Продюсер всё тот же (Бич ВИЧ или как-то так) и ровно так же спрессовывает зашкаливающее количество гитарных наложений в очень плотный звук, что в итоге делает инструменты и голос заваленными куда-то далеко и никогда не направленным вам в уши, а, наоборот, куда-то в сторону, что меня, признаться, очень сильно раздражает, и заставляет ценить то, как был спродюсирован 'Nevermind' Нирваны. Вторая фигня с этим альбомом (и всей дискографией) — это голос Билли, который как будто всегда застенчивый и отстранённый, но когда дело доходит до эмоции (ГНЕВ!!! или плак-плак), он не меняет громкости, а просто засовывает микрофон в рот, чтобы было слышнее, или наоборот отдаляется от него.

Третья вещь, которая непристанно жучит мормышку — это тексты. Оно нормально, когда ты не вслушиваешься. Слова воспринимаются как ритмический инструмент, здесь покороче, а здесь подлиннее, а тут вроде рифма. Но когда открываешь их на отдельной странице и следуешь по ходу песни (потому что благодаря фигне номер один и фигне норме два их нельзя различить в звуковом потоке настолько, что знание английского даже мешает в понимании, потому что вечно мерещатся не те слова типа 'My own eyes' вместо 'Mayonaise'), понимаешь, что этого не стоило делать.

Но! Если вы способны прищурить ушки и на 62 минуты и 8 секунд посчитать всё это условностями жанра, здесь и правда много больше мелодий, чем в прошлый раз. И, да, я знаю, что многие будут наставить на том, что гитарные запилы Билли в 'Quiet' или долбёжка и скрежет последних минут 'Silverfuck' — это неотъемлемая часть внутренней красоты звука и в некотором смысле тоже мелодия и прочее дерьмо, но я смело пропускаю это ссаньё в уши. Джими Хендрикс Билли есть не, поэтому я буду судить его по тому, что у него действительно получается: мелодии. Они становятся лучше, и синглы 'Today', 'Mayonaise', 'Rocket' и 'Disarm' (в модной на тот момент акустической аранжировке со струнными) делают ровно то, что должны делать цепкие и разнообразные синглы — расчищают площадку в звуковом хаосе альбома, чтобы дорогой слушатель мог комфортно приземлить туда свою задницу и начать осторожно исследовать, что происходит по краям. Из этих краевых находок мне больше всего нравятся более спокойные номера 'Sweet Sweet', 'Spaceboy' (звучит как сингл 'Disarm' с половиной мелодии), 'Luna' и 'Geek U.S.A' (осторожно, в этой есть старый добрый подвох с гранжевым тихо-тихо-тихо-тихо-ГРОМКО-ГРОМКО-СУКА-ОЧЕНЬ-ГРОМКО-И-ЕЩЁ-БАРАБАННОЕ-МОЛОТИЛОВО!!!), а всё эмоциональное гитарное месиво без рифмы и мелодии типа 'Soma' или 'Hummer' может смело прикрыть за собой крышку мусорного бака.

Итого без учёта пары сеансов ушной уринотерапии это хороший альбом!

А с их учётом — ещё лучше!
писано 19.12.2024
album

Pisces Iscariot
compilation

1994

Альбом, как я понял, посвящён бисексуальной стороне Билли Коргана. А, нет? В смысле, сборник би-сайдов? А я как сказал?

Именно в нашей инди-пидорской тусовке мы так ценим легенду, что где-то в закрытом доступе у нашего любимого исполнителя есть параллельная дискография, невыпущенные наполированные альбомы и синглы, которые лейблы не хотели выпускать, потому что они были слишком хорошие, и чем более невыпущенные или, ещё лучше, незаписанные они, тем сильнее мы их хотим и сильнее их любим, даже ни разу не слышав. И когда эти легендарные треки с названиями в дузе 'Опять Бобровая Чешуя Хайвей Блюз' всё-таки выпускаются на 20-летнем переиздании альбома (весь ремастер которого состоит в том, что звук делают на пару децибелов громче, чтобы состарившиеся фанаты расслышали и закивали «Прям как в детстве!»), мы все отворачиваемся и протестно машем руками «Нееет! Вы испортили 'Опять Бобровая Чешуя Хайвей Блюз', выпустив его!!!». Именно поэтому у меня к этому сборников би-сайдов, «вовремявытащилов» (я не знаю как перевести 'outtake') и раритетов 'Aquarius Christ' (я буду кодировать название пластинки как ранние христиане, чтобы Сатана не догадался, что я пишу обзор, и не отправил меня мастурбировать на порнхаб под ролики фурри-фембоев, чтобы отвлечь от благого дела обзорописания), изначально было огромное недоверие! Вдруг ты нас, инди-пидоров, продал большому лейблу за 30 серебрянико, а, Писька-Искариот?!!

Всем, кто ждал моего обзора 30 лет, и обходил пластинку 'Gemini Baptist' стороной, не зная, чего от неё ждать, я смело рекомендую, наконец, распаковать этот сборник би-сайдов (один из которых, кавер Флитвуд Мэка 'Landslide' был выпущен синглом, ха, то есть технически это больше не би-сайд, а эй-сайд, и медиа вам врёт!!!!) и ультра-редкостей, выпущенный тиражом 2 миллиона копий. Самое лучшее, что я могу сказать про пластинку — она не ломает дискографию группы, не выглядит как странный ублюдочный релиз, типа, технически, да, конечно, мы понимаем, но, господин судья, инди-пидорская гильдия просит разрешения исключить релиз из «официальных альбомов» и перенести в «см. также» в статье на Википедии.

Да, я знаю, что The Smashing Pumpkins (артикль 'the' поставлен для того, чтобы вы не перепутали именно этих Smashing Pumpkins с тоннами других абстрактных Smashing Pumpkins) — это не инди, а типа «альт-рок», потому что они были подписаны на большой лейбл, а большой лейбл набивал себе марионеток для того, чтобы продать рок тем, кто не хотел слушать рок, поэтому вот вам "альт-рок", но, разумеется, влияние Билли Коргана на инди-нишу огромное, пускай в отличие от них он смог на этом заработать большие деньги, и этот альбом показывает, почему он их заслуживал.

Во-первых, тут много отличных песен, без скидок, которые можно было попытаться перезаписать и выдать как новый материал. Во-вторых, разнообразие! От двух-нотного хед-бенгера 'Frail and Bedazzled' до ласково-колыбельных 'Obscured' или 'Soothe' диапазон динамики выдержан как надо. Мои любимые моменты:

- 'Blew Away', очень милая песня от Джеймса Ихи, вступление которой похоже на что-то от Нила Йанга времён 'On the Beach', а основная мелодия — на что-то прилипчивое из 70-х!

- 'Whir', очень простая в кусочках и одновременно мудрённо сложенная вместе песня, звучащая как адаптачия чего-то громкого для 'MTV Unplugged'

- 'Hello Kitty Kat' и 'Frail and Bedazzled' — обе вставляют в уши по самые яйца, без скидок, без заигрываний как на некоторых треках с первых двух альбомов, когда вроде и громко, и грязно, и с замахом, но удар в итоге как у девчонки. Эй, девчонки, это просто выражение такое, прекратите меня щекотать!... В смысле, «это удары, а не щекотка»?

Не всё сливки и крем, но даже в свои самые слабые моменты ('Plume', которая построена на замедленном риффе из 'Cherub Rock') альбом тянет. За исключением 11-минутной 'Starla' (вторая половина которой демонстрирует, что как гитарист Билли — где-то у подножия гитарного Пантеона, и почему через 30 секунд соло ему нужно автоматически отключать гитару), здесь всё можно применять в уши. И ещё! Так как это сборник би-сайдов, его никто не вылизывал часами как полноценные альбомы, поэтому слоёв гитары в 3 раза меньше, а вокал Билли слышно нормально, а не так как обычно, будто где-то в середине очень интересного сна доносится голос жены «ПРОСНИСЬ!! ТЫ ОБОСРАЛСЯ!!!»
писано 22.12.2024