logo

мужской разговор
о музыке

The Smashing
Pumpkins

Дед старался, выращивал, а ты ломаешь!

album

Gish

1991

Я никогда не любил Smashing Pumpkins, потому что (потерпите немного объективности) они все выглядят как уроды (в Америке это называется дайвёрсити, но тут почти вся группа как один diversity hire, будто лейблу нужно было выполнить план под конец года и его топорно закрыли одной группой), и потому что на первый прогон вся их музыка звучит одинаково, а потом читаешь Википедию, а там в графе «жанры» у альбома строчек больше, чем песен на пластинке.

Если точнее, мне никогда не нравились две гитары группы: Билли Корги и Джеймс Шибаину Иха, и я говорю сейчас исключительно про их внешний вид, потому что в рок-музыке гитарист — это как бы фаллос всей группы (а гитара — фаллос фаллоса). Он должен быть красив и могуч! На него должно быть хотеться быть похожим! А эта парочка лысого и узкоглазого в мешковатых шмотках — я не представляю, кто бы мог в этом разглядеть кумира, просто потому что каждый помятый студент после вечеринки выглдяит именно так. И вокалист Билли тоже средний. А вокал фронтмена — это как бы тоже фаллос группы. И ещё бассист(ка) у них тоже ниочом, какая-то странная и кривая, а в рок-музыке басс-гитара — это же фаллос всей группы, понимаете? А ударник? Вы вообще знаете, что символизируют ударные в рок-музыке?

Итого, вместо 4-фаллосного монстра Smashing Pumpkins предстали на дебютном альбоме как странное сборище меньшинств: американо-японец, американо-женщина, американо-лысый (в будущем) и американо-ударник.

О, и последняя причина, по которой я ненавидел всю группу — это то, что Билли представлялся музыклаьной прессой, как тиран, подчиняющий всё своему вкусу. С годами я понял, что хоть кто-то в группе, где половина японо-бабы, а остальные сидят на наркоте и алкоголе, должен принимать решения и выполнять работу. В конце концов, они свободные люди и могли покинуть группу в любой момент, а Корган что-то слишком долго их терпел для тирана.

Я сужу этот альбом с высоты славы, которую Smashing Pumpkins заработали под начало 2000-х, как золотой стандарт нового поколения рок-музыки, и, разумеется, это очень несправедливое расположение сил, потому что корни этой пластинки — в местной (чикагской) инди-сцене, и начало траектории группы сильно отличалось от её финальной точки. 'Gish' (названный в честь Лиллиан Гиш, актрисе немого кино, типа как когда порно без звука смотришь, чтобы соседи думали, какой прилежный мальчик, немым кино увлекается, но в реальности наверное группа имела в виду какой-нибудь наркотик, например, гашиш (рифмуется с плохиш)) довольно интересный по задумке для своего времени, и я думаю, что обожание среди задоумных любителей инди, ровно как и фырканье со стороны задоумных пуристов инди он получил в своё время именно за это — за довольно удачную попытку соединить небрежность и необязательность инди-сцены с классическим серьёзным хард-роком типа Queen и The Who.

Если Pavement или Sonic Youth для ваших ушей — слишком расхлябанно и непрофессионально, Alice Cooper и KISS — слишком тупо, то Smashing Pumpkins — идеальный кроссовер, это непрофессионально и тупо одновременно! Нет, разумеется, нет. Но я не могу отделаться от ощущения, что у этого альбома слишком много проблем, чтобы считать его чем-то большим, чем документ эпохи:

- звук. Билли Корган всегда был требователен к звучанию, но с этим альбомом он и продюсер Буч Виг только учатся. Ударные и бас звучат плоско и невероятно далеко от своих хард-рок ориентиров. Soundgarden уже в 89-м на 'Ultramega OK' звучали плотее, сбитее и громче.

- звук. Большинство партий баса и гитары Джеймса были перезаписаны Корганом, и вместе это всё звучит слишком технично и подчинённо одному видению. Из-за этого требуется время и много терпения, чтобы распутать все эти звуковые слои и докопаться до сути песен, что получается гораздо проще, когда они сделаны в акустической аранжировке, как, например, закрывающая 'Daydream' или 'Crush'

- мелодии! В синглах 'Tristessa', 'Siva' и 'I Am One', а также в явно сингловом материале 'Rhinoceros' они более заметны, но даже так это короткие рефрены, повторяемые много раз и соединяемые соляками и сбивками.

Из по-настоящему удачных аспектов — ударная работа ударника Джимми Чемберлина, который обучался на джаз и ничего не знал про альт-рок или инди или как вот это вообще всё называется, но быстро сориентировался на первых репетициях (потому что какая разница, играть с неграми или бабо-япами) и открыл Коргану возможность более динамичного использования гитары, и мой любимый трек со всей пластинки 'Bury Me' (видите какой я инди! Мой любимый трек не какой-то там сингл, а зарытая в середине альбома песня с просьбой зарыть себя!) демонстрирует это лучше всего.

Неплохой альбом! Умели ж в 1991-м делать неплохие альбомы. Не сравнить с неплохими альбомами 2024-го!
писано 14.12.2024
album

Siamese Dream

1993

Это, похоже, какой-то неприличный вопрос, потому что я не могу найти его в интервью, но зачем в группе вообще были японец Джеймс Ии-ха и женщина-поляк (а именно так звучит феминитив от слова "поляк", чтобы подчеркнуть, что тут 2 угнетённых меньшинства в одном флаконе, геноцид, разрыв в зарплате, аборты и женские права (это феминитив от слова "права")) Д'арси Рэцки, если бедный евгейский юноша Билли Коган должен был второй альбом подряд угнетаться и перезаписывать их партии, работая по 15 часов без перерыва и падая спать в одежде в течение недель? Нацисты хотя бы давали евреям принять душ!

Если забыть про то, что вместо гитариста и басиста в группе были 2 манекена, эти манекены ещё и встречались! А потом они перестали встречаться! Но вы про это никогда не узнаете из альбома, потому что они не писали песен. Зато вы узнаете, что Билли встречался, а потом перестал — ведь именно он писал песни, и именно про это тут его глубокие-глубокие чиркающие самое лирическое рок-днище песни.

К счастью, Джеймсу Ихе всё-таки не удалось зайокоонить группу своим разрывом с Рэцки. Не достаточно быть просто японцем, нужно ещё быть (меня упрекают, что я мизогонист и не использую феминитивы, но вот же он, феминитив от "мужчина", сейчас будет) тупой бабой, поэтому второй альбом The Smashing Pumpkins всё-таки появился на свет.

Вообще проблем было больше, чем просто просто басистска и гитарист, которые перестали разговаривать. Барабанщик торчал на героине, Билли не мог выдавить из себя песни, потому что расстался, но потом снова сошёлся, но потом снова расстался, но потом женился на Крис Фабиан (но потом развёлся), и тем не менее альбом всем своим бедам назло вовсе не так уж плох! Ну, как минимум его замысел (plot по-английский, дошло?).

А замысел у 'Siamese Dream' ровно как у первого альбома, только с бОльшим вниманием к мелодиями. Продюсер всё тот же (Бич ВИЧ или как-то так) и ровно так же спрессовывает зашкаливающее количество гитарных наложений в очень плотный звук, что в итоге делает инструменты и голос заваленными куда-то далеко и никогда не направленным вам в уши, а, наоборот, куда-то в сторону, что меня, признаться, очень сильно раздражает, и заставляет ценить то, как был спродюсирован 'Nevermind' Нирваны. Вторая фигня с этим альбомом (и всей дискографией) — это голос Билли, который как будто всегда застенчивый и отстранённый, но когда дело доходит до эмоции (ГНЕВ!!! или плак-плак), он не меняет громкости, а просто засовывает микрофон в рот, чтобы было слышнее, или наоборот отдаляется от него.

Третья вещь, которая непристанно жучит мормышку — это тексты. Оно нормально, когда ты не вслушиваешься. Слова воспринимаются как ритмический инструмент, здесь покороче, а здесь подлиннее, а тут вроде рифма. Но когда открываешь их на отдельной странице и следуешь по ходу песни (потому что благодаря фигне номер один и фигне норме два их нельзя различить в звуковом потоке настолько, что знание английского даже мешает в понимании, потому что вечно мерещатся не те слова типа 'My own eyes' вместо 'Mayonaise'), понимаешь, что этого не стоило делать.

Но! Если вы способны прищурить ушки и на 62 минуты и 8 секунд посчитать всё это условностями жанра, здесь и правда много больше мелодий, чем в прошлый раз. И, да, я знаю, что многие будут наставить на том, что гитарные запилы Билли в 'Quiet' или долбёжка и скрежет последних минут 'Silverfuck' — это неотъемлемая часть внутренней красоты звука и в некотором смысле тоже мелодия и прочее дерьмо, но я смело пропускаю это ссаньё в уши. Джими Хендрикс Билли есть не, поэтому я буду судить его по тому, что у него действительно получается: мелодии. Они становятся лучше, и синглы 'Today', 'Mayonaise', 'Rocket' и 'Disarm' (в модной на тот момент акустической аранжировке со струнными) делают ровно то, что должны делать цепкие и разнообразные синглы — расчищают площадку в звуковом хаосе альбома, чтобы дорогой слушатель мог комфортно приземлить туда свою задницу и начать осторожно исследовать, что происходит по краям. Из этих краевых находок мне больше всего нравятся более спокойные номера 'Sweet Sweet', 'Spaceboy' (звучит как сингл 'Disarm' с половиной мелодии), 'Luna' и 'Geek U.S.A' (осторожно, в этой есть старый добрый подвох с гранжевым тихо-тихо-тихо-тихо-ГРОМКО-ГРОМКО-СУКА-ОЧЕНЬ-ГРОМКО-И-ЕЩЁ-БАРАБАННОЕ-МОЛОТИЛОВО!!!), а всё эмоциональное гитарное месиво без рифмы и мелодии типа 'Soma' или 'Hummer' может смело прикрыть за собой крышку мусорного бака.

Итого без учёта пары сеансов ушной уринотерапии это хороший альбом!

А с их учётом — ещё лучше!
писано 19.12.2024
album

Pisces Iscariot
compilation

1994

Альбом, как я понял, посвящён бисексуальной стороне Билли Коргана. А, нет? В смысле, сборник би-сайдов? А я как сказал?

Именно в нашей инди-пидорской тусовке мы так ценим легенду, что где-то в закрытом доступе у нашего любимого исполнителя есть параллельная дискография, невыпущенные наполированные альбомы и синглы, которые лейблы не хотели выпускать, потому что они были слишком хорошие, и чем более невыпущенные или, ещё лучше, незаписанные они, тем сильнее мы их хотим и сильнее их любим, даже ни разу не слышав. И когда эти легендарные треки с названиями в дузе 'Опять Бобровая Чешуя Хайвей Блюз' всё-таки выпускаются на 20-летнем переиздании альбома (весь ремастер которого состоит в том, что звук делают на пару децибелов громче, чтобы состарившиеся фанаты расслышали и закивали «Прям как в детстве!»), мы все отворачиваемся и протестно машем руками «Нееет! Вы испортили 'Опять Бобровая Чешуя Хайвей Блюз', выпустив его!!!». Именно поэтому у меня к этому сборников би-сайдов, «вовремявытащилов» (я не знаю как перевести 'outtake') и раритетов 'Aquarius Christ' (я буду кодировать название пластинки как ранние христиане, чтобы Сатана не догадался, что я пишу обзор, и не отправил меня мастурбировать на порнхаб под ролики фурри-фембоев, чтобы отвлечь от благого дела обзорописания), изначально было огромное недоверие! Вдруг ты нас, инди-пидоров, продал большому лейблу за 30 серебряников, а, Писька-Искариот?!!

Всем, кто ждал моего обзора 30 лет, и обходил пластинку 'Gemini Baptist' стороной, не зная, чего от неё ждать, я смело рекомендую, наконец, распаковать этот сборник би-сайдов (один из которых, кавер Флитвуд Мэка 'Landslide' был выпущен синглом, ха, то есть технически это больше не би-сайд, а эй-сайд, и медиа вам врёт!!!!) и ультра-редкостей, выпущенный тиражом 2 миллиона копий. Самое лучшее, что я могу сказать про пластинку — она не ломает дискографию группы, не выглядит как странный ублюдочный релиз, типа, технически, да, конечно, мы понимаем, но, господин судья, инди-пидорская гильдия просит разрешения исключить релиз из «официальных альбомов» и перенести в «см. также» в статье на Википедии.

Да, я знаю, что The Smashing Pumpkins (артикль 'the' поставлен для того, чтобы вы не перепутали именно этих Smashing Pumpkins с тоннами других абстрактных Smashing Pumpkins) — это не инди, а типа «альт-рок», потому что они были подписаны на большой лейбл, а большой лейбл набивал себе марионеток для того, чтобы продать рок тем, кто не хотел слушать рок, поэтому вот вам "альт-рок", но, разумеется, влияние Билли Коргана на инди-нишу огромное, пускай в отличие от них он смог на этом заработать большие деньги, и этот альбом показывает, почему он их заслуживал.

Во-первых, тут много отличных песен, без скидок, которые можно было попытаться перезаписать и выдать как новый материал. Во-вторых, разнообразие! От двух-нотного хед-бенгера 'Frail and Bedazzled' до ласково-колыбельных 'Obscured' или 'Soothe' диапазон динамики выдержан как надо. Мои любимые моменты:

- 'Blew Away', очень милая песня от Джеймса Ихи, вступление которой похоже на что-то от Нила Йанга времён 'On the Beach', а основная мелодия — на что-то прилипчивое из 70-х!

- 'Whir', очень простая в кусочках и одновременно мудрённо сложенная вместе песня, звучащая как адаптачия чего-то громкого для 'MTV Unplugged'

- 'Hello Kitty Kat' и 'Frail and Bedazzled' — обе вставляют в уши по самые яйца, без скидок, без заигрываний как на некоторых треках с первых двух альбомов, когда вроде и громко, и грязно, и с замахом, но удар в итоге как у девчонки. Эй, девчонки, это просто выражение такое, прекратите меня щекотать!... В смысле, «это удары, а не щекотка»?

Не всё сливки и крем, но даже в свои самые слабые моменты ('Plume', которая построена на замедленном риффе из 'Cherub Rock') альбом тянет. За исключением 11-минутной 'Starla' (вторая половина которой демонстрирует, что как гитарист Билли — где-то у подножия гитарного Пантеона, и почему через 30 секунд соло ему нужно автоматически отключать гитару), здесь всё можно применять в уши. И ещё! Так как это сборник би-сайдов, его никто не вылизывал часами как полноценные альбомы, поэтому слоёв гитары в 3 раза меньше, а вокал Билли слышно нормально, а не так как обычно, будто где-то в середине очень интересного сна доносится голос жены «ПРОСНИСЬ!! ТЫ ОБОСРАЛСЯ!!!»
писано 22.12.2024
album

Mellon Collie and the Infinite Sadness

1995

У нас в Европе и правда есть проблема с мигрантами из стран, которые мы бомбим, типа Сирии, Ирана или Палестины. Они приезжают в наши города, мусорят там, где обычно мусорим мы, насилуют наших женщин вместо нас — в общем, кошмар. Я не понимаю, мы не можем бомбить какие-нибудь нормальные цивилизованные страны, чтобы оттуда к нам ехали приличные люди? Типа США или Австралии? Германию на худой конец?

Ах, да, альбом, точно. Музыкальные критики говорят, что это лучший альбом группы, и я соглашусь здесь с ними, чтобы в кой-то веки сойти за музыкального критика: 'Бордер Колли и Инфинити Седан' или как там его и правда лучший альбом группы!! Ну, согласитесь, прям ну очень было похоже на музыкального критика, да?

О'кей, дорогой читатель, я слышал, любит факты, поэтому — факты, детка!

факт №1. У меня здоровенный хер!

факт №2. Ах, факты про альбом.

факт №1 Заново. У меня здоровенный хер, а группа сменила Бич Вуча на Билли Коргана (и ещё парочку типов) в качестве продюсера, и это огромный плюс! Все демки периода 91-93 годов, которые Билли записывал на диктофон, по задумке мне нравятся сильно больше студийных версий: в них есть прямота звука, и нет пелены баса, которой окутано абсолютно всё в этом мире. Понятное дело, что их невозможно слушать, и всё равно скатываешься до студийных вариантов, но это не комплимент последним. Бутч Вич (который сделал звук Ниваны на 'Nevermind') превращал всё в кашу, которая хреново звучит абсолютно везде: от дорогих колонок до дешёвых наушников. Другое дело Билли, а также Алан Моулдер (сделавший лучшие альбомы Swervedriver) и Флад (полное имя Фладимир, в прошлом продюсировал Кейва, Пи Джей Эйч Эй Ар Ви И Уай, Charlatans) — у них звук выходит классически роковым: все инструменты отдельно, всё чётко различимо. В том числе вокал Билли и его ужасные стихи, которые иногда даже рифмуются!

факт №2. Я думаю, три продюсера нужны были для того, чтобы совладать с количеством материала, который Билли выдал к альбому. Как когда просят принести образец для анализа кала, а у тебя щедрая душа, Билли выдал что-то вроде 50 песен, и идея была в том, чтобы записать подобие Белого альбома Битлз — я это говорю лишь на основе того, что оба альбома дофига длинные и кончаются песней со словом 'Goodnight' в названии.

факт №3. Тут, наконец, Билли перестал перезаписывать партии баса Рэцки и гитары Ихи, потому что они за 4 года научились зажимать правильные лады в правильные моменты времени, а именно это самое важное, поверьте мне, человеку, который пытался научиться играть на гитаре, и застрял именно на том, чтобы зажать лад в правильный момент. С зажатием лада как таковым проблем не было.

факт №4. Здесь 28 песен, среди которых есть уйма классных — как минимум 5 синглов, а также куча материала между ними, про который сперва хочется сказать, что его можно было вырезать, но я бы хотел предостеречь вас от этой мысли. Весь материал всё равно не вырежешь, а оставшийся потом получит свою страну, разможится пуще прежнего, начнёт доминировать над соседями и одновременно требовать репараций за попытку его вырезать, строить музеи вырезания себя по всему миру — проходили, знаем, спасибо.

Это один из тех самых идеальных альбомов, в которых сначала опираешься на синглы, а потом между ними прокладываешь паутину из второстепенных песен, которые в итоге становятся столь же важными, как и некогда главенствовавшие синглы. Чем больше я слушаю пластинку (точне три, потому что именно столько винила потребовалось, чтобы вместить 120 минут музыки, ах, да, я слушаю музыку на виниле, потому что я чуточку лучше всех вас), тем меньше у меня претензий. Даже к таким мостикам между блестящими треками вроде 'To Forgive', который сначала считаешь за унылый медленный номер, а потом не можешь выбить из головы простую ласковую медодию куплета.

Честно слово, среди всего этого блокбастера я пропускаю только 'Tales Of A Scorched Earth' и 'X.Y.U.' — две самые лишённые мелодий металлические долбёжки. Я по-прежнему считаю, что Билли — средний гитарист, не способный оправдать использование плёнки соляками, и в суде для доказательства я принесу именно эти треки в качестве улик. А также 'Porcelina Of The Vast Oceans' — с мелодией всё более-менее нормально, но в течение 9 с половиной минут гитара Билли слишком много раз берёт разгон для взлёта и никогда не взлетает.

Но остальное, дорогое читатель! Мне всё равно, что сингл '1979' берёт рифф из 'What's Going On' Husker Du — в отличие от них, Билли смог построить вокруг него прилипчивую меланхоличную мелодию. Мне всё равно, что 'Thirty Three' это переписанная 'Disarm' с прошлой пластинки — в новой версии нет густой патоки для лучшего прилипания к радиоволнам. Трилогия сонных номеров под пианино ('We Only Come Out At Night', 'Beautiful' и 'Lily (My One And Only)') и какая-то по особому волшебная вальсирующая 'Cupid De Locke' умилительно восхитительны и идеально уравновешивают агрессивный надрывный хедбенг 'Zero', 'Where Boys Fear To Tread' и 'Bodies'. Гранж прошлых пластинок тут тоже на месте ('Jellybelly', 'Muzzle'), но теперь параллельно с ним существует и более простой хард-роковый материал ('Here Is No Why', 'Love'). Чего ещё желать? Не знаю, мне и этот альбом не особо-то нужен был, зачем оно вообще всё, если есть здоровенный хер?

Кто-то скажет, что этот альбом не достоин 5 звёзд, уж больно много на нём тёмных пятен. Что ж, отвечу я, а негр, к примеру целиком состоит из тёмных пятен, и что теперь, мистер расист, мне больше нельзя поставить 5 звёзд купленному на рынке негру?!
писано 30.12.2024
album

The Aeroplane Flies High
compilation

1996

Порой я слышу, что меня называют снобом, и это, если честно, сильно задевает. Я не какой-то там сноб. Я особенный сноб эпохи модернизма, специализирующийся на поп-музыке 60-х, 70-х и 90-х, запомните это, пожалуйста.

'The Aeroplane Flies High' — это сборник 5 синглов с 'Mellon Collie' и их би-сайдов, а также невошедших записей, и общий консенсус по поводу релиза таков, что это едва ли хуже чем двойной альбом, ну, разве что вот чуть-чуть, но тоже гениально. Что ж, если вы встретите носителя такого мнения, можете смело плюнуть ему в лицо. Нет, не за это мнение. А за вполне определённый грех. Какой? Я не знаю, но неужели вы думаете, что они никогда не грешили? Грешили. Вот за это.

Все, кто хвалят 'The Aeroplane Flies High', забывают, что однодисковые альбомы обычно получаются через урезание какашек. Двухдисковые — через урезание какашек второго порядка. Так что рассчитывать, что за пределами 'Mellon Collie' было ещё три десятка волшебных песен — это надо быть очень наивным. Ну-ка, мальчик, засунь дяде ручку вот в этот кармашек на молнии, чтобы почувствовать однопальцевое рукопожатие.

Ох, как много рук-то!!!

Я буду бороться с этой наивностью поэтапно. Начнём с 6 каверов, все из которых в лучшем случае — чуть хуже оригиналов ('Clones (We're All)', 'Destination Unknown' и 'My Blue Heaven', после которой понятно, как Билли потянуло написать что-то вроде 'You're Beautiful') потому что более примитивно повторяют ту же идею, а в худщем — звучат как просроченные продукты из уценёнки, если вы когда-либо засовывали гнилой помидор в проигрыватель. 'Dreaming' Блонди лишена позвоночника, этого бита Клема Бурка, вокруг которого Дебби Харри звонко выводила оптимистическую мелодию, которая тоже слита в унитаз и заменена депрессивным мимонотным мычанием Рэцки. Из 'A Night Like This' Кьюр тоже вытащено ровно то, что делало её прекрасным: монотонная чеканка бита, от которой пртыко отскакивали изгибы меланхоличной мелодии. 6-й кавер настолько незапоминающийся, что я забыл, как называется эта песня.

Джеймс Иа-иа написал аж 3 песни, все их которых как будто были отвергнуты рано, и поэтому все они акустические, мол, нефиг на это ещё расходывать электричество. У 'The Boy' хорошая прилипчивая мелодия, но планка качества альбома такая высокая, что я не удивлён, почему песню оставили в горе мусора.

'Pastichio Medley' — это 23 минуты риффов из сотни разных песен и отрывков случайной болтовни, которые склеила комманда мартышек в несчётной попытке получить пьесу Шекспира через набор случайных действий.

Среди остальных билликоргановских сочинений полно одинаковых акустических баллад, которые, возможно, могли бы превратиться в хиты, поменяй в них ритм, аранжировку, слова, мелодию, а также название и группу, которая это всё поёт, но даже так я не уверен. Я понимаю, как для тех, кто ценит внутренний мир Билли, думая, что он точь-в-точь совпадает с их внутренним миром (ведь это так часто, когда миры мультимиллионера и нищеброда из Химок совпадают), эти хрупкие недоделанные песни вроде 'Medellia Of The Gray Skies' звучат трогательно, но это точно не то, чем можно заманить неинициированного слушателя.

Если пытаться вытащить пару хороших треков, я бы сказал, что это 'Pennies' и 'Transformer', которые звучат не ужасно, но что-то мне подсказывает, что комплимент "Не звучит ужасно" не звучит ужасно похоже на комплимент. Поэтому даже с ними каждый из этих 5 синглов 'Mellon Collie', к которым приделали би-сайды, выглядит так как, будто к голове милой котейки приделали тело от говна.

О! В 2013-м году группа выпустила делюкс-издание сборника, расширив 33 трека до 90, но, увы, у меня для такой чёрной работы не хватит слуг, чтобы они всё это слушали за меня.
писано 12.01.2025
album

Adore

1998

Те, кто определяли жанр этого альбома как техно, не слушали его. Те, кто говорили, что это акустический альбом, тоже не слушали его. Потому что на самом деле жанр этого альбома — хонки-тонк буги-вуги. Да, я тоже не слышал этот альбом.

О'кей, я послушал этот альбом. И теперь я беру свои слова назад. Слова про то, что я не слышал этот альбом, я имею в виду.

Вся история с этой пластинкой — сплошная мешанина, которая привела к тому, что группа споткнулась, и после этого её хватило только на ещё один ещё более перемешанный альбом. Это также точка, в которой, согласно моему всеобщему объективному великому и точному ИМХУ, Билли Корган окончательно разочаровался в идее быть частью группы и фактически в итоге сам стал группой. Я думаю, именно здесь он превратился в того тирана, которым его обзывали предыдущие 5 лет. Это именно так и работает, сначала вы наговариваете на человека, какой он, мол, плохой, а он не выдерживает и в какой-то момент в ответ орёт: «Ты думаешь это я плохой??!! Я сейчас тебе покажу, что такое по-настоящему плохой!!». Именно поэтому я уже 20 лет называю Боно гомосексуалистом.

Но если по-честному, на взгляд со стороны, сколько Билли должен был терпеть передозировки барабанщика прежде чем выгнать его из группы? По-моему, это умно заменить драг-машину на драм-машину, нет? И, возможно, именно по этой причине Джимми Чемберлин, оказавшись один-на-один с реальностью, ещё жив. Сколько можно было терпеть тупорылые 3-аккордные песни Джэймса Ихи, которые тот пытался протащить на альбомы группы, и в итоге после отказов накопил дерьма на сольную пластинку, которую писал параллельно с записью 'Adore'? Кто в итоге первый отступил от духа группы — трое проблемных музыкантов, которые создавали вакуум снисходительным отношением к своим ответственностям, или Билли, который методично заполнял пустоты, м?! То-то же!!! Мне самому очень стыдно стало, даже не знаю, за что именно.

Билли был определённо на пике своих песнеписательских способностей, выдав в рамках сессий 30 песен несмотря на все передряги (развод, смерть матери, вес популярности, вес своего эго, вес своего пуза), и в 'Adore' я фокусируюсь именно на этом, потому что в момент выхода альбома абсолютно все приняли за данность талантливые песни и сосредоточились на недостатках этой пластинки, пнув Билли за вещи, которые сейчас выглядят совершенно последовательными.

Во-первых, все хорошие альбомы получаются через урезание лишних песен. Я слышал слишком много пластинок, на которые попали все 10 из 10 придуманных Нилом Йангом песен, и в подавляющем большинстве случаев слабый материал сияет сильнее синглов. Но в селекции 'Adore' чувствуется хорошая база. Настолько хорошая, что одну из самых радостных песен группы 'Let Me Give The World To You' решили не выпускать, а по-олдовому рокующую 'The End Is the Beginning Is the End' отдали на саундтрек к Бэтмену и Робину. Итого, это оставило нас с 16 песнями, 16-я из которых называется '17', и это всего 17 секунд клавишной импровизации, что с одной стороны кажется не так уж и много, но с другой — это ровно на 17 секунд больше, чем вся хорошая музыка, записанная группой Nickelback.

Во-вторых, возможно, потому что я не фанат The Smashing Pumpkins, мне сильно проще перенести все несовершенства этой пластинки вроде отсутствия барабанщика, а также довольно глупого готического вампиризма, в жанре которого выполнены обложка и клипы к синглам. Здесь нет быстрых темпов и привычного кулаком-в-лицо рока, и, да, некоторые песни могли бы быть порезаны по длине — например, части 'Ava Adore', в которых замолкает всё, кроме драм-машин, и из-за монотонности звука кажется, что где-то что-то сломалось, будто проститутка слетела с шеста, и теперь чёрный резиновый член на палке вхолостую долбит воздух.

Но мелодии! Они есть в подавляющем большинстве случаев, и из-за того, что Билли перестал петь в верхнем регистре надрывающейся свиньи, эти мелодии проступают настолько явно, что им подпеваешь уже в первый раз под конец песни. 'Daphne Descends', 'Perfect' (которая звучит как что-то с альбома 'Wish' The Cure), 'Crestfallen', 'Apples + Oranges', 'Annie-Dog' — каждую из них можно смаковать часами, а также мобильным, циркулем, транспортиром, отвёрткой, но самый эффективный способ — ушами.

Суперский альбом! Впрочем, это уже начался обзор на 'Muswell Hillbillies' The Kinks, поэтому этот придётся закончить.
писано 13.01.2025
album

MACHINA/The Machines of God

2000

Тело Билли — это машина, которая превращает говно в 'MACHINA————

МАШИНА? СКОРЕЕ МЕШАНИНА

Послушайте, в жизни каждого великого гения, должен быть крайне амбициозный проект, который он никогда не должен суметь закончить, но при этом постоянно возвращаться к нему с новыми итерациями, типа, ну, вот-вот, вот почти сделал, вот почти так оно должно быть. 'Lifehouse' у Пита Тауншенда, 'Smile' у Брайна Уилсона, полка для книжек у меня, а у Билли это 'MACHINA/The Machines Of God' — типа концептуальный альбом, и я говорю «типа» потому что никто никогда бы не восстановил связь между финальными песнями и идеей, которая к ним привела. Это как по разводам бензина в луже у заправки догадаться об американских бомбёжках иранских нефтеперерабатывающих заводов.

Фанаты ненавидят этот альбом, но с какой стати их слушать? Все фанаты Smashing Pumpkins — идиоты. Я? Нет, я не фанат. Я просто обожаю каждый их альбом — этот в том числе, который так ненавидят фанаты. Видите? Я только что доказал, что я не фанат.

Я знаю, в 2000-м все ожидали другого и, наверное, если дойти до 'MACHINA' хронологически после первых 4 альбомов и 2 сборников, этот альбом кажется слабым. В нём нет прыткости и молодости (и даже молотилово 'The Everlasting Gaze' звучит перегружено слоями ПРОДЮСИРОВАНИЯ), возврат к рок-звуку кажется трусливым признанием того, что предыдущий альбом 'Adore' был ошибкой, куча длинных номеров с грузным темпом, которые во второй половине не добавляют ровно ничего к тому, чтобы было в первой половине (причём предыдущей песни), утомляют, да и вообще всё, что касается этой пластинки — сплошное кафе Утка, а, нет, прошу прощения, плохой перевод, имелся в виду бар Дак. К примеру, все синглы были оформлены вразнобой (частично — Василием Кафановым в лубковом стиле), публику подразнили незавершённой чередой мультиков, в середине сессий Рэцки ушла из группы (даже тут рассинхронизировалсь с барабанщиком) — и я бы перечислял причины бесконечно до конца абзаца, но вот же незадача — вот он.

Я всё это понимаю. Но против всего сказанного лично у меня есть отличное противоядие — я не фанат. Мне насрать, что вместо женщины на бас-гитаре тут играет другая женщина на бас-гитаре (вместо Д'Арси Рэцки взяли Мелиссу Ауф (АУУУУУФ!!!) дер Маур из Hole, чтобы это выглядело как апгрейд хотя бы в вопросе долбанутых имён), или что, я не знаю, член у Билли был заправлен не в ту штанину. Я услышал этот альбом первым у The Smashing Pumpkins, я зацепился за песни у которых были мелодии, остальные песни пошли нафиг, но их было немного, поэтому по итогу дня я люблю эту пластинку.

Повторю это в юбилейный как печенье миллионный как алые розы раз, у Билли отлично выходят мелодии. У Билли плохо выходят соляки. У Билли ещё хуже выходят тексты. Их надо воспринимать как метрическую маркировку мелодии песни на куплеты и припевы, не более того. Моя последняя претензия — тональность похотливого хряка-осеменителя, к которой Билли опять вернулся в особенно перегруженных песнях, из-за чего я не могу слушать 'Heavy Metal Machine' или 'The Everlasting Gaze'. Засунутые во вторую половину медляки типа 'Blue Skies Bring Tears', 'Glass And The Ghost Children', 'The Crying Tree of Mercury' а также кусок собачьего дерьма абсолютно неразличивы между собой. Но! На альбоме 15 песен, что после всех моих придирок оставляет десяток или около того ладно написанных композиций. От синглов до зарытых в середине меланхоличных, льющихся, нежных 'This Time', 'Wound' или 'The Sacred and Profane' — всё звучит невероятно цепко, на поверхности и радиоформатно. Думаю, в этом моя единственная тёрка с альбомом — почти всё обёрнто в слоёный пирог из гитарно-синтезаторного эхо и прикрыто сверху гулкими ударными, как это было модно в начале 2000-х у каждой первой альт-рок-группы, звучащей на радио.

К слову о радио. Вы когда-нибудь задумывались, что РадиоХед — это от антоним от ТелеПузики?
писано 20.01.2025
album

Machina II/The Friends & Enemies of Modern Music

2000

Итак, сразу же после альбома длиной 73 минуты, в котором тухлых крыс было минут так на 25, Билли выпускает второй альбом длиной 92 минуты из материала, не вошедшего в первый. Дорогой слушатель, ты должен знать свои права! Если альбом длится дольше полутора часов, тебя обязаны покормить!!!

У этого альбома красивая для 2000 года история: группа записала эти песни за свой счёт, потому что лейбл отказался оплачивать вечеринки, фуршеты и групповухи, которыми обычно сопровождается тонкий творческий процесс креатива, после чего Билли в винилочной на углу нарезал 25 виниловых копий, которые раздал друзьям и фанатам, а потом отправил записки, чтобы они как можно скорее оцифровали записи и выложили их в интернет (а друзья такие «Авсмысле? Ещё раз?»). И всё это задолго до того, как Радиохед впервые раздали свой альбом 'In Rainbows' бесплатно, какая революционная идея, вы посмотрите на них! И как я только умудрялся скачивать бесплатно пластинки до этого, хм...

О'кей, матрёшка идёт следующим образом: 'Machina 2' выпущена на 2 дисках, второй из которых — череда трёх EP, спресованных в один CD, выпущенный на виниле. О, да, совсем забыл, вынь ил (из жопы, дорогой читатель)! У всего альбома или сборника или как это всё называется, я не знаю, я не музыкальный критик, а просто проходил, вижу, лежит клавиатура, думаю, напишу пару мыслей, вот, к примеру, мысль следующая: вместо того, чтобы кого-то критиковать, пройдитесь с километр в его ботинках, как вам такая мысль? Мало того, что вы теперь на километр дальше от этого неприятного типа, так в добавок у вас ещё и его ботинки!

Так вот, по поводу вынь ила. Весь альбом звучит отлично от всего, что группа выпускала ранее. Не в смысле прям другой стиль ска-панка, где басист лупит по струнам страпоном, но оттенок и плотность звука, читаемость инструментов — всё гораздо лучше, и это во многом связано с тем, что все доступные копии являются оцифровками винила. И я бы сказал, да что уж там, я и скажу, это самый лучший звук, который был у The Smashing Pumpkins, уф, я это сказал, — и попробуйте меня в этом разубедить, ха-ха, что, не выходит, да? Клавиатура-то у меня, а у вас только экран, ха-ха, лох!

О'кей, если бы дело было только в винильности пластинки, я бы просто отправил все компакт-диски группы в локальную винилочную, потом раздал бы винилы друзьям, и ловил оцифровки по интернету, как это сделал Билли. Но дело не только в смягчении удраных и гитар аналоговой записью — группа в первый раз писала альбом без большого лейбла и модных на тот момент лекал KORN и Limp Bizkit. Это инди-запись, и лучше всего оно чувствуется в сравнении здешних версий 'Try, Try, Try' и 'Heavy Metal Machine' с монстрами на 'MACHINA' — первая песня стала ещё милее, вторую стало возможно слушать.

Проблема в другом — качество материала. Хороших песен достаточно много, чтобы сделать из этого 40 классных минут, но я понимаю, как вышло средних 92 — тут куча говна вроде 'Cash Car Star' или 'White Spyder' или 'Blue Skies Bring Tears', которое жалко выбросить на помойку, поэтому сборник говна с помойки — самое подходящее место для их депортации. Что ж, я упомяну лишь то, что должно было попасть на официальные биг-лейбловые альбомы:

- 'Go' — сладко-грязно завывательная баллада, написанная Джеймсом Ихой, который умел раз в год-два выдать одну очень простую и пробивающую на какие-то ностальгические чувства песню

- 'Let Me Give the World to You' — отвергнутый сингл с 'Adore', который звучит как счастливые Cure (за секунду до того, как им сообщили, что The Smashing Pumpkins отвергли их сингл)

- 'Vanity' — заполняет всё пространство одной гитарой в духе Mansun, классные настроение и ритм, пускай и мелодия так себе

- 'Real Love' — шугейз-вихрь с Билли, который переключается между нежно-романтичким и хряко-похотливым режимами своего вокала, чтобы сначала очаровать вас, а потом осеменить!

- 'Here's to the Atom Bomb' — одна из лучших песен группы!! Она звучит прилипчиво и колюче-отталкивающе одновременно, это как вообще? Что это за приколы зарывать такие алмазы, которые могут посоперничать с синглами вроде '1979' в самый конец сборников аут-тейков???

Ах, да, после этого группа окончательно распалась, в том числе потому что продажи альбомов резко упали. Нет, я не эксперт, но если вы печатаете всего 25 копий, раздаёте их бесплатно и просите выкладывать в интернет для всего остального мира...
писано 23.01.2025
album

Mary Star of the Sea
by Zwan

2003

В 2001-м году Билли довольно спонтанно собрал Zwan, выпустил альбом, поездил с турами, через 6 месяцев распустил группу, и в итоге про неё все забыли и потеряли след остальных участников навсегда. По этому случаю мудрый русский народ сочинил пословицу — слышал Звон да не знает, где он.

Это странный альбом. Его не любят фанаты The Smashing Pumpkins (они как-то все одинаково начинают издалека: мол, здрасьте, я фанат фанатыч, люблю Билли со времён как он в первый раз взял гитару в руки, но что-то после первого альбома группа скисла и стала выпускать редкое говно, а Zwan — это прям фекальный концентрат, такое даже я не буду), но его любят хейтеры The Smashing Pumpkins! Самое обидное, что вторые, позабавившись с альбомом, забывают о нём, а первые — так как они настоящие фанаты — помнят о пластинке вечно, и вечно говнят её.

Но, к счастью, есть я — человек, который готов говорить правду и восстанавливать справедливость! Гитлер был не так уж и не прав! Изнасилования белых женщин производятся в основном чёрными и арабами! Существует всего один гендер и ещё женщины! Позитивная дискриминация нанесла больше вреда, чем пользы! Что?... А, альбом...

В 2001-м Билли неплохо проводил время, но за каким-то ладом позвал Джимми Чемберлина, и уже через минуту они джиммят вместе в студии и фантазируют о новой группе, где всё будет не так как раньше! И что же они делают следующим шагом? Берут на бас-гитару бабу с изворотливым именем Паз Ленчантин — на месте Д'Арси Рэцки и Мелиссы Ауф дер Маур я бы сначла умер, а потом начал бешено вращаться в гробу! О, и ещё один fun fact: Паз Ленчантин переманилась к Билли из группы A Perfect Circle, в которую ушёл Джэймс Иха от Билли! Ха! Удачно поработать гитаристом там, смотри не расшибись в япошку, ха-ха! Что?... А, альбом...

Да-да, точно, альбом. Это одна из тех пластинок, которые создаются талантливыми людьми, с которых только что сняли привычное давление. Нет лейбла, ожидания фанатов, контрактов, стиля, но при этом есть опыт, привычка работать и поток новых песен. Именно поэтому синглы 'Lyric' и 'Honestly' мало того, что звучат свежо в духе нью-вейва The Cars, так в них в кой-то веки Билли умудряется соединить слова в нечто похожее на стихи ('A lyric, a time, a crusade, a line, one minute, a friend, a road without end'), которые рисуют живые картинки и въедаются в память, как статистика разводов и безотцовщины в чёрных семьях.

Да-да, альбом, помню. Здесь нет ни одной плохой песни, и что ещё важнее каждая из них звучит сбито, как будто новая спонтанно собранная группа подходит Билли гораздо лучше The Smashing Pumpkins. Звук коммерческий, но не радиоформатный. Многослойный, но не перегруженный (как это было на пластинках 'Adore' и 'MACHINA'). 'Mary Star of the Sea' — это то, как должна звучать современная (источник не обновлялся 23 года) рок-музыка, потому что в какую точку пластинки ни ткни — он звучит одновременно и знакомо, и интересно. 'Endless Summer' и 'Ride A Black Swan' могли бы стать синглами — их мелодии запоминаются с первого проигрыша. 'El Sol', 'Settle Down', 'Come With Me' и 'Yeah!' — отличный филлер, который по-своему раскрывается когда из ведущего материала уже высосаны все соки. Если честно, моя единственная претензия в том, что у альбома почти нет попыток сломать паттерн этого middle-of-the-road-рока на протяжении 65 минут, а единственное место, где группа подбирается к этому — десятиминутный джем 'Mary Star of the Sea' — звучит так, будто подобные заходы им не по зубам.

В общем, хороший альбом, но не шедевр. Я б так тоже смог, если б умел.
писано 24.01.2025
album

TheFutureEmbrace
by Billy Corgan

2005

Отличный альбом для лысой кошки! Так себе для человека разумного.

Zwan развалились якобы по причинам плохих продаж, но на самом деле Билли просто устал от проходимцев, которых спонтанно собрал. Через 2 года вышел сольный альбом, который в тот переходный момент перемешивания и слияния инди-сцены с группам с больших лейблов, был большим делом — розовая рожа Билли мелькала в топ-10 у очень многих людей, и не потому что это очень хороший альбом, а потому что они слышали за год альбомов 15, и мимо 'TheFutureEmbrace' было сложно пройти — он был натурально везде. Тем не менее, я умудрился игнорировать его 20 лет, и послушал лишь вчера. Выдержал ли он проверку временем или всё-таки состарился? Выдержал. У говна нет срока годности!

Благодаря скудности речи критиков и скудности звука альбома, все сравнили его с Depeche Mode второй половины 90-х, но несмотря на то, что я не любитель Depeche Mode, даже я готов признать, что у них были мелодии ('It's No Good') и, ещё важнее, методично въедающиеся в мозг (пускай и спинной) техно-ритмы — всё то, чего нет у этого альбома, который звучит как гомогенная каша из полузадничных драм-машин, синтезаторов и витающих где-то в параллельной вселенной гитарных запилов, пока Билли повторяет как робот "We can change the world" столько раз, что за это время уже можно было бы и изменить мир вместо того, чтобы талдычить об этом.

Вся эта фигня объясняется просто — Билли хотел уйти от клейма The Smashing Pumpkins, рабом которого он себя начал чувствовать. Поэтому этот альбом — полная противоположность клейму: здесь нет гитар. Ну, как минимум в привычном звуке — так-то кто-то пытается сделать на ней что-то жопой. Выходит ли что-нибудь? Выходит. Но не из гитары.

Здесь также нет ударных, здесь даже нет бабы с долбанутым именем на басе. Если дождаться титров к этому альбому, программистов (digital programming, 4 человека) на нём больше чем людей, которые реально что-то делают руками (фактически — только Билли) — ну, в общем всё как в жизни. Со всем этим есть одна проблема — делая всё в точной противоположности от ожидания публики, ты продолжаешь оставаться тем же самым заложником ожидания. Именно поэтому мне так нравился Zwan — не ломая фундамент прошлого, та пластинка представляла Билли в совершенно новом свете. Эта — плюёт на прошлые достижения и не даёт ничего нового взамен.

Повторю это в юбилейный 571-й раз: Билли умеет писать мелодии, но мне потребовалось 4-5 прослушиваний, чтобы раскопать их тут. По началу я подумал, что их забыли запрограммировать в финальный релиз, не подключили файлик melodies.midi или типа того, но отвратительный кавер Bee Gees 'To Love Somebody' (здесь озаглавленный без пробелов, как и название пластинки, потому что ИдиТыВЖопуСраноеОжиданиеПубликиЧтоЯБудуИспользоватьПробелы) с участием РобертаСмита (вместо него могли трясти плюшевой игрушкой домовёнка Кузи перед микрофоном с тем же эффектом — его не слышно) натолкнул меня на мысль — подождите, вообще-то у этой песни в своё время в 1967-м году была мелодия, так почему её не слышно тут? И лишь натренировав свои уши на игнорирование всего отвратительного продакшена или программированя или как называется, когда срут прямо в клавиатуру, в общем, лишь тогда я смог распознать мелодии и в других уголках пластинки: 'Mina Loy (M.O.H.)', 'The Camera Eye' (самое близкое, что тут есть к такой нетрадиционной и сложной концепции как «песня») и 'DIA' (что-то похожее на беззубых The Killers или Interpol — о, нет, это не оксюморон, оказывается, можно ещё беззубее, чем беззубо). Даже странно, что синглом был выбран трек 'Walking Shade' — его совершенно пропускаешь, если не слушаешь пластинку прицельно.

Нет, кошка-сфинкс — это комплимент, на обложке должна была быть рыба-капля.
писано 26.01.2025