logo

мужской разговор
о музыке

Liz
Phair

Общество хочет, чтобы Лиз писала нормальные цепкие приятные песни, но Лиз идёт тотально против системы. Выкуси, общество!

album

Exile in Guyville

1993

Женщина поёт собственные, то есть сочинённые женщиной без помощи члена песни! Это вообще законно в её штате? Голосовать — ладно, от этого всё равно уже ничего не зависит, но музыка! Музыка способна менять умы! Мы уверены, что готовы дать женщине в руки настолько серьёзный инструмент? Лично я — определённо, но что с меня взять, я ведь тоже женщи————

Так, это что такое? А, ну, вон! Господа, простите, моя секретарша случайно нашла клавиатуру, я обещаю, что это больше не повторится... Да, признаю... Нет, я не знаю, кто ей рассказал про буквы. Мне очень жаль. Я дам объявление о поиске новой, и найму первую, кто не сможет его прочесть и позвонить мне.

Итак, Лиз Фейр — фигура в конечном итоге настолько противоречивая, что я даже не знаю, как начать её представлять, чтобы не дать какой-то слишком однобокий взгляд. Поэтому я просто скину в кучу всё, что про неё можно и нужно знать: — Ещё в начале 90-х, когда мир не был повёрнут на феминистках (почему это слово вообще имеет женский род? Оно же, наоборот, должно быть универсальное), Лиз Фейр быстро окрестили оной (не йоко) из-за того, что её первые песни без стеснений и кокетства рассказывали про страсть к мальчикам (ПЕНИСЫ), про фрустрацию в отношениях (СНОВА ПЕНИСЫ), про секс (ОЧЕВИДНО, ПЕНИСЫ) с бывшими (И ИХ ПЕНИСАМИ) и минеты (СПЛОШНЫЕ ПЕНИСЫ) по утрам (ТВЁРДЫЕ ПЕНИ——— Путин!... Простите, пенисов было так много, что я машинально сказал своё стоп-слово. - Сейчас Лиз Фейр делает упакованную как говно на заводе в банки для панков поп-рок шоколадную пасту со вкусом говна без содержания шоколада. Не буду ходить вокруг да около — два относительно свежих альбома Лиз — полное умопомрачительное говно. Они делают с моими ушами такое, что я даже был готов написать пост в фейсбук с тегом #MeToo - В эпотаже Лиз опередила своё время минимум на 4 года: для обложки этой пластинки она настаивала на фото с оргией из кукол барби и кенов в бассейне. Лейбл отменил это, и лишь в 1997 подобное с большим скрипом цензуры было проделано Аквой - При этом этот альбом — нечто невероятно нежное, чувственное, открытое и как будто бы умное, которое можно слушать просто так, без всякого контекста, не зная ничего про барби и ПЕНИСЫ, просто ходить с ним в ушах часами по городу. И на этом я бы хотел сосредоточиться.

Легенда гласит, что 'Exile in Guyville' сделан в ответ 'Exile on Main St.' Роллинг Стоунз — похожие название, одинаковое количество песен и якобы их порядок соответствует темпу и настроениям песен Роллинг Стоунз. Что ж, это настолько полный фуфел, что дебютному альбому Лиз повезло, что он был записан не в Спарте — по сравнению со звуком Роллинг Стоунз это настолько дохлый альбом, что его бы, как особо нуждающегося, сбросили в скалы первым вне очереди вперёд детей, пожилых людей и инвалидов.

Этот альбом прекрасен в своей нежности и честности. Я мужчина (или это феминитив, и надо говорить «я мужчин»?), и я не даю и дерьма на счёт того, что 'Exile in Guyville' как-то нацелен против мужского доминирования (как в лично жизни, так и в звукозаписывающей индустрии). Более того, эта окраска про анти-мужицкость появилась у альбома уже позже его выпуска и если в очередной раз закрыть уши на всю шумиху вокруг, и просто протыкать одна за другой каждую песню свой палкой (речь про слушательную палку, грязнодумы! Я типа как Бетховен, оглох и только через трость могу наслаждаться звуковыми волнами, да), то мы получим одну из самых приятный пластинок начала 90-х, сочетающих этот ещё не успевший выйти в тираж звук гранжевой электрогитары, джэнгл-поп и акустические номера, все из которых объединяет простая подача, чистый вокал и цепкие мелодии (сходу топчик: 'Dance of the Seven Veils', 'Never Said', 'Divorce Song', 'Help Me, Mary' и у меня особая любовь к психоделической 'Flower'). Но чего вы не найдёте на других пластинках (даже Лиз Фейр) — это прямые и понятные истории про увядающие ОТНОШЕНИЯ. Про то, что «Джонни, осталось найти нам священника, и он может пропустить часть про "до самой смерти", потому что ты уже мёртв» или «Я бы не вылезала из койки с тобой, чтобы доказать, что я права, и что друзьями быть сложнее, чем любовниками, и что не надо смешивать одно с другим, потому что если ты попробуешь, и всё равно останешься несчастен, то очевидно, что проблема в тебе», которые без всякого предупреждения просто хватают тебя за яйца и тянут с такой силой, что с этими тезисами невозможно не согласиться — пусть даже минутой назад у тебя было другое мнение.

Несмотря на то, что эта пластинка получает все целиком заслуженые 5 звёзд, я всё равно остаюсь непоколебим, что место Фейр — на кухне.

Ой, я имел в виду Фейри! Честно!
писано 03.06.2018
album

Whip-Smart

1994

До того, как феминизм начал означать «Если ты не разместил пост в фейсбуке про то, как сожалеешь о том, как насиловал женщин, то ты — нераскаявшийся насильник!!!» (кстати, интересно, какой тег используют девушки для того, чтобы делиться историями про приставания Боно — #MeToo или всё-таки #YouToo?), Лиз Фейр показала, что такое настоящий страпоном вам всем в жопу феминизм. 'Exile in Guyville' была пластинкой, на которой Лиз делала, что хотела, а хотела она петь про то, что делает. Похоть, секс, неудачные отношения, неудачный секс (это как такое вообще бывает?), похотливые отношения и сексуальный секс — никто до Лиз не вываливал это в таких количествах и настолько отстранённо и невозмутимо, что даже падкая на провокации общественность, которую вечно что-то оскорбляет (вы все — пидоры) ничего не заметила (вам показалось).

Но Лиз не была визионером, она не пыталась ничего изменить, она была one-man-band, точнее one-girl-band и она никогда не хотела делать больше, чем могла, и она не ожидала, что на неё обрушится какой-либо вообще успех. Поэтому при взрывной популярности 'Exile in Guyville', при поступлении предложений от других лейблов, при срочной съёмке клипов и накатывающем давлении от лавины ожиданий, Лиз приняла единственное правильное решение — срочно выпустить второй альбом до того, как она сама успела поверить в собственную особенность и потерять связь с реальностью.

'Whip-Smart' вышел через год после 'Exile in Guyville', и если бы 'Exile in Guyville' не существовало вообще, мы бы все словили огромные оргазмы от 'Whip-Smart' схожие по интенсивности с тем, что вызывал дебютный альбом. Но история не знает сослагательного наклонения, а русский язык в ответ не знает даты Куликовской битвы. Реальность такова, что семейную жизнь всегда буду сравнивать с влюблённостью до брака, а 'Whip-Smart' — с 'Exile in Guyville' и всегда не в пользу первого (хотя первый на самом деле хронологически второй, а второй — первый, если вы понимаете о чём я).

Тем не менее, давайте говорить о плюшах («плюшах» — это смесь «плюсах» и «шлюхах», что изобилует на этой пластинке в изобилии)! Первое — это ровно та же Лиз, что на прошлом альбоме, она такая же крутая, у неё в штанах куча классных музыкальных идей, и 14 из них она выкидывает на наши головы. Второе — она по-прежнему прямая беспроблемная тёлка, у которой на уме сплошные парни. «Ты трахаешься как вулкан, ты для меня — всё», «Твоя губы сладкие и влажные, как мокрая попка херувима», «Ты предложил на четвереньках, я согласилась — так мы сможем смотреть телевизор» — всё прямолинейно и обезоруживающе, как в худших (и, следовательно, лучших) произведениях Буковски. Когда Лиз меланхолична, как в психоделичной 'Shane' или лениво пытающейся выйти на уверенный ритм 'Go West', это можно слушать бесконечно по кругу, не вылезая из кровати. Когда она собирается с силами и пинает мажорную задницу в 'Whip-Smart', 'Support System' и 'Supernova', ты внезапно понимаешь, эта задница принадлежит тебе и ой-ой-ой, ай, больно! 'Whip-Smart' ни разу не хуже чем 'Exile in Guyville', если прислонить песни-к-песням обеих пластинок и посмотреть на просвет. Да, на дебюте их было на 4 больше, и, да, разумеется, я не могу делать вид, будто у меня по телу пробегают ровно те же мурашки от трюков Лиз, что и в первый раз, но вашу ж-то мать, она старается! И мой виу-виу если не стоит, то хотя бы блестит!

Дорогие мужчины! Если 'Whip-Smart' тоже изнасиловал ваши уши против вашего ожидания, немедленно делитесь этой историей с тегом #ВМоиУшиТеперьПролезаетДискМадонны
писано 10.06.2018
album

Whitechocolatespaceegg

1998

Аеслибыяписалсвоиобзорыбезпробеловкакбывамэтопонравилось?

Итак, держитесь покрепче за свои пенисы, дамы и господа, это третий альбом Лиз Фейр, который вышел с опозданием, допустимым лишь для первых свиданий — через долбанных 4 года после предыдущего (наверное, долго прихорашивалась к обложке), и не надо быть провидцем (вы — пидор), чтобы наверняка сказать, что 4 года секса и бухла завершатся либо отсутствием альбома, либо чем-то совершенно иным, а точнее — логическим продолжением: либо монастырь, либо семья. И на 'Whitechocolatespaceegg' (сука, как меня бесит, что это название слито вместе как долбанный хэштег только без символа решётки) у Лиз случается именно семейное счастье.

Этот альбом — тот самый момент, когда твой друг меняется, когда он уезжает жить в другой город, но говорит тебе «У нас всё останется по-старому», и ты соглашаешься, но вы оба знаете, что ничего уже не будет по-старому. В результате оба делают вид, что всё хорошо, оркестр играет, гитары бренчат, но где-то в глубине души (вы — пидор) эй, провидец, иди нахер из моего обзора!

Муж, ребёнок, предсказуемый график тура, ожидаемый успех — разумеется, Лиз заслужила это, и даже вопросе о выборе этого стоять не может, просто потому что жизнь никогда не предложит альтернативу, и просто потому что награда за 'Exile in Guyville' заслуженно через 4 года накрыла Лиз. Она может делать что хочет и получать за это деньги, она может быть с кем она захочет и делать с ним что она захочет, в том числе — детей. Имеет ли только это отношение к музыке? Хотим ли мы, чтобы наши дети слушали подобное и затем стали порядочными семьянинами с счастливыми жизнями, принесли нам внуков и много-много радости? Да боже ж ты мой, конечно же нет!

Никто не скажет, что 'Whitechocolatespaceegg' — плохой альбом, но он просто не вставляет, с него не словить мышей в штанах, да даже его обложка и название какие-то дурацкие — уж точно не то, что можно было бы выставить на свой щит в битве за отстаивание своего мнения по поводу лучших альбомов 90-х. Более того, 'Whitechocolatespaceegg' — это как раз те самые блеклые ничего не обещающие и не говорящие ни для кого кроме только что выросшего и положившего на музыку поколения девяностые. 'Whitechocolatespaceegg' — это то, что никто никогда не захочет вспоминать, обсуждая эту декаду, по этой причине не стоит ожидать появления этого названия в сканвордах «ПО МОТИВАМ 90-Х», а также потому что я не представляю себе колонку, способное уместить всю эту белиберду без пробелов (что Лиз вообще сделала на сэкономленное время от пробелов? Не похоже на то, чтобы написать долбанные песни).

Пройдёмся по тому, что могло бы быть хитами, если бы хитами не стали тысячи других более лучших песен из этого года: 'Polyester Bride' звучит как типичная рок-MTV-херня (в хорошем смысле), 'Love is Nothing' плетётся за довольно симпатичной романтичной и лёгкой мелодией (лучшей на всей пластинке), ещё можно словить пару добрых пинков под зад от 'Ride' (всё равно слишком слабых по сравнению с дебютом) и я добавлю к списку 'What Makes You Happy' как ещё одную типичную рок-MTV-херню, если вам было мало одной.

Что до остальных песен, лучше бы вместо них Лиз расставила пробелы в названии альбома.
писано 17.06.2018
album

Liz Phair

2003

И это то самое место, когда инди-киды, поняли, что «кид» в их названии — от слово «кидать», потому что своим 4-м альбомом Лиз Фейр просто взяла и решила наварить как можно больше сладких барышей ни за что со своих самых верных фанатов, которые купят абсолютно любое дерьмо, даже если это это будет дерьмо. В этой истории всё настолько коричнево-бело, что просто невероятно: хороший герой настолько молниеносно переходит на сторону коричневых сил зла, что я не поверил своим ушам, затем глазам, затем и мои руки начали вызывать у меня подозрения и, эй, вообще, руки, хватит трогать меня там внизу!

Ноу шит, со стороны всё выглядит так, будто Лиз Фейр решила стать одной из Спайс Гёрлз, точнее, я же забыл, мы в России, Миксы Соли Гёрлз, а если учесть дату выпуска альбома, то скорее даже Авриль Лавинь. И дурачу я вас нет, последнее, скорее, самое точное сравнение, потому что аж 4 из 14 песен спродюсированы командой The Matrix. The Matrix — умеющая складывать куплеты и припевы в особом химическом вызывающим привыкание порядке команда из троих человека, которая подобно корпорации с зонтичными брендами (типа Fulton, Tom Tailor, Zest — хаха, ладно, это бренды зонтиков, а не зонтичные бренды, но вы поняли про что я) захватила радиоволны и чарты ровно одним и тем же липким коричневым говном дерьмового цвета и на вкус никак не отличающимся от какашек. Korn, Авриль, Tokio Hotel, McFly, Шакира — если вам кажется, что я только что повторил одно и то же название 5 раз, то так и есть, потому что этот звук скомпрессированного до невозможности компоста из гитар, которые звучат так, будто их партии играют на синтезаторах в режиме «металл», звучит одинаково из раза в раз без какого-либо намёка на малейшее изменение.

Выводы, которые мы можем сделать на знании того, что все синглы с пластинки написаны в со-авторстве с The Matrix, слишком прямолинейны и обвинительны для Лиз. Никто заранее не хотел, чтобы всё вышло именно так. У Лиз не было коварного плана просто монетизировать свою аудиторию самым прямым для этого способом, да и в целом, если бы речь шла про деньги, то на запись можно было бы потратить гораздо меньше, просто не привлекая The Matrix, а наняв 12-летнюю девочку, трансплантировав ей автотюн в лёгкие, и заставив читать Есенина — и это скушали бы ровно так же, как и получившуюся пластинку 'Liz Phair', для которой Лиз Фейр даже не удосужилась придумать название — твою-то мать, как вообще с таким раскладом можно рассчитывать, что на альбоме будет хоть что-то?

Покопавшись в фактах, можно найти новую перспективу: Лиз потратила весь бюджет, который ей выделил лейбл, и не смогла вернуться с законченным альбомом. Президент Capitol Records предложил увеличить бюджет с условием, что к записи будут привлечены The Matrix, и слава тебе Господи, а также абсрактная локига, если вы атеист, что эти мясорубы мелодий 1) присоединились к проекту в самом конце и 2) ни черта не понимают в буквах, поэтому не трогали тексты Лиз, потому что, если и пытаться найти в этой куче говна рациональное зерно непереваренной кукурузы, то это будут тексты. Без всяких скидок, история про нижнее бельё в 'Favorite', которое лирическая героиня любит больше, чем всех парней, которым посчастливилось его стягивать, — это очень остроумная перспектива взгляда на совершенно бытовой момент достойный ума Джарвиса Кокера. А ещё, при всей очевидности момента, я каждый раз улыбаюсь припеву 'H.W.C.' (что означает Hot White Cum, да), где Лиз под безликий счастливый подходящий рекламе утреннего кофе мотив поёт «Забрызгай меня своей горячей белой спермой, шалалала». Мелодии? Признаем, они уже были так себе на 'Whitechocolatespaceegg' — так чего ждать от этого?
писано 02.07.2018
album

Somebody's Miracle

2005

Есть большая разница между тем, когда певец (певица) поёт про то, как делает ошибки, и тем, когда он(а (очень важно вставлять эти гендерные «расширители» в скобочках, а то назовут меня невежественной свиньёй)) действительно делает эти ошибки (и мужские версии слова 'ошибка' тоже, я даже не знаю, как это пишется, но давайте включим их ради равноправия полов просто на всякий случай!).

Итак, это пятый альбом Лиз Фейр, но Лиз Фейр умерла на предыдущем альбоме примерно как Пол МакКартни на альбоме с Сержантом Пепперм, только по-настоящему. Тем не менее, это не помешало ей выпустить ещё одну пластинку, на которой она даже будучи дохлой как рыба на прилавке умудряется сделать очередную ошибку. Если предыдущая запись 'Liz Phair' совершала ошибку, пытаясь быть современной с кепкой козырьком назад, то 'Somebody's Miracle' совершает противоположную ошибку, пытаясь быть старым, совсем как в старые добрые времена!

Я не помню — что у нас там было в 2005-м? Белые ребята исследовали фанк, у рэпа ещё не было денег, Строукс только-только записывали, но не успели издать свой первый дерьмовый альбом, ещё не все знали, что клёвые LCD Soundsystem — это один жирный небритый похмельный мужик, большинство из современных ди-джеев ещё не родилось. Проще говоря, жизнь была прекрасной, и никому не упёрлось ни при каких раскладах вспоминать выхолощенный звук гитарного рока MTV конца 90-х, от которого только-только успели проблеваться, и уж точно никто в своём уме не успел по нему соскучится. Кроме Лиз Фейр, которая убила свой очередной альбом тем, что слишком долго выбирала приправу, забыв про основное блюдо. Что ж, давайте жрать лавровый лист!

Я скажу самую грустную вещь: на 'Somebody's Miracle' есть хорошие песни. Это звучит примерно так же невероятно и вызывающе, как высказывание, что и среди хачей есть хорошие люди, но в случае с 'Somebody's Miracle' я уверен в этом абсолютно на все 97. Эй, а где ещё 3? Ну-ка, давайте пересчитаем заново... тааак... 95, 96, 97.... Что? Блин, сраные хачи опять увели мой стаф, звони в полицию!!!

Когда я говорю про хорошие песни, я ни в коем случае не имею в виду то, что оказалось в финальном трек-листе. 'Stars and Planets' — одна из них, ровно как и заглавная песня. Я могу вообразить, как Лиз сочинила их на своём пианино, я чувствую насколько красивыми и откровенными они должны звучать в её сольном исполнении под акустическую гитару, как красиво припевы переливаются в куплеты, а те обратно в припевы. Её голос — ничего особенного, но он такой привычный, такой родной, что когда слышишь его в обработке продюсеров, обмазывающих его гитарами и ударными, настолько лишёнными характера, будто они взяты из набора звуковых подложек для передач с прогнозами погоды, хочется рыдать — ДА ЧТО ОНИ С ТОБОЙ СДЕЛАЛИ (*рыд-рыд*)? Нет, серьёзно, как можно было смазать всю мечтательную нежность 'Lazy Dreamer'? Встреть эту песню в её естественном шарме на первой пластинке, я бы слушал её кругами, квадратами, треугольниками и вообще любыми доступными человечеству геометрическими способами. Но на 'Somebody's Miracle'? Я не смогу пробраться через эту толстую шпатлёвку униформного звука, так что вся надежда на археологов, которые будут раскапывать эту песню через несколько сотен лет, и технологии искусственного интеллекта, благодаря которым эти мелодии будут дополнены наиболее оптимальными аранжировками и наши пра-пра-пра-внуки (и пра-пра-внучки, потому что пра-пра-пра-внукам нужны пра-пра-внучки, чтобы их рожать!) смогут, наконец, познать всю задумывавшуюся красоту этих мелодий.
писано 08.07.2018
album

Funstyle

2010

О'кей, это настолько плохо, что пинать этот альбом столь же просто, как маленьких детишек в песочнице, когда их родители валяются рядом с перерезанными глотками (а вот это было посложнее). Он настолько отвратительно плохой почти без намёка на какое-то усердие по написанию чего-то хотя бы издали напоминающего песню, что выбросить мешок дерьма на это говно кажется настолько очевидным решением, что против этого начинаешь бунтовать, и хочется предаться безумию — например, поверить, что любая случайная последовательность звуков рано или поздно должна дать что-то похожее на мелодию.

История идёт следующим образом: после провала двух пластинок подряд Лиз повздорила с лейблом по одной простой причине: всё то дерьмо, что она сочиняла, более не приносило лейблу денег. Ситуация была абсурдная. Лейбл терпел убытки и думал, ну, хоть фанатам нравится это говно. Фанаты терпели отполированное дерьмо Лиз и думали, ну, хотя бы она приносит деньги лейблу. По факту не было ни того, ни другого. Лиз по старой рокерской привычке обвинила во всех неудачах лейбл, посралась со всеми и выпустила альбом, который, по её собственному заверению «и есть она сама во плоти». Никакого менеджмента. Никакого лейбла. Никаких правил. Можно не чистить зубы и не спать до часа ночи! И не даже писать песни! Можно просто кривляться перед микрофоном весь день!

Если бы не эта оговорка, на которой Лиз сосредоточила внимание в сопроводительной записке, внезапно выпустив пластинку, я бы мог подумать, что весь антураж альбома придумал какой-то менеджер большого лейбла, не отличающий Лиз Фейр от аренби-шлюшки и решающий переиспользовать идеи, не вошедшие в последний альбом условной Kelis. Здесь 11 песен, из которых штук 5 — нарративы, затрагивающие конфликт с лейблом. И, даже если не особо вслушиваться, очевидно, что оставшиеся 6 — про то же самое, только с пением вместо чтения. Во всей этой истории пинания лейбла определённо есть что-то от первого свидания с разведёнкой, которая мастерски приплетает и во всём обвиняет своего бывшего.

Я попытаюсь побыть на пару минут терпеливым и сделать вид, будто я совершенно не воспринимаю женские частоты в звуковых волнах, и всё её нытьё про лейбл для меня звучит как птичье щебетание фьюить-фьюить-фьюить, ох, ну как красиво. Так вот, дорогие читатели, если среди вас есть глухие, вам вполне могут понравиться — тьфу ты, забыл, что вы глухие, надо же капсом писать — ТАК ВОТ, ВАМ ВПОЛНЕ МОГУТ ПОНРАВИТЬСЯ БОДРО ИДУЩАЯ ПОД РИТМ БРИТ-ПОП ГИМНА 'SATISFIED' И БЛЮЗОВАЯ 'OH, BANGLADESH', КОТОРАЯ НЕ ДАЁТ И МАЛЕЙШЕГО НАМЁКА НА ЧТО-ТО НЕОЖИДАННОЕ ПОСЛЕ 10 СЕКУНД ЗВУЧАНИЯ, НО ПОЧЕМУ-ТО ПРИЛИПАЕТ, НЕСМОТРЯ НА ВСЮ БАНАЛЬНОСТЬ.

Оцените, что первый слушабельный трек идёт под номером 5. Второй — под номером 10. Возможно, если бы Лиз добила общее число треков до 15, мы бы услышали третью из-ушей-почти-не-течёт-крови-при-прослушивании-песню, но, серьёзно, вместо того, чтобы копаться в говне и искать непереваренную кукурузу, лучше ещё раз потратить время на деликатесы с дебютного альбома.

Не очень style-, а скорее fun-fact: это один из последних альбомов при вводе названия которого ('liz phair funstyle') Google подсказывает запрос 'liz phair funstyle rar'. Старых фанатов к стримнгу не приучишь!
писано 16.07.2018