Ронни оставил официальной дискографии совсем немного — всего 4 альбома (если не считать 4 альбома Small Faces (и 4 альбома Faces (и 4 совместных альбома с Питом Тауншендом, с Ронни Вудом и с Тивом Мэрриотом (подождите, у меня появилась мысль — похоже, цыган умел считать только до 4)))). Все из них очень похожи друг на друга, когда лежат штабелем строчек в дискографии, но очень разные, когда каждому уделишь дюжину прослушиваний. Удивительно тут не то, что негры начинают отличаться. А что пластинке вроде 'One for the Road' хочется уделить дюжину прослушиваний.
О'кей, сравнение пластинок Ронни с неграми, которые не отличаются друг от друга, было лишневатым, я согласен. Разумеется, негры разные. Вот этот в зелёной футболке, этот — в жёлтой, этот — за 5,200, а этот — за 7,400, хммм, даже интересно, почему такая разница? Выглядят абсолютно одинаково.
Ах, да, Ронни Лейн. 'One for the Road' — наверное, лучший альбом Ронни, и, да, знаю, я — музыкальный критик, поэтому не должен говорить «наверное». Вы приходите сюда за уверенным мнением успешного состоявшегося начитанного человека, который обоснованно расставит всё по своим местам. Что ж, в таком случае, со всей уверенностью я положительно определённо заявляю — наверное, это лучший альбом Ронни.
Не то, чтобы предыдущие два хуже. Не то, чтобы следующий слабее. Более того, сплит с Питом Тауншендом 'Rough Mix' сильнее как альбом, просто потому что половина пластинки забита совершенно другим подходом к написанию песен. Но 'One for the Road' (на обложке которого запечатлен трейлер с Lane Mobile Studio внутри — ровно та самая мобильная студия, в которой записан этот же самый альбом — нет, вы вообразите, какое совпадение! Каковы вообще шансы???) берёт своим балансом, уместностью, красотой, юмором, оптимизмом и реализмом одновременно.
Послушайте, минутка занудства (на самом деле сильно больше, поэтому читайте на убыстренной перемотке, чтобы уложиться в минутку). Философ Роджер Скрутон (нет, не то, чтобы я рубил в философии, просто я попробовал Канта, понял, что пять страниц подряд читаю буквы, которые максимум что иногда собираются в случайные слова, и в результате пришлось читать Канта в пересказе Скрутона, и я очень надеюсь, что Мойша напел мне Битлз очень близко к оригиналу) определял настоящее искусство как нечто, обладающее тремя свойствами. Первое — искусство открывает нам, что мы принадлежим миру вокруг нас. Второе — искусство привносит порядок и смысл, демонстрируя нам, к чему мы могли бы стремиться, что могли бы чувствовать, чем могли бы быть. Третье — искусство предлагает искупление и примирение со страданиями, через которые мы проходим. Я не прикладывал это определение ко всему, что считаю искусством, но оно идеально подходит под формы 'One for the Road', и объясняет, почему я не могу отлипнуть от пластинки и слушаю её в двадцатый раз подряд.
Здесь всего 9 песен, почти все в приподнятом настроении и с простыми, но настойчиво цепляющимися за уши мелодиями. Все из них звучат, будто сыграны вживую в соседнем ДК при поддержке кружков гармони, гобоя и скрипки. Они узнаваемые, будто слышал их много раз до этого. Они возвращают домой, даже если приводят в новое место. Они жизнеутверждающие вопреки горечи, которая лежит в фундаменте. В 1975-м Ронни Лейн уже догадывался про свой диагноз, и я уверен, что строчки в '32nd Street' про "
I'd rather have a bad time than have no time at all" — они про выбор страданий, даже если всем всё равно, — тема, которая продолжается в 'Nobody' Listenin'. Мажорные аккорды 'One for the Road' хорошо маскируют текст про расставание с друзьями один за одним. И только 'Burnin' Summer' единственный раз за дискографию Лейна выдаёт горечь и холод в лицо без камуфляжа.
Я пихаю этот рассеянный склероз Лейна в каждый обзор не потому что у меня у самого склероз и я забываю, что уже говорил об этом. Про него говорили все — и критики, и музыканты. Все, кроме Лейна. Который никогда не принимал болезнь близко к сердцу, считал её не частью себя, а скорее неудобством, которое приходится терпеть с каждым годом всё больше и больше. Выбор Лейна относиться к жизни именно так звучит в 'One for the Road' везде: от самых жанровых номеров ('Don't Try to Change my Mind' и 'Steppin' And Reelin' (The Wedding)'), не выходящих за пределы кантри-рока, до сложной инструментальной 'Harvest Home'. Я могу указать на менее задоумные номера, но здесь нет ни одной слабой песни.
С одной стороны, я жалею, что услышал этот альбом только сейчас. С другой — 10 лет назад я был слишком задоумным и вряд ли был в состоянии его понять, так что с третьей стороны я совсем не жалею.