У этого сборника просто дохера названий — столько же, кстати, сколько хороших песен у Боно — «Switched On Vol. 3», «Aluminium Tunes» и... вроде всё. Да, два — это, на мой взгляд, не очень много, но фанаты Боно считают, что два — это просто дохера. Они же вечно кричат «
Боно написал дохера хороших песен! Просто дохера!»
Я хочу напомнить, почему Stereolab собрались изначально — не, не потому что испытывать стерео-звук на лабораторных крысках было трешово и угарно. Они хотели выпускать как можно больше музыки. В любых дозах, в любых форматах. Если в какой-то момент у Тима Гэйна появлялась возможность выпустить EP с 4 песнями, он доставал из тумбочки заранее написанные впрок песенки (а это очень полезно иметь впрок написанные песенки — представьте, Путин умирает, а у вас уже заготовлена весёлая самба «Ну, Наконец-То Ты Сдох, Пидор» — кстати, она очень ко многим случаям подойдёт) и выкидывал их на пластинку, о которой забывал примерно сразу же, как альфа-самец, обрюхативший очередную простушку в клубе.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что в 1998-м году лейбл решил срубить бабло на уже выпущенных песенках второй раз, скинув их на двухдисковый сборник, который они назвали «Switched On Vol. 3». А потом ещё и «Aluminium Tunes» — чтобы идиоты-поклонники Stereolab купили диски в очередной раз. Но у всей этой затеи есть одно искупляющее обстоятельство: этот сборник крут, почти так же крут, как говорящий бобёр в кожаной куртке, который курит у подножия дуба и презрительно сплёвывает в вашу сторону. И так как подобного бобра не существует, остаётся только довольствоваться сборником «Switched On Vol. 3». А также ещё «Aluminium Tunes». Нет-нет, это два совершенно разных сборника, и я совсем не жалею, что потратил на них свои деньги — это стоило того! Правда!
Для группы, которая плевалась EP-пластинками, как бобёр мокротой у подножия дуба, Stereolab выдержали крайне высокий уровень качества. Меня можно было бы объявить в предвзятости (хотя я зову это объективностью), так как я конкретно подсел на Стереолэб за последний год, но здесь нужно поднять на поверхность один важный момент: «Aluminium Tunes» был первым альбомом Стереолэб, который я услышал 10 лет тому назад. Я тогда не знал, что это сборник обрезков из синагог, разбросанных по первой половине дискографии группы, и мне казалось, я слушаю величайший альбом из новой волны музыки, пластинку, которая не глядя на окружение просто берёт и рутинно прокладывает дорогу в будущее. Кто-то ведь должен делать будущее, иначе оно никогда не наступит, верно?
Я буду использовать сравнения с Радиохед и Дэвидом Боуи, потому что это смешно пинать одноглазиков. К тому же, что Радиохед, что Боуи тоже какое-то время в разные декады носили нимб прокладывателей нового звука. Так вот, что конкретно всегда было не так с Радиохед — это то, что вы не могли слушать их музыку без мысли «
Хера! Эти козлы с гуманитарного факультета много о себе думают!». Иными словами, Радиохед всегда звучали, как заумная дырка от жопы, изрекающая «
Чу, метеоризм!» вместо всем понятного и привычного «
Пук!». Дэвид Боуи в свою очередь порой настолько упивался своим образом, что музыке доставались лишь скупые рокенролльные крохи — какой тут в жопу звук будущего? Нет, разумеется, у Боуи есть шедевральный рисующий босховских ад альбом «Station To Station», про который Боуи отзывался в духе «
Да, это действительно мой альбом. Который я записал в Лос Анжелесе. Во всяком случае, так мне говорят» — потому что он нихера не помнит, да потому что его там и не было, а было только его обколотое героином тело, но в остальном Боуи — это предсказуемый популярный рок-шлак для вашего папочки. Короче говоря, что Боуи, что Йорк — два абсолютно бесполезных в проталкивании музыкальных горизонтов существа. Если их скрестить вместе, то, возможно, получится что-то более двухглазое и способное к творческой жизни, но так, как оно есть — это просто суррогат музыкальных идей, в то время, как Stereolab реально успели заглянуть в космос, причём даже на своих самых необязательных релизах.
В этих невесомо плывущих по галлактикам треках вроде «The Incredible He Woman» и «Check And Double Check» меня удивляет до испуга только одно: полное отсутствие причин для их написания. Я не могу допереть, что должно было случиться, чтобы на воск легло именно это, чистое искусство, созданное во имя искусства, полностью отрешённое от всех трендов времени и, тем не менее, звучащее в 2014 не менее прогрессивно чем современная музыка. Оно, впрочем, и понятно — современная музыка нынче копирует 90-е, да? Или уже на нулевые, которые копируют 80-е, перешли?
Да, разумеется, здесь есть пара говняшек (это же слив с ИПишек! На ИПишках всегда должно гнить говно, чтобы слушатель помнил, что он купил ИПи, а не альбом), но я не собираюсь снижать за них рейтинг, потому что «One Small Step», идущая по ломанной в тысяче мест линии мелодии, или «You Used To Call Me Sadness» целиком стирают коричневые воспоминания. «Aluminium Tunes» — это лучший сборник би-сайдов за всю историю человечества, с которым может сравниться только один достойный конкурент — «Switched On Vol. 3»