logo

мужской разговор
о музыке


Stereolab

Прекратите проверять свою музыку на крысах, это неэтично!!!!

album

Peng!

1992

Peng Shuai (born January 8, 1986 in Xiangtan) is a Chinese professional female tennis player. She reached a career high ranking of World No. 1 in doubles by the Women's Tennis Association [1]——

Что? Ах, Пенг-альбом, а не Пенг-теннисистка! А нельзя было заранее как-то об этом сказать? Я, что, сам это должен угадывать каждый раз, что вы тут хотите почитать про музыку, а не кортовый пенг-понг? Ладно, как бы там ни было, держите обзор на первый альбом Стереолаб, «Peng!»

Peng! is the first full length album from Stereolab, originally released in 1992. It showcases an eclectic variety of styles, from experimental pop to Krautrock to lounge.

Печально, что на этом статья в одном закрытом источнике, откуда я копирую материалы на свой сайт в публичный доступ заканчивается. Про Пенг Шуаи было гораздо больше. Может, всё-таки про неё?

Олрай-олрайт, история идёт следующим образом: давным-давно, когда мне было всего -2 года на свете была такая восхитительная группа с 3 невероятными альбомами McCarthy, которую я, правда, никогда не слышал, но это не мешает мне думать о них хорошо. В конце 80х на их концерт пришла Летиция Садье, познакомилась с Тимом Гэйном и тотально зайокоонила эту восхитительную группу (здесь следует отметить, что Йоко Оно всегда недолюбливала эти вот мак-картни и мак-карти). McCarthy распались, а Тим и Летиция, предаваясь миру в постели, основали Plastic Sadier Band, которую назвали — та-да! — нет, дорогой читатель, не «Та-да!», а «Стерео-ЛЭП». На что похожа музыка Стерео-ЛЭП, спросите вы? Скажите, вы когда-нибудь стояли между двумя вышками ЛЭП, пропуская через свои уши звуковые волны колеблющегося электрического стрёкота? Так вот, Стерео-ЛЭП звучат совсем по-другому.

Если во всей серьёзности, Stereolab - это группа-палиндром. Или группа-анаграмма (они составили название из фразы "Стёр ебало", которой проиллюстрирована обложка пластинки) или как называются всякие необъяснимые противоречивые штуки. Падарок-с? Это анаграмма от "парадокс"? Во, он самый.

[кстати, я только что решил проверить на всякий случай значение слова "анаграмма" в Гугле и подавился их пасхальным яйцом]

Парадокс в том, что Stereolab звучат абсолютно новой волной, несмотря на то, что формально они не сделали вообще ничего свежего. Да, разумеется, это отчасти из-за французского происхождения Летиции — вы знаете этих петушков, они и бутылку сидра выпить не могут, чтоб не начать новое философское течение. Её чтение английского с французскими пунктуацией и ударением делают слова совершенно нерасчленимыми, но музыка, ох чёрным дилдо мне до копчика, какова их музыка! По правде сказать, сейчас влияния Stereolab лежат на поверхности: это Neu!, La Dusseldorf, Silver Apples, Бич Бойз, но тогда, в начале 90-х большинство этих групп были жутким андерграундом, и совсем немного людей сочетали такой вкус.

«Peng!», наверное, самый монохромный альбом у группы, потому что он сильнее всего налегает на краутрок в гитарной версии. Здесь нет акустических странностей, которые последовали на следующих альбомах, здесь куда больше дымки шугейза и мутного инди — примерно то, что десятью годами позже повторили Electrelane. И мелодии! Мелодии, мою задницу! Заглавная «Peng!» просто потрясающая в своей лёгкости и цепкости, как и эти едва ощущаемые повороты мелодии в «Perversion». О, и они тотально делают мои уши своими подпевками, тянущимися альтернативной мелодией через песни как в «You Little Shits» и всех остальных песнях альбома.

Короче говоря, придирка к этой пластинке только одна — здесь группа ещё не научилась выжимать радугу из своего монохромного звука, как они стали делать с третьего альбома, поэтому я чуток обкорнаю рейтинг дебюта.
писано 28.03.2014
album

Transient Random-Noise Bursts with Announcements

1993

Особая прелесть Streolab в том, что они общаются с вами криптосигналами. Это вам не современные вольнодумцы, которые снимаются всей группой на обложке с посылом: если у тебя такие же клетчатые рубашки, как у вокалиста, такие же скинни, как у бассиста, такой же худи, как у клавишника и ещё ты такой же тупой, как наш барабанщик, то этот альбом для тебя! Нет, Стереолэб не такие прямые ребята, они не раскрывают все карты и не заявляют напрямую, что их барабанщик — идиот. На их втором альбоме запечатлено что-то большое и голубоватое, и вы не обращаете внимания на это, но приглядитесь. Только приглядитесь, и вы увидите флажок Украины над названием группы. Стереолэб против имперских посягательств России! Киев, Львов, Гомель, Слуцк, Орша, Могилёв — Стереолэб с вами! Ля резистанс!

Некоторым извращенцам тут также видится отсыл к головке винилового проигрывателя и они думают «Оп-па! Я люблю винил, они любят винил. Ты любить винил. Или как правильно? Я не очень хорошо склоняю личные местоимения по-русски».

До Стереолэб я не знал ни одного аудиофила, который не был занудным скучным хреном. Все эти разговоры про импеданс, АЧХ, обертоны — какое это имеет отношение к священной музыке, к тому, как господин с ладно строенной гитарой очаровывает мадмуазель, присевшей на подоконник в парадной? И тем не менее, Тим Гейн абсолютно повёрнут на всех этих аналоговых штуках и со всей ответственностью относится к мастерингу звука, отдельно для винила и компакт-диска. Их звук идеален. Возможно, вы видели некоторых поклонников Секс Пистолз, которые недовольно сдавали купленные синглы обратно в магазин с претензиями «Что-то здесь бас не совсем качественно сведён», но в случае со Стереолэб такого не произойдёт. Это одна из немногих групп, у которых есть смысл скупать виниловые издания, так как они звучат по-другому. Это одна из немногих групп, ради лоу-фай звука которых следует покупать хай-фай технику. Это одна из немногих групп. Я не думаю, что в мире существует много других групп, если честно.

Воу-воу-воу, позвольте заменить этого профана из предыдущего абзаца настоящим профи, который слышал дофига групп и может оценить эту пластинку Стереолэб по достоинству! Итак, это двойной альбом, но здесь всего 10 песен. Очевидно, длинных — одна лишь «Jenny Ondioline» занимает целую сторону. Я про виниловую сторону, разумеется — ведь я слушаю альбомы только на виниле: там и импеданс получше, и АЧХ погромче, да и обертоны на обертоны похожи, а не то, что у вам там в MP3 подсовывают. Запомните, так было испокон веков: звукозаписывающие компании берут лучшие обертоны с MP3 и отдают их на более элитный винил. Никакой менеджер в своём уме не выпустит MP3 с обертонами — это разбазаривание средств!

Так вот, «Jenny Ondioline». Я попрошу всех девушек в зале с именем Джэнни Ондиолайн успокоиться, потому что эта песня названа не их честь, а в славу органа, изобретённого в 1974 году французом, который назывался Jenny's Ondioline (не француз назывался, а орган — француз назывался Джорджем Джэнни). Я более чем уверен, что его можно услышать в самой песне (в виниловом издании, разумеется — для MP3 был использован китайский синтезатор, и я уж молчу про то, что они подсунули в WMA), но примечательно другое: «Jenny Ondioline» полностью подминает под себя ритмический паттерн «Hallogallo» Neu!! (первый знак восклицания относится к названию группы — не надо думать, что я эмоциональная истерчика!!!!11). Эта мысль, которая несмотря на свою очевидность доходит второй, потому что первой бьёт эта небесной лёгкости мелодия про фашизм, демократию и социализм, и я до сих пор ловлю муражки с этого момента, когда посреди неврного гитарного чёса всплывают эти нежные «Уууууууу-ууу» подпевки, а пышногрудая блонди при этом ласково лижет мой моджо (повторяю: на MP3 ничего подобного нет!)

13 лет назад я в первый раз слушал Velvet Underground, альбом про White Light, White Heat и White Power и усердно пытался словить кайф с «Sister Ray» и прочих длинных номеров. Я до сих, понимая ценность и важность этих прогонов, не получаю с них ушных оргазмов. Но Stereolab — их песни реально могут быть любой длины, мне абсолютно всё равно. Здесь нойз не ради нойза, а ради построения мелодии, и на каждый космический трип здесь приходится милый номер вроде «Pack Yr Romantic Mind», который звучит будто изи-лисенинг хит, перепетый той же Нико из Вельветов (и раз уж про неё зашла речь, «Analogue Rock» — эта песня как будто писалась для Нико).

Вкратце, я бы описал альбом, как немецкую пластинку, перепетую французами на английком. И ко всему этому евросоюзу пытается подмазаться Украина своим флажком на обложке.
писано 30.03.2014
album

Mars Audiac Quintet

1994

Если спросить фанатика Стереолэб, какой альбом у них лучший, вам ответят «Да они все великолепные, начинай с любого!». Именно поэтому в такие моменты необходимо объективное мнение музыкального критика, и вы обращаетесь ко мне с тем же вопросом — так как какой альбом Стереолэб лучший? Что ж, я отвечу так: они все великолепные, начинай с любого, дорогой читатель! Да, я фанатик Стереолэб, теперь все об этом знают.

Кроме чувака, который начинает чтение моих обзоров со второго абзаца! (не обращай внимания, чувак, начинающий чтение моих обзоров со сторого абзаца) Итак, третий альбом. Обычно третий альбом — время, когда группа после насыщенной второй пластинки, усложняющей звук первой, садится и начинает чесать репу, что бы такого выкинуть на третий круг — отсюда идут скучные заумные альбомы. Но «Mars Audiac Quintet» не даёт и второй мысли по поводу того, что бы сыграть сегодня. Ощущение, будто всё записано с первого дубля и моментально забыто после выпуска альбома — слишком много идей для четвёртой пластинки. В любом случае одно можно сказать точно: чувак, начинающий читать мои обзоры с третьего абзаца — редкий осёл.

О-о-о, какие люди! Чувак, начинающий чтение обзоров с третьего абазца, здорово! Сегодня в третьем абзаце мы говорим о том же, о чём в первом и втором — о какой-то херне. Но если более специфично, то третий абзац посвящён самым клёвым песням с пластинки. К примеру, «Ping Pong» — это убийственный сингл. В нём лирика про обречённость цикла истории («экономический кризис, война, назад на клетку №1, начинаем заново») положена на мотив беззаботной пляжной босса новы с фоновыми духовыми и сладкими подпевками, проносящимися под гитарный бриз настолько цепкий, что MTV запустили песню в ротацию, несмотря на политический запах текста. Ещё одна очевидная сладость «Wow & Flutter», перечисляя бренды вроде IBM и USA, тоже поёт про цикличность и прогресс: «Сие не вечно, поколебимо, о, даааа, всё пройдёт» (да, я иногда заморачиваюсь ритмически точным переводом песен Stereolab — фанатик, что с меня взять) — всё это с прохладой, но невероятно привязчиво проходится по множеству влияний из всех декад, от 60-х до 90-х.

О, привет чуваку, который всегда опаздывает и добирается только к четвёртому абзацу — мы тут про лучшие песни пластинки трём. Что касается более длинных штук, то тут я таю с «Three-Dee Melodie», которая в каждом наушнике несёт по мелодии, переплетающиеся в что-то совершенно трансцендентное, если такое слово существует — о, вроде не подчеркнуло красненьким, прикольно. То же самое с «Nihilist Assault Group», да и почти всеми номерами на альбоме кроме «Transona Five» (берущей свой ритм у песни волосатых хиппи Canned Heat — любой их песни, они все одинаковые): это очень умные песни, которые можно полюбить будучи конкретным тупицей. Это настоящее искусство, и по-честному, я не знаю, как оценивать этот альбом. В том смысле, что при его оценке звёздочки кажутся абсолютно ненужными и даже кощунственными, потому что вы не можете измерять искусство. Поэтому моё мнение таково, что звёздочки надо сжечь! Шестиконечные — в первую очередь.

О, кстати, привет, чувак, который никогда не читает моих обзоров!
писано 31.03.2014
album

Emperor Tomato Ketchup

1996

Когда я выбирал кетчуп, моё внимание привлёк новый бренд «Имперский Томатный Кетчуп». Хм, имперский. Чем как не им заправить праздничный ужин в честь присоединения Крыма? Цена, конечно, была сильно выше по сравнению с обычными кетчупом, но на то он и имперский! Разумеется, я повёлся, купил и только дома понял, что приобрёл компакт-диск с альбомом каких-то Стереолэб! К счастью, у меня как раз имеется сайт обзоров на компакт-диски, так что не продать же имперскому добру, резонно решил я. А вот на сайте обзоров томатных кетчупов наступила внезапная пауза.

В 1996-м году Тим Гэйн подумал «Как так получилось, что мы до сих пор не записали своего лучшего альбома?» — именно так появился «Его Величество Кетчуп». При записи пластинки Тим взял новый подход: первыми были придуманы ритмы. Ну, то есть, понятно, что всем привычный подход — это сочинить что-нибудь гениальное на гитаре, а потом запустить в студию Ринго. Но, что если Ринго облажается? Надо придумать ритмы самому, затем придумать поверх них что-нибудь гениальное. Затем записать альбом. Когда он поднимется в чартах выше предыдущих пластинок, можно устроить громкую алко-пати с фонтанчиком абсента. И вот тут уже можно со спокойной душой запускать Ринго.

Это забавно, что когда Гейн думал в первую очередь о мелодиях, мы получали монотонные радости, отличающиеся по большей части ритмом. А когда он поставил во главу ритмы, Стереолэб прыснули мелодиями во все стороны. Итааааак, здесь 13 песен, которые метят в вашу жопу, и минимум десяток из них попадает точно в яблочко (или что вы там засовываете в свою жопу). По многим причинам эта пластинка является точкой входа в дискографию группы даже для самых заблудших поклонников какого-нибудь долбанного в пупок Фаррэлла Уильямса или о чём там сейчас модно твитить. Или что там сейчас модно делать в соц.сетях. Или в чём там сейчас модно делать что-то модное.

Запомните, именно на этом альбоме есть самая мелодичная песня группы за всю её историю: «Cybele's Reverie», которая больше подошла бы дуэту этой грязной шлюхи Бэль и порочного распутника Себастиана. Струнный заход в бездну лирики и светлой печали и небесная мелодия про то, что в жизни всё испробовано, всё удидено — на французском языке, разумеется. В ней нет ни следа почерка Стереолэб, это чистейший поп-выпад, удавшийся на все сто, но он заставляет обратить ещё большее внимание на оставшиеся песни. Фак, их так много и они настолько разнообразны, что мне проще перечислить те, которые не вставляю свои страп-оны в мои уши. Среди любимых: трип-хоповая «Metronomic Underground», которая 8 минут гипнотически повторяет примитивный басовый рифф, поверх которого развивается царапанное гитарное соло. Ещё две любимые вещи — это «Slow Fast Hazel», которая превращает изи-лиснинг в искусство, а также «Anonymous Collective», которую даже если выпустить сегодня, она будет признана трендом будущего.

Стереолэб одними из первых стали прививать инди-музыке вкус ко внешнему миру — к фанку в «Spark Plug» и новой волне в заглавной песне. Я это не к тому, что «Spark Plug» — это фанк, а заглавная песня — нью-вейв, но они очень ловко используют элементы этих жанров для своих целей. Здесь настолько дохрена умных идей и форм, что мне кажется, это даже пошло во вред музыке: их надо было размазать по тройке пластинок и десятку лет. Просто когда случается что-то невероятно яркое, оно порой тормозит прогресс: все зацикливаются на том, чтобы освоить эти новые трюки и забывают о том, что возможно двигаться дальше. То, что способен подарить вашим ушам «Монарх Кетчуп Четвёртый». звучит настолько богато и изобретательно, что современная музыка без всяких скидок меркнет перед ним.

Можно запускать Ринго.
писано 05.04.2014
album

Dots and Loops

1997

Мне без шуток нравится обложка этого альбома: как будто это картинка со сборника из библиотеки звуковых эффектов. А ещё эта бирюзовая хрень похожа на минору. Да, вы, разумеется, можете сказать, ну, Серхио, у миноры же 7 подсвечников, а не дохерища, как на обложке. Здесь нужно внести ясность: я говорю про минору, а вы — про еврейскую минору с 7 подсвечниками. Они на всём экономят.

«Dots and Loops» массивно продвинулся от предыдущего альбома в сторону джаза. И здесь я хочу отметить один важный аспект. Эта пластинка была выпущена в 1997-м году. Предыдущая — в 1996. Теперь время достать самые точные калькуляторы, которые у вас есть, и вычесть 1996 из 1997. Я позвонил своему математику, тот — другу-профессору, который выкинул игральный кубик, и мы получили ответ: 1. Всего год потребовался группе для того, чтобы дать достойное продолжение их лучшей пластинке «Ем Пюре, Томаты, Кетчуп», причём в совершенно новом русле. Изменения производились так быстро, что Шон О'Хаган вышел из состава группы, только потому что подольше захотел поездить на звуке, который Тим Гэйн считал пройденным этапом. Я очень люблю группу Шона The High Llamas, она как раз развила большую часть своей дискографии вокруг альбома про кетчуп, но имя никогда не подступить и близко к твой свежести, которую нёс звук Стереолэб.

Итак, джаз. Не в плане конкретного ответвления, а в плане подхода к структуре песен и ритмам. Здесь не чувствуется трафарета и весь звук пластинки иррационален, однако очень ладно ложится на уши. Дело не только в мелодиях (и здесь я соглашусь со многими, что они на не так сильны, как год назад), а снова в, их мать, ритмах! Этот альбом имеет гораздо больше родственных связей с тропикалией («Radio Conversation»), на которую натянули джазовый бэнд («Radio Conversation», говорю же), но я хочу отметить важный буллет своей текстовой презентации: Стереолэб интересны не тем, что играли что-то вроде тропикалии в то время, когда про неё не слышали даже самые замороченные музыкальные критики. Запомните, что ценность группы никогда не определяется, тем, что они выкопали труп Джонна Леннона, насадили его череп на плечевую кость и использовали в качестве перкуссионного инструмента для записи сингла в стиле «математическая боссанова». Оставьте это для зацепок музыкальным критикам, которые считают, что рецензия в первую очередь должна классифицировать музыку. Что будто голова слушателя/читателя состоит из облачка тэгов «инди», «хардкор», «математический», «череп Джона Леннона на плечевой косте», а задача критика — составить адекватное облачко тэгов вокруг альбома, чтобы читатель мог сопоставить его со своим облаком и такой «Ого! Череп Джона Леннона на плечевой косте! Математический! Да мне сто процентнов понравится этот альбом»

Сложнее сформулировать, в чём именно состоит задача музыкального критика, но за этим точно не ко мне. Если вы не догадались, весь сайт построен на одном и том же трюке, который называется «Музыкальный критик пытается написать обзор, но ему вечно что-то мешает». Мешает отсутствие концертрации, иногда — полнейшая некомпетенция, порой — полная немотивированность в рассказе о пластинке, но в большинстве случае мешает внезапный конец обзора.

Так вот, прелесть «Zadrots and Zaloops» не в смешном названии пластинки, и даже не в долбанной тропикалии как таковой. Её уникальность в том, что она без оглядки на слушателя как долбанный Гоген бросается в сраные тропики — не для того, чтобы удивить вас, не для того, чтобы закончить в списке самых странных групп десятилетия, а просто потому что это кажется самым натуральным на данный момент. И здесь как всегда Стереолэб очаровывают этим трюком, на который падки миллионы меня, — представлять сложные вещи простыми. Сингл «Miss Modular» можно описать не то, что облаком тэгов, ими можно заполнить всё небо так, что Гидрометцентр выдаст штормовое предупреждение, но в конечном счёте вы получаете просто цепкую и сладкую без всяких скидок песню. Моя единственная поднятая бровь по поводу пластинки вызвана наличием первой откровенно тратящей время песне Stereolab, куда спихнули остатки неиспользованных ритмов, «Contronatura». Никаких проблем в остальных департаментах.
писано 07.04.2014
album

Cobra and Phases Group Play Voltage in the Milky Night

1999

Какая самая мудрая рок-группа в мире? Я не думал, что с годами мне придётся признать, что это Пинк Флойд. В конце-концов, у них была песня «Careful with that ex, Eugene» — что может сравнится по мудрости с этим отеческим советом? Он мог бы быть лучше, только если бы они удосужились положить его на нормальную музыку.

Ах, «axe», а не «ex»? Типа, осторожнее с топором, Евгений? Вот идиоты! Его звали Родион!

Итак, это мне-лениво-считать-на-на-на по счёту альбом величественной группы Стереолэб, и это их арт-альбом, имеющий аффилиаций со скукой гораздо больше чем прежде — даже я начал обзор упоминание с пластинки Пинк Флойд. Даже его название несёт в себе упоминание двух арт-групп «Cobra Group» и ещё какой-то, «Milky Night» или «High Voltage» — мне посрать, я искусством не увлекаюсь. Именно по этой причине альбом был воспринят крайне прохладно и даже Питчфорк, охочий в те годы до всякого вывернутого наизнанку искусства, поставил этому альбому 3.4 из 10 (в крайне трешовом для них обзоре с отличной шуткой про Карла Маркса). Мне, разумеется, Питчфорк не нравится (как можно!) за то, что они много скрывают от своих читателей. К примеру, в случае с этой пластинкой, зачем они округляют рейтинг? Я уверен, что они обладают гораздо более точными методами расчётов, медиа-магнаты всё же с дохерищей бабла. Так сколько получает этот альбом в действительности, а, доргой Питчфорк? 3.37275343167? 3.41373932148? Почему не 3.14159265359, а, дорогой Pi-тчфорк?

Соу, вы даже без меня можете сделать вывод, что эта пластинка содержит много искусства и интересна в первую очередь музыкантам, поэтому по своему выходу словила много негативных откликов от не-музыкантов. Что касается меня, я не музыкант. Я честное слово не знаю, за что отвечают эти педали на пианино — какая из них тормоз, а какая — газ. А гитара — это вообще что-то для меня неприличное. «Брать баррэ» — это типа как-то связано с оральным сексом? Я правда не знаю (и что такое оральный секс тоже, расскажите мне уже кто-нибудь!). Поэтому когда пластинка открывается с чего-то напоминающего фри-джаз «Fuses» моя челюсть больно бьёт по ноге. Я только изумлённо могу пялиться в колонки и пускать слюну: «А как они научились играть на трубе задом-наперёд?». Но даже при всём при этом я буду более благосклонен к альбому, нежели остальные. И я даже объясню свои мотивы избранным из вас. Ты, ты и ещё ты — за мной, в следующий абзац.

Эй, ты, говноед! А тебя я не звал! Убирайся вон!

Так вот, я не стану отрицать, именно на этой пластинке очень много формы. Даже «The Free Design», названная в честь пионеров этого лёгкого жанра джазовых вокальных мелодий в привычной поп-рок обёртке, делает отсылку к ритму, а не песням группы целиком. Названная в честь инди-комсомольцев «The Spiracles» вообще не имеет с ними ничего общего! А названная в есть ещё даже не существующих фанк-сатанистов «Caleidoscopic Gaze» только напрасно вводит в заблуждение будущих поклонников Caleidoscopic Gaze! Здесь дохера инструментов, вытворяющих разнообразную гимнастику, это похоже на качественный разогрев перед настоящим альбомом, которого не следует. И здесь слишком много треков — 15 штук, цельной музыки на которых не так много. Но тем не менее, для того, чтобы создать такие вещи как «People Do It All The Time» и «Infinity Girl» нужны яйца, большие стальные яйца таланта. И зная, что на этой пластинке есть пара таких больших яиц, невольно ожидаешь не менее внушительного хрена. Но хрен там, а не хрен! Альбом заигрывает с вами различными формами джаза, а как доходит до дела — оказывается импотентом!
писано 07.04.2014
album

Sound-dust

2001

Stereolab «Sound-Dust»

Если у Stereolab и был альбом с названием «Sound-Dust», то это — эта пластинкаstereolab_header.PNG

Как звучит

Вертлявые танцы интеллектуалов на вечеринке в подсобке химической лаборатории под мозговитый изи-листнинг, жанровым образчиком которому служит расчётливый ладный сингл «Captain Easychord». Нежные истерики очкариков, скованные уздой аккуратности в «The Black Arts» и плач по реквему в «Baby Lulu», выверенные логарифмической линейкой полиритмические узоры в «Suggestion Diabolique» и расслабленная усталость от бурного дня в гипнотизирующем чилл-нуаре «Space Moth». Это идеальные песни для того, чтобы под них в завершение суеты отужинать перед ночной прогулкой по опустевшему центру мегаполиса луковым супом* и рататуем — похоже, Тим Гэйн и Летиция Садье в своих рецептах придерживаются французской грации столь же твёрдо, как и французской же рачительности.

* суп, на фоне которого можно делать лук в Instagram, выполняя сразу две цели: опубликовать как селфи, так и тарелку с едой

Чем интересно

Если успеть услышать этот альбом первым среди своих друзей, можно всю оставшуюся жизнь твердить: «Я нажал на кнопку проигрывания клипа с "Sound-Dust" раньше, чем ты нажал на кнопку проигрывания клипа с "Sound-Dust"», а в свободное от досуга время угадывать, из каких эпизодов каких шоу взяты цитаты Криса Морриса, целиком составляющие текст лучшего шлягера пластинки «Nothing To Do With Me».

Что нарисовано на обложке

В лучших традициях позднего 2001-го эта пластинка рисует сюрреалистичный ландшафт с черепом и замком для рыбок на дне розового океана, в который раз напоминая о французском течении сюрситуанистов, утверждающем что наша жизнь — не более чем отражение момента космоса в небытии разума. Иными словами, мы самым настоятельным образом рекомендуем посмотреть на обложку, которая, к слову, доступна 24 часа в сутки в онлайн арт-галерее «Drop Yo Box».

Как это обложку видят мухи

Мы попросили нашу внештатную муху описать, как она видит этот альбом Stereolab. Редакция Old Hip Bar просит иметь в виду, что видение мухи не обязательно совпадает с видением редакции Old Hip Bar.

stereolab_fly_vision.JPG

А можно заодно и версию для инстраграма?

Мы также попросили нашего внештатного специалиста-хипстера показать, как выглядит обложка Stereolab в Instagram, одном из важнейших медиа-каналов 2010-х, через который, в частности, утекли фотографии Кадырова, вставляющего золотой пистолет в анальное отверстие живого барана с фильтром «Amaro». Редакция Old Hip Bar просит иметь в виду, что выбранный специалистом-хипстером фильтр и тем более рамочка не обязательно совпадает с выбором редакции Old Hip Bar. Мы бы выбрали «Midday Chillax» с polka-dot рамочкой.

stereolab_insta.jpg

Подойдёт ли альбом к моему фалафелю?

Вы уже совсем свэг потеряли такие вопросы задавать?

Не смутит ли альбом коллег по коворкингу?

Редакция Old Hip Bar сама арендует рабочие места в коворкинге на крыше лофта на территории Русаковской арт-мануфактуры, поэтому со всей компетентностью заявляем: если ваши соседи по коворкингу носят лоферы, кардиганы из толстой шерсти, ультра-урбан кепки, милитари чинос, лаунж-кители и свэт-пэнтс, то, поверьте, их ничего уже не сможет смутить.

Так сколько звёздочек, мы не поняли?
писано 08.04.2014
album

Margerine Eclipse

2004

Конец 2001-го был реально хреновым для группы. Примерно, как конец 1980-го для Джона Леннона. Как сказал сам Джон во время новогоднего тоста в ночь с 1980-го на 1981-й, «Как у многих прошлых годов, у этого были свои радости и огорчения. С одной стороны, я счастлив, что выпустил замечательную пластинку, а с другой — как-то не очень классно получилось с тем, что меня застрелили, правда?». Всё началось с того, что Тим Гэйн и Летиция Садье развелись. Возможно, Летиция на этот раз захотела зайокоонить собственную группу. Но не успела — куда больший удар пришёлся с другой стороны: 9 декабря (ровно через день и 21 год после смерти Джона Леннона) второй голос Стереолэб, Мэри Хэнсен, погибла в катастрофе: её велосипед был сбит грузовиком. Следующие полгода группа пролежала на дне.

Как показывает «Margerine Eclipse», смерть Мэри не смогла зайокоонить Стереолэб. В ближайшей перспективе. Потому что, разумеется, она привела к тому, что многие участники занялись сольными работами и саундтреками. Тем не менее, «Margerine Eclipse» был выпущен в память о Мэри, и это совсем другая пластинка. Неуловимо другая — настолько неуловимо, что сложно сказать, за что именно в группе отвечала Мэри. Скорее всего, за грамматику: Margarine пишется через «gar», а не «ger», дорогие Стереолэб! Это так сложно включать спелл-чекинг каждый раз, когда выпускаешь альбом или называешь группу? Вот, поглядите, как видят эту обложку пользователи Microsoft Word!

stereolab_marge.png

Итак, я буду прям с вами, как прямая палка. Это более не мозговитая музыка, это абсолютная поп-музыка, сыгранная мозговито, но в первую очередь вы получаете мелодии, бушели мелодий, фарлонги нот, скрупулы стаккато и парасанги флажолетов! Я хочу сказать, да, разумеется, можно авторитетно утверждать, что с какого-то альбома (и если бы я его слышал, я бы даже сказал, с какого) группа стала звучать чрезвычайно мелодично, но между любой старой пластинкой Стереолэб и «Margerine Eclipse» лежит большая разница. Если раньше пластинки Стереолэб нужно было слушать, расфокусировав слух и ожидая сигнала из подсознания «Хозяин! Мелодия! Алло, хозяин!!», то «Margerine Eclipse» просто тыкает ими вам в уши со всех сторон, будто вы очутились в глори-хоул кабинке с десятком дырок.

Я не музыкант — в музыканты идут музыкальные критики-неудачники, которым ничего не остаётся кроме как реализовывать свои комплексы на сцене. Поэтому я не смогу объяснить, чем музыкально отличается «Margerine Eclipse» от предыдущих релизов. Я не могу докумекать, что делает песни вроде «Vonal Declosion», «Need To Be» или «Cosmic Country Choir» такими как будто атональными, иррациональными и при этом невероятно ладно ложащимися на уши. Всё это можно было бы назвать неуклюжим и пошлым термином «джаз-поп», но по факту это какие-то сплошные японские эффективные технологии написания космической поп-музыки: напор идей здесь ещё выше, чем уровень сахарина в сахаре.

Альбом подпускает к себе более ванильными треками вроде «Margerine Rock» и «Margerine Melodie», но помимо них здесь просто тьма нетривиальных трюков и ходов. Найди их все, вырежи, пришли к нам в редакцию и получи за это ничего!
писано 12.04.2014
album

Fab Four Suture

2006

В 2004 году Стереолэб решили, как и подобает всем звёздам, создать собственную линию мебельного дизайна. Однако их хватило лишь на инструкцию к непонятной херне (представлена на обложке) и название в стиле Икеи — «Фабфур Сутур». После трёх месяцев простоя Тима Гэйна осенило: «Выпустим это альбомом!»

Если пидираться (ой, не пидирайтесь к написанию, вы поняли что я имел в виду) к терминологии, это не совсем альбом. Это сборник, на который вошло 6 синглов (выпущенных партиями по 3 штуки) и 6 би-сайдов к ним: итого 12 треков. Я обычно не обозреваю сборники, потому что сборники по определению — для задротов, а тот чувак, у которого я заказываю обзоры (да примите уже, что мы живём в век глобализации и аутсорсинга!) — не задрот. Но в это раз он сделал исключение. Давайте посмотрим, что он прислал!

Здорово, задрот! Насчёт тех фоток, где ты со спущенн—— так, ну, это личное, пропустим, —— «Fab Four Suture» оказался долбанным сборником синглов и би-сайдов — счастье для задротов, короче, на которых решили сделать деньги дважды: сначала выпустили эту тьму песен синглами, а затем — сборников, а послушные лохи всё платят и платят. Именно поэтому, чтобы восстановить справедливость, я скачал этот альбом нелегально. Уууу, плохиш в обзоре! Детка, прячь свои MP3, пока я их не скачал абсолютно НЕЛЕГАЛЬНО.

Я действительно не жалую сборники, но «Fab Four Suture» не звучит таковым. Скорее всего потому что его синглы были выпущены всего за 2 захода: 12 сентября 2005 и 6 марта 2006, то есть и записаны, скорее всего за 2 сессии. Летнюю и зимнюю — я прям вижу, как Тим Г/йн заготавливает шпаргалки с аккордами.

Итак, песни! Я уже упоминал в самом начале, что Стереолаб заимствуют у Бич Бойз, но если точнее, то Тим Гэйн заметил в них то, за что все любят эту группу и то, что ни один вдохновившийся ими музыкант так и не смог выудить. Бий Бойз были не группой о девочках и пляжах: это самое очевидное, что лежит на их пластинках, но если бы это была единственной приманкой группы, они бы закончили в 1966. Нет, у группы был совсем другой магнит: Брайн Вилсон был помешан на страхах, смерти и старении, умудряясь дюжину лет скрывать это от миллионов. Но я до сих пор считаю одной из его лучших вещей «'Til I Die» — и если забыть на минуту про электронные штуки, то это идеальное описание звука Стереолэб конца 90-х.

Но в жопу конец 90-х! Мы сейчас в свежем модном 2006-м и у Стеролэб есть новая пластинка. В целом, про все их новые альбомы можно было сказать: «О! Звучит по-прежнему, как Стереолэб!», но если теперь поставить первую и последнюю пластинки рядом, это совершенно разные группы, которые объединяет лишь название. И ещё у музыкантов точно такие имена и фамлии. Слушайте, да это, похоже, одна и та же группа!

Несмотря на целых 6 синглов на пластинке, реальных «синглов» (ну, знаете, «сингл» как в «сингл») здесь всего 3: ведомый трубами по-детски фанковый «Interlock» рисует путь к следующему альбому группы, «I Was a Sunny Rainphase» (би-сайд!) и «Visionary Road Maps» (снова би-сайд!). В целом, они продолжают курс, проложенный предыдущей пластинкой: ну, знаете, такая конкретная попса от очкариков-задротов, но во многих местах эта пластинка звучит как талантливая группа, подражающая Стереолэб. И проблема не в том, что эти песни не дают вам ничего нового, что вы не знали о группе — проблема в самой группе, которая, судя по всему, не хочет дать ничего нового.

Ладно, задрот! Мне пора, деньги скинь на мобилу.

И, если вкратце, примерно таково моё мнение о «Fab Four Suture», альбоме, который я прослушал самостоятельно собственными ушами на собственной же голове.
писано 14.04.2014
album

Chemical Chords

2008

Кемикал Чорт-с! В честь надписи в моём подъезде «Кеми — кал». Или там было написано «Рэп — кал», я точно не помню.

А, нет, знаете, послушал немного рэпа. Действительно кал. Новый Ляпис Трубецкой — это же рэп, да?

Оукей-оукей, все такие типа «Ну, Серхио, кончай уже прикалываться, мы типа заплатили за этот обзор и совсем не для того, чтобы узнать, что Ляпис Трубецкой — это кал. Это-то мы и без тебя знали, данная информация находится в открытом доступе. Может уже, наконец, приступишь к перечислению треков там, знаешь, м? За что мы деньги заплаити в конце-то концов??!», и вот что я вам хочу сказать на это. Все мои обзоры — абсолютно бесплатные. Да, есть личности, которые распечатывают их на принтере, а затем продают доверчивым хипстерам в модных клубах по 500 рублей за страницу, но знайте, что вы всегда можете прийти на сайт oldshipbar.ru и получить ровно те же обзоры совершенно бесплатно. Бес-платно. Бес платно. То есть платит за них бес. ПУСТИ САТАНИНСКИЕ ОБЗОРЧИКИ СЕРХИО ЖИЛХЕСА В СВОЮ ДУШУ!!

А, да, всё это надо было читать задом наперёд, чёрт, забыли предупредить.

Итак, в 2008 году Стереолэб выпустили пластинку про химические аккорды, и несмотря на то, что это полноценный альбом, вы не можете не заметить раскачиваний старой лодки Сте еолэб (от давности одна буква с борта отвалилась). Дело в том, что пластинка была записана в короткие сроки. Я едва упоминал об этом, но процесс создания любого альбома Стереолэб был примерно такой: сначала в студию запускали Тима Гейна, тщательно барикадируя все выходы и отсчитывали 3 месяца, периодически подбравсывая еду и баклажки с водой через вентялиционные отверстия. Летиция Садье тем временем запускала в шредер очередной англо-французский словарь, а потом из получивщихся полосок составляля текст для очередной песни. Затем они дружно вламывались в студию и начинали класть свои тексты и мелодии на римические хребты, которые Тим успел выстрадать — в середине этого процесса приходил чувак с лейбла, включал свет и гаркал «А, ну, все по домам!», качал головой над получившимися записями, подбрасывал монетку и выбирал сингл.

«Chemical Chords» записывался совсем по-другому. Многие участники успели погрязть в сольных работах и саундтреках, поэтому для создания альбома было всего 2 недели, за которые Тим выстрадал 30 ритмических паттернов, а остальные прибежавшие участники только и смогли открыть рот «И чо делать с этой хернёй??!», не зная, что идёт запись. Я немного утрирую, но при всём своём качестве (а Стереолэб ещё только предстоит записать реально лажовый альбом) «Chemical Chords» звучит очень поспешно. Здесь дохрена начатых идей, которые не имеют продолжения. В чём-то альбом напоминает «Cobra Voltage Phases Play Night Milky Group In The And» или в какой там последовательности идут слова – я не помню, читал название на шаффле. Напоминает в том смысле, что как-будто никто не сбалансировал бошковитые ритмы и приёмы Тима Гейна более привычными уху мелодиями.

Песни, детка! Я знаю, ты любишь песни! Что ж, песни здесь есть, о, да, ещё как есть. В своих лучших проявлениях они звучат как геномодифицированная поп-музыка. «Three Women» и «Self Portrait with "Electric Brain"» излагают ласковые к уху мелодии совершенно трахнутым в гипофиз образом. В том же направлении идёт «Valley Hi!», где ритмические идеи Тима как будто своим собственным извилистым путём доходят до северного соула, но на каждую такую сладость приходится что-то вроде «Любой Другой Трек», который звучит о’кей, если ты лежишь вырубленный абсентом на мостовой, но в роли полноценного трека Стереолэб – не очень.

Группа ушла в спячку после этой пластинки, а спячка у группы это, знаете ли, не кома – оттуда можно и не выйти, и даже этот не самый лучший альбом завершает их карьеру с честью. Так поднимем же бокалы во славу Стереолэб! Ля дилижанс! Или что они там пели в своём сингле «French Disco».
писано 17.04.2014
album

Not Music

2010

Чо? «Нот мужик»? Это кто это тут не мужик? В штанах у тебя не мужик! А, что? О, это типа означает «Не музыка»? А, ну, простите, я французский не знаю.

Стереолэб могут быть мертвы, но их альбомы продолжают выпускаться сами собой, как трупные газы! Уже после того, как группа официально ушла в спячку, состоялся выпуск пластинки «Not Music». Если помните, я говорил о том, что Тим Гэйн подготовил 30 песен для «Chemical Chords», а положено на воск было всего лишь 15. Зачем пропадать добру? Ещё 13 из них были выпущены 2 годами позже альбомом «Not Music». Подозреваю, оставшиеся 2 песни пошли откатом хитрожопому менеджеру, который придумал такой ловкий трюк – заработать денежку на каком-то говне. Тим Гэйн даже предлагал назвать пластинку как есть — «Shit», но пройдоха-менеджер подключил креативщиков из PR, которые придумали более гладкое «Not Music».

Хотите знать главное отличие «Not Music» от «Chemical Chords»? Лично я — нет, но по долгу службы, раз уж я взялся писать обзор, мне пришлось. Так вот, если говорить на языке идиота, который использует возможности уха лишь на 2% (а вы знали, что в ухо, к примеру, проститутки можно наливать шампанское и пускать пузыри через трубочку, цедя сквозь зубы «Терпи, шлюха!» или же сделать на ухе татуировку «Я ВАС УСЛЫШАЛ» или же просто проткнуть 5 кольцами, типа «Уииии, Олимпиада, Россия вперёд, ненавижу геев» или просто одним кольцом, типа «Я гей!» или двумя кольцами типа «Да я дважды гей ваще!», ну или сразу тремя, типа «Да я гей хоть——— короче, вы поняли, применений уха реально доуха), так вот если говорить на языке идиота, то в «Chemical Chords» нет труб, а в «Not Music» они есть. И, трахать мои милые ямочки на щеках не менее милыми маленькими портативными розовыми дилдо, насколько ж это разные альбомы. Если бы не «Not Music», вы и представить не смогли бы, насколько проспавший репетицию трубач может изменить мир к лучшему.

У меня всегда (аж начиная с обзора на их 5-й альбом) был вопрос: играют ли Стереолэб свои старые песни на концертах? Реально вот эти вот самые первые по 18 минут полотна сигаретного угара, плавающие в блюдце выветрившегося шампанского, когда ты лежишь головой об стол и думаешь «Фаааааак, а на Сатурне, оказывается, нефиговая такая музыка» — играет ли их группа до сих пор? Потому что, несмотря на то, что каждый альбом казался логичным продолжением предыдущего, Стереолэб сэволюционировали в, я не знаю, сТеRE0|_/-\В — реально совершенно другую группу. И я не представляю, как эти новые Стереолэб могут играть свои прошлые шедевры.

И с «Not Music» выясняется, что эти шаромыжники ещё как умеют делать свой старый звук, просто не хотят его выпускать. Возьмите, сука, 8-минутный микс «Neon Beanbag» с этой пластинки, вырвите с мясом эти 7 колец из своего уха, семикратный вы наш, и начните использовать его по назначению — фак меня поленом в пупок, да по своей задумке это ж та самая космищ музищ, которой полнились их первые пластинки. Дальше ещё круче. Как насчёт 10-минутной «Silver Sands», которая под этот ритм нервного ботаника стучащего карандашным ластиком по парте во время контрольной напоминает о лучших моментах Tangerine Dream? Факити-факити-фак, какого хрена они хранили эти сокровища в студийных архивах?

«Not Music» часто теряется при обсуждении группы, но моё мнение (а, следовательно, и объективная истина), в том, что это ещё более славное завершение карьеры, чем «Chemical Chords». Слава Стереолэб! Ля преферанс! Или как там они пели на своём сингле «French Disco».
писано 17.04.2014
album

Switched On...

1992

Стереолэб — как много в этом звуке... О, это не звук, а пластинка! Теперь понятно, почему в неё так много поместилось. Итак, до того как Стереолэб стали известной группой, они были неизвестной группой, которая выпускала много маленьких таких пластиночек. А потом они решили все эти маленькие пластиночки выпустить большой пластиноч—

— Извините, что прерываем вас так рано. Спасибо за попытку, но вы нам не подходите. Мы ищем музыкального критика, более погружённого в проблематику инди-лейблов и более остро чув—

Нет-нет-нет, подождите, дослушайте! Они решили выпустить большую пластиночку! До вас не доходит что ли? Я же прямо сейчас начну её обозревать, это была такая подводка, вас что там, не учили что у текста должна быть подводка? Они типа сначала выпускали маленькие пластиночки, а потом решили одну большую, но это типа не дебютник, а просто первая пластиночка. Ну, то есть, многие дебютником называют первые пластиночки, но типа с этой первой большой пластиночки уже многое издавалось, так что она не в счёт. Сборник! Во! Сборник, точно! Вспомнил, как это называется!

— Поймите нас правильно, мы не имеем каких-либо стилистических претензий, нам просто нужен более грамотный специалист, который с самого начала рецензии сможет увлечь читателя проблематикой—

Так это и есть проблема! Они выпускали маленькие пластиночки! Это же проблема, когда ты не можешь выпустить большую пластиночку! А потом они типа нашли, кто бы им выпустил большую пластиночку! Ведь много слушателей не соберёшь маленькими пластиночками, это ж очевидно, а когда выпускаешь большую, все сразу думают, ого, группа какая видная! Поэтому выпустить большую пластиночку вообще очень необходимо. Если ты без большой пластиночки — это проблема! Вот вам и проблематика!

— Поймите, вы даже не упомянули какие-либо песни с этого сборни—

Да запросто! Давайте прям в порядке появления на сборнике: «Super-Electric», «Doubt», «Au Grand Jour'», «The Way Will Be Opening», «Brittle», «Contact», «Au Gran—

— Вы просто перечисляете треклистинг, правда?

d Jour», «High Expectation», «The Light That Will C—

— Э-э-э-эй, ауууу!

ease To Fail» и «Changer». УФ! Ну, довольны? Кто ещё так быстро умеет перечислять треки? Да никто — вот кто!

— Поймите, как минимум нашему читателю не нужен треклисти—

Слушайте, иметь треклистинг под рукой — это всегда удобно.

— Читателю нужно понять, какие песни здесь всё же лучшие, с чего начинать, за что зацепиться, они же не могут быть все

Ну, они же здесь все

— ОДИНАКОВО ХОРОШИМИ!

ОДИНАКОВО ХОРОШИЕ!... Ого, смотрите, мы с вами даже думаем одинаково! Да мы же идеально друг другу подходим!

— Поймите, если мы возьмём вас на работу, нам самим придётся слушать Стереолэб и понимать, какие песни тут действительно важные, а какие нет. Оказывается, тут есть «French Disko», которую перепели The Raveonettes и The Editors! Вы понимаете, какой важный культурный код вы только что упустили?

Ой, ну, это всем известно, а то, что сингл с куда более потаённой мелодией «Super Electric» перепели корейцы из Ping Chong Bat — совсем немногим. Между тем, я владею такой информацией, и уж поверьте, это куда более пушистый и культурный, делающий свои дела в специальный лоток, кот.

— Да что вы несёте! К тому же я проверил только что, Ping Chong Bat — такой группы вообще не существует! Как она могла сделать кавер на «Super Electric»?

Да, я знаю, вышла накладка, но поверьте, буквально вот сегодня вечером я с другом соберу группу, назову её Ping Chong Bat, и мы запишем кавер на «Super Electric». Мой друг — бурят, ваши читатели не отличат его от корейца, а к моменту выхода материала кавер уже будет готов, я гарантирую это! Мы обведём этих тупых читак вокруг их собственного носа!

— Да что это за больная херня?? Мы серьёзное издание, мы не можем позволить себе ошибиться даже на ползвёздочки с рейтингом, а вы предлагает откровенно ссать в глаза нашим читателям?? С меня хватит! Я ухожу, до свидания!

Возьмите меня хоть кофе приносить главному редактору!

— ПРОЩАЙТЕ!

Хорошо, уговорили, я готов ещё бегать ему за хот-догами!

— ОН ВЕГЕТАРИАНЕЦ, МОЖНО БЫЛО БЫ ДОГАДАТЬСЯ, МЫ ЖЕ МОДНОЕ ИЗДАНИЕ!

Хорошо, за фалафелями!

— МЫ СКАЗАЛИ, ДО СВИДАНИЯ!!! (*дверь хлопает*)

Ну, и ладно, говноеды!... Повешу это на свой сайт.

— (*из-за двери*) Это всё равно лучше, чем есть мясо!!
писано 25.04.2014
album

Switched On Volume 2

1995

В июле 1995 года Стереолэб выпустили сборник под названием «с ВИЧом, часть 2», потому что все должны знать о том, как это ужасно — ВИЧ. 30 апреля 2014 года Серхио Жилхес выложил обзор на своём сайте. И, простите мою паранойю, но у меня есть подозрения, что эти два события как-то связаны между собой.

По сравнению с первой частью (а мы всегда будем сравнивать с предыдущими частями, если в названия встраивать порядковые номера, к примеру, «Посрал 8914» и «Посрал 8915»: в случае 8915 начинает быть заметно какое-то творческое голодание, недостаток новых и обязательных в случае, если автор осмелился на продолжение идей, понимаете?) второй сборник проигрывает именно тем, что он является тем, чем он является. И так как я не понял, что написал только что, придётся заново: это сборник не только убийственных синглов, но и би-сайдов, раритетов и не издававшегося ранее дерьма. А знаете почему ранее никто не издавал это дерьмо? Возможно, ответ кроется где-то в слове «дерьмо». Ерь? Рьмо? Дерь? Мо? Чёрт, сколько вариантов, и всё пока мимо!

Не будем скрывать — мы срать хотели на альбомы, если на них нет чётких синглов, верно? И пока я занят 8916 серией, самое время вспомнить, что может подарить вам этот альбом в свои лучшие моменты. Прежде всего, это «French Disko» (да, у меня перегорели катушки привода на кулачок радиатора в обзоре на первую часть — там нет «French Disko»). Это не та песня, которую у Stereolab нужно услышать, если вы хотите послушать всего один их трек, но это та песня, которую вы услышите. Именно в ней идёт этот героический вайб, когда Летиция поёт отрешённым голосом про то, что этот мир полон дерьма и абсурда, но это не значит, что надо вскидывать лапки вверх, а затем следует самый победоносный момент «Ля резистанс!», который произносится с нотой озарения, когда над вами уже долго стоит официант, вы склонились над меню и в самый последний момент понимаете, что же хотите заказать. Ля резистанс! Двойной, пожалуйста!

«Harmonium» и «Revox» тоже пинают вашу тинейджерскую задницу, но в конечном счёте «Switched On Volume 2» даёт понять, чем альбом отличается от прыгающего по релизам сборника. Американские учёные для своей отечественной индустрии музыкальной журналистики придумали замечательное ёмкое, удобное в написании и короткое слово «flow». Наши учёные пока разработали лишь рабочий прототип — «ЦЗВКП», Цельно Звучащий Временной Континуум Пластинки, и я считаю его не таким удобным, как вражеское изобретение, поэтому буду использовать американскую штучку. Так вот, на альбомах Stereolab есть флоу: вы включаете первый трек и неважно насколько он вас зацепил, вы подсели. Альбом кажется длинной прогулкой на автомобиле, когда вам абсолютно на всё посрать в 8917-й раз — за рулём-то личный шофёр, а не вы, успешный мужчина с большим членом! Но сборник кажется поездкой на велосипеде по вспаханной целине: он кидает от трека к треку, совместная песня с Nurse With Wound выбивается, как Моррисси в церковном хоре, распевающий «Я простил Иисуса, на-на-на», а кантри-версия «Tone Burst» — реально неудачная шутка, по-другому сложно к ней относиться.

Короче говоря, на пластинке есть залежи этого сырого, необработанного, заряженного космическими Вольтами звука Стереолэб, эта молодая кровь 90-х, но вместе с тем тут столько промахов, что прошу вас, не надо заставлять меня в 8918-й раз.
писано 30.04.2014
album

Aluminium Tunes (Switched On Vol. 3)

1998

У этого сборника просто дохера названий — столько же, кстати, сколько хороших песен у Боно — «Switched On Vol. 3», «Aluminium Tunes» и... вроде всё. Да, два — это, на мой взгляд, не очень много, но фанаты Боно считают, что два — это просто дохера. Они же вечно кричат «Боно написал дохера хороших песен! Просто дохера!»

Я хочу напомнить, почему Stereolab собрались изначально — не, не потому что испытывать стерео-звук на лабораторных крысках было трешово и угарно. Они хотели выпускать как можно больше музыки. В любых дозах, в любых форматах. Если в какой-то момент у Тима Гэйна появлялась возможность выпустить EP с 4 песнями, он доставал из тумбочки заранее написанные впрок песенки (а это очень полезно иметь впрок написанные песенки — представьте, Путин умирает, а у вас уже заготовлена весёлая самба «Ну, Наконец-То Ты Сдох, Пидор» — кстати, она очень ко многим случаям подойдёт) и выкидывал их на пластинку, о которой забывал примерно сразу же, как альфа-самец, обрюхативший очередную простушку в клубе.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что в 1998-м году лейбл решил срубить бабло на уже выпущенных песенках второй раз, скинув их на двухдисковый сборник, который они назвали «Switched On Vol. 3». А потом ещё и «Aluminium Tunes» — чтобы идиоты-поклонники Stereolab купили диски в очередной раз. Но у всей этой затеи есть одно искупляющее обстоятельство: этот сборник крут, почти так же крут, как говорящий бобёр в кожаной куртке, который курит у подножия дуба и презрительно сплёвывает в вашу сторону. И так как подобного бобра не существует, остаётся только довольствоваться сборником «Switched On Vol. 3». А также ещё «Aluminium Tunes». Нет-нет, это два совершенно разных сборника, и я совсем не жалею, что потратил на них свои деньги — это стоило того! Правда!

Для группы, которая плевалась EP-пластинками, как бобёр мокротой у подножия дуба, Stereolab выдержали крайне высокий уровень качества. Меня можно было бы объявить в предвзятости (хотя я зову это объективностью), так как я конкретно подсел на Стереолэб за последний год, но здесь нужно поднять на поверхность один важный момент: «Aluminium Tunes» был первым альбомом Стереолэб, который я услышал 10 лет тому назад. Я тогда не знал, что это сборник обрезков из синагог, разбросанных по первой половине дискографии группы, и мне казалось, я слушаю величайший альбом из новой волны музыки, пластинку, которая не глядя на окружение просто берёт и рутинно прокладывает дорогу в будущее. Кто-то ведь должен делать будущее, иначе оно никогда не наступит, верно?

Я буду использовать сравнения с Радиохед и Дэвидом Боуи, потому что это смешно пинать одноглазиков. К тому же, что Радиохед, что Боуи тоже какое-то время в разные декады носили нимб прокладывателей нового звука. Так вот, что конкретно всегда было не так с Радиохед — это то, что вы не могли слушать их музыку без мысли «Хера! Эти козлы с гуманитарного факультета много о себе думают!». Иными словами, Радиохед всегда звучали, как заумная дырка от жопы, изрекающая «Чу, метеоризм!» вместо всем понятного и привычного «Пук!». Дэвид Боуи в свою очередь порой настолько упивался своим образом, что музыке доставались лишь скупые рокенролльные крохи — какой тут в жопу звук будущего? Нет, разумеется, у Боуи есть шедевральный рисующий босховских ад альбом «Station To Station», про который Боуи отзывался в духе «Да, это действительно мой альбом. Который я записал в Лос Анжелесе. Во всяком случае, так мне говорят» — потому что он нихера не помнит, да потому что его там и не было, а было только его обколотое героином тело, но в остальном Боуи — это предсказуемый популярный рок-шлак для вашего папочки. Короче говоря, что Боуи, что Йорк — два абсолютно бесполезных в проталкивании музыкальных горизонтов существа. Если их скрестить вместе, то, возможно, получится что-то более двухглазое и способное к творческой жизни, но так, как оно есть — это просто суррогат музыкальных идей, в то время, как Stereolab реально успели заглянуть в космос, причём даже на своих самых необязательных релизах.

В этих невесомо плывущих по галлактикам треках вроде «The Incredible He Woman» и «Check And Double Check» меня удивляет до испуга только одно: полное отсутствие причин для их написания. Я не могу допереть, что должно было случиться, чтобы на воск легло именно это, чистое искусство, созданное во имя искусства, полностью отрешённое от всех трендов времени и, тем не менее, звучащее в 2014 не менее прогрессивно чем современная музыка. Оно, впрочем, и понятно — современная музыка нынче копирует 90-е, да? Или уже на нулевые, которые копируют 80-е, перешли?

Да, разумеется, здесь есть пара говняшек (это же слив с ИПишек! На ИПишках всегда должно гнить говно, чтобы слушатель помнил, что он купил ИПи, а не альбом), но я не собираюсь снижать за них рейтинг, потому что «One Small Step», идущая по ломанной в тысяче мест линии мелодии, или «You Used To Call Me Sadness» целиком стирают коричневые воспоминания. «Aluminium Tunes» — это лучший сборник би-сайдов за всю историю человечества, с которым может сравниться только один достойный конкурент — «Switched On Vol. 3»
писано 12.05.2014