logo

мужской разговор
о музыке

Quarteto
Em Cy

Все латинки на одну задницу!

album

Pardon My English

1967

Скоро лето, а это значит, что пора доставать из-под кровати запрятанные на зиму диски с тропикалией, Музика Популяр Бразильера и самбой. И что может быть лучше, чем окунуться на время в обзоры на прекрасные девичьи бразильские группы, сплошь состоящие из стройных загорелых девочек? Это обзоры, в которых будет только тепло и нега пляжного марева. Это обзоры про девушек и солнце. Никакого уныния и гомосексуализма! Начнём!

Я знаю, как появилось первое гей-порно. Думаю, в газету дали объявление «Снимается порнофильм, приглашаются все желающие», а на следующий день на съёмочную площадку пришла куча мужиков. Ну, а плёнка заправлена, все киношники в сборе — не подводить же людей. Не по-мужски это.

Итак, сенсационный обзор на Квартето Эм Си, в котором тёлочки фром зе ист и тёлочки фром зе вэст, но музыкальный критик Серхио Жилхес из да бэст, йоу!... А, «Эм Си» не в том смысле...

Возможно, эта группа готовилась и проектировалась дольше всех тех, которые вы знаете. Судите сами, она состоит из четырёх родных сестёр: Синара, Сива, Сибэль и Силин — именно поэтому «Квартет из Си». Их родители основательно подошли к процессу: родив их в 39, 40, 45 и 46 годах (да, в Бразилии трахаются до мальчика, чтобы тот продолжал род), а затем воспитав так, чтобы эти сучки ни в коем случае не поменяли своё имя, и, о чудо, в 1959-ом году они собираются в группу, чтобы записать дебютный альбом в 1964-ом — год, когда в США Бич Бойз ревели так, что доносилось до Бразилии. И это слышно на этой пластинке. Серьёзно, прислушайтесь в середине пятого трэка — как будто в студии кто-то слушает Бич Бойз с Мик Ловом, орущим «А папа ум мау-мау, папа ум мау-мау, тутуту!» — нельзя было более профессионально отнестись к качеству записи??

Перед этим альбомом группа выпустила в родной Бразилии 3 диска, а этот, с говорящим названием «Pardon My English» сделан для экспорта, причём не группы, как таковой, а бразильской волны в целом — именно поэтому для этой пластинки группа переименована в честь бразильского штата Баия и с намёком на хит Карлоса Жобима. Наполовину диск состоит из английских версий лучших песен диска 66-го года, а наполовину из перепевок Эдди Кантора и Пэгги Ли — неприкрытое лизание американской жопы.

ЭмПиБи (Musica Popular Brasileira) была удивительна тем, что не создавалась взрослыми для детишек, в отличие от белозубой мейнстримной музыки США. Если детишки в США создали для себя нелепый рокенролл с чёрными куртками и байками, а также возвели в культ стереотип «молодой — значит непослушный», то добродушная лирика ЭмПиБи была абсолютно настоящей, и этих девиц никто не заставлял улыбаться, в отличие от певиц из Северной Кореи. Видели эти замечательные рубиновые кулоны у них на шее? Это не кулон, а лазерный прицел.

В принципе, это ожидаемо от страны, в которой тогда средняя продолжительность жизни была около 44 лет. Картина 4 сестёр из крепкой семьи, поющих про, ну, про что обычно поют на поп-пластинках, делающих это в умилительной гармонии, кажется идеалистичной, до тех пор, пока вы не вспоминаете, что им тогда было не до жиру, и все эти семейные узы, а также постоянная жизнерадостность начинают обретать смысл. На их фоне весь белый американский рокенролл кажется чванливым и зажравшимся — примерно так вы смотрите на золотую молодождь. Золотой молодождь? Моё подсознание что-то хочет вам сказать!

Этот альбом, несмотря на свою очевидную отстранённость от музыкальных революций, состарился куда приятнее любой рокенролл пластинки первой половины 60-ых. Всего за 28 минут она проносит вас через кучу необязательных номеров (я останавливаюсь дважды на «Makin' Whoopee» и «Pardon My English»), но которые на удивление не хочется переключать, вплоть до финальной «Canto de Ossanha», единственной по-настоящему красивой и динамичной в том, как её драма перетекает в сладкий солнечный припев. Это не тот альбом, который надо начинать слушать, чтобы врубиться в ЭмПиБи, но когда вы заперты в одной комнате с ним, а назавтра вам нужно в совершенстве владеть португальским, чтобы на ходу переводить доклады на химической конференции, выбирать не приходится.
писано 02.05.2012
album

Em Cy Maior

1968

Чем знаменита Латинская Америка? Сейчас — только большими задницами в любительской порнухе, но всего 40 лет назад эти большие задницы умели великолепно петь!

Именно поэтому на этой пластинке так много тромбона.

Я бы сравнил эту группу с Бич Бойз. Они тоже одна большая семья, они тоже продают образ пляжа и, наконец, они такие же кисельные барышни. Однако, покупатель в США так не думал. Пластинки квартета никак не хотели помещаться в потребительскую корзину американца, поэтому группа вернулась к родному рынку и записала «Em Cy Maior», что переводится, как «在大賽揚». Ну, на китайский, я имею в виду.

Для 1968-го это достаточно хреновый диск, в погоне за американским рынком провафливший локальную революцию в виде пляжной психоделии — тропикалия. Его можно ругать ровно за то, что я хвалил предыдущий. В эпоху буйства сырого пляжного рока, когда наркотики научились печатать в виде виниловых пластинок, этот альбом предлагал 27 минут музыки, за которой вас хотела бы застать мама. Или папа. А папа у маумау, папа у маумау, папа у маумау, папа у маум—

27 минут. Они издеваются? Американские солдаты гибнут, захватывая нефтяные вышки, а эти девки тратят эту нефть на то, чтобы выпустить виниловую пластинку с едва заполненной второй стороной? Типа, на, дорогие американские солдаты, можете послушать 15 минут молчания в память ваших погибших товарищах, стараниями которых выпущен этот восхитительный диск. Неудивительно, что продажи в США у группы были не очень высокие.

Это милый диск в своём роде, пропагандирующий старые ценности в эпоху, когда всё вокруг кричало «Будь гомосексуалистом! Трахни систему в жопу (если система мужского пола)!». Группа почувствовала это низкими продажами и тем, что распалась на 4 года, но этот диск остался, и нам, музыкальным критикам, теперь с ним надо что-то делать. Так, как он, значит, вставляется? Сюда? А. Понял. Подождите. Поворите медленнее. Ага, минутку, запишу, как вы сказали, кнопка «Плей»? П, как Павел? Ага, спасибо. Ой!! А почему звук заиграл??!

Во многом благодаря Маркосу Валле, самба стала единственной возможной формой поп-музыки в Бразилии, и этот альбом демонстрирует её тоталитарный режим. Сколько бы вы ни приняли наркотиков, здесь вы не услышите ни унции психоделии, ни карата фолка, ни стоуна соула, ни драхмы джаза. Только система измерения «Эм Си», только погонные метры самбы. Но что выручает этот альбом, на нём гораздо меньше сахарина, чем на предыдущей пластинке. После того, как на первой стороне квартет отстрелялся «хитами», пластинка начинает по-настоящему раскрываться в «Aioka» и «Minha Rua», которые переливаются стройным хоровым пением и мелодиями, старающимися повторить безмятежность «A Girl From Ipanema».

Я ставлю этому альбому 3 звёздочки — по одной для каждой из родных сестёр. А для тебя, Сибэль, у меня плохие новости — ты подкидыш.
писано 06.05.2012
album

Quarteto Em Cy

1972

В 1970-ом году группа распалась во время гастролей по США. «Твоя мама была сучкой!» и «Твой папаша — алкаш!» — много чего нелицеприятного прозвучало в тот памятный вечер, и в результате из 4 сестёр в новой формации группы остались только Сива и Синара, которые через передачу «Жди меня» нашли себе новых сестричек — Соню и Дорину. Именно в этом составе записан этот альбом, и он похож на творожок. Такое же чудо.

Вообще сила этого периода бразильской музыки в том, что в страну не до конца провели электричество. Быть может, у них были высокие тарифы, но ощущение, что на этих записях немалая экономия шла за счёт акустических инструментов. В этом живёт вся прелесть этого тропического звука: песни похожи на привычный Европе рок и поп, но при этом сыграны он совсем по-другому: легко и с особой акустической заботой, идущей от уроков классической гитары. Почти как «Unplugged»-альбомы, только не говно! Кстати, было бы круто записать «Unplugged» альбом, например, Пола МакКартни, полностью состоящий из тихих помех и шумов, разбитых в треклистинге на великие песни типа «Maybe I'm Amazed» и «Bluebird». А потом через два месяца после выпуска пластинки ответить на поднятые брови поклонников: «Что вы хотели? Это Unpluged! Мы сознательно забыли подключить провода к центру записи!»

Но серьёзно. Возьмите лучшую песню группы «Tudo que voce podia ser» (написанную Ло Боргесом), ублажите свои уши этим сладким пением, слаженно ныряющим в меланхоличный и одновременно светлый припев, в этот прохладный бразильский жар и нафантазируйте, что из этой песни растёт весь современный чилл-вейв. И теперь посмотрите, как эту же песню, спел сам Ло Боргес в 80-ых, когда Бразилия наполнилась вышками ЛЭП. Жиденькие гитарки, атмосфера лаунжа и смус-джаза — цирк там, где раньше была одна из лучших песен, написанных в этом мире.

Итак, это превосходный альбом. Я в последнее время часто употребляю слово «превосходный» применительно к совершенно разным альбомам, поэтому чтобы как-то классифицировать этот эпитет я придумал вводить уточнающее слово. Начиная с этого дня, все превосходные альбомы будут делиться на «превосходные отстойные», «превосходные так себе», «превосходные нормальные», «превосходные хорошие» и «превосходные превосходные». И что до этого альбома, я без тени сомнения нарекаю его превосходным превосходным.

Не знаю, что творилось в 1972-ом в Бразилии, но сейчас пластинка звучит крайне отстранённо от всего вообще. Возможно, сёстры не вкладывали в неё эту горчику светлой печали, что мерещится в каждой песне, но в наше время этот альбом работает в том же духе, что и «The Long Goodbye» Essex Green — обычная со стороны запись, но с которой можно забыть о том, что существует другая музыка.

Фак, если вы не верите мне, то поверьте хотя бы этому абзацу. Найдите этот альбом ради удивительной «Cantoria», которая всего за 2 минуты успевает пробежать мурашками по коже, которую ставишь на повтор снова и снова. «Quando o carnaval chegar» и «Talvez» — тоже классные номера, ласково тянущиеся под стройные и абсолютно беззаботное пение девушек. Фак, здесь только одна песня, с которой я не ловлю ушные оргазмы — «Canto De Oba», а также стыд, что альбом длится всего 28 минут. В остальном это сплошной ангельский угар — альбом касается этники без этого снобизма перед слушателем, он вежливо обходит стереотипы большой сцены, не заигрывает с высокими формами, не усердствует в том, чтобы понравится и не навязывает свой звук. Это альбом, который понравится всем хипстерам. Потому что он ещё не моден и они смогут говорить «Я слушал эту пластинку до того, как это стало модным»!
писано 07.05.2012
album

Resistindo

1977

Этот альбом издавался только на виниловом диске, и только на нём. Если вы вдруг увидите его в виде презервативов с надписью «Resistindo», не повторяйте мою ошибку, это бесстыжая подделка, купив которую вы даже не будете знать на что писать обзор!

В составе группы опять произошли какие-то изменения. Я не знаю, может быть, их родители нарождали ещё сестёр, и этот альбом в виде презерватива является этаким намёком, типа «Хватит, мама и папа!», но звук и даже голоса сильно качнулись в более консумеристическую сторону рынка. До этой пластинки группа успела выпустить «Antologia Do Samba Cancao» в двух томах, где они пели проверенные временем номера самбы — добротные, но унылые диски, и именно «Resistindo» является продолжением их коммерческого пути по вашим кошелькам. Что ж, давайте поиграем в Радиохед — сколько бы вы добровольно заплатили мне за ссылку на скачивание этого альбома?

Разница между этой пластинкой и их шедевром 72-го года в том, что я могу запросто представить, как они записали «Resistindo». Это абсолютно нормальный диск, отличающийся слаженными вокальными гармониями, выведенными вперёд инструментов и сильно напоминающими The Free Design, а от них через года указывающими на Stereolab. В этом альбоме полно профессионализма и опыта, он содержит классную и сложную мини-сюиту «Eu Vim de Bahia», раскачивающуюся между ритмами, свингующую чувствами и настроениями. И мне нравится замирающий в припеве тропикальный рокенролл «Viola Violar», но за всем за этим стоит ощущение, что пластинка сделана на заводе, который в военное время может запросто переоборудоваться в конвейер по выпуску стальных касок.

Возможно я был слишком груб (когда обоссал все надгробия на мусульманском кладбище) и у вас создалось впечатление, что пластинка не очень (ааа, так мы про музыку! умолкаю!). В действительности, это дважды «очень» хороший альбом — если бы средние альбомы нашего времени были такого уровня, я бы никогда не начал копать 70-ые. Здесь есть уважение у ушам слушателя, и это очень делко от самба-телеги, которую сёстры стали устало толкать с конца 70-ых, записываясь на одном профессионализме. Ни одна песня, как всегда, не написана сёстрами, но на половине треков вы чувствуете большую любовь девушек к этим чужим песням, которые они так аккуратно выводят. Чувствуете? Вот это сзади. Это большая любовь.

На мой идеальный вкус, здесь слишком много посудомоечных баллад, которые не должны звучать за пределами кухни. Пластинка, наверное, специально продавалась под новолуние, чтобы попасть в этот женский цикл, когда им так необходимо слушать про мульхерес де атенас доме меу менино, что бы это ни значило. А также меня несказанно бесит, что в конец каждой песни вставлены аплодисменты, будто они живого выступления. Что если я начну вставлять стоячие овации в конец каждого своего предложения? Этот альбом завершает золотую эпоху бразильскоБРАВО ПОТРЯСАЮЩЕ БИС БИС БРАВО ШЕДЕВР ШЕДЕВР!!!!! Об этом напоминает хотя бы по-осенне угасающая самбЕЩЁ ЕЩЁ ТАЛАНТ БРАВО ВОСТОРГ УМОПОМРАЧИТЕЛЬНО КЛАСС ДАВАЙ ДАВАЙ УРА УРА БИС БИС БИС!!!

Это хороший альбом, но в то же время самое место, чтобы закончить слушать дискографию Quarteto Em Cy, самого большого трио в мире (настолько большого, что в нём было 4 человека!), в своё удовольствие.
писано 13.05.2012