logo

мужской разговор
о музыке


Mansun

я НЕ принимаю наркотики и могу остановиться в любой момент

album

Attack Of The Grey Lantern

1997

Удивительное дело: в девятый день девятого месяца девятого года мы обозреваем девятый минус восьмой альбом Mansun. Возможно, те читатели, которых я заставлял надевать на свидания со мной леггинсы в британский флаг, знают о том, как я нежно лелею брит-поп (я об этом рассказываю им на утро, затягиваясь пост-коитоальной сигаретой). Поэтому нет никакого удивления в том, что рано или поздно я наткнулся на группу Мэнсан, названную так в честь песни Вёрв «Мэрлин Мэнсан», если я не перепутал Википедию с ганжубасом. А я мог, потому что был в дупель пьян и под кайфом.

Мою привязанность к брит-попу сложно объяснить. Брит-поп у меня ассоциируется в первую очередь с одеждой, с этими клешёными джинсами и футболками с воротничками и только во вторую очередь с очередью за альбомами Оазис. Именно поэтому я феноменально долго въезжал в Suede (так и не въехал), Spiritualized (оказалось, что это вообще не брит-поп), Kula Shaker (какие-то любители дешёвых туров в Гоа), ну и так далее (Mansun). Послушав этот альбом пять лет назад я твёрдо решил написать обсёрный обзор. И так как я человек слова (слова "говно", если вы не знали), вот мой обзор:

говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно... уф, простите, творческий кризис.

о, стойте, озарение! говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно... говно, говно... говно... всё! Я больше так не могу! Моя карьера закончилась.

о, смотрите, кто-то издал сборник: говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно, говно (special 2009 mix), говно (unreleased demo).

Однако затем, как обзор был готов, я неожиданно послушал их третий альбом «Little Kix», и всё встало на свои места. Серьёзно, если у вас не получается впетрить Mansun по причине их некоторой заумности, попробуйте начать с последнего альбома и продвигайтесь к первому. Можно даже задом наперёд. Кто знает, какие скрытые залежи чего вы найдёте где. Онвог, онвог, онвог?

1997-ой был крайне богат на амбициозные, немного мутные, звучащие как стадион длинные британские пластинки: «Ladies & Gentlemen, We Are Floating In The Space», «OK Computer», «Urban Hymns», «Be Here Now», отчасти «Blur» и вот теперь, 12 лет спустя, «Attack Of The Grey Lantern». По странным причинам рядом с этим альбомом почти всегда упоминают буквы "п", "р", "о", "г", "р", "о", "к", да причём так быстро, что как будто это не набор букв, а целое слово. Что, разумеется, полный бред — никаким прог-роком тут и не пахнет, даже если нюхать через уши. Больше пахнет ушной серой.

Другое дело, что Мэнсан — действительно своеобразная группа. В том смысле, что свая-образная. Их музыка строится на прочных сваях британского рока, но это мощное сооружение не прёт напролом, как делали их современники, а тихонько подкрадывается сзади и хренааааак сваей в жопу.

По-хорошему, это не такой уж оригинальный альбом, как будут заявлять те, которые ничего другого в жизни не слышали. Если посмотреть на его нотный стан, то порой это избитые прогрессии аккордов вроде «Taxloss» и «She Makes My Nose Bleed», а действительно выделяющихся песен — штуки две: «Wide Open Space» и «Stripper Vicar». Но общее продюсирование, превращающее всё в неспешно надвигающуюся лавину гитар и вокальных гармоний, вытягивает песни уровня "Эй! Это МОИ уши!" до "Эй! Сюда! Мои уши ЗДЕСЬ!".

Кстати, совсем недавно я нюхал розы, и знаете, чем они пахнут? Козявками из носа!


Послушайте, я не принимаю наркотики и могу остановиться в любой момент.
писано 09.09.2009
album

Six

1998

На пульт дежурного поступил звонок (да, теперь в пульты встраивают телефоны, чтобы вы могли позвонить на них, если, например, забыли, где оставили — очень удобно: потеряли вы телевизионный пульт, звоните на него, а там приятный женский голос отвечает "РосНайдПульт, слушаю. Ага. Попробуйте посмотреть между подушками дивана", а потом "Если вы недавно ходили в туалет, проверьте, вдруг на стиральной машине лежит?", ну и наконец "И там нет? Ну, тогда я даже не знаю") о найденном в подвале дома и, судя по всему, необозретом шестом альбоме Mansun с настораживающим названием «Шесть» — именно это и вызвало подозрение пенсионера, который на него наткнулся. "Я понимаю, там, четыре." — позже говорил он, — "Или пять. Ну, даже пять с половиной. Но, вы меня простите, (*краснея, шёпотом*) шесть?"

На место тут же выслали бригаду опытных музыкальных критиков, в составе которых был также и ваш покорный слуга (Артемий Троицкий, я имею в виду), а также его госпожа — я, но речь не про мои постельные отношения. И вот мы едем, трясёмся в этом фургоне, вроде и не в первый раз, но всё равно нервы на пределе. Сидишь и думаешь, ну, чо, какая тебе песня достанется — может такое дерьмо, что с раком барабанных перепонок два месяца в больнице проваляешься. Виду, конечно, не подаёшь, как и все, но сцыыыыкотно — аж ссать хочется. И тут ещё название альбома такое стрёмное — «Шесть». Поймите, я человек совершенно несуеверный. Тринадцать, Шестьсот шестьдесят шесть — все эти числа меня не пугают. А вот одной шестёрки боюсь. И с кубчического корня ещё ссусь. А кубический корень из 216 — так вообще жопа полная. Но ничего, едем.

Приезжаем мы, значит, на место, в подвал. Думаю, ну, точно, гаражный рок сейчас попадётся. И, рассуждаю, а чего тут медлить тогда? Ну и пока остальные готовятся к прослушиванию, наушники продувают, чай заваривают, телефончики отключают, я как взял, подбежал, надел диск на палец, крутанул его пару раз вокруг и закричу:
— Четыре звёздочки!

Ну и все такие "Да, как так? Не может быть!", а я им "А вот так!", а они такие "Четыре? Да откуда?", а я такой "Да что вы тут кумекаете — вы даже альбом-то не слышали!", а они мне "Да ты тоже!", а я такой "Да пошли вы на хер!".

Такие дела. Правдивая история, честное слово. У меня вообще куча интересных историй (не только про меня) в запасе. Например, из недавних: два гомика резвятся в постели, ну и по завершению дела один говорит:
— Уууф... Мне понравилось!
— Да! *****
— Ну, я бы сказал, что всё-таки ****1/2
— Подожди, ты мне ещё спасибо скажешь!
thanks

К «Six» ещё чаще прилепляпляют ярлык прог-рока по той причине, что тут есть длинные песни типа заглавной «Six» и «Cancer». Но они всего лишь длинные! Мало ли что бывает длинным. Кто-нибудь слышал о моём прог-члене? Никто! По сути дела эти длинные композиции редко следует какому-то развитию, накаливанию, катарсису, бурному завершению и обещаниям перезвонить на следующей неделе. Если внутри одного трека встречаются разные мелодии, то это просто сшитые вместе разные песни, и в них нет вообще ничего от прогрессивного рока 70-ых.

Тем не менее, это классные песни. Считайте этот альбом венцом барокко британского рока (сокращённо "бар-рок"): никогда ещё, даже в период народной психоделии 60-ых, исполнение в сущности простых мелодий не было таким витиеватым, украшенным один на другом гитарными пассажами, редко звук пластинки был заполнен полнее, чем здесь: органы, клавишные, вязко текущие вокальные гармонии — и всё это поверх ваших стандартных меллотронов, глокеншпилей, улулелей, трутониумов и койоллей. И ко всему Mansun проделывают это крайне изящно: без надрыва, даже без крика и вообще резких звуков, ах, стойте, это я клавишу "mute" забыл отжать, ха-ха. Клик. А, нет, стойте, это я её сейчас нажал как раз, хм.

Мои любимые песни: «Legacy», «Six» и «Special/Blown It». Но у нас в стране свобода сексуальной ориентации, так что если вам нравятся гомосятина вроде «Serotonin» и «Witness To A Murder (Part Two)», что я могу поделать?
писано 12.09.2009
album

Little Kix

2000

Давайте только посмотрим на названия песен с этого альбома: «Butterfly», «Electric Man» и другие — все они революционны для своего времени. Возможно, вам не понять этого, но в 2000-ом году ханжеское общество всячески умалчивало о существовании бабочек и электриков — это была табуированная тема. Разумеется, почти у каждого первого в подвале была коллекция бабочек, а кто из нас не переодевался в электрика для того, чтобы поиграть со своей подружкой в "электрика и подружку"? Или переодевал свою подружку в электрика, а себя — в подружку, чтобы она починила барахлящую проводку, а потом вы поиграли в "электрика и подружку"?

Не зная этого, сложно оценить достоинства альбома. Теперь он кажется сборником песен про любовь поверх сиропных струнных, выводящих диснеевские темы где-то позади. И у многих фанатов группы основная претензия к этой пластинке — её попсовость, но какого хрена? Всё, что выпускается большим тиражом на компакт-дисках, предназначено для того, чтобы заполнять паузы между рекламой на радио вне зависимости от струнных и тем про любовь. К тому же, как можно не любить диск, у которого 5 дырок?

Ха-ха, дорогой читатель, я тебя разыграл! 5 дырок, ха-ха! С 13-ым сентября тебя!!!......... э-э-э-э, стоп, сегодня не первое апреля?

На самом деле, у этого диска всего две дырки (одна со внутренней стороны, одна со внешней), а также 11 потрясающе сыгранных песен, которые возвращают меня в конец 90-ых, напоминая о музыке того времени, о ценностях того времени, о временах того времени, о таблице неправильных глаголов того времени, о законе Архимеда того времени. Блин, как здорово, что они приняли закон Архимеда, запрещающий телам тонуть просто так без выталкивающей силы. Как бы мы сейчас все плавали, если бы консервативная партия не пропихнула закон Архимеда?

Итак, если на предыдущем альбоме группа прятала свой мелодизм за мутными слоями гитар, то здесь они раскрывают полы своего тренча публичного мастурбатора, чтобы мы увидели всю их красоту без прикрас. Впрочем, прикрасы здесь есть — лейбл навязял своё продюсирование (на самом деле, у них просто осталась куча струнных аранжировок от записи альбома Робби Уильямса «The Best of Backstreet Boys»), а также следил за тем, чтобы тексты были доходчивы для идиотов, которые слушают радио (через утюг). Отсюда строчки вроде "Мы мальчики, у мальчиков есть чувства тоже" (лейбл хотел поменять их на "Мы мальчики, у нас есть утюги тоже", но группа послала лейбл на три буквы, а именно "п", "ц" и "f": так и сказали им "Идите-ка вы на пцf" — те, разумеется, ничего не поняли, зато теперь группа всем хвастается, что послала лейбл на три буквы), а также оды радостям, ошибкам и превратностям любви.

Этот альбом поносят все кому не лень, но мне, если честно, лень, поэтому я буду его хвалить. Отмечу, что пластинку разнесли в пух и прах за её "попсовость" (я не знаю, что это такое, но допустим). Да, есть люди, которые против попсы. Вряд ли можно придумать что-нибудь глупее (я один раз придумал, правда, потом выяснилось, что Татьяна и Сергей Никитины уже записали такую песню), потому что в таком случае вы становитесь заложником внешних признаков. И тогда вам легко пропихнуть какое-нибудь электро-хип-анти-гламур-поп-рок-дерьмо, как альтернативу ненавистной попсе. Именно поэтому я считаю, что единственное возможное отношение к попсе (я так и не понял из своего текста, что же это такое, ну, да ладно) — никакое. Именно через эту призму я и призываю рассмотреть этот альбом. Хватит слушать радио через утюги! Давайте слушать альбом через призму!

Итого 11 песен, каждая из которых звучит так, как я хочу чтобы звучало всё радио. Без этого ублюдского деления на быстрые/баллады пластинка стройно идёт через синглы с нетривиальным прогрессиями аккордов и мелодиями, плавно нарастающими куплетами и медленно накатывающимися, как волны, припевами. Выпущенные отдельно «I Can Only Dissappoint You» и «Fool» хороши, но не лучше почти половины альбома с «Butterfly», «Until The Next Life» и «Goodbye», на которой Пол Драпер даёт неслабого Фрэнка Синатру. Возможно, единственный недостаток в том, что пластинку почти в одиночку сочинил Пол Драпер и она звучит однообразновато. Если бы только ради разнообразия они применили этот старинный метод тандема "Пол МакКартни/Джон Леннон":
— Хэй, Джон, у меня гениальная идея — как на счёт того, чтобы написать песню для твоего сына Джуда, чтобы подбодрить его?
— О'кей, я займусь этим.
— Да, и ещё, слушай, может наваляешь песенку про, скажем, дурака на холме, м?
— Я посмотрю, что я смогу сделать.
— И, кстати, как там поживает песня про лэди Мадонну?
— Я работаю над этим, Пол, хорошо?!!
— Ну, ты там поскорее. У меня тут просто голова пухнет от гениальных идей.


Добротный альбом. Впрочем, что другого ожидать от пластинки, которая рекомендована ведущими, э,... Просто ведущими. Всякими Малаховыми и Якубовичами. Да, хорошая должна быть пластинка.
писано 13.09.2009
album

Kleptomania
compilation

2003

Mansun решили завершить свою карьеру трёхдисковым сборником, в который вошли сессии четвёртого альбома, лучшие би-сайды, а также всякие раритеты типа неизданных записей Радиохед и значков за первый съезд КПСС (наверное, иначе зачем звать это раритетом?). Вообще, Mansun — достаточно редкий пример группы, которая развалилась почти на ровном месте. Да, разумеется, четвёртый альбом — это очень сложно. Мало кто знает, но у Битлз не было 4-го альбома: сразу после третьего «Night A Hard Day's» они записали пятый «Beatles For Sale».

Впрочем, некоторые предпосылки были. Группу тотально затерроризировал лейбл своими вмешательствами в процесс записи. И, поддавшись один раз на альбоме «Little Kix», они были обречены прогибаться и дальше. Похожая ситуация была у Радиохед на альбоме «Hail To The Thief», но эти ребята настояли на своём:
— Мы хотим выпустить песню «2+2=5» синглом
— Нет, Том, это неприемлемо. Мы не можем так явно оскорблять чувства математиков. И хотя я не особо верю во всю эту математику и Бесконечность, среди математиков есть наши потенциальные покупатели, и не можем просто так терять деньги.
— Мне всё равно! Это моё творческое видение!
— Нет, Том, мы не можем себе этого позволить.
— Мир должен знать правду про математиков! 2+2=5! 2+2=5!
— Хорошо, я предлагаю компромисс. Давай ты назовёшь песню «2+2=4.6»
— Никаких компромиссов!!
— «2+2=4.7»
— Нет!
— Моё последнее слово: «2+2=4.8»
— Нет!
— «2+2=4.89»
— Ни за что!
— Слушай, задохлик, я тебе уже предложил больше, чем мог!!
— Никаких компромиссов!!
— Знаешь, что? Получай!!! (*бдыщь*)
— (*бумс*)
— (*траахххх*)
— (*шлёп*)


Ах, знали бы вы, как я люблю эти его лоу-фай музыкальные обзоры с дешёвыми текстовыми спецэффектами типа (*кабыдыщь*) или (*хренааааак*), зачастую снятыми в обычном ноутпаде. Они несут чисто функциональную нагрузку и не сбивают фокус с сути обзора, которая на их фоне проступает ещё ярче. Искренне ваш, чувак из третьего абзаца.

Как реакция на развращённый пасторальными струнными предыдущий альбом, «Kleptomania» содержит жёсткие гитарные песни, и это самый слабый момент пластинки, который растянулся на весь альбом. Голова у Пола Драпера по-прежнему на месте (задницы), поэтому в песнях как всегда присутствуют цепляющие ухо моменты (все эти мелодичные витиеватые переходы к припевам), но в итоге записи к 4-ому альбому больше похожи на 5-ый альбом. 5-ый альбом Плацебо. Ну, то есть, я не слышал Плацебо, но все их фанаты ходят с такой унылой физиономией, как будто Плацебо — такой отстой, что даже им самим не нравится.

Да, кстати, вот список известных рок-групп, которые я никогда не слышал (серьёзно): Placebo, Smashing Pumpkins, Manic Street Preachers, Blink-182, Green Day, Pearl Jam, No Doubt, System of a Down, Korn и Limp Bizkit. Вообразите, несмотря на всех их платиновые альбомы, я до сих пор Green-Day-девственник! Впрочем, я собираюсь потерять свою Green-Day-девственность с какой-нибудь пластинкой Blink-182, чтобы убить двух зайцев одновременно.

Да, кстати, так как «Kleptomania» — сборник всяких невыпущенных вещей, то в своём обзоре я так же упомяну свою невыпущенную шутку, которую придумал только что:
— Как Боярский звонит в МосГорВодоКанал?
— Алло, МосГорВодо-Каналья?


Итого, на первом диске всего горсть действительно отличных песен, резкость и громкость которых оправданы этим вдохновляющим на глупые позы ощущением качественного стадионного рока: «Keep Telling Myself», «Love Remains» и «Slipping Away». Второй диск с лучшими би-сайдами своим разнообразием и мягким подходом к штурму ушей явно перебивает первый песнями вроде «Decisions, Decisions» и «My Idea Of Fun». Увы, общий рейтинг портит третий диск, на котором как минимум половина — необязательные версии порой не лучших песен группы, которые в такой обработке звучат вообще скучно. Но, хэй, что такое "скучно"? Всего лишь "ончукс" задом наперёд!
писано 16.09.2009
album

Spooky Action
by Paul Draper

2017

Этот альбом я ждал 7 лет — с момента первого упоминания о 'Spooky Action' самим Полом Дрэйпером на своём же форуме, пока, наконец, в середине августа 2017 мне не пришло извещение с почты, что 2-дисковое виниловое издание, наконец, можно забирать. Господи, Почта России, как можно быть такими медленными?

Что? Да, винил. Я заказал виниловое издание альбома. И, нет, не потому что винил звучит лучше чем MP3. Это неправда. Правда в том, что люди, которые слушают винил, — лучше тех, которые слушают MP3. И всего-то.

Пол Дрэйпер развалил Mansun в 2003 году и 13 лет его было не видно и не слышно (кроме моих наушников). Затем в 2016-м он выпустил EP под названием 'One' (самый лучший способ затроллить фанатов — выпустить первым EP под номером 2, спасибо, что не стал этого делать, Пол), а затем и 'Two', и это подозрительно похоже на одну (из одной) его предыдущих групп, которая первым делом до альбома тоже выпустила EP под названиям 'One' и 'Two'. Именно по этой и только этой (на самом деле, не только этой — поверьте мне, чуваку в скобочках) причине я не стал разделять странички Пола Дрэйпера и Mansun'а (а ещё потому что он очень ленивый говнюк — уж поверьте, если бы всё зависело от меня, чувака в скобочках, я бы создал отдельные странички не только для Пола и Mansun'а, я бы для каждого из них альбомов, а быть может даже и песен, сделал бы отдельные странички!)

Это хороший альбом (чувак в скобочках против! Это отличный альбом, просто фантастический!), и, разумеется, он не мог быть плохим (конечно! Как фантастичский альбом может быть плохим??), потому что в него вложено огромное количество усилий, он продуман, он динамичный — не только в разбросе медляк/быстряк, но и в рамках одной песни – в нём нет сраной ностальгии по 90-м, несмотря на то, что он сам звучит как будто из 90-х, и я безмерно благодарен Полу за тизеры в виде первых EP, би-сайды которых не попали в основной альбом, потому что это чувство предвкушения, за которым следует разворачивание подарочной упаковки подарка как под ёлкой в детстве, сейчас случается всё реже и реже — во много благодаря тому, что родители перестали покупать мне ёлку и класть под неё подарки в рамках обоюдного подписанного пакта на моё тридцатидвухлетие. Впрочем, я теперь могу засыпать с руками под одеялом, ха!

Тем не менее, моя сложность с пластинкой — виниловой пластинкой, вы, жалкие MP3-людишки! — в том, за что её будут все (и чувак в скобочках тоже! Чувак в скобочках тоже!) поклонники Mansun (это я!!!!11) хвалить. Конкретнее — за то, что она невероятно похожа на Mansun (да! Как две капли одного альбома Mansun! Пять звёздочек!!!!), звуком, делом (и очень даже spooky делом, скаламбурю я, чувак в скобочках, хаха!) и помышлением. И это ставит 'Spooky Action' в неудобную позицию сравниваемого (что? Да это я тебя сейчас поставлю в неудобную позицию, пидор!), причём с альбомами почти 20-летней давности. И если по мелодиям и по музыкальным идеям у 'Spooky Action' с тёмным прошлым Вэйпера (его зовут ДРЭЙПЕР, ты, ублюдок!) полный паритет, то в лирическом плане этот альбом проигрывает по одной простой причине — Пол, наконец, смог сформулировать всех демонов, с едва уловимыми образами которых он боролся в самых драматичных треках Mansun. Зависть, предательство друзей, лицемерие, страсть к власти — всё, чему на 'Spooky Action' посвящены отдельные песни, выражается довольно прямо, и моя проблема в том, что ни одна из этих тем меня не задевает, потому что всё это обошло меня стороной. Я никому не завидую, мои друзья сплошь воображаемые — это чувак в скобочках (да-да, это я!) и чувак в квадратных скобочах [привет!] (что?? У тебя есть ещё какие-то друзья???) [да, мы с Серхио дружим с тех пор, как он ударился головой об асфальт, упав с велосипеда] (Господи, Серхио, я же говорил тебе кататься в шлеме, почему ты не послушал меня, своего настоящего друга в круглых скобочах!) —, а лицемерие и властность я принимаю как данность, на которую умею не обращать внимание. Поэтому самые эмоциональные посылы альбома проходят мимо меня и заставляют скучать по временам, когда Пол Дрэйпер ещё не раскусил поимённо эту гниль, направляя свои песни против против больших корпораций и массового потребления. Все эти 'Six', 'Everyone Must Win' и 'Legacy' резали куда сильнее строчек «Зависть сильнее религии и закона» и «Не верь друзьям, не спускай с них глаз» (это, кстати, абсолютная правда! Посмотрите, на меня, чувака в скобочках, я доверял Серхио, а он завёл себе какого-то нового дружка) [я не дружок, а чувак в скобочках!] (чувак в квадратных скобочках! Все знают, что настоящие друзья бывают только в круглых!)

В музыкальном плане у меня нет никаких вопросов к пластинке. Точно так же, как 20 лет ранее, Пол отбирает лучшие сорта белой рок-музыки: построенные на рубленных аккордах и танцевальных ритмах 'Grey House' и 'Who Is Wearing The Trousers', грузное нагромождение гитар в 'Don't Poke The Bear', повороты мелодий 'Things People Want', ныряние в зловещий нью-вейв 'Feeling My Heart Run Slow' и прыткая 'Can't Get Fairer Than That' — это без всяких скидок первоклассные идеи, которые стреляют за пределы Mansun-пузыря. Единственная печаль — в том, что пластинка могла быть ещё лучше и более доступной, если бы не поучения жизни с кресла-качалки (и тупой чувак в квадратных скобочках!) [и ещё более тупой в круглых!]
писано 03.09.2017