logo

мужской разговор
о музыке

Fela
Kuti

Kuti no play when me press stop

album

Fela With Ginger Baker Live!
live record

1971

У нас всё просто, потому что есть три времени. Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить. Теперь рассмотрим, как бы выглядел этот лозунг в английском языке: Ленин жил к некоторому моменту в прошлом; Ленин в настоящий момент занимается тем, что живёт; Ленин в прошлом будет жив к некоторому моменту в прошлом; Ленин ещё не жив, но будет жив через некоторое время в будущем; к настоящему моменту времени Ленин уже жив; Ленин был жив после некоторого момента в прошлом и Ленин будет жить в определённый момент времени в будущем. Нет ничего удивительного в том, что в итоге Фела Кути предпочёл петь на пиджин-английском, в котором есть всего два времени: инфинитив и другое.

Но это обзор не только на первый альбом Фелы Кути, но также и на первый альбом Фелы Кути с Джинжером Бейкером из группы Крим! Удивительная группа Крим была к некоторому моменту в прошлом, надо сказать. Один её участник стал в итоге Эриком Клэптоном, величайшим музыкальным гитаристом всех времён (английского языка) и народов по версии мамы Эрика Клэптона. Второй, Джон, он же Саймон, он же Эшер, он же "Джэк", он же Брюс делал то же самое, что и Эрик Клэптон, только на бас-гитаре, но не сыскал даже подобия славы Клэптона, в итоге закончив ценным экспонатом в группе Ринго Старра, пускающим пузыри во время исполнения «Yellow Submarine». Наконец, третий, ударник Джинжер Бейкер, был просто долбанутый, причём настолько, что в итоге был навсегда выслан из Англии, Ниггерии, Италии и США. И теперь угадайте, с кем из них решил записываться не менее долбанутый ниггерийский укурок Фела Кути?

Он был настолько долбанутый, что выбрал Эрика Клэптона! Разумеется, с отходняком пришла здравая идея попробовать всё-таки Джинжера Бейкера. Благодаря этому (отходняку) и появился альбом «Fela With Ginger Baker Live!», на котором Фела с Джинжером живут к настоящему моменту речи.

Итак, две вещи невероятны: 1) союз Фелы и Джинжера. Говорите, что хотите (можете даже сказать "Огурец!"), но это как тандем Моррисси и Цезарии Иворы — одна большая задница. 2) Крепкий состав группы Кути из дюжины человек, среди которых уже тогда был Тони Аллен из группы The Good, The Bad and The Queen. Это поразительно, как Фела, не имея и пластинки в запасе, смог привлечь столько профессионалов на свою сторону, некоторые из которых остались с ним до конца (пластинки).

Однако, пора бы уже потыкать своим АйПодом в этот альбом. Прежде всего следует иметь в виду, что Фела Кути — это что-то вроде Френка Заппы или Майлса Дэвиса: кучи альбомов, лучшие из которых определяются не по качеству, а из принципа что-первое-услышал. И, тем не менее, это — особая запись в любом случае, по причине, что она первая представляет результаты научной работы афро-африканца Фелы Кути "Афро-бит: выдумка или реальность? С телепрограммой на неделю!". На этой записи есть всё, что полагается: притушённый юркий ритм, чиркающие гитары, заедающий орган и протяжённые соло тенор-саксофонов поверх них, но всё это сливается вместе без особой задумки. Соло на трубе? Давай, херачь! Клавишные? Без базара, сейчас, только труба доиграет. Да, я знаю эту тавтологию про то, что масло маслом не испортишь, но вся пластинка — большой черновик афро-бита, на котором в кучу брошены все характеризующие его элементы.

Ах, да, по Трудовому Кодексу я должен отметить пару песен.

«Egbe mi o (Carry Me I Want To Die)» и «Black Man's Cry».

Ах, да, также следует упомянуть как минимум одну группу, подверженную влиянию обозреваемого артиста.

Death Cab For Kuti. Наверное.
писано 05.11.2009
album

Stratavarious
by Ginger Baker

1972

Скажи мне двадцать четыре года назад, что я буду музыкальным критиком, я бы вам не поверил и помочился в пелёнку в знак несогласия. Но вот он я, такой весь деловой и в наушниках, обозреваю совместный альбом Джинжера Бейкера и Фелы Кути. Посторонись!

В конце 60-ых/начале 70-ых до многих дошло, что африканская музыка — это обосраться, как круто. Большинство просто обосралось, но некоторые пошли дальше: Эрик Пёрдон собрал всю из себя такую этническую группу WAR, Джинжер Бейкер нашёл Фелу Кути, а Битлз подумали, что Ришикеш находится в Африке. Музыка Африки-тики-тави (или в еврейском варианте Рики-таки-тави) не так мелодична, но фак меня в ухо, насколько же она энергична, сколько новых чувств она передаёт, сколько неизведанных эмоций и переживаний, фак меня в запасное ухо (у нас, музыкальных критиков, есть всего два уха: правое и запасное)! После приевшейся рутины 60-ых, её нестандартное исполнение будоражит своей рискованной новизной, совсем как мастурбация без презерватива!

С другой стороны, все эти ритмы повлияли на рок-музыку, порождая такие фанк/гоуспел-роковые составы, как Atomic Rooster или Jeff Beck Group с этими вах-вах гитарами, ритмичными клавишными, грузным басом и частыми перебивками в ритмах. То же самое с данным альбомом. Официально, это альбом Джинжера Бейкера, на котором массивно участвует Фела Кути. Но это меняет ровным счётом ничего. Первый альбом Фелы Кути «Live!» включал в себя Бейкера, но это отразилось только на обложке. Здесь же включение в состав Фелы Кути не отразилось даже на обложке.

О'кей, если по-честному, отразилось, иначе бы я не стал обозревать эту пластинку на страничке Фелы Кути. Итак, здесь Фела заведует органами, клавишными и половиной вокалов, а Бейкер трясёт своими барабанами под это дело. И по началу это даже смахивает на хороший альбом. Ну, то есть, не шедевр афро-бита, разумеется, но похоже на Дэвида Аксельрода или там на вступление к мьюзиклу «Hair». Разумеется, при этом Бейкер, будучи экс-участником блюз-группы Крим, ни хрена не выдерживает чёрные ритмы и его игра больше похоже на чувака, который пересмотрел индийского кино. Впрочем, это не удивительно, особенно если знать, что "Джинжер Бейкер" на санскрите означает "ппыврце ыпываыво фуфцупывпвыр фыайупп аыаврвар", то есть полную херь.

Но где-то в середине пластинки после «Awiro» и «Tiwa (It's Our Own)», на которых доминирует Фела с вокалом и постоянными органными соло, появляется сраная электро-гитара, пилящая соляки в духе роботического Эрика Клэптона, который не слышит окружающей музыки, а просто пилит соляк напролом, превращая весь звук в один большой конфуз из афро-бита, фанка и блюза. Не всегда, когда чёрный парень дружит с белым, получается что-нибудь великое и инновационное, вроде чёрно-белого телевизора. Иногда получается цветной телевизор, транслирующий утреннюю передачу "Детям о звуках", то есть полную херь.

И, разумеется, в конце пластинки, как всегда в случае с Бейкером, лежит утомительное барабанное соло на семь минут, которое морзянкой передаёт "ппыврце ыпываыво фуфцупывпвыр фыайупп аыаврвар". То есть полную херь.

На отвлечённой теме, у меня есть полезный совет домохозяйкам. Знаете, как получить 7 равных кучек говна? Надо насрать внутрь акустической гитары!

Это мысль была настолько умной, что я, пожалуй, включу её в свой сборник «Изречения великих об абсолютном, вечном. С телепрограммой на неделю!»
писано 08.11.2009
album

Gentleman

1973

Вместо того, чтобы обозревать каждый альбом который записал Фела Кути, я самым наглым образом беру, выворачиваю ручку своей машины времени на "36:00", устанавливаю режим гриля, нажимаю "пуск" и через некоторое время по звуку "дзинььььь!" оказываюсь в светлом будущем, где есть сочная индейка и не надо обозревать те диски, которые я не хочу (хоть ни разу их и не слышал). Можно насрать на всю дискографию Кути и обозревать абсолютно любой альбом, который я захочу! Например, Ти-Рекс «Electric Warrior»!

Однако, подробнее о «Gentleman», 9-ом альбоме Фелы Кути за три года. Прежде всего стоит отметить, что это 9-ый по счёту альбом, причём, что немаловажно, за три го, я хотел бы подчеркнуть, да. Кроме того, он застаёт Кути на этапе длинных песен, едва умещающихся на одной стороне пластинки — формат, который он исповедовал до изобретения прототипа компакт-диска советскими учёными (прототип был в форме квадрата и не имел привычной дырки, для вставления пальца в).

Так что же нам есть сказать про альбом «Gentleman»? Только самые лестные слова: отличный идеально круглый диск из натурального пластика! Однако, не вставляется в IPod Classic, что есть большой недостаток. Учитывая всё вышесказанное, я ставлю этому альбому 4 звёздочки.

Но если во всей серьёзности, что же можно сказать про этот альбом? Я ставлю ему 4 звёздочки. Почему? Мне кажется, что он не выдерживает свой темп до конца. Почему? Я же сказал, повторяю, мне кажется, что он не выдерживает свой темп до конца. Хватит задавать одни и те же вопросы.

Если какой-нибудь пидор в моём обзоре на первый альбом Кути жаловался на то, что, я цитирую, "вся пластинка — большой черновик афро-бита, на котором в кучу брошены все характеризующие его элементы", то этому педриле наверняка понравится данный альбом. И мне он действительно нравится! Прежде всего по той причине, что все его песни более стуктурированы, разбиты на вступления, соло и вокальную часть. А также потому что в конце 11-ой минуты «Gentleman» Фела начинает вещать что-то про Путина на пиджине: "You puttin' socks / You puttin' shoes".

И не только поэтому. Видите ли, афро-бит — эта такая штука, которую хрен проссышь. В художественных секциях музыкальной критики не учат критериям оценки афро-бита, и я не думаю, что они есть вообще (художественные секции музыкальной критики, я имею в виду). С оценкой, правда, тоже туговато, так как то, что делал Кути в 70-ых я не могу считать искусством. Серьёзно, это просто издевательство слышать в начале 8-минутной «Fe Fe Naa Efe» команду Кути "Дубль один!", а затем слаженную игру 20 человек на десятке инструментов, каждый из которых подхватывает другой как будто так было отрепетировано сотню раз. И этот громадный громкий женский хор, записанный как будто на один микрофон и цепляющийся за последние слова Кути, звучит резко, как перегруженная гитара, но одновременно компактно, не превращая всё исполнение в гоуспел по версии ниггера, который умеет надрываться вам в ухо. Это — музыка, какой она задумывалась изначально, задолго до музыкальных лейблов и чартов, самая честная и лишённая клише, и самое в ней удивительное, что она расцвела как раз в эпоху лейблов и чартов, воспользовавшись всеми влияниями, которые эта система предоставляла, но не изменившись по сути. Поэтому единственным критерием при оценке музыки Кути может быть стрелка, вытатуированная на вашей жопе и показывающая на отметку "горячо".

Единственная претензия моей жопы к пластинке — последняя «Igbe», которая берёт много от Джеймса Брауна, но в итоге складывается во что-то неровное, неверное и нервное. Наверное.

Кстати, я придумал рекламную кампанию для своего нового продукта:

Стресс? Переживания? Волнения? Нервы? «Словарь синонимов» от Серхио Жилхеса всегда найдёт нужное вам слово.
писано 17.11.2009
album

He Miss Road

1975

Есть особенные альбомы, чувства к которым объясняются не их музыкальной ценностью. Например, альбом, под который вы в первый раз занимались сексом. Или альбом, под который вы затянулись первым в своей жизни косяком. С этой пластинкой у меня тоже связаны чувства. Поймите, под этот альбом я впервые в жизни слушал Фелу Кути.

Имейте в виду, это, прошу внимания, не ваш обычный этно-альбом, на котором негры выделывают африканские музыкальные сувениры на потеху белым ребятам. Это — сложная для понимая штука. Если слушать альбом «He Miss Road», одновременно нюхая клей, на утро будет страшно болеть голова — настолько мудрёный этот альбом. И каждый раз, просыпаясь в одежде, вы будете говорить себе "Ну, всё, больше никогда не буду смешивать Кути с абсентом", но посмотрите на себя — вот вы снова в баре заказываете абсент и орёте, чтобы бармен сделал музыку погромче, а наутро снова просыпаетесь в одежде. Кстати, именно для того, чтобы засыпать, как подобает, в нижнем белье, я выхожу веселиться в пятницу вечером в одних трусах.

Так как мои пятничные трусы при мне (запихнутые за пояс понедельничных трусов), мы можем смело начать обсуждать альбом Фелы Кути «He Miss Road». Евреи суки пидарасы повесить всех на хрен! Что ж, это было действительно смелое начало обсуждения, но как на счёт пластинки «He Miss Road»? Тут дорогой читатель может спросить меня: "Серхио, какая разница между всеми этими записями Фелы Кути?" На что у меня есть универсальный ответ: "Евреи суки пидарасы повесить всех на хрен"!

Простите, проявление расизма на нашем сайте абсолютно неприемлемо. Сами не знаем, что не так с этим русским.

Однако же, альбомы Фелы Кути (негра, кстати). Всего 49 альбомов, из которых я слышал треть. И у вас возникает резонный вопрос: чем отличаются все они друг от друга? По-хорошему, мало чем. Имейте в виду, что Кути подходил к записи альбома не как Роллинг Стоунз, которые после каждой новой пластинки обязаны совершить два мировых тура, выпустить три сборника и сбросить Кита Ричардса с пальмы. Альбомы Кути — это прямое отражение его концертной деятельности. Именно поэтому он записывал по три пластинки в год и почти не выпускал живых записей. В силу этого в рамках одного года его альбомы звучат примерно одинаково. В классических пособиях по афро-биту из 1975-го года самым показательным выбирают альбом «Expensive Shit», прежде всего из-за легенды вокруг этой пластинки: говорят, однажды Кути согласно преданию в предсказанный пророками день, а дальше я не знаю. Но «He Miss Road» — куда более интересный альбом по ряду причин. Во-первых, он официально продаётся на одном торренте с «Expensive Shit», а во-вторых, это чуть ли не единственный диск Кути, на котором отчётливо видна прогрессия по сравнению с тем, что было раньше. Если предыдущие записи были походами на территорию кипящего афро-бита с безумными быстрыми ритмами, то «He Miss Road» (в особенности заглавная композиция) — более обдуманная демонстрация влияний африканской музыки — уже в самом начале добавляется неспешный орган, который выводит какие-то космические партии, в духе Hawkwind или Tangerine Dream, а общий темп куда более заторможенный, но такой, зловеще заторможенный. И, фак, с каким тактом сыграна вся эта музыка: Кути всегда избегал типичной ниггерской проблемы кидать всё в одну кучу без разбору, но здесь он справляется с этим просто блестяще, настолько блестяще, что вы можете увидеть своё отражение на обратной стороне диска.

Если вкратце, то музыкальные инновации — это плюс. Прикольная обложка — тоже плюс. Чувак на органе — определённо, плюс. Затянутость старта последней «It's No Possible» — минус. Ещё более слаженная игра группы Кути — плюс. Итого, складывая это всё вместе: плюс плюс плюс, плюс плюс, снова плюс плюс да плюс минус и, наконец, плюс плюс... Итак, если я нигде не напутал со знаком, я ставлю этому альбому минус 4 с половиной звёздочки!
писано 22.11.2009
album

Expensive Shit

1975

Возможно, вы все такие типа волновались, хэй, где же новые обзоры на Фелу Кути, почему Серхио медлит? Наверное, он самым тщательным образом слушает пластинку с северо-северо-запада на юго-восток, выискавая самые тонкие нюансы? Скажу честно: всё это время я выбирал себе тачку. И теперь, как я её купил, позвольте мне посвятить этот альбом Фелы Кути обзору на мою новую машину Honda Civic Coupe VII 2001 года выпуска!

СТАТУСНАЯ МАШИНА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА С ЧУВСТВОМ ПРЕКРАСНОГО (НЕ ГАЗЕЛЬ)
или
КОГДА СЕРЕБРО ДОРОЖЕ БРОНЗЫ


Достоинства:
- цвет
- руль слева (друзья праворульные водители не сразу понимают, где же руль — можно прикалываться)
- лобовое стекло без трещин
- люк (если светофор подвешен сверху, можно на метр выехать за стоп линию и дожидаться сигнала, глядя вверх — даёт реальную фору при старте)
- жёсткая подвеска (для тех кому не безразличен массаж своей попы)
- салон оборудован иконами

Недостатки:
- руль слева (не разыграешь друзей леворульных водителей)
- нельзя выключить свет в багажнике, как его ни откроешь, всегда горит
- две педали (даже в девятках в базовой комплектации больше ставят)
- багажник сзади (чем думали, туда и ставили?)


Раньше, когда коллеги спрашивали, какая у меня машина, я отшучивался. Стиральная, говорил, машина. Но с годами стало как-то уже неудобно. И пришлось купить стиральную машину, чтобы людям не врать. А то заглянет коллега мне в гости как-нибудь, скажет "Дай я твою стиральную машину, про которую ты так часто говоришь, попробую" и уже штаны стаскивает, чтобы постирать — вот конфуз-то будет. Особенно, если в этот момент в комнату заглядывает жена — давай, объясняй ей, почему ты пялишь в попец своего сослуживца :(((((((

До этой Хонды у меня была девятка. По паспорту она была, впрочем, шестёрка, но после того как вверх ногами на трассе перевернулась, я её стал девяткой звать. В общем, ездил я на своей девятке месяцев шесть, но что-то дорого она мне в обслуживании обходилась. То шланг горловины бака треснет, то ручка переключения поворотников отвалится, то опора под КПП отвалится, то ручка переключения поворотников отвалится, то на трассе перевернётся, да и с двигателем проблемы были капитальные (он больше 72 лошадей не тянул, хотя я на капот пару иероглифов наклеил и ещё значок Sparco). Короче, понял я, что машинка-то для меня не статусная совсем — цвет не тот. Я уже давно по должности перешёл в разряд серебряных машин, а тут грязная бронза какая-то :(((((((((((((

В общем, решил порыть авто-ру (это сайт такой в интернете, когда точный адрес вспомню, напишу) на предмет серебряных машин, чтоб не дешевле 304000 (зачем мне дешёвка?), но и не дороже 306000 рублей (переплачивать я тоже не собираюсь). Ну, и разумеется, чтоб не позже 2001 года выпуска машина была — после событий 11 сентября машины стали делать менее прочными, чтобы с помощью них нельзя было протаранить небоскрёб, как мне объяснили специалисты по небоскрёбам.

По поиску нашлось две машины. Правда, я как узнал, что одна уже продана, сразу расхотелось её покупать. Зачем мне подержанная машина, скажите пожалуйста? В общем, встретился с хозяином другой, оставшейся, поговорили, я машину тщательно изучил, чтобы она везде была серебряная, и купил её. Я вообще спец по серебряным машинам. Если вам надо проверить серебряную машину на её цвет, вы только свистните. Свист может дезориентировать продавца, и он чуть сбросит цену. Но лично я цену сбивать не стал (повторяю, дешёвка мне тоже ни к чему).

Машина оказалась американского производства. Делали её для Германии, а потом предыдущему владельцу гнали через Финляндию. Общий километраж подкрадывался к 150 тысячам. Я залез в интернет на сайт гугл-мэпс (сайт такой в интернете), загрузил карту Европы и стал возить по монитору курвиметром по Германии, затем в Финляндию, а потом по Москве долго топтался. В итоге набралось где-то 70 тысяч километров. Ну, никак не 150, как ни крути. Впрочем, машины со скрученным пробегом для меня не новость. Сразу после покупки взял и подкрутил обратно, до 70 тысяч. Теперь пробег реальный. А, ну и сразу после этого обвёл салон карандашом "Машенька" против тараканов и сверчков, куда уж без этого.

В общем, вот уже пять дней владею этой машиной, поставил её на учёт и прошёл техническое обслуживание. Машинку уже оценил. Очевидные её плюсы, помимо цвета, это:

1) Люк. Сразу напоминает ту сцену из классики советского кино с Михаилом Боярским "Люююк, я твой отец!". Выше вкратце уже описал, но повторюсь — очень помогает на светофорных гонках. Можно так на полметра выехать за стоп-линию и следить за подвесным светофором через люк, снизу вверх. А ночью открывается великолепный вид на Вселенную. Едешь так себе и думаешь, что может быть вооооон на той далёкой звезде, тоже едет Хонда Сивик американского производства и её водитель тоже смотрит наверх, и ты ему так еле заметно свободной рукой машешь. Он это не видит, но наверняка чувствует и мигает тебе дальними сигналами в ответ, дескать, привет брат Хонда!
2) Жёсткая подвеска. Вместо того, чтобы покупать массажные коврик, очевидно лучше и практичнее жёсткая подвеска. Если специальным образом наезжать на правильные кочки, то вам никакой мануальный терапевт в жизни не понадобится.
3) Разное.

Касательно минусов. Многие жалуются, что машина не вместительная, что на рыбалку на ней не поедешь, так как рыбацкие принадлежности не влезут, но лично у меня два ящика водки в багажник спокойно помещаются. Но и бесспорные минусы, разумеется, тоже есть. Леворульная машина — это не всегда хорошо. Порой сажусь на место пассажира и думаю, блин, куда ж я руль дел. Весь бардачок перерою, а потом как гляну, да вот же он родимый, слева от меня! А порой бывает, как с очками: садишься за руль, и тоже начинаешь искать его, а потом как допрёт, что ты его в руках держишь, так смешно становишься, что за смехом забываешь, где же руль:(((

Ещё раздражает, конечно, то, что под ногами две педали. Мне специалисты объяснили, что это из-за коробки-автомата, но вот, положа руку на сердце, скажите, что им мешало сделать третью педаль, которая ничего не делает? Ну, просто висит себе слева, хочешь нажимай, хочешь — не нажимай, у нас же в стране демократия. Если устроить очередные выборы с вопросом "Нажимать на педаль или нет?", и большинство ответит, что нет, не нажимать, то значит, так и надо. Короче, явный недочёт. Даже у знакомого была Ока, так там как раз была такая педаль, на неё нажимай или не нажимай — толка никакого (по-моему, педаль газа, что ли). А здесь поскупились. Ну, да ладно, я сам туда насос-"лягушку" поставил, нажимаю иногда ради разнообразия.

Далее, я конечно всё понимаю, но почему я как багажник ни открою, там ВСЕГДА горит свет? А выключателя нигде нет, всё днище облазил, когда к ребятам на сервис заезжал. Они предположили, что свет загорается только когда я багажник открываю, а так не горит, но я не очень-то верю в совпадения. Впрочем, надо будет небольшое окошко в крышке багажника выпилить, чтобы было видно, вдруг действительно не горит?

Короче, если в двух словах, то это очень

Да, вижу, двух слов не хватило, но что же делать:(((


Совет покупателю: Когда покупаете автомобиль, пересчитывать деньги вручную очень сложно — советую купить специальную машинку, которая сама купюры считает.



Помимо всего этого, альбом Фелы Кути «Expensive Shit» слушается просто на ура в моей новой тачке.
писано 26.11.2009
album

Zombie

1976

Альбом «Зомби», на котором Фела Кути всячески критикует нигерийскую армию, состоящую, собственно, из зомби. За этот альбом Кути был особо жестоко избит нигерийскими солдатами, разъярёнными критикой Кути, но давайте объективно посмотрим на факты. Армия из зомби действительно крайне неэффективна: зомби обладает всего 20 очками здоровья, уровнем атаки и защиты 5, а также медленно передвигается. О чём думало нигерийской правительство, когда набирало такую армию? Отряды лучников уничтожат её задолго до того, как она доберётся до позиций соперника!

Итак, мне не очень понятна популярность пластинки — в конце концов, это единственный альбом Фелы, про который есть статья на Википедии. Непонятно. Кстати, касательно непонятностей, я придумал новый способ выглядеть крутым. Для этого необходимо в своей речи употреблять разные непонятные слова. Например так: "Вчера мы завалились на убиквист-пати, но там не было демультиплесора и вообще полный кольпограф". Или: "Сегодня зайду в рпаовыкун-центр, там нужно оыаолпрылп с новым вопыолпй, чтобы йопролырпыр, а потом с Маринкой к фварврцр, ну и вечером, как всегда ыврооуоеоое". Короче, не бойтесь импровизивпуерцоуелцллв.

Именно это Фела кути отказывается делать на обоих треках, составляющих «Zombie» — импровизировать. То есть, разумеется, по меркам подростка, который только что запомнил ноты «Smoke on the Water», импровизации тут до хрена, но по большому счёту каждая 13-минутная композиция тянет свою тему от начала и до того момента, когда вас достаёт это слушать. И если заглавная «Zombie» — вся такая прыткая и юркая, то более медленная и вялая «Mister Follow Follow» вся какая-то медленная и, как несложно догадаться (по обложке), вялая. Не, поймите, разумеется, это клёвые штуки сами по себе отдельно от других пластинок Кути, а острая критика армии добавляет к этому историческую ценность, особенно если вспомнить, что потом военные сделали с Кути и его самопровозглашённой республикой. Я, правда, не помню что же именно, но если вспомнить, то дааааа.

В общем, пацаны, именно здесь музыкальный критик (это я), сталкивается с...

Подождите, я думаю, к автомобильному отзыву в предыдущем обзоре можно добавить такую фразу. При выборе автомобиля я столкнулся с новой моделью Форд Фокус. При столкновении салон почти не пострадал, что доказало безопасность этой машины, и поэтому я решил её взять.

Но если во всей серьёзности, я страшно не люблю анализировать пластинки. Ну, то есть, откапывать в них некоторый смысл, вертеть контексты и искать место альбома в современном дискурсе, а также писать фразы вроде "На данной пластинке, исполнитель X смешивает различные формы, например треугольник и круг, получая при этом уникальную конструкцию, точнее всего которую можно описать как треугольник, круг и кусочек двойного скотча между ними". Знаете почему? Разумеется знаете, если читаете обзор задом наперёд, но самые ортодоксальные читатели, которые читают обзор снизу вверх, стоя вниз головой, даже не догадываются. Так вот, я не люблю все эти анализы и поиск смысла по причине, что при таком раскладе в конечном счёте все пластинки оказываются неплохими. В каждой из них находится смысл, фак, да если тщательно послушать Ранеток там тоже окажется полно смысла, контекста, дискурса и их друзей. А, фак меня факом в фак, признать такое для меня хуже, чем дать в попец, хотя, наверное, давание в попец тоже вполне имеет смысл в современном дискурсе чего-нибудь.

Итого, я не доволен тем, что меня не сильно вставляет этот конкретный альбом Кути, а также тем, что у меня сломался основной "Enter" на клавиатуре, а также мне нужна новая мышь. Но бесплатные мыши бывают только в мышеловках. Теперь остаётся вопрос, где взять бесплатную мышеловку.
писано 01.12.2009
album

Original Suffer Head

1984

— Дорогие друзья, так как не многие из вас понимают, что такое афро-бит, я пригласил прямо сюда в обзор радикального афро-бит артиста, использующего афро-бит, как средство манифестации своих идей освобождения чёрного народа, чтобы он рассказал нам, что же это такое. Что такое манифестация, я имею в виду, — умное слово, не так ли? Итак, дамы и господа, Фела Кути! Фела Кути — дамы и господа.
— Добрый день, Серхио.
— Для начала я хотел бы спросить, тебя не смущает, что я белый?
— Нет, совсем нет.
— Просто, я не знаю, я мог бы намазаться гуталином. Нет, серьёзно мог бы. Надел бы какую-нибудь дурацкую соломенную шляпу и прочее отрепье, говорил бы с идиотским акцентом, коверкая слова и путая падежи, а заодно бы постоянно лыбился улыбкой дебила, чтобы ты чувствовал себя комфортнее.
— Нет, всё правда в порядке.
— Отлично, я рад, что мы лишены этих дурацких стереотипов и можем держать себя в цивилизованных рамках. Потому что некоторые чёрные все такие "Нееет, мы не будем разговаривать с белыми, потому что они потомки рабовладельцев, у них остались эти замашки, они считают себя хозяевами всего мира" — ну, ты знаешь этих чёрных лучше меня.
— Вообще-то, Серхио, я, будучи взращённым в стране третьего мира, которая до середины 20-го века находилась под властью колонизаторов, отчасти понимаю таких людей.
— О. Отлично. То есть мне всё-таки придётся мазаться ваксой?
— Нет! Я просто хочу сказать, что у чёрных людей есть плохие воспоминания о том, что белые сделали в Африке. Их недоверие можно понять!
— Супер. Но какое отношения к тому, что сделали те белые имею я? Или для вас все белые типа на одно лицо, а?
— Ну, нам порой действительно сложно отли—
— Ах, вот оно как, да? Тогда слушай сюда внимательно: для нас, белых, вы, чёрная мразь, вся на одно лицо, ты понял??!! Вот ты, ты вообще Фела Кути, а?
— Если честно, нет... Но мне очень нужны деньги!!!
— ... О'кей... Пожалуй, закончим на этом. Дамы и господа — Кэни Вест! Аплодисменты!

Итак, теперь как мы все знаем, что же такое афро-бит, можно приступить к обзору на альбом «Original Suffer Head». Если верить легенде, Кути записал альбом длиной 35 минут 57 секунд с участием 22 музыкантов, называющих себя Egypt 80, часть которых играла в его группе Afrika 70, далее альбом был выпущен на лейбле Кути, затем переиздался на Wrasse Records в 1998 под каталожным номером W076, а потом Кути долго стоял на фоне заката под героическую музыку, но я не очень-то верю всем этим легендам. Итак, про этот альбом я могу сказать, что во-первых, новый абзац

А во-вторых, мне нравятся поголовно все обе его композиции. О'кей, не совсем так. Включение первой — достаточно спорно. Не в том смысле, что мне хочется с этим спорить. Я вообще не люблю спорить. Последний раз, когда я спорил с пластинкой Пинк Флойд «The Wall», это было как со стенкой разговаривать. И, тем не менее, я не понимаю, зачем нужна заглавная 21-минутная «Original Suffer Head», особенно после бриллиантовых децибеллов его предыдущих пластинок. Это слаженый прыткий, чуть приглушенный афро-бит, звучащий механически неплохо после «He Miss Road» и «Expensive Shit». Впечатлит человека, который только что перенёс операцию по восстановлению слуха, но те из нас, кто ещё не накопил денег на эту процедуру будут недоумевать: "Какая дерьмовая обложка!". Другое дело «Power Show» — более джазовые вариации на тему афро-бита, неспешно тянущегося за изящными клавишными и духовыми соло — это, похоже, именно то, что Элтон Джон имел в виду, когда шептал мне: "Ух, я тебе сейчас попку надеру, проказник!". Итого, 2 песни, одна так себе, вторая супер. Оптимист сказал бы, этот альбом наполовину полон отличными песнями. Пессимист сказал бы, этот альбом наполовину полон дерьмовыми песнями. А я скажу, что этот альбом наполовину полон отличными песнями.

Короче, моя рекомендация, как музыкального журналиста: если у вас есть лишние деньги, я всячески рекомендую купить этот альбом. Если же денег нет, то альбом придётся скачивать с торрентов.
писано 05.12.2009
album

Underground System

1992

Фела Кути первым записал свой последний альбом «Underground System». Разумеется, многие мировые державы параллельно вели проекты по разработке последнего альбома Кути, и даже получили некоторые прототипы, но финальный результат первым достиг именно Фела Кути. Поэтому в рамках нашего сегодняшнего выпуска передачи «Тила Куфе и другие неудачные анаграммы» давайте поговорим о последнем прижизненном альбоме Фелы Кути «Underground System».

Но прежде чем поговорить об этой пластинке, я решил устроить небольшой тест, дорогой читатель, с целью выяснить, а знаете ли вы вообще, как выглядит Фела Кути? Итак, варианты ответа:
A. Фела Кути B. Фела Кути C. Фела Кути D. Фела Кути

И правильный ответ: разумеется, C. Если вы ответили что-нибудь другое, то стыд и позор! Вы расист и все чёрные для вас выглядят одинаково. Наконец, перед тем, как начать говорить про пластинку «Underground System», мне интересно, нравится ли вам этот альбом или нет? Пожалуйста, примите участие в следующем тесте, чтобы определить, нравится ли вам альбом «Underground System», выбрав наиболее подходящий для себя ответ на вопрос: "Нравится ли вам альбом Фелы Кути «Underground System»?"
A. Нравится
B. Не нравится

И правильный ответ: A. Если по каким-то причинам вы выбрали B, то знайте, это не так. В действительно, вам очень нравится эта пластинка, и я сейчас объясню почему. Возможно, как вы знаете по опыту Майлса Дэвиса, некоторые мировые исполнители (на ум немедленно приходит Майлс Дэвис) после продолжительной карьеры, состоящей сплошь из рискованных и высокохудожественных ходов, внезапно бросались на мимолётные модные фишки вроде драм-машин и порно-соло-гитар. И хотя нет ничего удивительно в том, что пластинки Кути 80-ых и начала 90-ых приелись и звучат одинаково, у них есть неоспоримое преимущество — они не прыгнули на рельсы мировой моды на дерьмовые пластинки, оставаясь такими же этнически чистыми.

На альбоме снова две, э, гм, назовём это песнями, песни. И одна из них несколько отличается от всего того, что Фела делал ранее. Заглавная композиция начинается как будто с примоднённого хард-бопа на сумасшедшей скорости и если бы не резкий ритмичный отрывистый саксофон Кути, можно было бы подумать. Что-нибудь. Но учитывая нажим песни, подумать не получается вообще никак. Вас просто сносит напором этого потока (для пущей реалистичности рекомендуем закрыть пробку в раковине на кухне и включить воду на полную). К тому же это первый случай на моей памяти, когда Кути поёт вместе с хором, не давая времени на раскачку своим любимым call-response трюком. Разумеется, 28 минут — слишком долго для одной темы, особенно при таком инфернальном ритме, который поддерживается следующей «Pansa Pansa», но тем не менее. Наблюдая такую страсть к собственному звуку, становится понятно, почему Кути игнорировал все влияния 80-ых. Говоря образно, зачем млекопитающему из рода жвачных семейства пологорих отряда парнокопытных язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами?

А теперь давайте, наконец, поговорим о последнем альбоме Фелы Кути «Underground System»:
писано 06.12.2009