logo

мужской разговор
о музыке

Donal
Leace

Донал «Хитрый» Лис — записал всего один альбом, и типа хвастается всем, что музыкант

album

Donal Leace

1972

5 лет назад я купил военный билет за безумные деньги. О, если бы я тогда был старше и мудрее! Мне бы не пришлось покупать военный билет.

Итак, мудрые негры. Трудно оценить всё то, что они сделали для нас. Они снимаются на вторых ролях в сериалах и помогают главным героям принимать верные решения. Они аполитичны, и лишены предрассудков к белым. Они всегда спокойны. Они всегда всё понимают. Они всегда чёрные. Они всегда дают небольшие советы главным героям вроде «Сынок, я не заканчивал колледж и не разбираюсь во всём этом, но, поверь, на твоём месте, я бы». Ну, да, совет действительно небольшой и в него не помещается полноценный совет, что вы хотите.

Донал Лис — мудрый негр. Этот ярлык привязался к нему ещё в детстве, когда соседские мальчишки так дразнили его. На что он лишь поднимал глаза вверх и вздыхал «Ничего, пройдут года, они поумнеют, и поймут, каково мне сейчас. Я не обижаюсь.». И в одном Донал Лис был совершенно прав — прошли годы. И он выпустил альбом.

Историческая ценность этой пластинки в том, что в 2005-ом Кэни Вэст использовал припев затерянной в середине альбома «Today Won't Come Again» для своего хита «Hey Mama». Но люди 1972-го года не оценили этой тонкости и альбом утонул, даже не задев низ чартов. Донал был разочарован и лишь промолвил «Ничего. Пройдут годы, эти люди поумнеют. Они поймут ценность пластинки»

Надо отдать должное Кэни Вэсту — копнуть такую задрипанного музыканта (а Лис никогда не выпустил второго альбома) дорого стоит. Это не просто пластинка, оправдывающаяся своей редкостью, аутентичностью и выставляющая коммерческий провал, как достоинство. Это действительно тёплая уютная запись из тех, что остаются в гетто, где они были сделаны, и в этом сила Вэста — уметь выносить местечковые звуки гетто, делая из них хиты.

Итак, 11 спетых очень лично песен без оркестров и больших аранжировок, подтачивающих рамки между соулом, кантри и фолком. Всё по-домашнему просто и только расстановка песен и немного сценические ходы в припевах выдают причастность Донала к музыкальной индустрии. Если бы не они, это был бы альбом-близнец «Tellin' The Truth» Вилли Райта, а так он ближе к Мэмфису и Аллену Таунсенду. Семидесятые были прекрасны тем, что зрело совмещали ряды успевших народиться жанров, тасуя их один за другим в рамках единственной песни, и Донал Лис невольно пользуется этим, сжигая свой запал под конец альбома: «Country Road», «Shimaree» и «Midnight Cowboy» звучат одновременно, как приятные моменты Элвиса, Линка Рэя и Таунсента.

Проблема в другом: первая сторона пластинки очень мудра и столь же скучна. В ней нет ничего интересного. Серьёзно, если вы уже один раз видели виниловую пластинку — это вас не удивит. Точно такое же круглое. И чёрное. И мудрое.

Так как лучшие песни этого альбома обещают гораздо больше, чем мечтают дать оставшиеся, я ставлю 3 с половиной звёздочки. Не обижайся, Донал. С годами я пойму, что был неправ и со слезами на глазах вернусь на эту страницу, чтобы поставить твоей пластинке все 5 звёздочек.
писано 04.06.2012