logo

мужской разговор
о музыке

Sonny
Clark

Не все негры играют джаз и сидят на наркоте. К счастью, Сонни Кларк не из таких.

album

Dial "S" for Sonny

1957

Дебютная пластинка Сонни Кларка, которая говорит нажать «S» для Сонни, но я ошибся кнопкой и нажал «P», так что теперь мы будем слушать про Пинк Флойд. Итак, откройте ваши тетради и запишите: Pink Floyd (рус. Пинк Флойд) — английская прогрессив/психоделик/арт рок/-рок-группа. Знаменита своими философскими текстами, акустическими экспериме

Эй! Учитель! Оставь детей в покое!

О'кей, я не против. Но знаете что? Меня это правда удивляет — что, Пинк Флойд действительно писали философские тексты, согласно Википедии? Для меня философский текст это что-то вроде «Надо бы вынести мусор. Впрочем, что такое мусор?», и этого как раз нет в песнях Пинк Флойд. Но давайте же поскорее перейдём к моему обзору на Сонни Кларка с его философскими соло на пианино, слушая которые не можешь с ним не согласиться: «А ведь действительно, категории, полученные нами в сфере факта суть категории «для-себя-бытия» рассматриваются как существующие для самой сущности, то есть не предполагают другого факта помимо факта сущности!!».

Слушать дебютные джазовые альбомы — как разглядывать семейные фотографии 35-летеней давности, смотреть на младшего брата в коляске и говорить «О, у него уже тогда глазки алкаша были!». То, что на момент выпуска было просто приятной работой, теперь, с высоты карьеры Кларка, служит сборником намёков на его раскрывшийся полностью через пару лет талант. Возьмите, например, «Bootin' It». Это типичный образец Сонни Кларка — его пианино редко было центром композиции. Оно всегда рядом и, разумеется, временами солирует, но это духовые партии, которые заставляют запоминать все эти композиции. В 50-ые люди не особо парились по поводу ринг-тонов, поэтому мелодия не была доминирующей целью — в этом проблема стыковки ваших ушей и всего джаза до 60-ых. Но Сонни Кларк одним из первых в чёрном джазе стал писать цепкие мелодии, которые проводились через всю тему и повторялись при случае тут и там. «Получается, именно Кларк придумал мелодию!» — скажете вы, и будете правы. Что бы делали Битлз без него? Тужились над модальным джазом, выдувая плюшки из своих тромбонов на «Please Please Me» — вот что.

Здесь пока такого нет, но пара тем действительно быстро запоминаются. Например, «Sonny's Mood» или «Dial S For Sonny». Пластинка проваливается в блюзовые номера ближе к середине, и это не моя чашка джаза, как говорят англичане. Я имею в виду, да, нормальные темки, но в то время таких была тысяча. И тут вы должны понимать, что я, как ответственный музыкальный критик, обратился к первоисточнику (я имею в виду сайт такой — http://www.pervoistochnik.ru) и сосчитал все блюзо-джазовые темы, написанные до 21 июля 1957-го и их оказалось ровно тысяча штук.

Итого, конечно, альбом не самый шик, но нормалёк. С королевскими омарами, тигровыми креветками и шампанским Bullecart-Salmon вполне потянет.
писано 01.07.2011
album

Cool Struttin'

1958

Этот альбом наверняка понравится хипстерам. Идиоты! Я имею в виду не хипстеров, а хипстеров! Как такое можно было перепутать? Подождите, у меня есть жизненная история про «перепутать» и двух электриков, которые отправились на Южный Полюс:
— Ээ, откуда здесь белые медведи?!
— Похоже, мы снова перепутали полярность!


Когда мы вспоминаем про хард-боп 50-ых, в нашей памяти тут же всплывают два имени — Сонни и Кларк, оба из которых принадлежат одному и тому же человеку. А когда мы вспоминаем 5-ый альбом Сонни Кларка, на ум немедленно приходит пластинка «Cool Struttin'», и по сей день считающейся культовой в истории джаза. Смотрите, если весь хард-боп 50-ых уложить в 6 треков, назвать всё это вместе «Cool Struttin'» и дать записать бэнду Сонни Кларка, то у вас получится именно эта пластинка. Это тот редкий случай, когда популярность и талант идут вместе рука об руку. Тот редкий случай, когда гениальное исполнение понято массами. Тот редкий случай, когда ЭТО НЕ ШУТКА, КОМПЬЮТЕР ВЫБРАЛ ВАШ IP-АДРЕС, ВЫ ВЫИГРАЛИ 5 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ!!! НАЖМИТЕ НА ЭТУ НАДПИСЬ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ СВОИ ДЕНЬГИ!!

Всё просто — на «Cool Struttin'» как минимум три композиции, которые запоминаются с первого же раза и которые легко передавать вербально, используя конструкции «ту-ту-ту» и «ду-ду-ду». При этом они исполнены так, подобает чёрному джазу — негром. Я к тому, что работа бэнда Сонни Кларка — это ни в коем случае не упрощение или занижение планки в угоду плохому вкусу. Это исконно-посконный чёткий чистый, но не вылизанный хард-боп.

Читатели обожают названия песен в обзорах, и на удивление этот альбом полон названий! Проигрыш на трубе в начале «Blue Minor» или в «Royal Flush» — самые цепкие моменты мелодичного джаза. Серьёзно, я в курсе про все эти талантливые и точно расставленные по композиции соло на трубе, контрабасе и пианино, но это именно это «Ту-ту-ту-ду-ду-тутуту-ту», которое привлекает меня больше всего. Подождите, наверное это выглядело не очень профессионально с моей стороны. Одну секунду, я попытаюсь передать вам красоту этих мелодий с помощью нотного стана:

sonny_clark_note.gif

Да, и посмотрите на эту обложку. Это самая сексуальная обложка 1958-го, которая в добавок рвёт все шаблоны джазовых обложек с каноническим негром. По меркам 1958-го тут изображена настоящая аренби шлюха, кокетливо завлекающая вас ремаркой вскользь: «Красаааавчик, у меня под трусиками ничего нет!».
писано 01.07.2011
album

My Conception

1959

Альбом «My Conception», изданный на компакт-диске, представляет собой записи 1957 и 1959 годов (в сумме, я посчитаю за вас, — 3916). И этот альбом доступно рассказывает, почему же Сонни Кларк — такой крутой музыкант. Серьёзно, об этом написано на задней обложке пластинки. Правда, я не помню, что конкретно.

Поэтому мне остаётся только придумать свою теорию, объясняющую крутость Кларка. По моему скромному мнению, это всё потому, что Сонни никогда не был лидером в привычном смысле этого слова. Не зная того, что он пианист, вы бы приняли его за трубача, потому что это главный инструмент во всех композициях.. Оу, это было слишком скромно. Я повторю — это всё потому, что Сонни никогда не был лидером в привычном смысле этого слова. Не зная того, что он пианист, вы бы приняли его за трубача, потому что это главный инструмент во всех композициях. Кларк писал свои номера прежде всего для своей группы, и его пианино — инструмент, который заставляет остальные партии бесшовно перетекать друг в друга. Здесь не место шовинизму Майлса Дэвиса. В группе Кларка мог играть кто угодно, любого вероисповедания, национальности и цвета футболки.

Возможно вы смотрели этот фильм «В Джазе Только Негры». Разумеется, после него в воздухе повисает вопрос — парит ли меня, белого мальчика, что белой расе в классическом джазе не удалось достичь выдающихся результатов или как-то сдвинуть существующие рамки? Немного, но в целом, я не испытываю расистских чувств. К тому же, ведь есть и признанные белые джазовые музыканты. Например, Билл Эванс. Или Иван Петров (ну, имя и фамилия очень распространённые, поэтому с большой степенью вероятности такой музыкант в джазе был). В любом случае, мне абсолютно всё равно, кто играет для меня джаз. Как в своё время сказал Генри Форд, мой уборщик может быть любого цвета, если этот цвет — чёрный.

На этой толерантной ноте мы вступаем в альбом «My Conception», на котором Сонни Кларк обращается к современному джазу, как его называли люди 1959-го года. Или к джазу 1959-го года, как его называют современные люди. Альбом носит имя «My Conception» не случайно. На пластинке в рамках джаз-оперы музыкальным языком описывается зачатие Сонни Клар—

Альбом носит имя «My Conception» не случайно. Не надо думать, что Сонни Кларк выбросил буковки на пол и получил название пластинки. Это было методичное исследование наиболее перспективных названий джазовых альбомов, в рамках которого Кларк потратил около 25 лабораторных часов и 7 часов машинного времени в вычислительном центр—

Альбом носит имя «My Conception» не случайно — он показывает Кларковское видение современного джаза, в котором на первом месте стоит мелодия. Это было заметно по предыдущим работам, но большинство номеров c «My Conception» ещё более быстрые и богатые на медь и запоминающиеся моменты. Знаете это удивительное ощущение, когда вы начинаете различать джазовые композиции по мелодиям, а не названиям? Потрясающе. Моя единственная жалоба в том, что я скучаю по более простому, в чём-то минималистичному, но оттого бьющего ещё точнее звуку «Cool Struttin'».

Кстати, касательно жалоб. Почему музыканты не предоставляют на концерты книгу жалоб и предложений? Не есть ли это нарушение Трудового Кодекса? А что если барабанщик схалтурил, а гитарист пропустил ноту в соло? Я же всё-таки деньги за это плачу!
писано 04.07.2011
album

Leapin' And Lopin'

1961

Я не знаю, почему стриптизёрши очень часто раздеваются под джаз, но такой стереотип бытует и, разумеется, я не могу пройти мимо без комментария про стриптизёрш. Знаете, что меня всегда интересовало о стриптизёршах, этот обычай закладывать им деньги в трусики. Что будет если начать засовывать им самые мелкие купюры или даже сыпать туда мелочь? Они начнут ругаться как бабки на кассе «Ну, и что мне теперь с этим делать?! Самый умный тут что ли? Долго копил-то? А мельче не было?» или с пониманием отнесутся к моей проблеме? Поймите, я ведь семейный человек, жена, дети. Разумеется, я вынужден экономить на своих личных развлечениях. Не разменяете сотню десятками? Да, я экономлю и не стесняюсь этого. Если вы испытываете робость перед стриптизёршей, у психологов на этот счёт есть совет — просто представьте её голой.

И, кстати, что потом происходит с этими деньгами? Менеджер за сценой бьёт девок молотком, как копилки, пока из них всё не высыпется? Наверное. Во всяком случае, именно так бы я и делал, будь я менеджером, а стриптизёрши — хрюшками-копилками.

Но что же пластинка Сонни Кларка? Очень хороший вопрос, благодарю. «Leapin' and Lopin'» — неплохой альбом*. Он спокойный и на нём нет насыщенных извивающихся тем, как на «My Conception». В этом он ближе к «Cool Struttin'», но не такой прилипчивый. Дополнительное отличие — клавишные соло Кларка сильнее привычного выдвинутыми на передний план. В целом, это очень клёвый альбом, знаете, такой который не стыдно любить белыми ребятам, чтобы показать свой разносторонний музыкальный вкус (хотя в действительности, они не смогут различить оригинальное издание Колтрейна «Giant Steps», что хранится в Лувре, от его копии).

Смотрите, в джазе сложно облажаться, и творческий кризис наступает очень медленно. В прошлом веке джазовый музыкант мог выпускать по 2-3 пластинки в год, которые отличались друг от друга на миллиметр, постепенно откапывая себе нишу и стиль. В таком случае, творческий пик растягивается на очень долго и «Leapin' and Lopin'» — тому подтверждение. Эта пластинка не перевернула мир или изобрела лекарство от рака (пациенты, которых облучали звуковыми волнами «Leapin' and Lopin'» показали очень низкие результаты ремиссии), но если вам нужно взять перерыв от гитарной музыки — почему нет?

Ах, да, после этой пластинки Сонни Кларк умер от сердечного приступа, вызванного наркотиками и алкоголем. И при этом он ни разу не обращался к врачам. Боязнь белых халатов, знаете ли.

* — ой, если честно, я забыл, что хотел написать в сноске
писано 04.07.2011