logo

мужской разговор
о музыке

Monet
ochka

Мои пять копеек о

album

Я Лиза

2017

Если и есть убедительный аргумент всем, кто считает, что Навальный — агент Госдепа, НАТО хочет вторгнуться в Крым, а за альбомом Монеточки «Раскраски Для Взрослых» КТО-ТО СТОИТ И ФОРСИРУЕТ ЭТО ГОВНО В СВОБОДНОЕ ОТ РИСОВАНИЯ КРУГОВ НА ПОЛЯХ ВРЕМЯ, так это именно эта короткая запись «Я Лиза». Ну, ОК, этот аргумент не сильно работает против НАТО-страшилок, но, я думаю, индуктивной логикой вы доберетёсь и до них тоже.

Технические детали: почти все эти песни (в других аранжировках) засветились в 2015 году как треки в ВК или ролики на YT (ВЫ УСПЕВАЕТЕ ЗА МОИМ ИНТЕРНЕТ-СЛЕНГОМ), затем в 2017 году кто-то (Монеточка? Или быть может, кто-то СТОЯЩИЙ ЗА НЕЙ? Например, Галя ЧЕТВЕРТАК, м?!! Уверен, это самое неожиданное упоминание повести «А Зори Здесь Тихие» в обзорах здесь тихих) выпустил их (в других аранжировках) так называемым EP «Я Лиза» на 6 песен, 20 минут и сколько-то секунд — сколько я не считал.

— Господи, не считал он, а, посмотрите! Стандарты музыкальной критики падают ещё стремительнее, чем качество музыки!

Если вы помните, в 2015 году среди всего этого потока прикольного из интернета на берег выплеснулись видео, где школьница за синтезатором мяучит песенки, с которыми ровным счётом никто не знал, что делать. Афиша, которая тогда как по расписанию поднимала наверх абсолютно все российские группы, которые успевали собрать своё дерьмо в альбом—————

Нет, подождите, я не поленился и даже нашёл статью «20 Самых Ожидаемых Русских Альбомов» — Господи, двадцать? ДВАДЦАТЬ? Двадцать мало того, что самых, так ещё и ожидаемых, так ещё и русских альбомов, что, наверное, предполагает, что где-то было ещё 6 ожидаемых русских альбома, но так как они были не «самые», их не стали включать в список. Реально, насколько был низкий порог для вхождения в подобные списки? Pompeya? Наадя? Группа Вальс с датой выхода альбома «сроки неизвестны»? Монти Механик? Кто Угодно Для Того, Чтобы Добить До Двадцатки?

Так, вот, Афиша, единственное издание, которое пыталось топить за условное русское инди (чем его и потопило в итоге, делая вид, что качества этой музыки достаточно для её освещения), тотально пропустило Монеточку мимо. Да-да, все те, кто сейчас считает, что какие-то тузы из Афишы продвигают Монеточку на шоу Урганта, вспомните тот самый факт, что 3 года назад «им», этим самым несуществующим тузам, несмотря на тотальное мелководье, было абсолютно насрать на Монеточку. Вспомните, что после импровизированного, созданного каким-то пользователями соцсетей, «альбома» Монеточки про ашанский маскарпоне и Гошу Рубчинского, все перестали говорить про неё быстрее, чем начали.

Теперь взгляните на EP «Я Лиза», который выпустили на лейбле М2 через 2 года после того, как это нужно/имело смысл сделать. При всей моей любви к Монеточке, «Я Лиза» — это очень вялая попытка выехать на давно сделанном. Во многих случаях здесь то же отсутствие аранжировок, а там, где они есть, это выглядит, будто без ведома Монеточки кто-то наложил чуть более объёмный чем звук метронома бит на её песни и гитарные вставки из библиотеки сэмплов, которые внезапно совпали по таймингу. Это тот же лейбл М2, что выпустил «Раскраски Для Взрослых» и синглы «Каждый День» и «90». Это та же Монеточка, это те же темы песен, которые выплёскивают тебе реальность в лицо, пока ты пытаешься зарыться в искусственных ароматах инстаграма, тихонечко пробираясь и больше смерти боясь оступиться на тропинке к своему прекрасному светлому будущему. И где? Где все эти тузы, запихивающие эту музыку в переносные колонки каждого идиота в городском парке? Где эти выступления на «Урганте»? Их не было. По одной простой причине — никаких тузов не существует, а Монеточке нужно было стараться сильнее, чем просто выкатывать старые идеи и надеятся, что кто-то на лейбле сделает из них конфетку.

Пробежимся по песням. Все знают «Я Лиза» про «В реальном мире я не оч, а тут я лапочка и няшка», и, Бог мой, эту прекрасную мелодию убивает продюсирование из говна и палок настолько плохое, что не выходит даже говно на палке. То же с «Виктор Дробыш» — неудачная попытка сделать из этой милой песни номер в духе Миража. К счастью, после второй песни всё становится лучше: только Лиза и только синтезатор. Но «Козырный туз» (который «спасал меня на зоне, устав един ведь даже в мире соцсетей: мой инстаграм закрыт для чинаря в законе, менту сердечко не поставлю, хоть убей»), «Завод» про вечную диллему фотографов и, гм, заводов, а также «Папочка, прости» с рифмой «портвейн — pain», так вот, все эти песни — милые, в чём-то цепкие, но это тот же уровень 2015 года, кликающий с мемами и редко выходящий за их пределы.

Другое дело оставшаяся «Капитал», настолько очевидная и одновременно пронзительная и ладная, что ты остаёшься сидеть и думать, как, как это могло родиться среди всего шлака, который пытаются влить тебе в уши от полного отсутствия выбора чего-то стоящего. Это тот самый творческий рост, который делает интернет-мем искусством, это то самое искусство, которое тупую, но при этом моментально вызывающую вспышку споров фразу «в России женщине проще добиться всего через постель» представляет медитативным обезоруживающим наблюдением, с которым, внезапно, не поспоришь, по какую бы сторону вымышленных несуществующих баррикад ты бы ни находился:

      Чтобы меня нищую, рваную       Не потащили однажды в подвал       С красными мордами дьяволы пьяные       Я создаю себе свой капитал

      Чтобы мне дьявол получше, потолще       Белые руки под платье совал       Чтобы всё было цивильней и проще       Я создаю себе свой капитал

      Стерпятся мне чужие постели       Грубый мужчина, я знаю, потом       Передо мною откроет все двери       Те, что, увы, не открыть трудом

      Всё возвращается, мне окупаются       Все каждодневные затраты       Запах гниения перекрывается       Новым шанелевским ароматом…

Именно с этой песней, которую никто никуда не форсировал, Монеточка перешла на новый уровень и заполнила подобным весь альбом «Раскраски Для Взрослых». Но это уже совершенно другой обзор. А пока... Ну, нет, я не буду форсировать это говно, мне за это Афиша не платила.
писано 27.08.2018
album

Раскраски для взрослых

2018

ПРИХОДИ НА ВЫБОРЫ МЭРА МОСКВЫ 9 СЕНТЯБРЯ, ЧТОБЫ ОПРЕДЕЛИТЬ СУДЬБУ ГОРОДА!

Почему если это говно льётся с каждого угла (натурально: по громкой связи в поезде, в банкоматах вместо предложения традиционной кабалы на 30 лет со ставкой 15% тоже толкают эту более компактную кабалу на 5 лет (но со ставкой 100%), в рекламе перед сериалами на каких-то совсем уж левых сайтах вроде kinchik-online.ru, и я просто уверен, что на вчерашнем импровизированным шоу на Арбате шотландские волынщики исполняли инструментальную версию старой народной шотландской песни «Приходи на выбору мэра Москвы 9 сентября»), то его не должно быть в моих обзорах? А знаете, что ещё сегодня будет в моём обзоре, который я собрал в онлайн-конструкторе обзоров из говна и палок?... Ой, проговорился.

Я люблю Монеточку по одной странной причине — под неё я готов ввязывать в любые политические споры. Мне сложно это объяснить рационально, я сейчас буду путать термины, называть cоциопатию социофобией, либертарианство либерализмом, а феминисток дурами — всё потому что с Монеточкой у меня особая магия (химия? ОБЖ? Я же обещал, что буду путать термины). Сочетание её музыки и стихов — коктейль романтизма и гиперреальности (если такого термина ещё нет, пожалуйста, перечитайте этот обзор через два года, когда почти все буквосочетания уже будут заняты). Эти составляющие попеременно проявляются то в её музыке, то в стихах, то в — чего уж там, пора неуверенно расчехлять ещё один термин и надеятся, что я употреблю его к месту — продюсировании.

Это не подхватываешь с первого раза, особенно после хита «Каждый раз» с припевом-скороговоркой, который, нравится ли он тебе или нет, бесшовно вытекает из куплета и ввинчивается в лобные доли как буравчик, ослепляя и заставляя на время игнорировать всё остальное, но одна из причин, по которой я люблю «Раскраски Для Взрослых» — это разнообразная и являющаяся порой из ниоткуда, как размеренный протяжный народной мотив в «Кумушки», музыка. Нет, даже не так. Я не могу вытащить пинцетом что-то из этих 10 песен, поднять это, чем бы оно ни было, за шкирку, и сказать — вот «причина засора», ну, точнее, главная ценность пластинки. Потому что она дико гармонична и самодостаточна.

Меня цепляет честность этой пластинки по поводу нашей жизни, признание полного поражения и та же полная готовность идти дальше — «Искать счастье там, где плачут даже иконы страшных пятиэтажек». Знаете самый простой способ собрать лайки в районе 2016 года во Вконтакте? Публично предаваться тлену, описывая своё перетекающее в депрессию отчаяние в малейших подробностях — это до сих пор найдёт отклик. Но что делать дальше с этим никто не знал. Это состояние было противовесом всему лицемерному фасаду из счастливых сочащихся самолюбованием инстаграмов и фейсбуков. Мне никогда не было близко ни первое, ни второе, но то, что Монеточка догадалась, что по обе стороны баррикад стоят одни и те же люди — самое важное на всей пластинке. Я второй раз упоминаю трек «Кумушки», далеко не хитовая вещь, которую очень легко пропустить. Но то, как Монеточка обращается к фифам на танцполе, «денсящим» под лаунж-кавер Курта Кобейна, то как она делится с этими инстаграм-моделями своим отчаянием и по-деревенски зовёт их кумушками — в этом нет никакого превосходства, нет желания унизить, нет продолжения этих бессмысленных баррикад. «Поругалась с деканом, бросила институт» в «Пост-пост» не продолжается обидой и колкостями системе образования. Весь этот гуманизм, адекватное восприятие реальности, остроумие и самокопание — всё это мелким стежком проходит через весь альбом, который мутирует через череду музыкальных жанров и несмотря на 10 разных, классных и отскакивающих от зубов через 5-6 прослушиваний треков, пролетает за очень короткое время. Я не ставлю этой пластинке 4 с половиной звёздочки лишь потому что следующий альбом будет ещё лучше и ему нужно будет как-то выделяться.
писано 02.09.2018