logo

мужской разговор
о музыке

Camera
Obscura

камера обзора

album

Biggest Bluest Hi-Fi

2001

Детская порнография!

Простите, предыдущее предложение было необходимо. Моя жена застукала меня на сайте детской порнографии, и вся такая руки-в-боки: "Что это такое???!!", но я уверил её, что это мне нужно для обзора в качестве аналитического материала, и в доказательство упомянул детскую порнографию в начале обзора. Видите, детская порнография приносит вдохновение не только при записи нового альбома The Who.

Но хватит про малолетних детишек! Их попки всё равно не такие круглые и блестящие, как компакт-диск с дебютным альбомом Camera Obscura. Сколько раз я встречал обзоры, в которых заново разжёвывают каждую мелочь, типа что такое инди, или там что такое гитара, откуда они появились и зачем нужны, предполагая что эти обзоры будут читать полена. Почему бы тогда, считая что все читатели идиоты, не рассказать им про алфавит — вдруг они не умеют читать? Но я придумал ещё лучше. Чтобы вы яснее понимали причины и предпосылки альбома, я собираюсь в начале каждого обзора рассказывать вообще всё с нуля:

В 2001-ом году группа Camera Obscura записала свой дебютный альбом «Biggest Bluest Hi-Fi». Рассказываю по–порядку. В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
(*через два часа*)
Первые упоминания о колесе встречаются в Месопотамии в 4-м тысячелетии до н. э. Предшественником колеса можно считать известный до этого деревянный каток, который подкладывался под перемещаемый груз.
(*через пять часов*)
Ни ставленник заговорщиков префект Пертинакс, ни сенатор Дидий Юлиан, купивший порфиру у преторианцев за громадные деньги, не удержались у власти; иллирийские легионы позавидовали своим товарищам и провозгласили императором своего полководца, Септимия Севера.
(*через семь часов*)
По летописи можно заметить расширение подвластных Рюрику земель. Его власть вскоре после прихода на княжение в Новгород простиралась уже на западно-двинских кривичей (город Полоцк) на западе, финно-угорские племена мери (город Ростов) и мурома (город Муром) на востоке.
(*через две минуты*)
Основными причинами дефолта 1998-го года были: огромный государственный долг России, кризис ликвидности, низкие мировые цены на сырьё и популистская экономическая политика государства и строительство пирамиды ГКО.

Надеюсь, теперь очевидно, какое место занимает дебютный альбом Camera Obscura в мировой истории?

Никакого! Потому что перед тем, как его выпускать, надо было хорошенько подумать. Я уверен, что Рюрик три раза взвесил все за и против и отказался от карьеры вокалиста в инди-поп группе. Дидий Юлиан имел все шансы замять приставку "Дидий" и получить премию "Артист Эстрады", но всё-таки пошёл на курсы императоров. И вот Camera Obscura. Не знаю, какая у них была альтернатива, но они решили записать бесхарактерный инди-поп слизняком по гитаре. И лучше бы они выбрали альтернативу. Ну, альтернативу в стиле Slipknot или Butthole Surfers — это было бы хотя бы забавно.

Альбом «Biggest Bluest Hi-Fi» до неприличия неприлично без изобретательности обдирает первые две записи Belle & Sebastian. Всевозможные акустические инструменты и едва равнодушные немного инфантильные вокалы надоедают уже к третьей песне. Те же Belle & Sebastian были куда разнообразнее, а те же Heavenly, в которых метят Camera Obscura, были куда более "ку-ку". Старая история: маленькие ставки и риски по всей пластинке, в результате — мизерные успехи или потери.

По большому счёту я равнодушен к пластинке. Это нормальный альбом, чтобы слушать его, к примеру, в пробках, когда нечем убить время. Серьёзно, просто вставьте две пробки поглубже в свои уши и наслаждайтесь альбомом «Biggest Bluest Hi-Fi» на полной громкости!
писано 05.04.2009
album

Underachievers Please Try Harder

2004

Забавная обложка! На ней вокалистка Трейсиэнн Кэмпбелл очень похожа на 14-летнего мальчика. Серьёзно. Мне даже захотелось её трахнуть.

Видели? Я изъявил желание трахнуть женщину! Оценили, насколько мастерски я прервал все беспочвенные слухи о своей гомосексуальной педофилии?

Но, тем не менее, забавная обложка. Что у нас тут? О! Роговая оправа очков. У! Вязаная шапочка! Ах, ты прелесть какая! А это? О, мишка в игрушечных очках — нет, ну вы только посмотрите, они не стесняются совать на обложку своих воображаемых друзей. А это что? Ба, да это же камера-обскура! Как иронично! Камера-обскура на обложке группы с названием Камера Обскура! Это как если бы,... как если бы,... подождите, выверну ручку "фантазия" на 10,... как если бы на обложке Битлз были, я не знаю,... Битлз! Что не так с этой группой? Они что, забыли вырасти и до сих пор играют бесхребетный инди-поп с инфантильными женскими вокалами?

Camera Obscura играют бесхребетный инди-поп с инфантильными женскими вокалами (ха! что я говорил?!). И, разумеется, их можно было бы списать (в утиль?) в утиль (ха! детка, чувак в скобочках сегодня явно в ударе!) из тви-поп групп второго эшелона типа Tiger Trap, East River Pipe, Strawberry Lady, Kickstand и Various Artists. Более того, если бы не последовавший альбом «Let's Get Out Of This Country», про эту группу знало бы 12 людей — все из них ЖЖ-виртуалы гитариста.

Итак, альбом длится 13 песен, 50 минут и 7 секунд. И, детка, он мог бы быть на 10 песен, 40 минут короче и 30 секунд длиннее. Я имею в виду, что он мог длиться 3 песни, 10 минут и 37 секунд, если вы не поняли моих калькуляций. Эти три песни включают в себя: «Suspended From Class», «Keep It Clean» и «Number One Son», все из которых указывают направление следующего альбома с его юркими, цепкими и одновременно невесомыми мелодиями.

Разумеется не то, чтобы остальные 10 песен были плохие. Пора уже привыкнуть, что во взрослом мире музыкальной критики мы не играемся двумя чёрно-белыми крайностями: "хороший" и "плохой". Есть много оттенков и тонов, которыми можно описать песни. Например, "хороший-плохой-плохой". Возьмите тягомотную «Books Written For Girls» — это же сплошная хороший-плохой-плохой песня. Или плаксивая «I Don't Want To See You». Что про неё можно сказать? Она хорошая? Она плохая? Она плохая? На самом деле, всё вышесказанное вместе: это очередная хорошая-плохая-плохая песня, которых на альбоме до фига и больше. Да, дорогой читатель, мир музыкальной журналистики воистину интригует своими прилагательными.

Я не могу придраться к «Underachievers Please Try Harder» объективно. У Трейсиэнн прекрасный голос. Группа слажена и не заигрывается в попытках родить через жопу новый звук. Проблемы этого альбома чисто субъективны. Лично я считаю, основная проблема этой пластинки в том, что у меня маленький член.

Кто бы мог подумать, что после альбома полного псевдо-приятых проходных сдобренных мягкими инструментами номеров на любителя, группа придёт к триумфу мелодий «Let's Get Out Of This Country»? Я точно нет! А ведь на это можно было поставить неплохие деньги. Но, хэй, как они говорят: знал бы прикуп, жил бы сочни.
писано 04.04.2009
album

Let's Get Out Of This Country

2006

2013:
Неизвестно, как так получилось, но в очередном выпуске Ночного Обзора летом 2006-го года победил альбом субтильных Камера Обскуры, и мне пришлось гнуть свою спину и писать обзор, один из немногих, с которыми я согласен даже спустя 7 лет. Но уберите от клавиатуры этого старого пердуна, воняющего с высоты своих лет, и дайте дорогу старому пердуну на 7 лет младше!


2006:
Добро пожаловать в мою камеру обзора! Сейчас только сфокусирую её на альбоме, и вы получите его в лучшем виде!.. Оп, а вот и он!.. Только почему-то перевёрнут вверх ногами!! Ах, да, я совсем забыл, что группа называется «Камера Обскура», которая переворачивае——

Господи, как же тяжело пытаться пошутить на тему такого дурацкого названия группы. Почему никто не задумывается об участи юмористов-неудачников, которые сосланы в ад писать смешные обзоры, когда называют свои группы! Что смешного можно сказать про группу с названием «Камера обскура»?! Я уже десять лет жду, пока кто-нибудь назовёт свою группу «Палец в Жопе».

Раз не получилось шутки про название группы, хотите расскажу расистский анекдот?

Мойша сел на кактус.

(все кактусы делают вид, что анекдот несмешной)

В более околомузыкальных новостях, сейчас идёт активная работа над написанием обзора на новый альбом инди-поп группы Камера Обскура. В ещё более музыкальных новостях, этот альбом содержит 10 песен и длится 39 минут 17 секунд, тем самым укладывая среднее звучание каждой песни в 3,9 минуты и 1,7 секунды, но мой калькулятор может ошибаться, как ошибаемся и все мы, когда речь идёт об искусстве. А об искусстве речь идёт совсем не случайно, так как альбом «Let's Get Out Of This Country» и есть искусство. Это тем более странно, если учесть, что альбом записан в жанре «инди-поп», который я стереотипно представляю себе достаточно узким: молодые парнишки играют на гитарах чистенькие незатейливые мелодии про свои чувства. Но эта запись просто искореняет все мои предубеждения: 1) здесь играют не мальчики, а бабы! Две из них настоящие, остальные — женоподобные парнишки. 2) Он разнообразный! Настолько, насколько может быть разнообразной поп-музыка. 3) Две бабы, что заведуют микрофоном, знают штуку или две о том, как им пользоваться.

Что ещё очень меня воодушевляет, здесь есть настолько сильные песни, что я бы мог написать эссе о каждой из песен, если бы мог писать эссе. Но если вкратце, «Let's Get Out Of This Country», как и любая богатая на мелодии пластинка, — это пир духа!

— Эй, клёво, он сказал "пердуха"

Почти ни одной песни мимо моих ушей. Кроме «Country Mile», которая - об этом нигде не написано - вызывает рак ушей. Нет, не «у шей», а «ушей», хотя если вы будете глотать коробку с диском, у них тоже. Помните, я вас перду педрил.

Лично мне, имхо, по-моему, этот альбом даёт целых четыре совершенных поп-песни, к которым нельзя прикасаться, иначе они станут только хуже, а хуже - враг хорошего. Несмотря на свою стилистическую разнородность, альбом записан в одной манере: сзади - салат из инструментов (включают в себя трубы и струнные), на первом плане идёт голос. Из-за этого мелодия песни звучит чётче. И уже второй трек на альбоме, «Tears Of Affairs», поражает меня своей роскошной мелодией. В сторону кастаньеты, испанскую трубу, ритм неспешной сиесты и водянистый эхо-орган — это просто бесподобная поп-песня. Рассказывая про многие песни, приходится ломать свой язык, опускаясь в дебри косноязычия, вроде «Это смесь фанка и хип-хопа, прижатого тисками афро-бита», но про «Tears Of Affairs» можно только и сказать: великолепная поп-песня. Как и про заглавную песню, «If Looks Could Kill» и «I Need All The Friends». Если не верите, что можно, своим примером я могу доказать свои слова!

Заглавная песня — великолепная поп-песня
«If Looks Could Kill» — великолепная поп-песня
«I Need All The Friends» — великолепная поп-песня

Единственная проблема — непацанское название группы. Но я знаю выход из ситуации: положите этот диск в коробочку из-под сборника Арии и можете спокойно слушать его в электричках. Хотя там не такая хорошая акустика, как в Капотне в 2 часа ночи.
писано 18.11.2013
album

My Maudlin Career

2008

Стилистический сиквел к предыдущей пластинке! А вы знаете, что они (Harvey Danger) поют в своём хите про сиквел «I'm Not Сик But I'm Not Вел». (Они поют "I'm Not Сик But I'm Not Вел", если кто не знает)

Что за на хрен сиквел? Этот альбом не имеет ничего общего с предыдущим! Эти музыкальные критики в конец охренели! Положите кучу дерьма рядом с Сикстинской капеллой и они назовут это сиквелом от Микеланджело. Также и этот альбом, не имеет ни одной отличительной черты прошлой пластинки, но давайте почитаем передовицы мировых экспертов музыкального фронта: "Стилистический сиквел к предыдущей пластинке! А вы знаете, что..." — какого хрена, дорогие мировые эксперты музыкального фронта??

О'кей, правда в том, что этот альбом — не куча дерьма. Ну, только по сравнению с Сикстинской капеллой. Но в дали от Ватикана он выглядит вполне приятной пластинкой. В этом и трудность. Приятной. Поймите, вы бы не вложили свои миллионы в приятный банк. Вы бы не женились на приятной девушке. Вы бы не отдали своих детей в приятный ВУЗ. Поэтому прости, дорогой альбом «My Maudlin Career», но я не собираюсь вкладывать свои миллионы в тебя, затем жениться на тебе, а потом отдать в тебя наших с тобой детей.

Альбом «Let's Get Out Of This Country» был потрясающим. Увы, люди с нарушением слуха могли не оценить прелестную негу блаженства этой записи. Это не их вина. Они такими родились. Поэтому специально для них учёные в лабораториях вывели особую селекцию музыки, которая доступна нашим глухим собратьям. Селекцию альтернативной музыки, как мы её называем. Ну, там Ленни Кравитц и Garbage.

И, тем не менее, альбом «Let's Get Out Of This Country» был отличным, прежде всего в своём сочетании быстрых собранных песен с нежными, но не размазанными балладами. Что не означает, что эти два альбома не пересекаются. Они делают этот вовсю, разница только в том, что все песни с «My Maudlin Career» можно было использовать как наполнитель для прошлой пластинки. Но там были яркие номера, обрамляющие этот наполнитель. Здесь нет ничего кроме наполнителя. Сборник китайских мудростей на каждый день гласит, что майонес халос в соситании с блюдо, но если лохань саполнена сплосным майонесом, это плосто невасмосно слусать! Серьёзно, попробуйте послушать бадью, заполненную майонезом, предварительно с размаху воткнув в неё миксер!

Ау! У меня весь монитор в каком-то липком белом дерьме! Серьёзно! Ужас просто! Нет, вы не представляете. Сейчас, подождите, я сделаю скриншот, чтобы вы могли увидеть.

Хм. Странно. Что-то не получается.
писано 08.04.2009
album

Desire Lines

2013

Зачем я пишу обзоры, если альбом можно послушать прямо онлайн в соцсетях и самому составить мнение? Да, признаю, развитие интернета сократило мою аудиторию, однако вы забываете про достаточно большой пласт моих читателей — глухие. Да, не всем повезло от природы слышать звук, наслаждаться песнями, но благодаря моим обзорам даже глухие читатели могут понтоваться: «Да, блин, знаю я про этот альбом Франц Фердинанд, говнище то ещё, нашёл что слушать, ёпт, лучше скачай «Desire Lines» Камеры Обскуры, вот нормальный музон из Глазго, а не эта параша», удивляя своих слышащих друзей. И ведь всё из-за моего обзора! Кстати, вот он.

В 2013 многие ветераны инди-плеяды середины 2000-ых выпустили альбомы. Так случилось, что далеко не все следят за новыми трендами, и поэтому, перестав расширять свой кругозор, по привычке слушают новые альбомы групп, которым уже по 10 лет. Это один из основных факторов продаж свежей пластинки Franz Ferdinand, но, блин, их альбом — говнище то ещё, нашли что слушать, лучше скачайте «Desire Lines» Камеры Обскуры — вот нормальный музон из Глазго, а не эта параша. По-моему, надо быть глухим, чтобы не услышать разницу в качестве!

Этот альбом называется хитро: «ДЕЗ Эйрлайнс». Интересно, правда? Сразу представляется могучий экипаж воздухопалвательного судна, состоящий из дворника, сантехника, столяра, электрика и хамоватой диспечерши, которые предлагают вам на обед или курицу с рисом или курицу с рисом, я сказал, чо глухой что ли, два раза повторять надо? Именно про них этот альбом, и как же интересно его послушать?

На самом деле, этот альбом сделан про и для исчезающего меньшинства (которого, по-моему, ещё меньше, чем экипажей ДЕЗ Эйрлайнс) — клозетных инди-пидоров. Это зовётся тви-попом, и нет, это не то, когда текст песни нужно уместить в 140 символов. Я не употребляю конструкцию «тонкая душевная организация», потому что не встречал её в положительном контексте, но это — главное свойство целевой аудитории Камеры Обс Курвы. Я чувствую себя особенно старым, когда вынужден напоминать это, но ранее, десятилетие назад, слушать инди было зазорно, примерно так же, как долбиться в жопу. Но теперь даже с жопными пенетрациями проблем нет, что уж говорить про инди. Вся эта неопределённость первой половины 00-ых растаяла, когда у инди закончился переходный возраст, и теперь инди стало стандартном музыки, приняв множество форм и цветов, как какой-то гомосексуальный флажок, его мать!

На этом фоне «Desire Lines» особенно ценен, потому что напоминает о том, как инди было частью пакета самоидентификации клозетного пидора. Как инди было оценкой всех остальных. Ого, думали вы в 2005-м, этот чувак слушает в last.fm последний альбом Камеры Обскуры, фига он продвинутый, наверное с ним можно прочистить дымоход. Теперь эти прелести сменились другими, но «Desire Lines» напоминает о сладком клозетном чувстве с первых же нот «This Is Love (Feels Alright)», где Трэйсиэнн под камерный оркестр медово цедит «When I found your girlfriend crying, I could have slapped you in the face». У, детка, тут полно таких сладких песен про неопределённость любовных чувств, про парочки, которые чуть-чуть, но не стыкуются друг с другом, и этот голос Трэйсиэнн, почти везде спокойный, но передающий целый спектр чувств. Я больше всего таю с вплетающей в свои детали открытку с Байроном «William's Heart» и «New Year's Resolution», где упоминаются щёки цвета ревеня, но, хэй, почти все остальные песни тоже очень ладны.

Этот альбом — не революция, поэтому никогда не получит должного внимания. Зато он получит 4 крепкие заслуженные звезды. Можете даже не проверять, я уже смотрел этот обзор раньше и знаю, чем он закончится.
писано 18.11.2013
album

Look to the East, Look to the West

2024

С учётом того, что ни одна из обложек альбома не перевёрнута, я начинаю задумываться о том, стоит ли так доверчиво воспринимать название группы, хммм....

Когда в 2006-м я в первый раз услышал бодрое вступление к 'Lloyd, I'm Ready to be Heartbroken' с этим одновременно беглым и меланхоличным перебором на гитаре, мой мозг взровался. Выйдя через два месяца из госпиталя и дослушав пластинку, я стал фанатом. К сожалению, я стал фанатом альбома в частности, а не Камеры Обскуры в целом, поэтому когда речь зашла о том, чтобы послушать их другие пластинки, я был разочарован. Когда у них объявился новый альбом 'My Maudlin Career', я ждал всё того же, и снова был разочарован. 'Desire Lines' был больше всего похож на любимый альбом, поэтому я был менее разочарован. Но если б я тогда послушал новую пластинку 2024-го года, я б... хотя кого я обманываю, я бы не дослушал её до конца, потому что был бы разочарован.

Это первый альбом группы после смерти Кэри Лэндер (клавишные, типа как я сейчас нажимаю, только со звуком) в 2015-м году. Я упоминаю это не как общее место, а некоторую точку, после которой группа могла закончиться, как Квин, которые из уважения к Фредди больше никогда не собирались вместе. Что?... Собирались? Да ещё с Полом Роджерсом вместо Фредди? Ну, уж, нет, если он не обучался хотя бы год мастерству гомосексуализма, я не считаю это полноценной заменой.

Camera Obscura и приблизительно ещё шесть миллионов пятьсот тридцать четыре тысячи семьсот восемьдесят пять инди-поп групп (на память) всегда звучали так, будто никогда не хотели вырастать. В 15 лет подпевать припеву 'I Love You Ono' Стерео Тотал (я не знаю почему, но все тёлки ставили этот трек в Current Music в записях Livejournal) про отказ от больших денег, машины, системы и ответственности в целом было отлично. В 35 — со скрипом. Чаще всего подобные группы, старея, не способны совершить трансформацию, и втихую прекращают своё существование — и именно это произошло со всем движением инди-попа, и именно это должно было стать участью Camera Obscura. Потому что как болезнь (рак) и смерть может совмещаться с наивностью и выпяченной хрупкостью прежних записей группы?

Перед 'Look to the East, Look to the West' («Ну-да, ну-да, пошёл я нахер, дорогие Камера Обскура», — говорит Север («Ну-да, ну-да, пошёл я нахер, дорогой Серхио», — говорит Юг)) группа выпустила сборник би-сайдов и каверов 'Making Money', который посвятили Кэри, и двинулись дальше, записав полноценный альбом. И если не знать, кто в группе умер, то я бы сказал, что это ударник — в большинстве песен вместо барабанов тут перкуссии и драм-машинки, а вот клавишных как всегда в довольстве.

Поэтому из классического звука ударных, клавишных и слайд-гитар тут только 2 трека. Это фантастическая будто сошедшая с того-самого-альбома 'Pop Goes Pop' с игривым припевом, которую замечаешь моментально и крутишь до бесконечности. Сюда же идёт 'Big Love', но в остальном это тихий и просторный (но не в смысле усадьбы с садом и полями для охоты, а скорее просторный как однушка с муниципальным ремонтом) альбом, и если говорить про трансформацию, то глубокие, нежные пианинные балады 'Sugar Almond' и 'Sleepwalking' — это то самое, что рождается не потому что, ну типа надо надеть чёрное, а то друган откинулся, а как естественная рефлексия на эту самую трагедию.

И мелодии, детка! Группа не тратит ваше время зря — они поданы в лицо, они цепляют в первые 20 секунд трека — оставайся или переключай далее. И по большей части я остаюсь. Среди любимых: лёгкосердечная 'Denon', не самая оригинальная (в смысле, кажется, мы слышали это всё уже где-то у каких-то других групп), но красиво петляющая 'Only a Dream' и записанная как 16-битная демка 'Baby Huey (Hard Times)'. И несмотря на то, что остальные треки не мажут мою сосиску горчицей, ни один из них не отталкивает или заставляют жалеть о потраченном времени.

Я не знаю, можно ли ждать ещё один альбом от Camera Obscura. Возраст берёт своё, кто знает, кто в группе следующий поддолкнёт их к очередном альбому (я за ударника — он тут просто нафиг не нужен больше). А, возможно, появление Фионы Морриссон (не, я тоже хрен проссу, кто это такая, просто знаю, что она не из группы, но при этом её фото украшает дебют 2001-го года) на обложке — намёк на циклическое завершение истории.

И говоря про циклические завершения истории... всё-таки, если довериться названию группы и посмотреть в эту дырку в стене, из которой должно проецироваться перевёрнутое изображение... Ах, паскуды!!!!! Glory Hole Collective, вот ваше истинное название!!!
писано 03.09.2024