Немного истории, дорогой читатель. Оксфорд был впервые упомянут в письменном виде в «Англосаксонских хрониках» в 912-м году. Тогда на его месте располагался монастырь святой Фридесвиды. В 979-м и 1009-м годах Оксфорд подвергался нападениям данов. Так, ну, далее не интересно, ага, а, вот, это важно: в 1989-м году в Оксфорде, наконец, появилась группа Swervedriver!
Но до того, как этот светлый день настал, человечество вынуждено было слушать Shake Appeal, группу с тем же костяком, что и Swervedriver, но собравшуюся в 1984-м. Ну, как человечество. Соседи по общежитию в попытке заснуть.
Shake Appeal названы по песне Игги Попа (и Студжис) с альбома 'Raw Power', и это как если бы убийцу в детективе звали Убийца. Я слышал только одну их песню, 'Gimme Fever', которая звучит ровно как калька с альбома 'Raw Power', где среди прочего была песня 'Gimme Danger'. Группа просуществовала 5 лет (даже Игги Попу Студжис надоели быстрее) и развалилась. Однако Адам Франклин сочинил новые песни (среди которых была 'Son of Mustang Ford' с EP, который я делаю вид, что обозреваю, а на самом деле переписываю текст из Википедии [3][4], ой, нет, вот это в скобочках лишнее), впечатлив бывших участников, которые снова собрались и записали демки, которые затем оказались у главы Creation Records Алана МакГи, но к этому моменту из группы ушли брат Адама и ударник Пэдди Пулцер, господи, сколько можно уже, Википедия, давай к сути уже, в общем, Алан МакГи подписал ребят, а остальное — история: в 1989-м году в Оксфорде, наконец, появилась группа Swervedriver!
В 1990-м году группа выпустила 4 сингла, но песни на них были такие длинные, что все называют их EP. Первым был 'Son of Mustang Ford', и если бы не Википедия, по этой песне я бы никогда не дотумкал, что группа из Великобритании — настолько звук Swervedriver на одной линии с гранж-сценой Сиэтла конца 80-х, и все отсылки в текстах и названиях к машинам и свободе, разумеется, только конфузят. Увы, дорогой читатель найдёт для себя не так уж много на этой короткой пластинке — тексты Адама абстрактные и служат для артикуляции эмоций. Зато дорогой слушатель — о, здесь просто рай для дорогого слушателя!
Разумеется, можно свести Swervedriver к обдиранию гранжа, гранж к копированию Студжис и MC5, Студжис к угрязнению Velvet Underground, а Velvet Underground к тому, кто придумал аккорд Ля мажор, уж не знаю, кем был этот человек, но спасибо ему большое. Что меня неизменно радовало в музыке, сколько я её ни слушал — время от времени я натыкаюсь на группы, которые с одной стороны можно препарировать на пропорции стилей, но у которых при этом есть что-то ещё, что-то едва уловимое, чего нет у всех остальных групп их времени. И это то самое, что заставляет слушать и помнить их музыку даже через 30 лет, и одновременно забыть все акты, что делали формально то же самое. А в нише Swervedriver их были десятки, если не сотни — взять к примеру, этих... как их... ммм.... в общем, я ж говорил, что никто их уже не помнит.
Я не до конца понимаю, что именно выделяет Swervedriver. Можно указывать на звуковые мулечки, типа того, что голос Адама выведен вперёд, и в отличие от Soundgarden, Loop и Melvins, вы можете разобрать слова без ушного прищура (не то, чтобы они складывались в смысл, впрочем). Гитары и их дуэли разделены по слоям, они не смешиваются в кашу (и вообще качество продюсирования или мастеринга или как называется, когда в чёрном свитере рычажки двигаешь на пульте, на высоте — особенно для дебютного EP ноу-нейм группы, особенно для 1990-го года), а динамика звука такая плотная, что ни одному инструменту не выделяется луч прожектора для долгого самолюбования. Но это всё детали, пускай и приятные. Я думаю, что ключевая причина — в сторителлинге (я буду абьюзить это слово до тех пор, пока оно не подаст на меня в суд), способности Адама делать копмпозиции красноречивыми. 'Son of Mustang Ford' — она именно про свободу передвижения, гедонизм, эскапизм и эгоизм вместе взятые, хотя ничего такого нет в её тексте, и я не до конца понимаю, как эти спресованные вместе непрерывные гитарные соло, которые успевают воткнуть между строчками текста, умудряются передать всю эту палитру, но оно работает именно так, почти на телепатическом уровне.
'Kill the Superheroes' сделана похоже, пусть и чуть более просторно, но она столь же сильно пробирает подачей на первой строчке припева '
Please take it away, I don't need your ideals today'. Остальные две песни рангом пониже, но ни одна из них не тратит вашего времени зря. Они не разгоняются, а сразу стартуют с красной зоны оборотов. Эта нетерпеливость заметна везде даже в более медленной 'Juggernaut Rides', в которой у припевов и куплетов как будто подрезали кусочки в начале и конце, чтобы они сменяли друг друга совсем уж непрерывным частоколом.
Я прекрасно понимаю, почему Алан МакГи подписал эту группу. Бухой был как обычно наверняка. А, ну и EP отменный, разумеется, да.