logo

мужской разговор
о музыке

The
Byrds

Чык-чырык!

album

Mr. Tambourine Man

1965

Cтараясь идти в ногу со временем, я решил скачать все свои винилы на аудиокассеты, йоу-йоу, в середине процесса наткнулся на The Byrds и подумал о том, чтобы рассказать об этом детишкам с айпедами. Эй, детишки, усаживайтесь поудобнее в клетье вокруг пестери, сейчас будет интересно!

Давным-давно, когда про музыку узнавали от знакомых на слух, я думал, что The Yardbirds и The Byrds — это одно и тоже, ну типа моднее их называть сокращённо, просто Бёрдз, типа у молодых людей половина рабочего дня состоит их того, что говорить Йардбёрдз, поэтому без сокращения ну никак. Про The Byrds я думал что они произносятся как «Байрдс», типа барды какие-то, Боба Дилана вроде бы поют — ну, точно барды. Позже когда я попросил на прилавке The Byrds уже с правильным произношением «Бёрдс», мне подсунули диск The Birds (с Ронни Вудом на гитаре), и лишь годом позже я смог найти аудиокассету с первым альбомом тех самых The Byrds на первой стороне, и вторым альбомом на второй, и если бы это была не кассета, а правильный додекаэдр, то на нём бы уместилась вся дискография группы. Но, увы, это была кассета, через одно прослушивание её зажевало, и я больше никогда не слышал The Byrds за исключением поверхностного ознакомления с ключевыми альбомами на волне тотального скачивания всего, до чего я мог дотянуться через торренты.

Поэтому возврат через 23 года к дебютному альбому — на самом деле первая полноценная попытка его послушать, не скипая скучные треки, от чего, собственно, и зажевалась кассета. Итак, детка любит факты, поэтому факты, детка:

- это первая инкарнация Бёрдз, которую ведёт Джим МакГвинн (который через два года поменял имя на Роджер, как будто проблем с названием группы не было достаточно), но где песни умеет писать только Джин Кларк, который в свою очередь слишком много слушал Битлз, а все остальные — Дилана

- поэтому альбом состоит из 4 песен Дилана, 5 песен Кларка (2 из них в соавторстве с МакГвинном), юркой 'Don't Doubt Yourself, Babe' написанной певицей Джэки ДэШеннон специально для этого альбома, и ещё двух странного выбора каверов, перечисленных далее в фактах, детка!

- кавер 'The Bells of Rhymney' на мелодию Пита Сигера и слова Идриса Дэвиса, которые Пит услышал от Дилана (Томаса (у которого Дилан (Боб) стырил псевдоним)) и решил их стырить для песни, довольно интересный в аранжировке Byrds: вступительный рифф был переиспользован Джорджем Харрисоном для 'If I Needed Someone'

- проходной кавер на 'We'll Meet Again', одну из самых популярных британских песен военной эпохи, скорее всего появился в финале альбома из-за использования песни в финале 'Доктора Стрейнджлава' 64-го года. И это ещё здорово, что союзники победили, а то The Byrds пришлось бы петь что-то ужасное на немецком.

Все любят этот альбом за каверы на Дилана, потому что пускай никто и не признавался, но мало кто мог слушать акустического Дилана и не думать, «А вот если бы этот парень ещё умел играть, петь и делать аранжировки, и засунул бы гармошку в задницу!». Поэтому когда The Byrds сыграли его мелодии на 12-струнном Рикенбакере с вокальными гармониями на 3 голоса и гармошкой в заднице, все американцы начали закидывать их деньгами, а альбом попал на 6-е место. Но я должен сказать, что именно каверы Дилана — исключительно согласно моему скромному толстому длинному 20-сантиметровому имху — здесь наименее впечатляющие. Так мне казалось 23 года назад и ровно те же эмоции сейчас. Дилан не был известен за разнообразие в рамках песни, и The Byrds несут не сильно больше. У 'Mr. Tambourine Man' интересный звук, особенно эта чиркающая справа гитара, но эта декорация не меняется всю песню и под конец лёгкий и одновременно мистический оригинал Дилана добивает глубже. Я должен отметить их старание сделать что-то с монотонностью Дилана: в обеих 'All I Really Wanna Do' и 'Chimes of Freedom' один из куплетов превращён в мостик, но эффект звучит искусственно, инордно. Наверное, единственная песня, где мне кажется они преуспели — это шлифовка роскошно ныряющей в цепкий припев мелодии 'Spanish Harlem Incident', просто потому что оригинал Дилана потерялся на альбоме среди синглов.

Но! Композиции Кларка 'I'll Feel A Whole Lot Better', 'You Won't Have To Cry' и 'It's No Use' — это настоящее золото альбома. Вопреки всему тому, что звучало по радио по обе стороны океана, эти три песни звучат одновременно ритмично и меланхолично. Второстепенные песни 'I Knew I'd Want You' и 'Here Without You' обычно вообще не упоминают, но по мне это первые тычки в сторону мелодичной психоделии — схожее с тем, что Кинкс делали на 'See My Friends' и 'Tired of Waiting' — и оно звучит по-настоящему оригинально, а не как бекап-бэнд Дилана.

Я ставлю этому альбому 3 с половиной звёздочки! Идеи — это здорово, но нужно что-то большее, чем просто запихнуть тамбурин в 'Mr. Tambourine Man', дорогой мистер мужик, который отвечает за идеи на этом альбоме! Что? Нет-нет, не надо запихивать урину в тамбурин!!!
писано 14.10.2024
album

Turn! Turn! Turn!

1965

Следующий альбом, выпущенный снова в 1965-м году, но в декабре, когда модные парнишки все уже устали от 1965-го года и его трендов, поэтому вместо Дилана у нас тут кавер на книгу Екклесиаста, йоу-йоу, Ветхий завет снова в тренде, чувырлы, поэтому не кради (кроме мелодий Дилана), не сотвори себе кумира (кроме Битлз) и не желай жены ближнего твоего (кроме жены Харрисона, если ты Клэптон), йээээ.

Все знают эту песню 'Turn Turn Turn', написанную Питом Сигером на слова царя Соломона про разбрасывать-собирать камни. Но все знают её в аранжировке Byrds, которые смогли рассмотреть алмаз в грубой породе, которую Пит выдал в 1962-м году. Проблема Пита была в том, что он не умел петь и из-за этого проглатывал мелодии в своих песнях, поэтому если не тыкать их слуховым микроскопом, они все более-менее звучат одинаково. И я думаю, что только когда твоя коллекция музыки ограничена физическими пластинками, только тогда можно забуриться во что-то подобное настолько глубоко, чтобы на двадцатом прослушивании, случившемся скорее от безысходности, нежели от желания, заметить каркас для фолк-рок-хита. И по версии The Byrds понятно, сколько подходов они сделали для огранки этого алмаза. Гармонии, диалог двух гитар, преломление ритма на строчках "Time to gather stones together" и подчёркнутое по-ласковому сыгранными пауэр-аккордами окончание — этой работой можно любоваться с разных сторон бесконечно (в течение 3 минут 50 секунд, пока она звучит)!

Чего не скажешь про остальной материал пластинки, к которому притронулись все участники группы, но почему-то ни у кого золото не получилось (потому что вместо царя Соломона надо было звать Мидаса, неучи!!!). Из хорошего:

- 'It Won't Be Wrong' будущего экс-Дмима МакГвинна меньше чем за 2 минуты умудряется зацепить больше, чем все следующие песни альбома. Если б не странная маршевая секция в середине, это был бы идельный затерянный хит.

- 'Set You Free This Time' и 'The World Turns All Around Her' Кларка продолжают его фирменный романтический сплав меланхолии и битловской ритмичности-мелодичности, который в групповой аранжировке с этими звонкими гитарами и гармониями звучит отчётливо от всего, что происходило вокруг.

И это всё! Из этого альбома можно было сделать отличный EP, но группа решила по-бырому накинуть лопату говна, чтобы получился альбом. Поэтому давайте достанем вторую лопату и покопаемся в первой лопате говна! Я немного приврал, тут есть два кавера на Дилана — но оба из них идиотские. Несмотря на то, что в запасе была засунутая в бонус-треки к переизданию и выпущенная лишь в 1987-м году 'It's All Over Now, Baby Blue' (в которой в самом начале звучит рифф на мелодию тоже дилановской 'I Don't Belive You'), которая пинает жопу всему, что они перепевали у Дилана, The Byrds для этого альбома выпустили абсолютно предсказуемый кавер на 'The Times They Are A-Changin' (её почему-то все перепевали именно так, по-эстрадному в лоб) и столь же бесполезный кавер невыпущенной песни 'Lay Down Your Weary Tune' аж 1963-го года (как вообще тогда люди выцепляли для кавера что-то подобное? Типа, алло, это Дилан? Слушай, Дилан, это твой лейбл, можешь напеть что-нибудь невыпущенное в трубку, а мы выпустим? А потом гадко хихикали и потирали ручки) — проблема этих каверов в том, что все они звучат как Дилан, наложенный сам на себя три раза с едва заметным отставанием — и типа гармония выходит. Наконец, первая работа Дэвида Кросби и МакГвинна 'Wait and See' — сущее надувательство. Я жду-жду, но ничего не происходит!

Великий ли это альбом? Нет. Но способен ли он скрасить ваш день приятным исполнением давно полюбившихся песен? Тоже нет.
писано 16.10.2024