logo

мужской разговор
о музыке

Sensational
Alex Harvey Band

Сенсация!!! У Алекса Харви группа!

album

Framed

1972

Если бы фотограф, делавший материал для обложки, не проспал и прибыл в полицейский участок на час раньше, мы бы увидели поразительную фотографию: рождённый в Глазго Алекс Харви на фоне отметок роста держит перед собой табличку со собственным именем и возрастом — 37 лет. Дебютный альбом в 37 лет, дамы и господа!

Я рад, что в Шотландии, наконец, приняли многие года лобируемый мною закон про то, что дерьмовым музыкантам надо давать абсолютно реальные тюремные сроки, но, твою мать, они схватили в Глазго не того Алекса! Алекс из клана Копранос до сих пор на свободе!

Я вам соврал. Разумеется, это не дебютный альбом Алекса. А, ну, и да, в Шотландии не принимали подобного закона. Именно поэтому Алекс из клана Копранос до сих пор на свободе. Но со вступлением закона в силу я первый буду трясти в суде новым диском Франц Фердинанд, и сицилийская мафия, кричащая судье «Take him out!» меня не остановит.

Алекс Харви достиг своего самого большого успеха в Sensational Alex Harvey Band. Но до неё были и другие группы, например, Alex Harvey Big Soul Band — да, чувак определённо любил вставлять «Alex Harvey» в названия своих групп. Именно поэтому его прозвали Алекс Харви. Но, тем не менее, для многих альбом «Framed» — это первая дебютная работа Алекса Харви по прозвищу Алекс Харви.

В начале 60-ых Алекс имел свою локальную долю успеха, играя ритм-н-блюз и рокенролл каверы, хотя больше запомнился за первое, чем за второе. Он выпустил 4 альбома этих каверов с несколькими своими песнями, 5 лет служил в волосатой труппе, игравшей в Британии музыку из «Hair» (вот, поглядите, скромняга в случайных кадрах), и никогда не получал большего, просто потому, что не стремился. Было бы неправильно давить слезу, что пока он не опустился до модного глэм-рока, честный ритм-н-блюз не сделал ему и гроша. В своих интервью он, лениво перебирая звуки, из которых, похоже, состоят слова (удивительно, что на записи он звучит куда понятнее), вспоминает: «Я просто хотел быть счастлив», и вся суета с большой группой явно этому противоречила.

Для того, чтобы сколотить настоящую рок-группу, у него был вагон возможностей. Его брат Лес Харви был отменным гитаристом, которого Алекс сосватал в Stone The Crows. В начале 1972-го Лес погиб прямо на сцене, похоронив возможность очередной британской группы из дуэта братьев (и дальнейшее будущее Stone The Crows тоже). Это, проблема пенсионных накоплений или просто желание помочь группе Tear Gas, которую он в полном составе возглавил, переименовав в Sensational Alex Harvey Band — неизвестно, что толкнуло Алекса на большой дебют, но что за дебют это есть, воу-воу, детка, срочно читай следующий абзац.

Пара моментов: Алекс очень неплохо управляется с гитарой (смотрите, как старательно он зажимает барэ на обложке своей сольной пластинки), но в составе группы всегда уступал место Зэлу Клменсону, потому что тот на 4 слайда и 3 биг-слэпа круче него (это меры гитарного мастерства, если вы не в курсе). Не каждый фронтмен готов это признать. Далее, Tear Gas были прог-рок группой. Достаточно узколобой, как показал альбом «Fourplay», записанный без Алекса, в это время отъехавшего надиктовать и собирать интервью для целой пластинки про лохнесское чудовище, и я сейчас не шучу — сравните уровень фантазии, что называется. Итак, ритм-н-блюз певец возглавляет прог-рок неудачников — вы готовы?

Здесь два эпохальных длинных блюзовых кавера, «Framed» и «I Just Wanna Make Love To You», и мне потребовалось 10 лет, чтобы их распробовать — ровно столько же, сколько Алексу, чтобы выточить финальные версии (обе были на его ранних пластинках). Их растянутость может раздражать по началу, но медленный свэг «I Just Wanna», подкреплённый залпами духовых, — это одна из лучших интерпретаций избитого номера. Здесь также два офигенных рок-номера: «St. Anthony» и «Midnight Moses», с вежливостью и таком рок-звезды разбивающих ваши динамики в говно. Оу, и, да, мы все любим веселиться над роком 70-ых, но нюанс в том, что рок 70-ых порой бывал сам весёлым: «Buff's Bar Blues» и «There's No Lights On The Christmas Tree, Mother, They Burning Big Loui Tonight» очень комичны, как и пародия на фолк-страдания «Hammer Song», исполненная затем Ником Кейвом на своём очередном альбоме. Мне до сих пор не нравится монотонная «Isobel Goudie», как и «Hole In Her Stocking», за что я и снимаю одну звезду, но в остальном это очень крепкая и живая пластинка.

И, да, дорогие авторы обложки альбома, я ни разу не поверил в то, что Алекса реально бросили за решётку. Вы допустили один серьёзный ляп: на форме арестанта вертикальные полоски, а не горизонтальные. Не пытайтесь разжалобить меня и клянчить 5 звёздочек для рок-узника.
писано 09.11.2013