logo

мужской разговор
о музыке

Bob
Dylan

Дид Боблан

album

Bob Dylan At Budokan
live record

1978

В 70-ые у американских актов стало в почёте под конец тура заехать, так сказать, отбомбить Японию, и Будокан (расположенный в округе Хочуканды, но я это придумал прямо сейчас, поэтому примите эту достоверную информацию с долей осторожности) был ключевой площадкой в этом деле (хотя первыми кто там сыграл были Битлз со своим свежим хитом «Ай вону хоруду йо хануду» — да-да, помимо немецкой версии были и другие языки!), породив тьму живых альбомов, и пластинка Дилана-куна 'At Budokan' — одна из них!

Интересный технический аспект: концерт были сыгран 28 февраля и 1 марта 1978-го, но сразу после этого Дилан на сверх-звуковом самолёте метнулся из Японии в США, чтобы записать 'Street Legal' и успел выпустить его 15 июня до того, как звуковые волны от концерта дошли до прилавков. Поэтому вопреки всем ожиданиям на концертном альбоме, выпущенном технически после 'Street Legal', есть всего одна песня со 'Street Legal', что, я думаю, дополнительно подкрасило пластинку как проходное место в дискографии Дилана, однако мы сейчас не про это проходное место в дискографии Дилана, а про совершенно другое проходное место в дискографии Дилана!!!

Но ка кб ыт ам ни бы ло, детка, это легендарный альбом (не обязательно из-за своего качества), на котором Дилан проходится Годзиллой по своей собственной дискографии, вызывая атомные взрывы в задницах фанатов. Но не спеши с выводами, детка, потому что причины! На это были причины! Если вкратце, после развода и брутального раздела имущества с Сарой, в результате которого Дилан понял, про что была песня 'Like a Rolling Stone', было принято решение заработать денег самым эффективным образом: быстро прочесать по массивым площадкам в Азии и Австралии, оставаясь при этом в тени от американской прессы. Согласовав даты и собрав группу (в которую никак не могли найти барабанщика, и в итоге после дюжины кандидатур остановились на Дэнни Сайвелле из Wings, но Пола МакКартни очень кстати взяли за жопу в Японии за пакетик марихуаны, и Йоко Оно (моя догадка) аннулировала все визы обоим МакКартни, остальным участникам группы — в том числе Дэнни, связанным с Wings инженерам, абсолютно всем фанатам и на всякий случай голубям, потому что крылья), Дилан получил письмо от промоутеров, предлагавшее вежливо, но довольно прямо консервативный трек-лист хитов, которые требовалось сыграть. Вместо того, чтобы вести конфронтацию открыто, Дилан решил взять своё тайком, полностью переаранжировав каждый из требуемых к исполнению хитов.

Именно поэтому, мальчики и девочки, 'Bob Dylan At Budokan' пестрит в дискографии таким ярким бельмом! 'Shelter from the Storm' и 'Knockin' on Heaven's Door' в регги-аранжировке, 'All I Really Want to Do', 'Going, Going, Gone' и 'I Shall Be Released' — шмальцевый эстрадный биг-бэнд, 'Blowin' in the Wind' и 'I Want You' — в стиле проникновенной спиритуальной херни. Чаще всего это просто забавные версии, к которым я за 20 лет с момента как впервые их услышал ни разу не захотел возвращаться, изредка — откровенно неудачные задумки (или, хыхы, мне стоит называть это «зад-думками», ыхыхых хохохо хыыхы— ладно-ладно, признаю это не самая моя удачная зад-думка). Среди них: 'Forever Young', в которой слишком много саксофонов, мандолин и хоровой развесистой клюквы, но нет нежности, неуверенности и интимности оригинала, а также 'Just Like a Woman' — звучит как херовая версия херовых эстрадных версий, которые делали в 60-е безымянные дивы с высокими причёсками, а теперь вот и Дилан поёт эту песню так же — прям как баба.

Но, детка, инь уравновешивает янь, пьянь и херь неудачных экспериментов положительными результатами:

- 'All Along the Watchtower' здесь сыграна в стиле Хендрикса, но в середине благодаря соло на скрипке она гениально морфирует в 'Hurricane'!

- 'I Shall Be Released' — изменённая мелодия куплета мне нравится больше, чем оригинал, то есть, выходит, что она оригинальнее оригинала! Оригами, как говорят японцы!

- 'Simple Twist of Fate' — эта почти что смус-джазовая аранжировка точно не лучше оригинала, но я не скрою, что она трогает мой центр удовольствий, пускай и совершенно неподобающим образом барабулька эй! я сказал барабулька!!! это же наш сейф-ворд, мы же договаривались!!!!

- 'Oh, Sister' — благодаря какой-то случайной мутации эта песня из затяжной еврейской гнусавщины превращается в зловещий триллер, который держит в напряжении все 5 минут звучания.

- 'Mr. Tambourine Man' — флейта! Всё исполнение в ушах звучит эта наивная долбанная флейта похотливого фавна! Неплохо! Через ещё пару пере-аранжировок Дилан, думаю, додумается и всё-таки наймёт кого-то с тамбурином, чтобы эта обдолбанная песня обрела б хоть какой, хоть пост-модерновый, но всё-таки смысл.

- 'Maggie's Farm' карикатурно перерисована в фанк-рок с нелепым галопирующим припевом и раскатистыми стадионными гитарными соляками — настолько нелепо и радикально, что внезапно хорошо, хоть и удивительно, как они могут играть это всё и не прыскать со смеха.

Немного для двух дисков, но альбом мог быть гораздо лучше, найми Дилан нормального барабанщика. Весь концерт Ян Уоллэйс заунывно стучит по ударным, будто в дверь к директору на ковёр. Не удивительно, что его выгнали даже из Кинг Кринж-сон после двух альбомов!
писано 10.04.2025