logo

мужской разговор
о музыке

Mighty
Sparrow

Фашистский тви-поп из Бруклина

album

The Calypso Genius

1966

Как утверждает Википедия, Первые звёзды [калипсо] появились в конце 1930-х годов: это Аттила ДеХун, Роринг де Леон и Лорд Инвадер, но я хотел бы рассказать о певце калипсо, без упоминания которого не обходится ни один обзор на Майти Спэрроу, — это Майти Спэрроу!

Калипсо, музыка Кариб, как музыкальный жанр появилось в Тринидаде (это не какой-то хипстериский клуб, как вы могли подумать, типа «Tranny dad», а самое настоящее государство с фейс-контролем и VIP-лаунж-зоной), и тут вы такие должны спросить «Серхио, ты совсем покатился крышей? Карибы? Калипсо? Тебе инди мало, сраный хипстер?», на что я укажу, что калипсо — это не просто любовь к экзотики, типа въетнамских хоррор фильмов, а логичный шаг для всех ценителей инди.

Итак, вы знаете, что Америка сходит с ума по Брайну Вилсону и Бич Бойз. Каждый раз, когда Брайн, поддавшись сиюминутному веянию склероза, начинает заново собирать свой проект «SMILE» из далёких 60-ых, когда он пытался конкурировать с Битлз, Питчфорк забывает про Ариэля Пинка и Радиохед и начинает полировать 10-бальную плашку и звание «Best New Music». Я не знаю, как это работает. С чего вдруг их журналисты, натягивающие на голову цилиндр крутости в обычный день, ценящие любые извращения и свысока взирающие на мэйджор-лейблы, внезапно агрятся на трижды пережёванный материал — я не знаю, но предположим, именно так и должен вести себя воспитанный на хороших манерах хипстер, завидев пластинку Брайна Вилсона. Наконец, вы можете помнить, что Брайн тесно сотрудничал с Ван Дайк Парксом на «SMILE», а этого друга Питчфорк ценит даже поболее, в частности потому что Ван Дайк продюсировал Джоанну Ньюсом и Инару Джордж. И не только поэтому. Также потому что в голове большинства критиков Ван Дайком тождественен Америке. Типа такой штудирующий американские жанры профессор, внезапно пользующийся почётом у молодёжи. Так вот, в свою очередь у Ван Дайка есть альбом «Discovering America», где он весь исходит бальзамом перепевок калипсо на наши задницы, и, эй, оказывается, это культовый альбом, не возлюбить который — значит отнести себя к тупорылому стаду любителей гитарных штампов, а таким невеждам настоящие музыкальные знатоки никогда не дадут.

Короче, делая длинную истрию короткой: если вы не любите калипсо, вы хрен что знаете о музыке Америки. Именно поэтому я отправился на курсы любви калипсо, где мы начали как раз с этого альбома — и что за магнифицентный альбом это есть! Во всяком случае, так меня научили там говорить.

Дискография Майти Спэрроу запутана, но почти каждая пластинка объясняет, почему я запал на него. Он офигенный, вот почему. Он не просто нёс в себе соль жанра (хотя и это тоже), но ко всему прочему одним из первых начал пихать в тексты своих песен карикатурную социальную критику с истинной английской иронией и это задолго до Рэя Дэвиса. Да как вообще пластинка с самовосхваляющим названием «Гений калипсо» может быть чем-то менее, чем магнифицентным? Он же настоящий гений калипсо — быстрее остальных музыкантов калипсо решает кубические уравнения в уме и считает интегралы Римана!

Это 1966-ой год, Майти Спэрроу уже где-то 15 лет выпускает пластинки, но даже при таком раскладе этот альбом кажется несколько однообразным на первое прослушивание в силу своей мягкости, поэтому я выделю самые яркие песни за вас, а вы можете просто их заучить и повторять с умным видом. Итак, в порядке появления на пластинке: гид по выбору девушки «Bag ah Sugar?», самая цепкая и выделяющаяся мелодией «The Rebel» и подколки на тему вест-индийской культуры в «Obeah Wedding». Остальные тоже неплохи, но слабо отличаются от типичного наполнителя пластинок Спэрроу.

Для знакомства с Майти Спэрроу европейскому уху лучше начать с «Hot + Sweet» (который продюсировался опять-таки Ван Дайк Парксом, ха!), но и «Гений Калипсо» тоже очень неплох для расширения кругозора. Если вы чувствуете, что вырастаете из своих конверсов и скинни-джинс, то мой вам искренний совет:... покупайте одежду на вырост.
писано 05.02.2012