logo

мужской разговор
о музыке

The
Dambuilders

Проклятые строители!!!!

album

A Young Person's Guide

1989

О'кей, это будет быстрый обзор, потому что я арендовал клавиатуру и наушники у хачей всего на 30 минут (я не вижу смысла вкладываться в оборудование, пока не стало ясно, что это действительно моё призвание и что-то, чем я буду заниматься долго), а за это время едва можно успеть послушать этот альбом, но ничего, не впервой, прорвёмся. Сначала заболтаем читателя причиной, по которой я якобы решил обозреть эту группу. Поехали!

Причину, по которой я начал обозревать Dambuilders, я раскрою чуть позже. В следующем предложении. А вот и оно — изначально я хотел обозреть бабёнку Joan из Joan as Police Woman, но потом благодаря моей сети уличных информаторов, которые читают Википедию, я узнал, что авторкессу (феминитивы!! мы за равноправие полов (и полок!!)) в жизни зовут Джоан Вассер и что до сольных работ она играла в группе Dambuilders на — вынимание! — скрипке! Воу, сразу подумал я, просто ураган! Ураган в смысле песни Дилана 'Hurricane', в которой эта ядовитая скрипка параллельно с холодной гитарой звучат настолько хорошо, что я никогда не понимал, почему никто более не попытался поэксплуатировать этот коктейль. И, о чудо, Dambuilders делали именно это на протяжении многих альбомов, и именно поэтому я немедленно взялся за обзоры, чтобы донести эту благую весть до вас, дорогие читатели, которые так же как и я, интересовались, чем же Джоан Вассер занималась до сольной карьеры! Встречаем дебютный альбом Dambuilders!!!

На дебютном альбоме 'Young Person's Guide' нет Джоан.

Но есть 'Joan'!

Но это песня, а не музыканткэсса. И на ней нет Джоан.

Изначально группа была из Гаваи, и Джоан присоединилась к ним только со второго альбома, когда они переехали в Детройт. А первая пластинка тем временем была выпущена только в Германии, и купило её ровно 0 человек, и пускай это немного, но зато затем каждый из них изобрёл лекарство от СПИДа!

1989-й год, дебют от местечковой гавайской группой — разумеется, среди их влияний будут (в порядке от холодного к тёплому) The Replacements, Violent Femmes, R.E.M., Маршалл Креншоу. Разумеется, ждать чего-то крышесносящего, землесотрясающего и пожароопасного не стоит (хотя вроде всё это крайне актуально для Гаваи), но это — неплохой альбом! Примерно до 2017-го или когда слово инди-рок потеряло смысл и границы (в 2003-м?) поток современных пластинок не давал продыха для того, чтобы уделить внимания таким пластинки как эта, но чем дальше, тем больше простота, открытость мелодий и незатейливость аранжировок начинает привлекать, нежели отталкивать.

Я думаю, правильный угол подхода к этой пластинке не в том, чтобы перечислять хорошие песни, потому что их тут слишком много (плюющаяся примитивными риффами 'God Wears Glasses', удачное и мелодичное подражание R.E.M. 'Radio is King', льющиеся фолк-переборы 'Rose Vitta', лиричная и одновременно построенная на череде акустических риффов 'Joan'). Иначе тогда закономерно возникнет вопрос — если хороших песен так много, то почему всего 3 звезды (да-да, я так же как и вы заглянул в конце обзора)? Чтобы это понять, нужно сосредоточиться на одной песне — к примеру, 'She's Coming Down'. Это самая сложная песня пластинки, она не выкладывает все карты в самом начале, она строится фраза за фразой, инструменты вступают и неспешно настраиваются на ритм, в итоге встречаясь одновременно в припеве, после которого песня начинает течь по выточенному руслу. Это правда непросто придумать, для этого нужен талант и наслушанность, но даже так чтобы всё это оценить, нужно хорошенько прищурить ухо. Потому что есть ещё тьма вещей, которые мы воспринимаем как данность, и которые отсутствуют тут. На 'She's Coming Down' — и это лучший трек пластинки — отсутствует мастеринг, вокал непримечательный, каждый инструмент как будто стесняется занять пустое место под прожектором. В других руках (даже тех же самых Dambuilders из будущего) весь этот материал мог бы сиять, но тут он весь звучит как демка, и это не претензия к Dambuilders, а скорее уважение к другим группам, которые на своём дебюте умудрились протыкать все невидимые нам, неблагодарным недостойным слушателям, галочки.

Я ставлю этому альбому 3 звёздочки! Лучший дебют все времён и народов он не, но лучший дебют 1989-го от гавайского народца — почему нет?
писано 23.09.2025
album

Geek Lust

1991

На первом альбоме в качестве основной техники песнеписательства использовалось везение. В смысле, я хотел сказать, научный метод кидания говна на стену и тщательной селекции только того, что прилипло. Именно поэтому первый альбом был полон прилипчивого говна. Говна. Но прилипчивого. Но говна. И всё поменялось на втором альбоме!!

Я не знаю, почему я вдруг начал рассказывать историю Радиохед.

Мне нравятся Dambuilders, потому что они стараются. Прогресс между 'Young Person's Guide' и 'Geek Lust' — огромный, пусть разница всего лишь в 0.5 звёздочки. Много это или мало? Давайте спросим мистера Умнозада!

— 0.5 звёздочки — это хуже, чем 0.51 звёздочки, но лучше, чем 0.49 звёздочки

Спасибо, мистер Умнозад! Что ж, действительно, 'Geek Lust' — это не тот альбом, который войдёт в ретроспективные списки по 90-м. По многим причинам. Очень многим! Но я, разумеется, озвучу только парочку и сделаю вид, будто остальные самоочевидны. Итак, во-первых, альбом не породил никаких синглов, которые получили бы ротацию (возможно, потому что опять был выпущен на немецком лейбле с испанским названием ¡Cuacha! — я не понимаю, какого хера испанцы ставят спойлер восклицательного знака в начале?). Во-вторых, группа всё ещё не собрала свой звук вместе по сравнению с дальнейшими пластинками, поэтому если что и войдёт в историю, то это 'Encendedor' или 'Ruby Red', у которых оба озвученных пункта надёжно закрыты. Здесь уже присутствует Джоан Вассер и её скрипка очень изобретательно переплетается с гитарами в 'The Lesser Poet', 'P.P. Man' и 'Mr. Insomnia'. Мелодии — сильнее. Аранжировки и мастеринг — сильно-сильно лучше. Очевидных стилистических слизов R.E.M. и джэнгл-поп-сцены нет. Если вдуматься, между первыми двумя пластинками — световой год прогресса (ровно один! Прям ровно-ровно!!! Мы с мистером Умнозадом измерили дважды) и всё равно этого недостаточно, чтобы остаться хотя бы в заметках на страницах истории поп-музыки!

Возможно, ещё одна причина из очень-очень многих, — это вокал мистера... Господи, кто ж тут на вокале... в общем, напишу просто «вокалиста». Вокал мистера вокалиста, да. Он мог бы быть более, эммм... вокальным! Послушайте, я люблю разнообразие. Разнообразие — это моё второе имя. Я не могу без разнообразия. И недостаточно вокальный вокал мистера вокалиста просто не мажет горчицу для меня! Он однополосный, в нём нет глубины, чувства или эмоции, он лучше всего звучит в умиротворённом ключе ('Myron's Girlfriend'), чем в гррррррр режиме рассерженного молодого человека в 'Arkansas'. Ах, да! С этим альбомом переехавшая в Detroit группа начала проект по записи песен про соединённые штаты Соединённых Штатов США — примерно как Скуфьян Стивенс, только продвинулись они гораздо дальше. Здесь есть две песни, про Северную Дакоту и Арканзас, но ни они, ни последовавшие далее не выходят за рамки курьёзности. Ну, если « Гы-гы, они записали 10 песен с названиями как у пиндосных штатов» — это курьёзно. О'кей, возможно, песен было 11. Я не знаю, у них есть штат 'Fur'?

Мне немного жалко, что самые лучшие моменты солирующей скрипки Джоан не попали в лучшие песни пластинки. На переливающейся настроениями 'Myron's Girlfriend' с классно раскрывающимся припевом первая скрипка Джоан играет роль второй скрипки и при этом там нет первой скрипки, если вы понимаете мои скрипичные метафоры. И если вдруг нет, то у меня для вас есть ключ к разгадке!... Думаю, мои самые преданные читатели уже догадались, что этот ключ тоже СКРИПИЧНЫЙ, ха!!

Короче говоря, лучшие песни тут 'Yo Mamafish' (скрипка щипками играет ритм перед куплетами), 'Myron's Girlfriend' (аналогично) и 'Pop Song = Food' (то же самое, но хотя бы ещё немного солирования в инструментальной части), и они могли бы быть украшены работой Джоан гораздо сильнее. Примерно так же, как украшены 3-4 песни в середине пластинки, которые я бы никогда не стал слушать в классической инди-гитарной аранжировке. Так зачем оставлять самое мясо альбома без шикарного звука Джоан! Где логика? Дорогие The Dambuilders, вы, наверное думаете, что если у вас получается строить дамбы, то и аранжировки песням вы умеете делать? Что ж, выходит, что это чуть сложнее, чем загрузить отряд бобров мешками с цементом и сбросить их с вертолёта в реку! (или как там строятся дамбы?)
писано 27.09.2025
album

Tough Guy Problem
EP

1993

В 1993-м году Dambuilders записали пластинку 'Islington Porn Tapes', но её нигде не найти, потому что евреи контролируют Илингтон, порно-бизнес и индустрию производства плёнки, и всё что нам остаётся — это короткий EP (типа, обрезанный альбом, дошло?) 'Tough Guy Problem' или 'TФUgH gUY PЯФBLEM', если верить обложке. Наверное, они так долго кайфовали от буквы Ф, типа, вау, finally (негр с пробиркой) ноль с палочкой, что решили пихать её везде.

5 песен c 'Islington Porn Tapes' составляют этот EP, ещё 4 песни пересекаются с последующим альбомом 'Encendedor', так что мне посрать на тебя сраный альбом, я буду обозревать EP с идиотскими названиями песен типа 'LФUISIДЙД' ('Lousiana' для тех, кто не переживает инфаркт в данную минуту) или 'IDДНФ' ('Idaho').

И, вау, это очень сильный EP. В совокупности с песнями, которые составили синглы 'Encendedor', это сделало бы 'Islington Porn Tapes' скорее всего лучшим альбомом группы, и мне было бы посрать на этот EP, но история распорядилась иначе, и в итоге мне срать на альбом. Или всё же EP? Я запутался! А срать очень хочется! Умоляю, скорее — куда?!!

Итак, 5 песен! 2 из них посвящены штатам, и обе очень хороши. 'Lousiana' внезапно высаживается на хардкор-территории Fugazi, и Dambuilders выполняют свою работу на отлично. Даже без скрипки Джоан в этой песне сходится всё то, что раньше звучало очень натужно — и ор мистера вокалиста, и гитарный чёс мистера гитариста, и смена ритмов мистера ритмиста. 'Idaho' — задумчивая баллада с красивой мелодией, но лучшая песня на пластинке — это 'Heather', которая умудряется балансировать между липким попсовым куплетом и хаосом припева. 'Candy Guts' — милый трек, который вытягивается виртуозным соло Джоан во второй половине.

Единственная компо(ст)зиция, которая немного жучит мою ушную мормышку на этом EP, — это 'Dose'. Она начинается бодро, опять в хардкор-духе Fugazi (и при этом скрипка не даёт ей звучать слишком серьёзно), но какой-то умник решил, что она должна идти 6 минут вместо нормальных трёх, поэтому после 2 минут звучания начинается импровизацию, в рамках которой все играют один и тот же паттерн ещё 3 минуты, переглядываются и думают, мол, ну, если вдруг кто-нибудь хочет поимпровизировать, то сейчас самое время. После чего затянутый фейд-аут завершает пластинку. Эй, чувак из третьего абзаца, сри сюда!

Итого, я не ожидал, но я в восторге от ЕР!

Нет-нет, я имел в виду Единую Россию! Они ведь за благополучие и достойную жизнь людей, а также за сильную и успешную Россию! Уверен, что они вынуждены это писать, чтобы отличаться от сотни остальных партий, который против благополучия и достойной жизни людей, а также сильной и успешной России.
писано 28.09.2025
album

Encendedor

1994

Полноценный дебют в США! Больше никаких немецких лейблов с испанскими названиями! Только настоящий американский лейбл EastWest Records America, только американский рынок США! На котором они издали альбом с испанским названием. И первым треком здесь — инструментал. Чтобы Хосе и Камила тоже могли понять все слова в настоящей американской песне.

Это — лучший альбом Dambuilders. Хотя следующий 'Ruby Red' не менее качественный, а финальный 'Against the Stars' — не менее липкий и коммерческий, этот альбом — единственный, который вам нужно услышать, если вы хотите услышать всего один альбом The Dambuilders!

Итак, причины, дорогой читатлей, да, я знаю ты любишь причины, мой маленький любитель причин. Что ж, если вкратце, именно на этом альбоме группа синтезировала фантастический звук виртуозной скрипки, инкорпорированный в гитарный инди-чёс, и я поражён, что никто не захотел или скорее не смог скопировать этот звук. Даже Dambuilders вместо того, чтобы откатать максимум из своей идеи на следующих двух альбомах взяли курс на более радиоформатное звучание. Но здесь, о, смажьте мои уши мёдом, до чего же бриллиантово звучит это сочетание. Что поразительно, если убрать скрипку, из звука пропадает целое измерение, и весь альбом превращается в стандартный колледж-рок/инди с приятными мелодиями, но без драмы и крепкой хватки.

Нет, серьёзно, возьмите два сингла с пластинки: 'Smell' и 'Shrine'. В те моменты, когда скрипка молчит, это довольно топорная музыка, в которой достаточно мелодии, чтобы нормально зайти любителям инди-рока 90-х с его пресностью и сухостью звучания. Но то, как Джоан умудряется вставить солирование в жёсткие рамки ритма и длительность куплета, вовремя замолчать и затем снова энергично вступить уже с другим паттерном, накидывает альбому звёздочку и переводит в разряд легендарный пластинок, которые что-то там где-то там кем-то там — в общем, история улёт, как бы я хотел где-то там когда-то там быть и видеть всё это своими глазами.

Я не хочу, чтобы затмевающая всё вокруг работа Джоан Вассер затмевала всё вокруг. Без песнеписательских талантов легендарного (*проверяет заметки*), эм, Дейва Дерби? Да, Дейва Дерби, точно. Так вот, легендарный Дэйл Дибри постарался и выдал по-настоящему качественные песни. Небольшой чит заключается в том, что половина пластинки взята из предыдущего альбома 'Islington Porn Tapes', поэтому к хитам, придуманным к 'Encendedor', не пришлось присобачивать филлера, так что фактически 'Encendedor' — это лучшее из двух пластинок 'Islington Porn Tapes' и 'Encendedor' (не тупи, включай рекурсию, дорогой читатель (не тупи, включай рекурсию, дорогой читатель)).

Это один из тех альбомов, где к стихам лучше не прислушиваться, чтобы не слетела магия звука. Это так же один из тех альбомов, на котором сначала выделяются всего 2-3 песни, но чем больше их слушаешь, тем больше раскрываются соседние — и так до тех пор, пока не засияют все. '3. Kill Haole Day.mp3', '4. Slo-Mo Kikaida.mp3', '5. Idaho.mp3' (да, мы её слышали ранее, но тут она звучит лучше или просто я распробовал её ещё сильнее), '6. Colin's Heroes.mp3' — выглядит, будто я лениво перечисляют подряд файлы из папки, но, нет, это тщательная селекция лучших песен, поверьте мне!

Немного покопавшись в памяти я выудил группу that dog. (маленькими буквами и с точкой, чтобы их название можно было поставить только в конец предложения), которая была построена по такому же принципу "инди-квадрат + скрипка" (как видите, я плохиш и мне похер, что название группы можно вставлять только в конец предложения), на которой играла Петра Хэйден (дочка джазового басиста Чарли Хэйдена) но несколько прослушиваний дают понять, почему Dambuilders на 2-3 головы выше that dog. (о, нет, конформизм одержала верх и Серхио вставил название группы в конец предложения!!!) Джоан Вассер умеет солировать, а не просто аккомпанировать, как делала Петра Хэйден в that dog. (о, нет, опять в конце предложения!) И именно здесь на этом альбоме Джоан раскрывает свой талант так же ярко, как Дилан раскрыл талант скрипачки Скарлет Риверы на 'Desire'.

Этот тот редкий случай, когда у забытого всеми инди-альбома есть огромная ценность помимо той, что он был полностью всеми забыт.
писано 05.10.2025
album

Ruby Red

1995

Говорят, что искусственный интеллект заменит всю интеллектуальную деятельность человека, и многие работы (вроде моей) исчезнут. Что ж, давайте посмотрим, так ли это на примере этого альбома!

— Напиши музыкальный обзор в один абзац про альбом Dambuilders 'Ruby Red'

— Альбом Ruby Red группы The Dambuilders (1994) — яркий пример того, как инди-рок начала 90-х умел быть одновременно дерзким и ранимым. Группа ловко соединяет резкие гитарные риффы с необычным элементом — скрипкой Джоанны Болм, что придаёт звучанию нервный лиризм и смещает акценты от простого альтернативного рока к более эмоционально насыщенному саунду. Вокал Дэйва Трида звучит то с挑ительной небрежностью, то с почти исповедальной откровенностью, создавая ощущение внутреннего конфликта и беспокойства. Ruby Red — это альбом о напряжении между силой и уязвимостью, где каждая песня будто балансирует на грани вспышки и молчаливого признания. Это не глянцевая пластинка, а живая, угловатая работа, в которой слышно биение настоящего человеческого сердца.


Что ж, неплохо, но есть пара неточностей. К примеру, год выпуска пластинки — 1995-й. Также ИИ забыл упомянуть важную деталь, что половина песен на пластинке СОСУТ ПАХАНСКИЕ ЯЙЦА, и им самое место на ШКОНКЕ ВОНЮЧЕГО ЗЕКА, поближе к ПАРАШЕ, где их будут ТРАХАТЬ В ЖОПУ ВЕРТУХАИ РУКОЯТКОЙ ОТ ШВАБРЫ КАК ОПУЩЕННЫХ БЕСПРАВНЫХ ПЕТУХОВ. Эти фактологические огрехи в сумме довольно серьёзные промахи, поэтому я считаю, что мои навыки и знания по-прежнему актуальны, и ИИ пока ещё рано заменять настоящую музыкальную критику.

Итак, это 1995-й. И 'Ruby Red' — яркий пример того, как инди-рок начала 90-х умел быть одновременно дерзким и рани———

Итак, это 1995-й. У детишек модно стрелять в голову из дробовика, поэтому альбом 'Ruby Red' — он больше не про вонючее инди, а про вонючий гранж, йоу-йоу! Ну, как гранж. Что-то среднее. Dambuilders (извините, я не хочу быть неуместной занудой, но уже 5-й альбом, а количество построенных дамб по-прежнему 0) всё-таки довольно креативная единица, которую сложно запихнуть в рамки определённого жанра. Тем не менее, факты, детка:

- На альбоме слишком много (и под «слишком» я имею в виду «больше 0») порой медленных песен со спокойными куплетами и ГрОмКиМи ПоЛнЫмИ зЛоСтИ и УгРоЗы припевами, где именно они, а не красивые мелодии являются подарком слушателю. 'Bending Machine', 'Lazy Eye', 'Rocket to the Moon' — все не без своих моментов (и чаще всего это скрипка Джоан), но в ретроспективе это побочный продукт гранж-волны, который забудется, когда вонь уляжется. Простите, я хотел сказать «пыль». Когда пыль от говна уляжется, да.

- В этой формуле есть хорошие моменты. 'Drive-by Kiss' сохраняет нежность куплетов в громком припеве и вполне может быть лучшей песней пластинки. 'I Forget Myself' ласкова в медленной части и очень ритмически собрана в хлёстком куплете. По большей части снова за счёт скрипки, которая украшает мелодию куплета, а затем в припеве переключается на ритм, но даже так я не могу не думать, что существенный кусок пластинки был слизан с трендовых радио-волн 95-го года.

- Хорошие песни! Где-то между гранжем и хардкором первая тройка из 'Smooth Control', 'Special Ed' и 'Tennage Loser Anthem' задаёт планку, до которой далее дотягивается только 'Velocidad' (я не знаю, что это за прикол с испанскими названиями песен, в тексте которых не используется название песни).

В других новостях меня немного расстраивает, что скрипку стали использовать как плётку. Отличить её от искажённой гитары в 'Smooth Control' довольно сложно. Единственное место, где она по-настоящему сияет как раньше — это 'Drive-by Kiss'. В других песнях она не уравновешивает гитары как раньше, а долбит в том же направлении, что сильно упрощает звук.

В ещё более других новостях по хорошему размышлению я думаю, что проблема пластинки в первую очередь не копирование чужого стиля (все пластинки до этого тоже не борьба за независимость), а то, что её записали за год, и Дейв Дерби вытащил половину песен, просто поковырявшись в ухе. Это не отменяет магии 4-5 по-настоящему хороших песен, но то, что могло бы быть потрясающим EP стало довольно средним альбомом. Но спасибо, что не сделали из этого 3-часовую рок-оперу с тремя хорошими треками — «Хороший трек (увертюра)», «Хороший трек» и «Хороший трек (реприза)».
писано 12.10.2025
album

Against the Stars

1997

Это их коммерческий альбом, где вам как бы напоминают, что это уже 6-й альбом, и группа бы хотела как-то начать делать деньги, и, о чудо, дорогой слушатель может в этом помочь, если наконец-то начнёт платить деньги за музыку, а не пиратить альбомы с торрентов, или как это раньше в 1997-м называли. И знаете что? Я почти был готов пожертвовать свои честно полученные от родителей деньги, но если The Dambuilders попрошайничают настолько в лоб, мне расхотелось!

Коммерчески звучащие группы в конечном итоге убивает отсутствие коммерческого успеха, а не внунтренние проблемы, креативный тупик или, возможно, брат-дебил (я сказал, возмоооооооожно). Всё это гораздо легче переносить когда ты творишь искусство. Если пластинка продаётся — ура, ты гений, которого знают и любят все вокруг. Если нет — что ж, этот тупой мир опять не понял искусство, ничего нового.

Но на своём последнем альбоме Dambuilders решили достучаться до чартов, и именно поэтому последний альбом The Dambuilders — их последний! В 1997-м году было слишком много легендарных альбомов ('OK Computer', 'OK Computer', 'OK Computer', 'OK Computer', 'OK Computer', 'OK Computer', 'OK Computer', а также 'OK Computer'), чтобы неплохие, но всё же второстепенные The Dambuilders смогли сделать заметные продажи. После этого группа распалась. Моё философское наблюдение в том, что какие-то группы убивает успех, а какие-то — провал. Я могу обобщить свою научную находку и заключить, что группы — смертны.

Этот альбом разбросан по жанрам и порой даже не в рамках всей пластинки, а внутри одной песни. 'Burn this Bridge' — наивный дженгл-поп в духе The DBs в куплетах, альт-рок типа Silverchair в припеве. В других местах это попытка поженить вместе рок-музыку и танцевальный звук в духе Savage Garden — иногда ('Discopolis') удачно , иногда ('Luster') нет, потому что неплохо было бы писать мелодии, и не опираться на одну только атмосферу. Хуже всего в этом плане — заключающая 'Wished on a Wrong Star', которая тянется 6 с половиной минут, будто постоянно обещая «Сейчас будет! Вот прям сейчас! Вот-вот!» и не доставляя ровным счётом ничего: ни смены ритма, ни напора, ни мелодии. К примеру, этот момент, когда все инструменты натягиваются, когда всё сжимается в ожидании поворота, ииии... происходит долбанное нихера! И эта фигня повторяется раза 3-4 за песню! Вы хотите ещё плохих новостей? Скрипка! Она задвинута на задний план сопровождающих инструментов, и это больше не основное блюда, а приправа, и это при том, что основное блюдо тоже забрали!

О'кей, из хорошего тут есть потрясающе ладная мелодичная 'Break Up With Your Boyfriend' с романтическим оптимистичным посылом, которую можно представить в ду-уоп версии в 50-х, как белый соул в 60-х, как кантри-рок в 70-х, как синти-поп хит в 80-е или в её настоящей форме — альт-рок 90-х в духе Weezer. Универсальная песня. Если собирать ещё годных треков, 'Digitize' и 'Seek and Destroy' — хороши. Большего тут нет, и всего 3 песни на альбом — это не густо, однако это точно лучше, чем изнасилование в жопу. Это моё универсальное утешение, которое работает всегда. Ну, почти всегда. Кроме того раза, когда... Впрочем, неважно.
писано 14.10.2025