logo

мужской разговор
о музыке

Bob
Dylan

Дид Боблан

album

Bringing It All Back Home

1965

После убийства Кеннеди в 1963-м году напряжение в американском обществе выросло до невиданных высот. В 1964-м активистское сопротивление привело к принятию Закона о гражданских правах. В 1965-м Дилан взял эти самые напряжение и сопротивление, поделил одно на другое и получииииил... о, нет, сраный Иуда, это же электрогитара, нееееет!!!

Итак, да, это тот самый альбом. Тот самый, да. Да-да, он. Такой электрический, что об него банки с водой можно заряжать. Когда я был маленький, я считал этот альбом доказательством революционности Дилана, который переломил общее представление о фолк-музыке. Ну, мол, что Дилан предвидел будущее и всё в таком духе. Став постарше и послушав сотни акустических пластинок, я пришёл к выводу, что Дилана просто начало тошнить от акустического звука.

Я думаю, что восторгаться историческим контекстом этого альбома было бы несправедливо по отношению к самому альбому. Потому что в отличие от, скажем, 'Another Side of Bob Dylan', ценность которого во многом видна в перспективе предыдущих альбомов, 'Bringing It All Back Home' сияет здесь и сейчас без какой либо связи с своим прошлым или окружением. Во-первых, потому что здесь нет песен протеста. Самое близкое — 'Maggie's Farm', которую можно считать, как песню протеста против песен протеста со строчками 'Well I try my best to be just like I am / But everybody wants you to be just like them'. Дилан получил очень много критики от людей, которые ожидали, что он будет полезным идиотом в деле распространения социализма, и я всегда считал эту "ферму Мэгги" как собирательный образ богемной тусовки из Greenwich Village, от которой Дилан финально открещивался всеми возможными способами. Во-вторых, сила этого альбома ровно в том, что я сейчас провернул — почти все эти песни можно читать так, как захочется именно дорогому слушателю. Возможно, 'Maggie's Farm' — не про фабрику социалистов-музыкантов. Возможно, 'Maggie's Farm' про угнетение рабочих на платнациях. Это не важно. Важно, что все песни тут (за исключением 'Outlaw Blues', которая ритимически схожа с 2-3 песнями с пластинки, но при этом самая мелодически обделённая) сюрреалистичные, юмористические и порой глубокие — идеальный рецепт для множества трактовок. К счастью, это мой обзор, поэтому Я буду интерпретировать эти песни, а не ты, дорогой читатель, а то б мы сейчас про письки в сахаре все были вынуждены читать.

Скажите спасибо за то, что я полная противоположность таким трактователям. Поэтому для начала мы поговорим про 'She Belongs to Me', этот замечательный номер про солёную жоп———

Альбом поделён на 2 части, электро- и акустическую, и это мудрое решение будущего старого еврея: смена происходит ровно в тот момент, когда дорогой слушатель начинает уставать от одинаковости звука, в котором пока нет органа и клавишных. Если вдуматься, почему я всё ещё возвращаюсь к нему через 23 года после того, как услышал в первый раз — это удивительно соблюдённый баланс. Когда абсурдный юмор 'Bob Dylan's 115th Dream' надоедает, я слушаю по-средневековому загадочную 'Gates of Eden'. Когда едкость и циничность 'It's Alright, Ma' становится чересчур, я переключаюсь на словесный салат 'Subterranean Homesick Blues' в духе 'Too Much Monkey Business' Чака Берри. Когда сюрреализм 'Mr. Tambourine Man' приедается, настаёт время отменных любовных баллад: ироничная 'She Belongs to Me' (снова песня про эту коммуняку Спорт Лото или как её там, из которой становится очевидно, что это Дилан принадлежал ей) и одна из самых лёгких песен Дилана 'Love Minus Zero' (про новую подружку Дилана, Джоан Баец, которая затем встречалась со Стив Джобсом, так что Дилан и Джобс знакомы через одно... даже не знаю, как назвать). И, да, в кой-то веки отчётливые мелодии 'Mr. Tambourine Man' и 'It's All Over Now, Baby Blue' не слизаны со старых спиричуэлов, а придуманы Диланом без эксплуатации негров. Сьюз Ротоло была бы довольна!

Несмотря на то, что я как любой другой тупица люблю рыться в текстах Дилана, порой мне думается, что все трактовщики его текстов просто идиоты, потому что упускают возможность, что Дилан имел в виду ровно то, что пел. Как вам такое? Быть может, 'Mr. Tambourine Man', она не про мистическую фигуру проводника в мир психоделиков, а реально просто просьба к Мистеру Мужику с бубном сыграть песню? А 'Maggie's Farm' — про, простите фантастичность моих допущений, ферму Мэгги? Вы не думали об этом, умники??!
писано 07.08.2024