О'кей, это будет быстрый обзор, потому что я арендовал клавиатуру и наушники у хачей всего на 30 минут (я не вижу смысла вкладываться в оборудование, пока не стало ясно, что это действительно моё призвание и что-то, чем я буду заниматься долго), а за это время едва можно успеть послушать этот альбом, но ничего, не впервой, прорвёмся. Сначала заболтаем читателя причиной, по которой я якобы решил обозреть эту группу. Поехали!
Причину, по которой я начал обозревать Dambuilders, я раскрою чуть позже. В следующем предложении. А вот и оно — изначально я хотел обозреть бабёнку Joan из Joan as Police Woman, но потом благодаря моей сети уличных информаторов, которые читают Википедию, я узнал, что авторкессу (феминитивы!! мы за равноправие полов (и полок!!)) в жизни зовут Джоан Вассер и что до сольных работ она играла в группе Dambuilders на — вынимание! — скрипке! Воу, сразу подумал я, просто ураган! Ураган в смысле песни Дилана 'Hurricane', в которой эта ядовитая скрипка параллельно с холодной гитарой звучат настолько хорошо, что я никогда не понимал, почему никто более не попытался поэксплуатировать этот коктейль. И, о чудо, Dambuilders делали именно это на протяжении многих альбомов, и именно поэтому я немедленно взялся за обзоры, чтобы донести эту благую весть до вас, дорогие читатели, которые так же как и я, интересовались, чем же Джоан Вассер занималась до сольной карьеры! Встречаем дебютный альбом Dambuilders!!!
На дебютном альбоме 'Young Person's Guide' нет Джоан.
Но есть 'Joan'!
Но это песня, а не музыканткэсса. И на ней нет Джоан.
Изначально группа была из Гаваи, и Джоан присоединилась к ним только со второго альбома, когда они переехали в Детройт. А первая пластинка тем временем была выпущена только в Германии, и купило её ровно 0 человек, и пускай это немного, но зато затем каждый из них изобрёл лекарство от СПИДа!
1989-й год, дебют от местечковой гавайской группой — разумеется, среди их влияний будут (в порядке от холодного к тёплому) The Replacements, Violent Femmes, R.E.M., Маршалл Креншоу. Разумеется, ждать чего-то крышесносящего, землесотрясающего и пожароопасного не стоит (хотя вроде всё это крайне актуально для Гаваи), но это — неплохой альбом! Примерно до 2017-го или когда слово инди-рок потеряло смысл и границы (в 2003-м?) поток современных пластинок не давал продыха для того, чтобы уделить внимания таким пластинки как эта, но чем дальше, тем больше простота, открытость мелодий и незатейливость аранжировок начинает привлекать, нежели отталкивать.
Я думаю, правильный угол подхода к этой пластинке не в том, чтобы перечислять хорошие песни, потому что их тут слишком много (плюющаяся примитивными риффами 'God Wears Glasses', удачное и мелодичное подражание R.E.M. 'Radio is King', льющиеся фолк-переборы 'Rose Vitta', лиричная и одновременно построенная на череде акустических риффов 'Joan'). Иначе тогда закономерно возникнет вопрос — если хороших песен так много, то почему всего 3 звезды (да-да, я так же как и вы заглянул в конце обзора)? Чтобы это понять, нужно сосредоточиться на одной песне — к примеру, 'She's Coming Down'. Это самая сложная песня пластинки, она не выкладывает все карты в самом начале, она строится фраза за фразой, инструменты вступают и неспешно настраиваются на ритм, в итоге встречаясь одновременно в припеве, после которого песня начинает течь по выточенному руслу. Это правда непросто придумать, для этого нужен талант и наслушанность, но даже так чтобы всё это оценить, нужно хорошенько прищурить ухо. Потому что есть ещё тьма вещей, которые мы воспринимаем как данность, и которые отсутствуют тут. На 'She's Coming Down' — и это лучший трек пластинки — отсутствует мастеринг, вокал непримечательный, каждый инструмент как будто стесняется занять пустое место под прожектором. В других руках (даже тех же самых Dambuilders из будущего) весь этот материал мог бы сиять, но тут он весь звучит как демка, и это не претензия к Dambuilders, а скорее уважение к другим группам, которые на своём дебюте умудрились протыкать все невидимые нам, неблагодарным недостойным слушателям, галочки.
Я ставлю этому альбому 3 звёздочки! Лучший дебют все времён и народов он не, но лучший дебют 1989-го от гавайского народца — почему нет?