logo

мужской разговор
о музыке

Mahmoud
Ahmed

Махмуд, зажигай!

album

Erè Mèla Mèla

1975

Этот диск был записан в 1975-ом году, но издан только в 1986-ом (Мамуд Амед — перфекционист, поэтому настоял на том, чтобы альбом провалялся 10 лет на полках в подвале, как лучшее французское вино). Известную долю конфуза добавляет также то, что эфиопский календарь сбит относительно нашего на 8 лет (и продолжает сбиваться, учитывая их месяцы по 30 дней), поэтому сейчас в Эфиопии только 2004-ый год, и им эта музыка кажется не такой старой, как нам. Подумать только, у них ещё не было Франц Фердинанда и хипстеров, а также конец света в Эфиопии настанет только через 8 лет!

Это первая запись Мамуда после того, как император Саласие был свергнут, и в стране настала смесь хаоса и диктатуры, которая, в частности, прекратила всю ночную жизнь в Эфиопии. Отчасти это объясняет, почему Мамуд Амед (о, да, я выяснил тут, что «х» в его имени не читается, и теперь весь из себя такой посвящённый употребляю «Мамуд Амед» наравне с «хип-хап» и «цайтгайст») на этой пластинке не надувает разноцветные шарики, а поёт более грустные, чем обычно, песни. Я, правда, не знаю эфиопского, поэтому он вполне может петь про то, как надувает разноцветные шарики, но у него не получается, и, нет, вам никогда не понять глубины эфиопской грусти по этому поводу.

Чем мне нравятся альбомы Амеда, на них через одну идут меланхоличные, а затем фанковые песни. Ощущения, будто тебя окатываю сначала ушатом холодной воды, а потом на тебя ссыт молодой белокурый проказник. А, ну или как контрастный душ, точно. И более того, изредка эти два стиля Амеда смешиваются вместе, как, например, в «Ohoho Gedama». И можете мне нассать на голову, если это не самая лучшая песня, написанная за все времена. И, это... Это точно не лучшая песня, написанная за все времена. Так что, уговор дороже денег, давайте ссыте. Ну же! Что вы там медлите!

Альбом содержит большой эфиопских хит, который будут пихать на все сборники Амеда, «Ere Mela Mela» — песня, содержащая все почерки Амеда, но далеко не самая его лучшая. Это звание я отдам свингующей колониальным рокенролл угаром «Belomy Benna». Это редко встречается на записях Амеда, но это то, что вы ожидаете от более цивилизованной части Африки: буйство красок, нотки мистицизма, сложные партии духовых и эмоциональный вокал. Эта песня безумна, но одновременно очень сдержана, как будто записана через толстое стелко, которые отделяет вас от всего мракобесия, которое творится на сцене.

По Мамуду Амеду можно найти не так много информации, но, судя по всему, этот альбом считается его лучшим, и я не буду особо возражать — для сольного номерного альбома, а не сборника, здесь действительно дофига крутых песен вроде «Abay Modo» и той же «Belomy Benna». Но здесь меня поражает другое: в то время, как в его стране творился кромешный п^#$и^&&з###д*#!е$%^&ц, Мамуд (и не только он) с какой-то невероятной жизненной мудростью и спокойствием продолжал творить свои песни, оставаясь на родине. Одно это добавляет ценности и смысла его музыки, рождённой вопреки всему, что было вокруг, по сравнению с музыкой Запада, постоянно находящейся в борьбе с творческим кризисом.

Итого, неофициально это самый лучший альбом Мамуда Амеда (а официально эфиопские власти пока ещё не высказали свою точку зрения), но не спешите говорить это эфиопским хипстерам с ножами-бабочками, которые подходят к вам и с прищуром спрашивают, а, милейший, скажите, какой альбом у Мамуда Амеда самый хороший? В таком случае самый правильный ответ — это «Larete Umahino». Эти ребята знают, что это название альбома, который Амед никогда не записывал, а поэтому это (может быть) его лучшая запись.
писано 25.08.2012