logo

мужской разговор
о музыке

Neil
Young

вечно молодой

album

Psychedelic Pill

2012

Название альбома «Psychedelic Pill» — китайская реплика с названия альбома Джэфферсон Эйрплэйн «Surrealistic Pillow». Вряд ли Нил Йанг мог придумать название хуже. Разве что он бы назвал её напрямую «Surrealistic Pillow». И это было бы плохим названием не просто потому что Нил бы повторил Джэфферсон Эйрплэйн. Просто название «Surrealistic Pillow» плохое само по себе. Разве у Битлз был альбом с таким названием? Нет. Потому что они не пускали дерьма на свои пластинки, вот почему.

Это юбилейный 1000000-ый альбом Нила (НИЛ!!! ЭТО НЕ ШУТКА!!! НАЖМИ СЮДА, ЧТОБЫ ЗАБРАТЬ СВОЙ ПРИЗ!!!), который он записал с Crazy Horse, и если раньше я считал их присутствие/отсутствие просто стечением обстоятельств, следствием накладывающихся расписаний, то именно с этим альбомом до меня дошло, что Нил Йанг с Неистовым Конём – это фабрика по выпуску длинных летаргических пластинок с затянутыми соляками. Это уникальное предприятие, не подвластное времени, творческому кризису или инновациям. Их музыка зарыта глубоко в 70-ых, когда вопрос «У кого длиннее?» подразумевал длину соло на гитаре.

Кстати, Неистовый Конь — это прозвище военного вождя племени оглала. Поэтому когда канадец Нил вместе с группой, названной в честь индейца, участвовавшего в атаке на американского любимца генерала Кастера, записывает очередной альбом, вы знаете — Нил Йанг (это прозвище ему дали индейцы в молодости) вооружён томагавком и метрической системой. И он здесь для того, чтобы их использовать.

«Psychedelic Pill» растягивается на два диска не из-за своей обещанной психоделичности (её тут как раз нет). Просто ребята попотели над гитарными соляками, которые никак не укладываются в один диск — здесь два 17-минутных прогона и один 27-минутный марафон помимо всего прочего. И это снова набор песен, на которых Нил занимается тем, чем занимался с ранних лет — поёт про то, какой он старый. Супружеская пара, вспоминающая свою молодость в «Ramada Inn», автоцитаты в «Driftin' Back», автобиография в «Born In Ontario» (и мягкий отсыл к Cars «Let The Good Times Roll» впридачу). Сложно понять, когда именно Нил начинает пускать старческую слюну, потому что он делал это всегда и по большому счёту «Psychedelic Pill» ничем не отличается от «Zuma», «Stars'n'Bars» и других пластинок этого союза, которые вы никогда не слышали, так что почему бы не попробовать «Psychedelic Pill»?

Все милые и даже сильные песни типа заглавной и 8-минутного коротыша «She's Always Dancing» в сторону: альбом зиждется на трёх гигантах, один из которых так и называется — «Walk Like A Giant», и вся их прелесть в том, что внутри, за пределами первых 5 минут заторможенного мелодичного рока это длинные импровизации, записанные скорее всего с одного раза. Они звучат как будто Йанг снова дорвался до того, что вдохновляло его снова и снова, а собранность группы во время этого полёта поражает. Этот альбом — самый повод поныть о том, что раньше была музыка, а теперь саундклауд, что раньше были гитары, а теперь приложения на айпэде, что раньше был гитлерюгенд и холокост, а теперь так, пьяненькие скинхеды в грязных ботинках, в смысле, э, неважно.

Дискография Йанга может отпугивать своей лохматостью и объёмом, но к ней можно подступиться почти с любой точки, и «Psychedelic Pill» — одна из таких пластинок. В конце концов, этот человек имеет историческое значение — именно строчки Йанга «Better to burn out than to fade away» оказались в предсмертной записке Курта Кобейна. Не будь Йанга, бедняге пришлось бы процитировать что-нибудь вроде «Da doo run run Da doo run run» из Бич Бойз.
писано 06.11.2012