Этот альбом во многом похож на записанный 8 лет назад «Mingus, Mingus, Mingus, Mingus, Mingus», но он в разы лучше и называется «Let My Children Hear The Music», так что его не спутаешь с этим альбомом из 5 упоминаний Мингуса подряд. Если только, конечно, у Мингуса на тот момент не было 5 детей, унаследовавших его фамилию. Тогда бы альбом назывался «Let My Mingus, Mingus, Mingus, Mingus, Mingus Hear Music» и мы бы постоянно путали его с «Mingus, Mingus, Mingus, Mingus, Mingus», про который я только что сочинил стишок:
Ехал Мингус через Мингус
Видит Мингус: Мингус Мингус
Сунул Мингус Мингус Мингус
Мингус Мингус Мингус Мингус
По джазовым меркам Мингус очень редко записывал альбомы, и это объясняется тем, что его пластинки, как текстА в русском роке — со смыслом. Если много альбомов джазовых гениев пролистываются просто так, как наполнитель между шедеврами, то с какого-то момента Чарльз исключил этот наполнитель, упразднив работу музыкального критика на своей территории, и занялся исключительно пятизвёздочными пластинками, не снижая качества до самого гроба, который тоже был удивительно прекрасен. Некоторая ирония кроется в том, что он умер во время записи паршивого альбома с Джони Митчелл, который в итоге был назван «Mingus». Будем хотя бы надеятся, что Джони повела себя как истинная лэди южных штатов и, получив неприятное известие, окликнула помощника «
Эй! Найди мне другого негра. Я же не могу играть музыку сама, в самом деле».
Но альбом, да, о, верно, альбом. Что за чудо этот альбом есть. Я не буду обозревать всю дискографию Мингуса, потому что времени у меня в обрез, но когда я устаю от дерьмовых пластинок современности, я расчехляю эту папку со старыми MP3-файлами, заботливо подшитыми в каталоге «Big Band». Это ошибка, которую я допустил в начале 2006-го года, зачем-то классифицируя свою коллекцию, — ниггер Чарльз попал в такую белую по сути штуку как «Big Band». Но в этой ошибке отчасти и зарыта вся суть Мингуса.
Представьте биг-бэнд. Это же охереть. Это, в целом, есть классический оркестр 20-го века. Дохрена людей с духовыми. Но теперь попробуйте устроить себе марафон из биг-бэнда, и, я ставлю, что вы сойдёте с дистанции уже через 15 минут. Потому что скучно. Потому что этой музыке не хватает красивых сцен кинематографа или залитого катка с россыпью катающихся барышень. Наблюдая за игрой музыкантов биг-бэнда, которые не дают и капли пота, мне хочется орать: «
ДУЙ В СРАНУЮ ДУДКУ, СУКА!!», но этого не происходит: игра бэнда очень вежлива, она ни в коем случае не хочет пошатнуть ваши представления о музыке.
Но тут приходит Чарльз Мингус и выворачивает биг-бэнду кишки: его музыка вносит эту иррациональность в прямые линии. Точнее, это было в начале 60-ых, а через десяток лет Мингус вытворял уже нечто невообразимое и одновременно крайне доступное. И «Let My Children Hear Music» — самая масштабная его работа. Здесь 7 композиций, и угар начинается с первой же «The Shoes Of The Fisherman's Wife». Я, очевидно, не могу и начать раскрывать её бесконечные переплетения авангарда с биг-бэндом, то как звук, гранича с какафонией, передаёт чёткие мелодии и ритмы — это одно из лучших наслаждений, которое вам предстоит пережить. При этом больше всего я хотел бы посмотреть на то, как Чарльз создавал это всё, потому что 30 секунд звучания стоят 4-часового рабочего совещания с надутыми щеками и неуклюжими презентациями. Ровно то же самое можно сказать и про столь же десятиминутные «The I of Hurricane Sue» и «Hobo Ho», но я не буду повторяться, уподобляясь автору названия пластинки «Mingus, Mingus, Mingus, Mingus, Mingus».
Возможно, по вызываемому удивлению с Чарльзом сравнится только Стиви Уандер. То, что этот глухой от рождения человек мог создавать такую музыку — истинное чудо.
Что? Всего лишь
слепой? Чёрт возьми, это сильно убавляет достоинства его песенки «Бап Шубап Динги Дэнгл Хоу-Хоу».