Причины реюниона лет так через 20 после распада всегда интересны. К примеру, недавние Pixies. Сможет ли Френк Блек продолжить тот же цепкий шум первых пластинок группы с тем же энтузиазмом, сможет ли он так же славно транслировать прыть молодости через свою гитару? Ведь ему давно уже не 25. А целых 100. И не лет, а килограмм!
К Мартину, решившему сменить табличку на обложке альбомов со своего ФИ (я хотел написать для краткости и понятности «ФИО», но так как Мартин скрывает своё отчество на обложках, пришлось ограничиться лишь более кратким «ФИ» — кстати, почему Мартин скрывает от нас своё отчество? Почему он не до конца откровенен на своих альбомах перед нами, его поклонниками???) на Cleaners From Venus вопросов меньше. Его сольные альбомы, к которым он пристрастился с начала 90-х достаточно быстро ушли от босяцкого шарма Cleaners From Venus, и впали в категорию «singer-songwriter», в меру прилизанные, но недостаточно опрятные, чтобы быть включенными в радио-эфиры. С «English Electric» Мартин решил вернуться к непричёсанному звону гитар, поэтому в очередной раз переименовал себя в Cleaners From Venus и устроился чистить сортиры с авторитетной записью в трудовой «
Старший ассенизатор на МКС».
А, нет-нет, я погуглил, всё было не так! Оказывается, он устроился у себя в студии писать альбом!
Я постараюсь беспристрастно ответить на вопрос, почему клинЭры с Венеры были такими крутыми. В совокупности песни почти любой их пластинки рисовали отречённость, голодного поэта и желание двигаться дальше несмотря ни на что. Абсолютно жизнеутверждающий интровертный опыт. Более того, по отдельности их песни пусть и лишались этого оптимизма вопреки туманности завтрашнего дня, но отличались от всего остального: они звучали затерянными хитами разных эпох, которые выудили с зажёванных плёнок — примерно на том же уровне, что и пластинки Эриэля Пинка. Эриэль для розового белья — э-риальная экономия денег при наилучш — — — — — Фак, реклама началась, переключи абазац!
Именно этого всего лишён новый альбом Cleaners From Venus. Ну, как новый. 2010 для человека, застрявшего в 60-х — это очень даже ново. «English Electric» не будучи ни разу какашкой per se (sic! и какие там ещё умные словечки обычно вставляют), тем не менее, полностью оправдывает своё название. Это реально английский электрик, который, орошая всё в округе 20 метров свои несвежим дыханием, заваливается к вам с вопросом:
— Электрика вызывали?
— Да, у меня тут такая проблема, проигрыватель не работает, и я не могу послушать Cleaners From Venus, если бы вы только могли его починить...
— Камон, мэн, зачем тебе проигрыватель, ща, я сам тебе всё спою, слушай, короче…
Здесь нет неуверенности и этого чувства «нечего терять». Мартин, разумеется, как никто другой заслуживает должного достатка и я счастлив, что его жизнь стала более-менее стабильной, а музыка наконец-то стала приносить доход. Но этот альбом вызывает ровно то же раздражение, что и пластинки новичков, про которых вы никогда не прочтёте на Питчфорке и в NME, однако пластинками которых засажены полки магазинов — основная претензия к ним, это то, что они звучат записанными от сытого безделия. И с «English Electric» у меня ровно та же проблема. Он может быть неплохим лишь в 1-песенных дозах, к примеру «St. Overdose-On-Sea», но прослушать его целиком за раз — ну, нееет, дудки, я ещё не настолько глухой, пускай моя бабушка отдувается!
писано 24.02.2014