logo

мужской разговор
о музыке


Stereolab

Прекратите проверять свою музыку на крысах, это неэтично!!!!

album

Dots and Loops

1997

Мне без шуток нравится обложка этого альбома: как будто это картинка со сборника из библиотеки звуковых эффектов. А ещё эта бирюзовая хрень похожа на минору. Да, вы, разумеется, можете сказать, ну, Серхио, у миноры же 7 подсвечников, а не дохерища, как на обложке. Здесь нужно внести ясность: я говорю про минору, а вы — про еврейскую минору с 7 подсвечниками. Они на всём экономят.

«Dots and Loops» массивно продвинулся от предыдущего альбома в сторону джаза. И здесь я хочу отметить один важный аспект. Эта пластинка была выпущена в 1997-м году. Предыдущая — в 1996. Теперь время достать самые точные калькуляторы, которые у вас есть, и вычесть 1996 из 1997. Я позвонил своему математику, тот — другу-профессору, который выкинул игральный кубик, и мы получили ответ: 1. Всего год потребовался группе для того, чтобы дать достойное продолжение их лучшей пластинке «Ем Пюре, Томаты, Кетчуп», причём в совершенно новом русле. Изменения производились так быстро, что Шон О'Хаган вышел из состава группы, только потому что подольше захотел поездить на звуке, который Тим Гэйн считал пройденным этапом. Я очень люблю группу Шона The High Llamas, она как раз развила большую часть своей дискографии вокруг альбома про кетчуп, но имя никогда не подступить и близко к твой свежести, которую нёс звук Стереолэб.

Итак, джаз. Не в плане конкретного ответвления, а в плане подхода к структуре песен и ритмам. Здесь не чувствуется трафарета и весь звук пластинки иррационален, однако очень ладно ложится на уши. Дело не только в мелодиях (и здесь я соглашусь со многими, что они на не так сильны, как год назад), а снова в, их мать, ритмах! Этот альбом имеет гораздо больше родственных связей с тропикалией («Radio Conversation»), на которую натянули джазовый бэнд («Radio Conversation», говорю же), но я хочу отметить важный буллет своей текстовой презентации: Стереолэб интересны не тем, что играли что-то вроде тропикалии в то время, когда про неё не слышали даже самые замороченные музыкальные критики. Запомните, что ценность группы никогда не определяется, тем, что они выкопали труп Джонна Леннона, насадили его череп на плечевую кость и использовали в качестве перкуссионного инструмента для записи сингла в стиле «математическая боссанова». Оставьте это для зацепок музыкальным критикам, которые считают, что рецензия в первую очередь должна классифицировать музыку. Что будто голова слушателя/читателя состоит из облачка тэгов «инди», «хардкор», «математический», «череп Джона Леннона на плечевой косте», а задача критика — составить адекватное облачко тэгов вокруг альбома, чтобы читатель мог сопоставить его со своим облаком и такой «Ого! Череп Джона Леннона на плечевой косте! Математический! Да мне сто процентнов понравится этот альбом»

Сложнее сформулировать, в чём именно состоит задача музыкального критика, но за этим точно не ко мне. Если вы не догадались, весь сайт построен на одном и том же трюке, который называется «Музыкальный критик пытается написать обзор, но ему вечно что-то мешает». Мешает отсутствие концертрации, иногда — полнейшая некомпетенция, порой — полная немотивированность в рассказе о пластинке, но в большинстве случае мешает внезапный конец обзора.

Так вот, прелесть «Zadrots and Zaloops» не в смешном названии пластинки, и даже не в долбанной тропикалии как таковой. Её уникальность в том, что она без оглядки на слушателя как долбанный Гоген бросается в сраные тропики — не для того, чтобы удивить вас, не для того, чтобы закончить в списке самых странных групп десятилетия, а просто потому что это кажется самым натуральным на данный момент. И здесь как всегда Стереолэб очаровывают этим трюком, на который падки миллионы меня, — представлять сложные вещи простыми. Сингл «Miss Modular» можно описать не то, что облаком тэгов, ими можно заполнить всё небо так, что Гидрометцентр выдаст штормовое предупреждение, но в конечном счёте вы получаете просто цепкую и сладкую без всяких скидок песню. Моя единственная поднятая бровь по поводу пластинки вызвана наличием первой откровенно тратящей время песне Stereolab, куда спихнули остатки неиспользованных ритмов, «Contronatura». Никаких проблем в остальных департаментах.
писано 07.04.2014