Этот альбом я ждал 7 лет — с момента первого упоминания о 'Spooky Action' самим Полом Дрэйпером на своём же форуме, пока, наконец, в середине августа 2017 мне не пришло извещение с почты, что 2-дисковое виниловое издание, наконец, можно забирать. Господи, Почта России, как можно быть такими медленными?
Что? Да, винил. Я заказал виниловое издание альбома. И, нет, не потому что винил звучит лучше чем MP3. Это неправда. Правда в том, что люди, которые слушают винил, — лучше тех, которые слушают MP3. И всего-то.
Пол Дрэйпер развалил Mansun в 2003 году и 13 лет его было не видно и не слышно (кроме моих наушников). Затем в 2016-м он выпустил EP под названием 'One' (самый лучший способ затроллить фанатов — выпустить первым EP под номером 2, спасибо, что не стал этого делать, Пол), а затем и 'Two', и это подозрительно похоже на одну (из одной) его предыдущих групп, которая первым делом до альбома тоже выпустила EP под названиям 'One' и 'Two'. Именно по этой и только этой (на самом деле, не только этой — поверьте мне, чуваку в скобочках) причине я не стал разделять странички Пола Дрэйпера и Mansun'а (а ещё потому что он очень ленивый говнюк — уж поверьте, если бы всё зависело от меня, чувака в скобочках, я бы создал отдельные странички не только для Пола и Mansun'а, я бы для каждого из них альбомов, а быть может даже и песен, сделал бы отдельные странички!)
Это хороший альбом (чувак в скобочках против! Это
отличный альбом, просто фантастический!), и, разумеется, он не мог быть плохим (конечно! Как фантастичский альбом может быть плохим??), потому что в него вложено огромное количество усилий, он продуман, он динамичный — не только в разбросе медляк/быстряк, но и в рамках одной песни – в нём нет сраной ностальгии по 90-м, несмотря на то, что он сам звучит как будто из 90-х, и я безмерно благодарен Полу за тизеры в виде первых EP, би-сайды которых не попали в основной альбом, потому что это чувство предвкушения, за которым следует разворачивание подарочной упаковки подарка как под ёлкой в детстве, сейчас случается всё реже и реже — во много благодаря тому, что родители перестали покупать мне ёлку и класть под неё подарки в рамках обоюдного подписанного пакта на моё тридцатидвухлетие. Впрочем, я теперь могу засыпать с руками под одеялом, ха!
Тем не менее, моя сложность с пластинкой — виниловой пластинкой, вы, жалкие MP3-людишки! — в том, за что её будут все (и чувак в скобочках тоже! Чувак в скобочках тоже!) поклонники Mansun (это я!!!!11) хвалить. Конкретнее — за то, что она невероятно похожа на Mansun (да! Как две капли одного альбома Mansun! Пять звёздочек!!!!), звуком, делом (и очень даже spooky делом, скаламбурю я, чувак в скобочках, хаха!) и помышлением. И это ставит 'Spooky Action' в неудобную позицию сравниваемого (что? Да это я тебя сейчас поставлю в неудобную позицию, пидор!), причём с альбомами почти 20-летней давности. И если по мелодиям и по музыкальным идеям у 'Spooky Action' с тёмным прошлым Вэйпера (его зовут ДРЭЙПЕР, ты, ублюдок!) полный паритет, то в лирическом плане этот альбом проигрывает по одной простой причине — Пол, наконец, смог сформулировать всех демонов, с едва уловимыми образами которых он боролся в самых драматичных треках Mansun. Зависть, предательство друзей, лицемерие, страсть к власти — всё, чему на 'Spooky Action' посвящены отдельные песни, выражается довольно прямо, и моя проблема в том, что ни одна из этих тем меня не задевает, потому что всё это обошло меня стороной. Я никому не завидую, мои друзья сплошь воображаемые — это чувак в скобочках (да-да, это я!) и чувак в квадратных скобочах [привет!] (что?? У тебя есть ещё какие-то друзья???) [да, мы с Серхио дружим с тех пор, как он ударился головой об асфальт, упав с велосипеда] (Господи, Серхио, я же говорил тебе кататься в шлеме, почему ты не послушал меня, своего настоящего друга в круглых скобочах!) —, а лицемерие и властность я принимаю как данность, на которую умею не обращать внимание. Поэтому самые эмоциональные посылы альбома проходят мимо меня и заставляют скучать по временам, когда Пол Дрэйпер ещё не раскусил поимённо эту гниль, направляя свои песни против против больших корпораций и массового потребления. Все эти 'Six', 'Everyone Must Win' и 'Legacy' резали куда сильнее строчек «
Зависть сильнее религии и закона» и «
Не верь друзьям, не спускай с них глаз» (это, кстати, абсолютная правда! Посмотрите, на меня, чувака в скобочках, я доверял Серхио, а он завёл себе какого-то нового дружка) [я не дружок, а чувак в скобочках!] (чувак в
квадратных скобочках! Все знают, что настоящие друзья бывают только в круглых!)
В музыкальном плане у меня нет никаких вопросов к пластинке. Точно так же, как 20 лет ранее, Пол отбирает лучшие сорта белой рок-музыки: построенные на рубленных аккордах и танцевальных ритмах 'Grey House' и 'Who Is Wearing The Trousers', грузное нагромождение гитар в 'Don't Poke The Bear', повороты мелодий 'Things People Want', ныряние в зловещий нью-вейв 'Feeling My Heart Run Slow' и прыткая 'Can't Get Fairer Than That' — это без всяких скидок первоклассные идеи, которые стреляют за пределы Mansun-пузыря. Единственная печаль — в том, что пластинка могла быть ещё лучше и более доступной, если бы не поучения жизни с кресла-качалки (и тупой чувак в квадратных скобочках!) [и ещё более тупой в круглых!]