logo

мужской разговор
о музыке


Sparks

теперь как они владеют БиБиСи

album

FFS
by FFS

2015

'FFS', что означает Franz Ferdin and Sparks (я абсолютно уверен, что они назвались FFS, а не SFF для этого моего каламбура), — это одновременно 5-й альбом Франц Фердинанда, 24-й альбом Спаркс и 1-й альбом Франц Фердинанда и Спаркс. И эта пластинка уже заслуживает уважения за лишь то, что является редчайшим примером, когда пьяная шутка музыкантов («А прикиньте, как все обосрутся, если мы продадим Ринго и купим Бонэма?») доведена до завершения. То, что началось как прикол в 2004 году после выхода дебюта Франц Фердинанда, когда Рон послал Алексу демо-запись 'Piss Off', завершилось в 2014 полноценной работой над полноценным альбомом без пластиковых перепевок чужих заезженных песен (привет, Боуи и Джаггер) или безучастного болтания ложкой в супе (Дэймон Албарн с кем угодно) или мясников, которые учатся читать ноты, которые записал человек, не владеющий нотной грамотой (Лу Рид и Металлика, кто-нибудь?)

Как бы я ни презирал Franz Ferdinand, я могу быть только благодарен тому, что они вытащили Спаркс на поле поп-песен, с которого те незаметно ретировались в я даже уже точно не уверен каком году. На момент записи братьям Маэл было 66 и 70 лет (в сумме — 136 лет, как подсказывает нам бюро ненужной информации), и кто вообще от таких годов ожидает чего-нибудь дельного, кроме песка (песок — это очень дельно, на стройке без пески никак)! Что ж, если Спаркс — это Кренг, а Франц Фердинанд — его тело-андроид, я с детства знаком с такими формами со-существования.

Здесь самое время сформулировать, что такого вонючего я чую во Франц Фердинанде — это стихи, в смысле тексты песен, потому что они даже не всегда рифмуются, а если рифмуются, то это цепочки в духе 'boy', 'destroy', 'joy'. Когда это сопровождается бойкими риффами или цепкой мелодией, у меня нет с этим проблем. Проблемы начинаются, когда Алекс думает, что, выражаясь говноедским маркетологическим языком, в этих стихах есть добавочная стоимость, на которой можно вывезти целую песню. И именно здесь вступают Спаркс. Спаркс могли метаться между стилями и ставить радио-спектакли, но они неизменно оставались умниками, нашпиговывающими с серьёзным видом свои песни иронией и приколами для интеллектуалов с IQ больше 150 вроде «Жан Поль Срака» (до сих пор не понимаю его, тупой слишком). В этой коллаборации именно Спаркс отвечают за тексты песен — иначе бы на свет никогда не появился трек «Collaborations Don't Work».

В музыке авторство определяется очевидно. Почти все песни Спаркс требуют нескольких прослушиваний, чтобы своими повторениями засеть в памяти и потом выскакивать в голове в совершенно неожиданные моменты. 'Johnny Delusional', 'Police Encounters', 'Things I Won't Get' раскусываешь не сразу, в отличие от сингла 'Call Girl', крючок «Why don't call, girl?» которой звучит абсолютно францфердинандно — сочно как фруктовая жвачка, прилипчиво как та же фруктовая жвачка и почти безвкусно на 5-й раз, как всё та же фруктовая жвачка.

FFS — это явно не то, что обе группы хотели (и смогли) бы продолжить, но это ровно тот объём новизны и интереса, который достаточен для одного полноценного альбома, после которого я даже стал любить Франц Фердинанда чуточку больше. А это очень важно. Потмоу что, как сказал Джон Леннон, любовь — это всё, что нам нужно.

Впрочем, это тот же самый человек, который утверждал, что он морж и яйце-человек одновременно, так что я даже не знаю.
писано 10.09.2017