В 2015 Руфус Вейнрайт решил снизойти на наши уши настоящей оперой — ноу шит, с увертюрой, в двух актах, с тёткой ровно над вами, которая что-то постоянно шепчет своей подруге, и бутербродиками за 500 рублей в антракте. А ещё, сука, непонятно, когда надо хлопать!
В торрент, который я скачал, не положили либретто, поэтому хер проссышь, про что именно эта опера, но если я правильно понял описание из Википедии, она про день из жизни оперной певицы (so meta!), и если судить по тому, что я слышу, эта певица проводит свой день в постоянном пении, даже когда ей нужно, чтобы передали соль. Потом выясняется, что ей предстоит очень важное шоу, накануне которого оно влюбляется в музыкального журналиста (мы с женой так же познакомились, только она не оперная певица, да и я, если подумать, не очень-то музыкальный журналист).
Я не буду притворяться, что я разбираюсь в опере. Конечно, каждый из нас провёл вечер в опере (и день на скачках!), а также я скачал торрент с этим альбомом через одноимённый бразуер, потому что в нём по умолчанию есть VPN, который мешает капитану ФСБ дрочить на порнуху, которую я скачиваю, но в целом на этом мои познания про оперу заканчиваются. И даже если бы я что-то понимал в этом, конкретно
эта опера написана на французском, так что я заранее буду предполагать, что её текст — сплошные неприличности про багеты, которые засовывают в багетные отверстия, и называют это амуром!
Здесь важно отметить, что эту оперу Руфус сочинил в 2009 году, когда его альбомы уже перестали удерживать весь пафос и масштаб великомыслия. То, что запись произошла через 6 лет говорит лишь о том, что 'Prima Donna' не была мимолётным желанием попробовать себя в серьёзном деле, а тщательно исполненным проектом, качество которого требовало формального документирования — и вуаля, в клозетах по всему миру вместо пышных поп-песен внезапно вынуждены слушать полномасштабную оперу.
Я скажу это ещё раз, если вдруг у кого есть сомнения, это — настоящая без всяких скидок долбанная опера с симфоническим оркестром BBC и тенорами и сопрано монреальской оперы. Это не результат шальной мысли «
А в каком бы ещё стиле мне обосраться?», как это случалось с Полом МакКартни или Питом Тауншендом, это продуманный ход — Руфус прикинул свои силы, умножил на размер своих яиц и понял, что справится с задачей создания чего-то, что ещё никогда не удавалось кому-либо из поп-мира. Да, можно вспомнить заигрывания Фредди Меркьюри с Монсеррат Кабалье или попытки Moody Blues перенять структуру симфоний, можно припомнить кого-то там с кем-то там что-то там (если честно, мне в голову не приходят больше вылазки поп-музыкантов в настолько серьёзные воды), но 'Prima Donna' — на моей памяти единственный каминг-аут поп-певца в мир классической музыки, которому не приходится делать скидок за происхождение.
Как и полагается, главные музыкальные темы оперы прогоняются в увертюрах обоих актов и для меня это самые сладкие и насыщенные идеями моменты, в которых также нет вокала, который в остальное время не даёт сосредоточиться на красоте мелодий или просто оставить музыку в качестве фона. Что не означает, что этими треками (которые эти отсталые людишки из мира оперы называют сценами) нельзя бить задницу. Ещё как можно — но я хочу абстрагироваться от поиска и выцепления мелодий и указать на то, что этот альбом, по сути, редкий подарок, позволяющий притронуться к жизни, которая нам всегда будет недоступна — фраки и смокинги, премьеры на уикендах, светская тусовка, настоящий высший свет, которого в России даже, наверное, и не существует. Руфус изрядно попотел, чтобы все 2 часа и 10 минут, что звучит 'Prima Donna', вам не было скучно. Это очень редкое прочтение оперы с перспективы поп-музыки, в которой в течение 3 с половиной минут ты обязан развлекать и удерживать, чтобы не дай бог не потерять слушателя. Темпы, мелодии, инструменты, голоса по очереди меняются ровно с такой скоростью, чтобы не вскружить голову, но и не ввести в кому.
Возможно, любители оперы обосрут 'Prima Donna', потому что признать её успех равноценно признанию того, что проходной балл в мир классической музыки низок как никогда, но лично для меня 'Prima Donna' — это первая опера, в которой время течёт как на земле — 1 час прослушивания равен 1 часу жизни, а не как обычно, когда слушаешь-слушаешь-слушаешь это дерьмо часа 2 подряд, смотришь на часы а прошло всего 15 минут!