Если вы столкнётесь с задротом в битве о том, какая из пластинок Spacemen 3 является канонически первой (как будто от того,
как мы молимся на Джэйсона Пирса зависит акустическая благодать, которую снисходит в ответ), то, разумеется, продвигаемый задортами с обсессивно-компульсивным расстройством (которым немыслимо поставить вперёд пластинку, официально выпущенную позже) 'Sound of Confusion' 1986-го года выпуска формально занимает место дебюта, примерно на тех же основаниях, на которых Путин — кресло президента. Но все мы знаем, что в джаз-альбомах самое важное не время выпуска, а время записи, поэтому в очередной раз отдельно донесу это всем задортам с обсессивно-компульсивным расстройством — ОТ-С0-СИ-ТЕ. Да, там нолик вместо буквы «О», не обращайте внимание, это нормально.
В целом, что
так с этим альбомом, я уже рассказал в предыдущем обзоре. Фонящие гитары, два аккорда туда-сюда-туда-сюда, пока ты не достигнешь просветления и не выйдешь в окно, шугейз-баллады про Иисуса, смерть и наркотики и сияющее через всё это фигура Джэйсона Пирса, отстранённого, умного, скромного, гениального, упоротого, молодого, мудрого, в чёрных очках, который типа тут, но типа и не тут, который как раз где-то в районе подоконника говорит «
Ну, ладно, ты дальше сам, а я у меня тут дела, я пойду». Поэтому в этом обзоре я расскажу, что
не так в сущности с этим альбомом.
Хотя нет, для начала одно важное отличие — здесь есть 7-минутый кавер на 5-минутную песню 13th Floor Elevators (то есть наркоманы-космонавты были настолько упоротые, что отстают от нот и слов), который вызывает двоякие чувства. Во-первых, разумеется, исполнение Spacemen 3 пинает задницу в том, что апроприирует песню целиком — настолько, что без Википедии и не сказать, что это чужая песня. Это грузный монументальный рок-номер с гитарой, которая делает чёс-чёс через весь трек, наверное, он невероятен для того, чтобы под него долбить дурь, но для трезвого ума эти 7 минут, которые должны были уложиться в 4, под конец захватывают не сильнее видеозаписи приключения ползущей по щеке слюны во время сна. Именно поэтому 'Rollercoaster' не было на демо-записи, и именно поэтому 'Rollercoaster' есть здесь — потому что за пультом сидит продюсер, который имел своё представление о том, каким должен получиться первый альбом.
Ещё раз — на дворе 1986 год, на публику уже сброшен альбом 'Psychocandy' от Jesus & Mary Chain, и продюсер Боб Лэм пытался приткнуть звук Spacemen 3 где-то рядом, пытался свести его к довольно простой для слушателя формуле 'чуть-чуть от J&MC, чуть-чуть от Stoogies'. Проще говоря, его работа сравняла все острые углы, что торчали у Spacemen 3 и выставила группу, как хард-рок-упырей, нежели шугейз-упырей. Всё, что было действительно ново (а не круто) в идеях Джэйсона Пирса и Питера Кембера здесь можно расслышать, если только заранее знать эти идеи. Всё то, в чём Джэйсон и Питер не были особо хороши (а именно — игра на инструментах), здесь выставлено на первый план. И пластинка страдает от этого! За ваши грехи! Всё потому что ты, дорогой читатель, трогал себя там внизу, под одеялом, не отнекивайся, я всё знаю!
Разумеется, упоротая фолк-мелодия 'Feel So Good' и драйв 'Losing Touch With My Mind' (которая с этим бубном слишком
явно похожа на 'I Wanna Be Your Dog' Stooges — опять-таки, на демо-записи этого не было) по-прежнему здесь, но в этой версии звучания мне их пытаются продать, не думая о том, что я и так без всяких встречных попыток с их стороны готов их купить. Воистину конфузно!