logo

мужской разговор
о музыке

Liz
Phair

Общество хочет, чтобы Лиз писала нормальные цепкие приятные песни, но Лиз идёт тотально против системы. Выкуси, общество!

album

Exile in Guyville

1993

Женщина поёт собственные, то есть сочинённые женщиной без помощи члена песни! Это вообще законно в её штате? Голосовать — ладно, от этого всё равно уже ничего не зависит, но музыка! Музыка способна менять умы! Мы уверены, что готовы дать женщине в руки настолько серьёзный инструмент? Лично я — определённо, но что с меня взять, я ведь тоже женщи————

Так, это что такое? А, ну, вон! Господа, простите, моя секретарша случайно нашла клавиатуру, я обещаю, что это больше не повторится... Да, признаю... Нет, я не знаю, кто ей рассказал про буквы. Мне очень жаль. Я дам объявление о поиске новой, и найму первую, кто не сможет его прочесть и позвонить мне.

Итак, Лиз Фейр — фигура в конечном итоге настолько противоречивая, что я даже не знаю, как начать её представлять, чтобы не дать какой-то слишком однобокий взгляд. Поэтому я просто скину в кучу всё, что про неё можно и нужно знать: — Ещё в начале 90-х, когда мир не был повёрнут на феминистках (почему это слово вообще имеет женский род? Оно же, наоборот, должно быть универсальное), Лиз Фейр быстро окрестили оной (не йоко) из-за того, что её первые песни без стеснений и кокетства рассказывали про страсть к мальчикам (ПЕНИСЫ), про фрустрацию в отношениях (СНОВА ПЕНИСЫ), про секс (ОЧЕВИДНО, ПЕНИСЫ) с бывшими (И ИХ ПЕНИСАМИ) и минеты (СПЛОШНЫЕ ПЕНИСЫ) по утрам (ТВЁРДЫЕ ПЕНИ——— Путин!... Простите, пенисов было так много, что я машинально сказал своё стоп-слово. - Сейчас Лиз Фейр делает упакованную как говно на заводе в банки для панков поп-рок шоколадную пасту со вкусом говна без содержания шоколада. Не буду ходить вокруг да около — два относительно свежих альбома Лиз — полное умопомрачительное говно. Они делают с моими ушами такое, что я даже был готов написать пост в фейсбук с тегом #MeToo - В эпотаже Лиз опередила своё время минимум на 4 года: для обложки этой пластинки она настаивала на фото с оргией из кукол барби и кенов в бассейне. Лейбл отменил это, и лишь в 1997 подобное с большим скрипом цензуры было проделано Аквой - При этом этот альбом — нечто невероятно нежное, чувственное, открытое и как будто бы умное, которое можно слушать просто так, без всякого контекста, не зная ничего про барби и ПЕНИСЫ, просто ходить с ним в ушах часами по городу. И на этом я бы хотел сосредоточиться.

Легенда гласит, что 'Exile in Guyville' сделан в ответ 'Exile on Main St.' Роллинг Стоунз — похожие название, одинаковое количество песен и якобы их порядок соответствует темпу и настроениям песен Роллинг Стоунз. Что ж, это настолько полный фуфел, что дебютному альбому Лиз повезло, что он был записан не в Спарте — по сравнению со звуком Роллинг Стоунз это настолько дохлый альбом, что его бы, как особо нуждающегося, сбросили в скалы первым вне очереди вперёд детей, пожилых людей и инвалидов.

Этот альбом прекрасен в своей нежности и честности. Я мужчина (или это феминитив, и надо говорить «я мужчин»?), и я не даю и дерьма на счёт того, что 'Exile in Guyville' как-то нацелен против мужского доминирования (как в лично жизни, так и в звукозаписывающей индустрии). Более того, эта окраска про анти-мужицкость появилась у альбома уже позже его выпуска и если в очередной раз закрыть уши на всю шумиху вокруг, и просто протыкать одна за другой каждую песню свой палкой (речь про слушательную палку, грязнодумы! Я типа как Бетховен, оглох и только через трость могу наслаждаться звуковыми волнами, да), то мы получим одну из самых приятный пластинок начала 90-х, сочетающих этот ещё не успевший выйти в тираж звук гранжевой электрогитары, джэнгл-поп и акустические номера, все из которых объединяет простая подача, чистый вокал и цепкие мелодии (сходу топчик: 'Dance of the Seven Veils', 'Never Said', 'Divorce Song', 'Help Me, Mary' и у меня особая любовь к психоделической 'Flower'). Но чего вы не найдёте на других пластинках (даже Лиз Фейр) — это прямые и понятные истории про увядающие ОТНОШЕНИЯ. Про то, что «Джонни, осталось найти нам священника, и он может пропустить часть про "до самой смерти", потому что ты уже мёртв» или «Я бы не вылезала из койки с тобой, чтобы доказать, что я права, и что друзьями быть сложнее, чем любовниками, и что не надо смешивать одно с другим, потому что если ты попробуешь, и всё равно останешься несчастен, то очевидно, что проблема в тебе», которые без всякого предупреждения просто хватают тебя за яйца и тянут с такой силой, что с этими тезисами невозможно не согласиться — пусть даже минутой назад у тебя было другое мнение.

Несмотря на то, что эта пластинка получает все целиком заслуженые 5 звёзд, я всё равно остаюсь непоколебим, что место Фейр — на кухне.

Ой, я имел в виду Фейри! Честно!
писано 03.06.2018