logo

мужской разговор
о музыке

Yo La
Tengo

если бы я был занудой и меня было трое

album

President Yo La Tengo

1989

Эй, в смысле, «президент»? Мы его выбирали? Что, мы даже инди-президента выбрать себе не можем???

Если посмотреть на размер треклиста — всего 7 треков — кажется, что Ой Жи Менто просто не стараются. Серьёзно, это всё, что вы смогли сделать за 2 года без туров и давления со стороны рекорд-лейбла? Да я за пару дней смог бы всё это навалять. (*тужится, накладывает кучу*) Подождите, ещё 6 раз!

Но мерение числом треков уходит на второй план, когда дорогой читатель превращается в дорогого слушателя (в полночь, с душераздирающим криком, направленным в сторону полной луны) и включает первую 'Barnaby, Hardly Working', а затем предпоследнюю 'The Evil That Men Do - Pablo's Version'. Не то, чтобы остальные треки были евреями, а я Гитлером, но их существование правда имеет мало смысла.

Я начну, как и До Фа Солко с 'Barnaby, Hardly Working'. Я не хочу сейчас доставать микроскопы и делать фото-финиш, чтобы определить, кто был быстрее, они или Sonic Youth или кто-то ещё в том, чтобы совместить шум и джэнгл-поп, но факт в том, что не будь у группы продолжения, 'Barnaby, Hardly Working' стоял бы их монументом и величайшим достижением. Эта песня как будто случайно смешивает в идеальных пропорциях грув (мысленно вычлените дорожку ударных и баса, поставьте на повтор, протанцуйте всю ночь, засните под утро, пришлите боссу ссылку на этот текст в качестве оправдания, почему вы не пойдёте на работу, и он обязательно поймёт, ну, а если нет — то не поймёт), ленивый гитарный шаффл (из тех, что можно мотать под нос часами, не имея почти никаких навыков игры на инструменте, и балдеть от его простого просторного звука), но это мы слышали и на предыдущих альбомах. Главное украшение, вишенка на торте, Путин на мавзолее, палец на красной кнопке этого трека — это имитирующая сирену гитара, тянущаяся через весь трек, начинающаяся нигде, делающая полный круг и завершающаяся там же. Это — тот же самый трюк, оседлав который в полной мере они проткнули защиту центра удовольствий инди-пидоров в 90-х и вышли на новые уровни чувства прекрасного, что позволило им оттолкнуться от своих же достижений и начать штамповать всю эту классику, которая теперь постоянно всплывает в топах «Лучшие Пластинки 90-х и 00-х», составленного людьми, которые даже не жили в эти декады. 'Barnaby, Hardly Working' — это чертёж для 'Moby Octopad', 'Sugarcube' и ещё сотни треков, которые я бы перечислял до упада, но, к счастью, только что упал, будучи сметённым невероятной крутостью звука.

Проваляться можно спокойно следующие 4 песни, потому что при всей моей любви к Фо То Будко, они — ничего особенного. Неплохие, но все эти неплохие песни мы слышали на предыдущих альбомах и, если честно, моё терпение начинает теряться — одно дело рисовать смешные кляксы в 4 года и совсем другое — в 34 (это к тебе, дорогой Джэймс Поллок). Из этой четвёрки я бы выделил 'Alyda' как самую наименее примечательную и наименее выделяющуюся песню из всех — вот такой я противоречивый персонаж, да!

Я не знаю, кто додумался оставлять самое главное блюдо на десерт, но 10-минутный камаз из шума, гитарного фидбека и путающихся в струнах соляков в образе 'The Evil That Men Do' (о, нет, только не эта тема про #MeToo, пожалуйста!) — это ещё одна из их лучших попыток переизобрести себя. Этот трюк затем породил 'Cherry Chapstick' и прочие лучшие длиннющие треки, которые стали затем визитной карточкой группы. Ну, с учётом их длины, такая визитная карточка скорее бы была представлена в реальности рулоном туалетной бумаги, но тем круче!
писано 10.06.2018