logo

мужской разговор
о музыке

Yo La
Tengo

если бы я был занудой и меня было трое

album

Electr-O-Pura

1995

Ещё до того, как инди-ребятки поняли, что можно просто обдирать звук дебютного альбома Velvet Underground, Yo La Tengo подошли к этому обдиранию со всей тщательностью — они научились играть на инструментах. И лишь умея играть на инструментах, они пошли обдирать Velvet Underground, которые в свою очередь не умели играть на инструментах, так что в каком-то смысле получилось даже лучше.

Это заняло время, но разница между дебютным альбомом 9 лет назад и 'Electr-O-Pura' (названного в честь уже не выпускавшегося напитка с дефисами — нет, не в смысле, что напиток был с дефисами, типа как сок с мякотью, а название с дефисами — неужели мне нужно это вам объяснять, а, дорогие скобочки?) исключительно в том, что на 'Electr-O-Pura' группа определённо умеет играть. И не к месту расставлять дефисы, да. Или вы хотите мне что-то сказать морзянкой, дорогие ·––– ––– –···– ·–·· ·– –···– – · –· ––· –––?

Разница между тем, что было в начале и тем, к чему группа пришла на 'Electr-O-Pura', настолько очевидная, что даже если вы глухой, вы всё равно узнаете об этом — например, из моего обзора. И даже если вы слепой, то я всё равно смогу вам это рассказать — а, ну-ка, доставайте свои ручки из штанишек: ⠝⠁ ⠠⠠⠑⠇⠑⠉⠞⠗⠤⠤⠤⠕⠤⠤⠤⠏⠥⠗⠁⠠ ⠛⠗⠥⠏⠏⠁ ⠕⠏⠗⠑⠙⠑⠇⠡⠝⠝⠕ ⠥⠍⠑⠑⠞ ⠊⠛⠗⠁⠞⠾

Итак, теперь как я разнёс благую весть, мне всё равно сложно уложить в слова, в чём лучше всего проявляется эта слаженность группы. Из косвенных признаков: они перестали увольнять басистов, а также теперь авторство песен принадлежит всей группе сразу (как это было в Дорз или у Боба Дилана). Действительно ли нужно было уволить 7 бассистов, чтобы нащупать свой звук или можно было протянуть 7 лет с одним самым первым? Я не знаю, но почти каждый трек на этой пластинке мажет горчицу прямо в штаны, и если не от каждого из них можно словить кайф, то как минимум они показывают, насколько группа хорошо чувствует друг друга. На этих инструментах будто играет один человек, который прекрасно понимает, как именно он хочет ковать свой звук. Я не знаю, в чём секрет Йо Ла Тен Го, но начиная с этой пластинки их звук нельзя ни с кем спутать. Эта связка сухих похожих на перкуссию ударных и петляющего своей дорогой баса, в которой как будто оба не слышат, но при этом и не мешают друг другу — фак-фак-фак, именно в этом ошибка всех этих инди-чмошников: они начинают играть до того, как натренируют свою ритм-секцию. Без неё они могут быть броскими и яркими, но они не могут это растянуть. Они могут «рок», но они не могут «ролл». Могут «Бонни», но не могут «Клайд». Могут «сосать», но не могут «не». Послушайте 'My Heart's Reflection'. Есть ли у неё мелодия? Не лучше, чем вы можете достать в магазине «Б/У Мелодии из Европы на вес». Но эта ритм-секция, она реально накрывает поляну. То, как она формируется в течение 2 минут, выходит на рабочие обороты, обволакивает своим звуком пространство — фантастика. Джэм в 'Blue Line Swinger' не выдерживает критики в вопросе гитарных искусств, но ритм-секция опять как усилитель вкуса заставляет ставить его на повтор снова и снова (и снова (и снова)). 'Decora', 'I Heard You Looking', '(Straight Down to the) Bitter End' — всё это говно вывозится на одном лишь ритме.

И это я ещё не упомянул треки, в которых группа удосужилась написать мелодии! 'Paul is Dead' (пускай это будет ещё один аргумент в пользу мёртвого МакКартни) и 'Tom Courtenay' (да, они удосужились написать всего 2 мелодии на альбом)! Вот! Я их упомянул!

Я ставлю этому альбому Че Ты Ре звёздочки.
писано 22.07.2018