logo

мужской разговор
о музыке

Yo La
Tengo

если бы я был занудой и меня было трое

album

Strange But True

1998

Между тем, как записать отменный 'I Can Hear One Heart Beating As Что-То Там Я Уже Даже Не Помню, Что Именно, Но Как Бы Там Ни Было, Не Буду Утомлять Вас Своими Комментариями В Названиях Альбомов Ваших Любимых Групп' и шедеврально гениальный 'And Then Nothing Turned Itself Тоже Что-То Там, А, Вот Же, One, Точно, Я Вспомнил, I Can Hear One Heart Beating As One, Вот Как Назывался Предыдущий Альбом!!!', Йо Ла Тенго решили записать совместный альбом с Джэд Фейр, и тут вам всё должно стать ясно, потому что если в поиске набрать 'тайна имени Джэд Фейр', вы получите «полное днище». Ой, кажется, это была тайна и её не стоило рассказывать...

Джэд Фейр — это приблизительно две трети арт-панк (они едят дерьмо только из банок с надписью Campbell) коллектива Half Japanese, что в итоге делает его японцем на одну треть. Я знаю, вы можете начать спрашивать, мол, Серхио, как так может быть, что человек на треть японец? На половину, четверть или одну восьмую — да, но на треть — дудки! Что ж, у меня есть очень простое объяснение — его мать была на треть японкой и отец тоже был на треть японцем.

Теперь как мы решили национальный вопрос, самое время обратить внимание на то, что Йо Ла Тенго ни при каких обстоятельствах не начинали выгодные коллаборации. Сплошные неудачники или какие-то мутные проекты вроде того, когда они придумывали 78 минут звука для документальной подводной съёмки и вместо 22 записанных подряд каверов на 'Yellow Submarine' вышли с чем-то невероятно занудно заумным, как будто кому-то из слушателей реально не посрать на подводные съёмки.

Итак, Джэд Фейр и его хэнки-пенки с группой, которая была на пике творческого подъёма (уточню: я подразумеваю экстремум производной их креативности, а не саму креативность, если говорить языком улиц кампуса математического факультета). И что они же они сделали? Они записали 200 долбанных треков!!! Ладно, всего 22, но они настолько однообразные и сделанные по одному шаблону, что любой из них можно было повторить два десятка раз, и никто бы совершенно не потерял в качестве пластинки. И когда я говорю про эксплуатацию шаблона, это не очередной шаблон музыкального критика, это именно так: все треки одинаковые и все из них построены вокруг реальных новостных заголовков вроде 'X-Ray Reveals Doctor Left Wristwatch Inside Patient' или 'Car Gears Stick In Reverse, Daring Driver Crosses Town Backwards'. И как почти любая концепция, которой следуют студийной забавы ради или же просто для того, чтобы доказать себе, что ты это можешь неважно какой ценой, весь альбом 'Strange But True' плоско падает лицом в коровью лепёху.

Претензии две: здесь нет Джэдая Фейри или как там его зовут. Он не играет на инструментах, он не пускает звуковую волну голосом — его момент силы пренебрежительно мал, его КПД отрицательный, его работа равна нулю, если говорить языком улиц кампуса физического факультета. Ощущение, будто он как духовный отец-травокур поручил группе пройти путь очищения, горланя идиотские песни, составленные исключительно для того, чтобы их можно было собрать в новостную концепцию, а дальше хоть Carex Buxbaumii не расти, если говорить языком улиц кампуса биологического факультета. Второе — звук. Забудьте все инновации последних четырёх альбомов — гитара, ударные и бас, поданные в лицо с эстетикой сквирта 50-летней шлюхи, — вот всё, на что здесь можно рассчитывать на протяжении 22 треков без какой бы то ни было эволюции, как будто мы на богословском факультете, ей богу!

То, что начинается как ночь в почасовом отеле, не обязательно должно заканчиваться браком с 22 нежеланными детьми. Этот альбом был бы хорош в виде одного би-сайда, ну, максимум двух, но тогда если на каждую сторону приходится не более одной песни, то пластинка должна была бы быть объёмной и пришлось бы изобретать тетраэдровидную пластинку. Что было бы гораздо более серьёзным и полезным в жизни достижением чем этот альбом.
писано 01.08.2018