logo

мужской разговор
о музыке

Yo La
Tengo

если бы я был занудой и меня было трое

album

Summer Sun

2003

Когда я начал понимать, что Yo La Tengo становятся моей инди-группой номер 1 (из целых двух!), я решил скупать всё, что выходило с их именем — в частности, свежий на тот момент альбом 'Summer Sun', который заговнил сам Питчфорк, о чём я узнал только лишь купив лицензионную копию за 500 с хреном рублей (а «хрен» в нашей сегодняшней передаче стоит 26 рублей — как сейчас помню, этот диск обошёлся мне в баснословные 526 рублей, на которые можно было купить 5 обычных, то есть пиратских, альбома, и хрен бы ещё остался!). И вот вообразите моё разочарование, когда я пришёл домой, потратил 526 рублей, и понимаю, что купил альбом, которому Питчфорк поставил 6.0 из 10. Я помню, что, подкошенный таким убытком, сжал нервы в кулак и сказал себе «Ну, Серхио, сейчас ты выслушаешь всё дерьмо из этого альбома на все 526 рублей, не меньше».

Возможно, именно поэтому я слушал 'Summer Sun' больше, чем любую другую пластинку Йо Ла Чтототамго. А возможно и потому что ставил её перед сном на повтор, трогал себя, засыпал, видел под неё сны, просыпался, трогал себя... Да я и прямо вот сейчас, если честно, трогаю себя. Ничего не могу с собой поделать! Это рефлекс с первых же звуков пластинки!

Утки на букву «ш» в сторону. Это первый альбом группы, который словил разочарование поклонников, которые ожидали, что группа куда-то будет двигаться, а она да, но не так, как они ожидали. Проще говоря, его не поняли. После серий пластинок, на которых гитара если была не доминирующим, то как минимум равноправным инструментом, на 'Summer Sun' её почти нет — во всяком случае, на первом плане. И что же тогда вместо неё на этом самом первом плане? Мне сложно объяснить. Подождите, я дотрогаю себя сначала, а то невозможно два дела одновременно делать.

...Итак, 'Summer Sun'! Я ставил этот альбом на сон грядущий не случайно. Во всех его песнях как будто нет первого плана, он размыт, едва уловим как сюжет сна (под этот альбом мне снилось, например, как я снял шлюху с большими сиськами за 526 рублей, мы уединились в номере на шикарной кровати, а вот что было дальше убей не могу вспомнить), но от всех альбомов Yo La Tengo его отличает то, что вместо пения вы слышите долбанный мать его шёпот, и я не представляю себе, как группа играла этот альбом живьём — полагаю, абсолютно тяп-ляп, как они обычно это делают. Но в студии, в студии у Yo La Tengo совершенно другой подход — они великолепные дизайнеры звука, умудряющиеся выжать мелодию там, где ей неоткуда взяться. «А ритмы?», — спросите вы. И на это я отвечу: а ну-ка, молчать, вопросы тут задаю я! Вот, смотрите: а ритмы?

Ритмы абсолютно джазовые без убойной силы и с акцентом на слабую долю. Может показаться, что это летаргический альбом, но лично я схватил динамику 'Little Eyes' или 'Season of the Shark' моментально, и для меня в них столько же магии, как и на предыдущем диске, который по отношению к этому альбому будто сын маминой подруги — все им восхищаются, забывая про то, что 'Summer Sun' — ни разу не попытка покататься на успехе 'And Then Nothing Бла-бла-бла'.

Инструменталы, кавер на забытую песню Big Star, и даже трек с переслащенным названием 'How To Make Baby Elephant Float' — всё внезапно кликает вместе в полноценный прогон, который заканчивается ласковой импровизацией 'Let's Be Still', которая, простите за штамп, «двигается, стоя при этом на месте» — 10 минут застывшей во времени джазовой импровизации. Если и есть за что снимать очки этой пластинке, так только за отсутствие яркого хита, которым можно заманивать неверных и обращать их в поклонников.
писано 04.08.2018