Есть группы, как кольчатые черви: когда их дробят на сольные проекты, фанатам только лучше — для них хорошей музыки становится в два-три раза больше. Кипелов уходит из Арию? Отлично, теперь у нас есть Ария и Кипелов. Галлахер увольняется из Oasis? Пффф, можно вывезти Галлахера из Oasis, но вывести Oasis из Галлахера невозможно — теперь у нас в два раза больше Галлахеров/Оазиса. Другое дело группы, где всё держалось на тонкой химии отношений участников. Годы между 'Think Tank' и 'Magic Whip' родили сольного материала больше, чем вся история Blur, но какой толк от этих пластинок, если на них нельзя молиться или хотя бы заряжать от них воду? То же со Stereolab.
'Void Beats/Invocation Trex' — вторая пластинка в каталоге и первая, сделанная группой
осмысленно. К её моменту Летиция Садье уже наладила мануфактуру сольных пластинок, звучащих как одно большое расстройство — и я уже сожалею, что не желудка, потому что даже это было бы веселее. 'Void Beats / Invocation Trex', напротив, звучит будто парень после расставания начал ходить в качалку — тут всё атлетичное, стройное и упорядоченное. Разумеется, блин, вместо этого процесса расщепления атома на 2 неравноценные половинки, все бы предпочли одну новую пластинку Stereolab, но так как до неё ещё пара тысяч световых лет (причём судя по всему в обратную сторону), особо выбирать не приходится.
Здесь самое время расставить дилдо по жопам Моррисси и его дружков: несмотря на все претензии, которые я смогу придумать к этой пластинке, она невероятно качественная и ладная. Она берёт в путешествие и усаживает на козырное место рядом с водительским, она впечатывает в сидение космическими, вылетающими за пределы стратосферы номерами — всё на месте. Просто от сравнений со Stereolab не уйти, как не обмануть сердце фаната Stereolab — мы знаем, что их полноценный альбом смог бы реабилитировать даже 8 эпизод Звёздных Войн, а ведь этот кусок говна по тошнотворности уступает лишь ещё непридуманному 9-му эпизоду Звёздных Войн.
В сравнении с влажными мечтами о реюнионе Stereolab новый альбом Cavern of Anti-Matter всегда будет звучать слабее. Причина не в ностальгии и прошлом, а, наоборот — в будущем. На каждой пластинке Stereolab тебя тыкали мордой в это будущее, сшитое по чертежам настоящего. Это было осязаемое будущее, над которым не надо было ломать голову — в нём ясно читался твой завтрашний день, и это делало Stereolab актуальными при всех их мозгах, отсылках к сюрреализму и ситуационизму. Совсем другое дело 'Void Beats / Invocation Trex' — здесь Тим Гейн обращается к видениям будущего, испытанным в далёком прошлом, да к тому же не им, а его героями — Neu!, La Dusseldorf и Silver Apples. Погружаться в этот ретро-футуризм — как вспоминать курс доллара 2014 и думать, сколько валюты можно было бы купить на свою нынешнюю зарплату.
Ещё раз: это ни в коем случае не принижает компетентность Тима Гейна в организации длинных краут-рок сюит вроде 'Tardis Cymbals' или 'Hi-Hats Bring the Hiss'. Мало кто умеет столь вежливо обращаться со звуком, увлекая вглубь трека и одновременно хвастаясь «Смотри, как охеренно я могу». Единицы способны думать электонно и действовать аналогово. Но при всей интеллектуальности в 'Void Beats / Invocation Trex' отсутствует причастность к настоящему, что заставляет смотреть на альбом как на упражнение, нежели работу. Последним осиновым колом в многострадальную жопу Моррисси служит (не)случайное совпадение минорной линии клавишных во второй половине 'Pantechnicon' (на ~5:30) с мелодией трека Electric Light Orchestra 'Yours Truly, 2095' с альбома 'Time' (следите за руками) аж 1981 года выпуска (воу!). Когда действительно думаешь наперед, отсылок к абсурдному синтипопу 35-летней давности не получается, пусть даже в изящном и тактичном, подобно ещё одним моим почившим героям Emeralds, исполнении.
Тим, мы все тебя любим. Но, вспоминая Грэма Коксона, который в итоге набрал номер Албарна, я умоляю тебя — позвони Летиции! Не дай ей родить альбом от другого самца!