logo

мужской разговор
о музыке

Bob
Dylan

Дид Боблан

album

Bob Dylan

1962

Частично для того, чтобы отдать альбому должное, но больше для того, чтобы погрести случившееся в порту Аляски из прошлого обзора стопкой новых букв, я решил написать новый обзор на дебютный альбом Дилана. Так скажем, ремастер с ранее неизданными символами ;$'*@*.(@)}:($|{();.&/@&|%-!%|!@,'<:|< .&/@&|%-!%|!@,'<:|< — так, стоп-стоп, я не хочу раскрывать все козыри в самом начале.

Я не понимаю, почему историки выбрали 1962-й год для начала отсчёта музыкальной истории Дилана. Почему нельзя было выбрать, к примеру, 1900-й или хотя бы 1960-й для обозначения его первого альбома? Всем было бы удобнее считать, в каком году дискографии Боба Дилана мы сейчас живём. Может быть это кажется очевидной идеей сейчас, в 62-м году от первого альбома Дилана, а тогда это было сложно вообразить, но что-то мне подсказывает, что эти историки не такие уж и умные люди.

Немного забавных фактов: на обложке Боб отзеркален. Мало кто заметил это (наверное, из-за того что имя Bob — палиндром), но выдаёт гитара для левшей. Мда. Забавных фактов и правда немного.

Это интересный альбом и довольно редкая пластинка, которая сработала сильно после своего выпуска как часовая бомба, ну, или точнее как годовая или даже декадная бомба, если вы понимаете о чём я (если нет, подождите до 72-го года от начала первого альбома Дилана). И я говорю не про его странный чартовый успех (№13 в великобританских чартах через три года на волне успеха от электрических пластинок), и даже не то, что это очень важный альбом для Дилана, через который он учился развивать свой собственный сторителлинг (я про очень проработанную и доведённую до ума 'Talkin' New York', вопреки тому, что почти нигде нет следов её становления, как это обычно бывает с дилановскими песнями).

В начальном обзоре я смог прочувствовать аутентичность пластинки, но если меня спросить, сказал бы, что Дилан получил контракт, как флаер на улице — мол, в то время их раздавали налево и направо. Разумеется, это не так, хотя бы потому что выпуск самой пластинки был делом дорогим (это сейчас баррель нефти можно купить у руских, а раньше приходилось убивать и разлагать дорогих динозавров), поэтому контракты получали лишь избранные. Дилан, Роллинг Стоунз, Битлз, а также Джолли Джаг Йи-Ха Флаинг Рэмблерс. Разумеется, Дилан получил контракт от Джона Хэммонда потому что первый разбирался в блюзе, а второй — в Бобах (он бы точно отличил зеркального!), и из всех смог выбрать лучшего. И у меня есть очень хороший пример того, что я имею в виду под этим: трек 'In My Time of Dying'. Это спиричуэл 20-х годов, который Дилан скорее всего нигде не мог купить, чтобы переслушать сотню раз и точно скопировать для своего альбома. Он мог его только услышать, интерпретировать и по-своему запомнить, чтобы потом выдать его на дебютной пластинке. И именно поэтому сейчас, когда мы можем легко сопоставить версию Дилана и близкую к оригиналу версию Blind Willie Johnson'а (вышедшую аж в минус 37 году от первого альбома Дилана!), обе из них звучат аутентично и по-своему сильно. Это то, как жил блюз до изобретения конвейера точных копий, он передавался через людей, которые добавляли что-то своё, и это было совершенно естественно. И благодаря тому, что Дилан пронёс через себя 'In My Time of Dying', эта песня в итоге оказалась на альбоме Лед Зеппелин 'Physical Graffiti' в грандиозной 11-минутной форме с Джимми Пейджем, который как будто хочет этим одноаккордным риффом перепилить чугунный мост.

Примерно та же история с 'Baby, Let Me Follow You Down', в которую Дилан добавил больше мягкости и мелодичности (это ещё заметнее на электро-версии с концерта в Альберт-Холле 66-го года), да и с многими песнями, у которых в титрах идёт Traditional, arranged by Dylan. Я добавлю к ним ещё довольно пронзительное исполнение 'See That My Grave Is Kept Clean' авторства Blind Lemon Jefferson'а (я смотрю, Дилан любит таскать песни слепых негров, впрочем, так даже лучше, они ж даже не узнают, что ободравший их парнишка белый) — и это получается пластинка, в которой есть интерес помимо исторического. Во всяком случае это на порядки лучше каверов, которые старик начал гнать ровно через 60 лет в 60-м году от начала отчёта музыкальной истории Дилана (ну и совпадение!!!).
писано 04.07.2024