logo

мужской разговор
о музыке

Bob
Dylan

Дид Боблан

album

Another Side Of Bob Dylan

1964

Я люблю этот альбом. Вы знаете, я вообще люблю альбомы. Мне кажется, что без альбомов у нас бы не было музыки.

Но этот альбом — нечто особенное, и сложность этого особенного в том, что нужно знать контекст, чтобы его любить по-настоящему, на 4 с половиной звёздочки сильно. Если быть вне контекста, это просто пластинка Бомж Дилана, которому нечем платить за электричество: акустическая гитара, которая не впечатляет мастерством игры, и губная гармошка на частотах, которые, я надеялся, к старости моё ухо перестанет различать, но нет же, а также — неслыханная неслыханность!!! — ПИАНИНО на 'Black Crow Blues', которое после трёх пластинок, забитых от начала и до конца акустической гитарой, просто взрывает мозг разнообразием. Вау, новое измерение! Вот она, эта ещё одна сторона Боба Дилана, теперь в два-с-половиной-дэ, все надеваем красно-синие наушники!

На этой пластинке Дилан больше не показывает пальцем на тебя, дорогой белый слушатель, и не укоряет, мол, кто негров эксплуатировал, га? Кстати, по поводу негров. Мы живём в обществе, где защищают потребителя незаконных услуг и карают представителя оной — к примеру, дилера наркоты. Поэтому я не совсем понимаю претензию к белым, которые покупали в своё время негров. Да-да, разумеется, работорговля это плохо, но почему мы обвиняем потребителя? Ведь очевидно же, что виноваты продавцы. Ну, то есть другие негры, я про это, да.

Так вот, на 'A Nothern Side of Bob Dylan' Дилан оставляет всё то, что выходило кондово и примитивно на 'The Times They Are A-Changin' — обобщения и удобная узколобая критика прошлого, которое не может ничего сказать в ответ. И про это здесь есть классика 'My Back Pages', где Дилан критикует сам себя за костную старческую мудрость давно всё понящего про жизнь умника-социалиста с прошлой пластинки (и обещает исправиться в следующей пятилетке). Ещё одна великая песня, 'Chimes of Freedom' (с техникой игры, которую позже Дилан разовьёт на 'Tangled Up in Blue'), с воображением переиначивает гимн методистской церкви, но сохраняет его объединяющий посыл. Среди хитов также: игривая 'I Don't Believe You' и 'It Ain't Me Babe', к которой я более прохладен. В ней Дилан рассказывает своей девушке, что он: 1) откажется от неё 2) подведёт её 3) убежит и бросит 4) заставит плакать 5) скажет «прощай» 6) солжёт и причинит ей боль. Ха! Да вас только что за-анти-рик-роллили, дорогой читатель!

Но правда же, эта песня мне никогда не нравилась своим посылом, хоть в ней и есть какая-никакая оригинальная мелодия. Я до сих пор не понимаю, почему фанаты проглотили это нарциссическое отречение от обязанностей перед возлюбленной, как будто это что-то, что делает Дилана яркой личностью. Не менее я удивлён и тому, что 'All I Really Want to Do' отмечают как хайлайт пластинки, хотя это звучит как попытка Дилана сделать что-то в духе Битлз, но без мелодии и ритма — да, похоже на Битлз, в которых Ринго Старра сняли с ударных и поручили писать песни.

Зато здесь снова есть юмор! 'Motorpsycho Nightmare' и 'I Shall Be Free No. 10' — одни из самых весёлых песен Дилана, среди прочего иронично обыгрывающих ровно те же темы (фобия коммунизма, гонка вооружений с русскими), которые Дилан лил нам в уши с серьёзной миной альбомом ранее. И мелодии! Тут есть оригинальные мелодии, которые вроде как Дилан ни у кого не спёр — красивые 'Spanish Harlem Incident' и 'To Ramona' (которую он позже доработал до 'Visions of Johanna'). Это проходные песни Дилана, но вместе с хитами они создают очень плотный поток хорошего материала почти без просадок.

Кроме 'Ballad in Plain D', где Дилан выносит всё грязное бельё из завершающей сссры с Сьюз Ротоло (заметили, что вместо слова «ссоры» я написал «сссры»??? Это потому что она была сccраной коммунякой!). Это не песня, а просто жопа. В смысле, не жопа, а другая сторона Боба Дилана, да. Как у луны, да. Боб Дилан показывает нам луну на этой песне, дошло?
писано 28.07.2024