logo

мужской разговор
о музыке

Bob
Dylan

Дид Боблан

album

The Bootleg Series Vol. 4: Bob Dylan Live 1966
live record

1998

Нумерация официальных релизов бутлегов Дилана — примерно как серии Star Wars, поэтому мы тоже начнём с 4-й части — концерта в Манчестере 17 мая 1966-го года, то есть уже после записи альбома 'Blonde on Blonde', но до его выхода. В 90-х Дилан подумал, что можно заработать сладких барышей не только выпуском новых альбомов, которые никто не покупал, но и выпуском бутлегов, которые все хотели иметь, которые все уже купили, но когда их перевыпустили с буклетиком, захотели купить снова и дороже.

Именно так я попался на эту удочку и в 2002-м году отдал что-то в районе 53 долларов за этот альбом с доставкой с Амазона при зарплате 0 долларов в месяц (или неделю, я уже не помню). Видите ли тогда ещё Сакатоши Тороното не придумал торренты, сайт rutracker и пользователя sashka79, и нам приходилось отдавать деньги за каждую попытку услышать что-то новое. Даже если диск был пиратский, это стоило денег, потому что, не знаю, амортизация попугаев, крюков, деревянных ног и всё такое. Лицензионный же диск стоил от 8 до 15 пиратских, поэтому целиться нужно было очень точно. Я прицелился и из всех возможностей (среди них — 32 минуты проститутки, и кто знает, какие песни она бы могла спеть) я выбрал именно этот концерт, потому что все наперебой рассказывали, какой это невероятный и важный и музыкально радикальный документ эпохи. Получив его на почте и проведя с ним весь день до того, как я смог его, наконец, послушать, я успел перечитать буклет три раза (потому что чем больше читаешь, тем сильнее снижается себестоимость одного прочитывания), пустить слюни от сравнений смелости Дилана с «Весной священной» Стравинского, а затем поставить первый диск и понять, как меня надула шайка жуликов, действуя хитрым планом в сговоре: Дилан в 66-м, Columbia Records в 98-м и оставившие отзыв покупатели в 02-м.

Люди, которые не слышали этот альбом (а послушать его целиком невозможно, только если вы поставили его играть и ушли в другую комнату, а потом и вообще из дома по делам, а потом пришли к его завершению), один за другим вторят истории про то, как Дилан ездил по Европе и революционно показывал всем свой наэлектризованный средний палец. Как его гнали со сцены, а он огрызался "Play it fucking loud" и отвечал шквалом электрического звука. Как его освистывали и называли Иудой, а он спокойно отвечал "I don't believe you". В общем, прям как Иисус Христос. Только немного лучше.

Немного справки. Концерт поделён на 2 акта: первый — акустический, второй — электрический, где Дилана сопровождают Hawks, которые в скором будущем поняли, что не хотят быть известны как просто какая-то группа сопровождения, и назвали себя со всей доступной фантазией The Band. В перерыве между сменой дисков можно съесть бутербродов по оверпрайсу для пущей реалистичности. Зал настроен к Дилану прохладно, все пришли с ожидаем фолк-музыки (хотя как уже год слушали два электрических альбома), но прилежно хлопают первую половину, а затем медленными волнами хлопанья и улюлюканья саботируют начала некоторых электрических песен, но когда вступают ударные этого уже не слышно.

Это то, о чём говорят все. О чём они НЕ говорят, так это о том, что Дилану было не очень интересно играть этот концерт. Уже записанный, но невыпущенный 'Blonde on Blonde' стал поворотом от рокенролла прошлых двух альбомов в сторону мягкого и чуть мистического мульти-инструментального звука, ради которого сессии были перенесены в Нэшвилл. Но здесь на электрической части его сопровождает тот же набор инструментов, что и на 'Highway 61 Revisited', и я не могу отделаться от ощущения, что Дилану к этому моменту было неинтересно играть нота-в-ноту аранжировки 'Ballad of a Thin Man' или 'Like a Rolling Stone'.

И уж точно ему было неинтересно играть акустический сет, который тянется как пасхальное обращение патриарха. Электрические песни типа 'She Belongs to Me', 'Visions of Johanna' и 'Fourth Time Around', спетые под одну гитару, звучат бедно и долго. А акустические песни типа 11-с-половиной-минутной 'Desolation Row' или 9-минутной 'Mr. Tambourine Man' звучат как анти-материя, поглощающая время. Голос Дилана усталый, незаинтересованный и почти без эмоциональных артикуляций. С небольшой помощью ребрендинга первый диск можно просто засунуть в жопу. Было Бутлег, стало Баттплаг Сирис, как вам?

Этот альбом предсказуемо хорош только тремя моментами:

- звучавшая интимно и одиноко на дебюте 'Baby, Let Me Follow You Down' здесь переделана под звук группы, и Робби Робертсон на гитаре, а затем Ричи Мануэл на пианино доставляют компактные непричёсанный и крайне точные соло, которые гармонично сшиваются немного хаотичной работой ударника.

- то же с 'One Too Many Mornings'. Эта версия — этап в развитии до той берущей за душу аранжировки, которую Дилан играл в 1976-м, но уже здесь она звучит гораздо интереснее оригинала.

- 'Tell me Momma'! Не попавшая на альбом песня в духе 'From a Buick 6', но более динамичная, лиричная и с классной сбивкой ритма перед припевом.

- электрическая версия 'I Don't Believe You' тоже очень хороша.

Да, я знаю, что я говорил про три момента, а указал целых четыре, но лучше вас будут обманывать вот так, чем как Дилан, Columbia Records и уйма подпевал в отзывах к альбому, которые не могут признать, что потратили уйму денег на еврейское надувательство.
писано 24.08.2024