logo

мужской разговор
о музыке

Bob
Dylan

Дид Боблан

album

John Wesley Harding

1967

Гитлера все называют мастреским оратором и рассказывают про то, как он завораживал толпу своими речами. Но вы когда-нибудь слышали его выступления? Я послушал! «Хаупверхдверч ихн бин вайсдрос куптгехрагт воссенштрейхен вас билднострихт» и прочее в таком духе. Что это за белиберда??? Вообще ничего не понятно! Кто в своём уме мог поддаться этой чепухе! Сплошное разочарование!... Пойду сожгу еврея.

О, а вот и он. Но сначала немного истории. Этот альбом Дилан сделал в Нэшвилле половиной своей задницы после того, как другой половиной записал около тридцати песен с будущими The Band, ни одна из которых не попала на альбом, — позже их выпустили как 'Basement Tapes'. Вместо полировки записанного он за 13 часов студийного времени записал 12 новых песен. Альбом назван в честь жестокого головореза Джон Уэсли Хардина (один из многих случаев восхищения Дилана перед преступниками вроде Рубина Картера или Джо Галло). На обложке рядом с Диланом местный плотник и каменщик Чарли Джой, а также два индейца, а, нет, всё в порядке — индуса. А то я уже испугался, что фотография украла их душу, но у индусов её нет изначально, так что не страшно.

О, а также тут на обложке (если её перевернуть) есть Битлз! Точно так же, как Дилан есть на обложке Сержанта Пеппера! Вот это хоммаж!



Эта одна из тех тихих протестных пластинок Дилана, где тот чешет против ожидания, ничего при этом не делая. Система хочет, чтобы Дилан писал абсурдные песни под электрогитару, а Дилан выводит медитативные стихи про святого Августина. Точно так же, как Дилан стал игнорировать модные социальные темы на 'Another Side of Bob Dylan', здесь игорируется психоделия 1967-го, а также хитроумная задоумность абсурдной поэзии, к которой Дилан нас приучил на прошлых трёх альбомах. Это старый трюк в книге Дилана, и когда он затягивается ('Selfportrait', 'Shot of Love', 'Triplicate'), это начинает действовать на нервы, но в первый раз всегда свежо.

С этим альбомом странно. С одной стороны, у него простецкий звук — минимальные ударные, бас и вечные дилановские гитара и гармошка. Реже добавляется пианино, а также педальная слайд-гитара. С другой — везде есть какой-то секретный компонент, который заставляет всё это звучать свежо, но наверное сам он располагается где-то за 20 КГц, и его можно обнаружить только с помощью специальной собаки. Стихи Дилана ранжируются от наивных ('I'll Be Your Baby Tonight' про то, что Дилан будет вашей деткой сегодня) до раздражения прямых ('The Ballad of Frankie Lee and Judas Priest' про Френки Ли и Джудас Приста и 'I Am a Lonesome Hobo' про то, что Дилан — одинокий бродяга) до мистических ('All Along the Watchtower', 'I Dreamed I Saw St. Augustine') и поэтических ('As I Went Out One Morning'). Поэтические стихи! С рифмами-шмифмами!

Самый пинок пластинка даёт от 2-й до 4-й песни, где Дилан звучит по-пророчески зловеще. Я думаю, именно в этом секрет алмаза 'All Along the Watchtower', который не отсвечивает, пока не разглядываешь в нём шедевр южной готики, с текстом, который хрен знает про что именно, поэтому его можно трактовать так же глубоко, как Евангелие. Фигура Шутника, который заперт в бессмысленном мире вокруг него, фигура Вора, который напоминает ему, что оба проходили и не через такое, что этот унылый мир не станет их судьбой, пусть конец и близок. Мне сложно читать это иначе, как диалог воров (Благоразумного и Безумного), распятых рядом с Христом: один пытается убедить другого, что спасение есть и не следует цинично от него отказываться. Появление двух всадников — это отсылка к Книге пророка Исаии, глава 21, стих 9, в котором пара гонцов возвещает о падении Вавилона, города разврата и греха, подтверждая тем самым слова Вора. А также моя собака подсказывает, что в середине есть что-то про лизание жоп.

Единственная песня, с которой я не могу окончательно договориться, это 'The Ballad of Frankie Lee and Judas Priest'. Её ненавидят за линейность и поучительность истории (в которой Джудас Прист сознательно губит Френки Ли благими намерениями), но меня впечатляет попытка Дилана написать песню, в которой каждая новая строчка добавляет всегда одинаковое количество информации к уже рассказанному. И пускай она самая длинная (5 с половиной минут), и два аккорда, на которых держится всё повествование, успевают заклевать мозг, я не могу не отметить мастерство, с которым Дилан раскрывает историю куплет за куплетом.

А теперь абзац, в котором моя собака решила воспользоватья тем, что в интернете никто не знает, что ты собака. Давайте лизать друг другу жопы!!!
писано 12.09.2024