logo

мужской разговор
о музыке

Bob
Dylan

Дид Боблан

album

Self Portrait

1970

Вот это носяра! Кажется, сейчас нам опять будут вталкивать по оверпрайсу двойной альбом какого-то гов—

К сожалению, предыдущий абзац закончился и мы не узнаем, что же именно будут втюхивать нам по оверпрайсу, поэтому вам придётся купить этот альбом и решить самим.

С уважением ваш,
Деньгштейн Йезшекель Гешефтович


Итак, это один из «тех самых» альбомов Дилана, про которые у публики сильно менялось настроение в течение десятилетий. Конкретно этот сначала все диспропорционально ненавидели (ок, кроме Марка Болана, который в то время был акустическим хиппи-травокуром, а когда ты получаешь поддержку от хиппи-травокуров, в пору задуматься), а потом (примерно 5-8 лет назад) диспропорционально стали любить — и, кажется, я знаю причину. Новые поколения могли скачать альбом у sashka79 или послушать его на Youtube-канале Дилала. Старые поколения из 70-х должны были заплатить двойную цену. И я думаю, что моя средняя оценка объясняется тем же — я купил этот альбом на пиратском диске за 70 рублей в 2001-м году.

Это также один из «тех самых» альбомов Дилана, на которых идёт деконструкция его наследия, и я думаю, это ещё одна причина, почему в 70-ые он был встречен настолько враждебно — тем поколениям было сложно видеть падение идела. Ровно поэтому новые поколения, взрощённые с раздражением от статичности, негибкости, утверждённом и прописанном в книгах и биографиях превосходстве рок-музыки, были рады видеть, как Дилан гладит современников против шерсти. По этой же причине эта же публика любит Йоко Оно, первый сольный альбом 'McCartney' (Джонатан Радо из Foxygen выпустил его альбом-кавер) и 'Metal Machine Music' Лу Рида. Обратите внимание, что они не любят по-настоящему слабые невдохновлённые альбомы Дилана типа (спойлер) 'Down in the Groove', (эй, не читай, спойлер, ниже ведь будут обзоры на эти альбомы!!) 'Knocked Out Loaded', а также (СПОЙЛЕР, АЛЁ!!!!) ты — гей, дорогой читатель за то, что читаешь спойлеры. Потому что эти слабые альбомы не раздражали мейнстрим-критиков, потому что были ожидаемые от Дилана. Иными словами, слишком многим нравится оторопь современников от пластинки, а не сама пластинка.

Показательно, что у Дилана уже как два года в загашниках были 'Basement Tapes' — столь же непричёсанные, но оригинальные и более качественные песни, и он всё равно решил выпустить это. Но это совсем не так плохо, как может показаться из обзоров. Более того, это очень хороший альбом, в котором просто меньше Дилана, чем обычно, и больше жанра — кантри, каверов и аранжировок народных песен. Возможно, зная про повторный расцвет Дилана в 70-ые и камбек в 90-е, всё это воспринимается легче, чем тогда в 1970-м, когда после ненапряжного 'Nasville Skyline' ещё более необязательный 'Self Portrait' показался терминальным диагнозом. Но теперь как дискография Дилана написана, мы способны вытащить пинцетом каждый альбом и разглядеть его независимо, как независимая сильная женщина независима от независимых штатов США, которые в свою очередь независимы от сильной независимой женщины!!!

Из пунктов защиты: здесь, в первой же песне, где женское трио повторяет строчку про уставших лошадок все три минуты до бесконечности, начинается история женских подпевок, которые Дилан очень оригинально использовал на протяжении ещё дюжины пластинок. Также здесь ещё 2 классических хита с концерта на Isle of Whight — 'Like a Rolling Stone' и 'She Belongs To Me', которые забавно перетянуты в сторону хонки-тонка и буги-вуги — думаю, именно здесь впервые проявилась склонность Дилана переодевать песни в другие жанры, на чём построен весь 'Live at Budokan' 78-го года. Наконец, тут есть 'Quinn the Eskimo', которая стала хитом ещё 2 года назад в руках Manfred Mann — история, которую я до конца не понимал, но даже самые гадкие критики этого альбома вынуждены признать, что технически один хит тут есть.

Что касается обвинения, да, я прекрасно понимаю, что Дилан — это не Хэнк Уилльямс, не соль земли, не крунер или мастер кавер-версий. Одновременно с этим я не буду притворяться, что без Дилана я бы услышал раскатисто-мелодичные народные 'Alberta' (которая восхитительна в обеих версиях, блюзовой и хонки-тонк) и 'Belle Isle', а также 'Days of 49' (хотя его замедленная и более ровная по настроению версия мне нравится больше), а также 'Copper Kettle' (у Дилана связка едва заметных женских бек-вокалов и струнных сработана волшебно) или 'Take a Message to Mary' (переход перед куплетом у которой на секунду похож на дилановскую 'I Don't Believe You') — и это замечательные и частые моменты пластинки, которая, да, могла бы быть короче без потерь качества, но теперь, из 2024-го она воспринимается как отменный сборник би-сайдов и ни разу не похожа на отступничество или ересь, сколь бы белорусские критики ни кричали «Ыуда!» (что на английской раскладке означает 'Self', хммммм).
писано 08.10.2024